Над самой полноводной в Крыму рекой Бельбек, в районе села Мало-Садового, выдается в долину мыс Ай-Тодор. Под его отвесными стенами приютилась древняя христианская обитель святого Феодора (или Теодора). Подобно многим монастырям Тавриды, она основана православными иконопочитателями из Византии в УШ-ТХ веках.
Топоним «Ай-Тодор» знаком для многих читателей по книгам о Южном береге – это скальный мыс Ай-Тодор между Ялтой и Мисхором. На вершине его маяк, на восточном отроге - знаменитое Ласточкино гнездо.
Так же было названо великокняжеское имение в Гаспре; гора Ай-Тодор есть под Алуштой (возле Малого Маяка); на восточном побережье тоже встречаются места с такими названиями. В Крыму был очень распространен христианский культ святых Теодора Тирона и Теодора Стратилата.
Главный храм монастыря
Во всем средневековье ужаснее других оказался для нашего полуострова год 1475, когда турецкая армия захватила Восточный и Южный Крым. Очередной отряд турок шел на Мангуп-Кале, чтобы покорить жителей столицы княжества Феодоро. На пути оказался этот беззащитный и безобидный монастырей, и османы играючи разорили его. С тех пор монастырь не возрождался и не перестраивался, так что эти подземные средневековые руины могут служить еще одним маленьким музеем византийского православия.
От Терновки недалеко и до другого монастыря со сходным названием – Челтер-Мармара, который находится всего на расстоянии около километра от пещерного города Эски-Кермен. Татарское название обители - Челтер-Коба («чилтер» - решетка, «коба» — пещера). Основой для названия послужила череда деревянных балкончиков, лесенок, переходов, которые когда-то соединяли между собою весь комплекс пещер и, видимо, напоминали мусульманам решетки.
Пещеры Челтера выдолблены в скале, у самого подножия. Если идти вдоль речки, сначала увидим келью - очень маленькую пещерку, входить в которую можно только согнувшись. Пройдем дальше, еще мимо нескольких помещений в скале, в том числе хозяйственных. За ними откроются похожие друг на друга кельи. Можно только вздохнуть и от души посочувствовать их бывшим обитателям.
Вот и главный зал - уже не искусственная, но самою природой сотворенная карстовая полость. Ее площадь 150 квадратных метров. Контраст между тем, что мы видели до сих пор, и этой настоящей пещерой вынуждает остановиться и застыть в изумлении: действительно, это самый большой в Крыму пещерный храм со всеми атрибутами православной веры: следами алтаря, могилами, купелью.
Если двигаться вдоль скалы, то постоянно перед нами будут следы келий в виде искусственных пещер, потом длинный грот к роднику. И все это - один монастырь Челтер? Скажем больше: перед нами лишь остатки монастыря, в основном скальные стены и остовы келий. Надо еще суметь вообразить, что было здесь на самом деле, - иначе не стоило так далеко забираться что бы посмотреть фото Челтера.
Ущелье предстает перед посетителями по-разному. Многие считают его сумрачным, пугающим. Даже скалу, что нависает всею мощью своей над обителью, местные жители прозвали Гроб-скала, а само ущелье, по которому бежит вода, татары нарекли странным именем - Хор-Хор («Плохой-плохой»). Невдалеке от монастыря выросло село Малое Садовое. Чистой водой из ущелья пользуются монахи и жители этого села; перед монастырем она собирается в купель.
Послушникам монастыря эта местность внушает состояние душевного покоя и навевает мысли возвышенные. Это объяснимо, ведь православные зодчие очень внимательно относились к выбору мест основания монастырей. На помощь строителям и настоятелям призывали людей, коим дано чувствовать подземную энергетику, определять ее полезное или вредное воздействие.
При всей внешней суровости, при всей отгороженности от мира, монастырь «Челтер-Коба» благостен уже своим положением на местности. Хотя жить в нем, конечно же, трудно. Вопреки мнению далеких от религии верхоглядов, в монастырях не только собственный дух, но и хозяйство вдали от городов и селений требует работы. Ушедший в монастырь человек должен постоянно поддерживать себя и своих братьев по вере напряженным трудом - это тоже один из секретов физического и духовного оздоровления.
Э с к и - К е р м е н
Эски-Кермен — средневековый город-крепость в юго-западной части полуострова Крым, в 14 км на юг от города Бахчисарай и в 5 км на северо-запад от руин средневекового города Мангуп-Кале. Название переводится с крымскотатарского как «старая крепость».
Территория города занимала площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину. Построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, после Чуфут-Кале. Он входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.
Маршруты к Эски-Кермен идут от сел Холмовка, Залесное, Терновка, Красный Мак, куда можно добраться на рейсовом автобусе из Бахчисарая.
Пещерный город Эски-Кермен насчитывает около 400 пещерных помещений, 50 зерновых ям, 118 кормушек для скота, 2 тарапана и множество хозяйственных сооружений. Кроме того, здесь семь пещерных храмов и руины большой наземной застройки, из которой выделяется здание базилики, заложенной еще в VIII веке, а также несколько раскопанных усадеб.
Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. История города до X века известна мало, поскольку город был незначительным укреплением. Хотя на данный момент некоторые исследователи склоняются к версии, что, возможно, крепость Дорос находилась именно здесь, а не на Дырявом мысе Мангуп-Кале.
Это отражено в названии города крымскими татарами: «Старая крепость». Косвенным подтверждением этой гипотезы является наличие осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором; подобного не было в других известных укреплениях византийцев периода строительства защитной линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма.
С X века начинается постепенное разрастание города и рост его значения, с наибольшим расцветом приходящимся на XII и XIII вв, когда количество жителей превысило 2000 человек.
В то время здесь уже существует полноценный средневековый город, плато застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым способна проехать повозка, на территории города находился правящий епископ округи, о чём свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот.
Перестраивается и расширяется Базилика предположительно построенная в период с конца IV века до начала VIII века, в центральной части плато.
В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского Беклярбека Ногая и уже не смог до конца восстановить своё былое значение.
В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался.
В окрестностях остаётся только небольшое поселение: Черкес-Кермен (с. Крепкое) расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней античности и до начала 70-х гг. ХХ-го века.
Один из путей на плато Эски-Кермена лежит через северную калитку – узкий коридор в скале, по которому можно было пройти лишь поодиночке. Оборону здесь в состоянии держать даже небольшой отряд, тем более что с тыла над противником нависала глыба северного дозорного комплекса, откуда было удобно обстреливать весь скальный распадок.
На вершину глыбы прорублена широкая лестница. На восточном склоне находится грандиозное гидротехническое сооружение – осадный колодец, второй по масштабности после чуфуткалинского колодца Тик-Кую.
Из естественного грота, где был обильный источник, строители пробили сквозь скалу путь на плато. Почти вертикальная лестница из пяти маршей имеет в высоту более 30 метров, у самого выхода вырублена пещера для охранников колодца. Еще один пешеходный путь на плато проходит через восточную калитку.
В маленьких пещерах для жилья можно различить дверные проемы со следами от петель, дымовые отверстия над бывшими очагами, каменные «кровати», ниши для посуды и других вещей (вероятно, туда встраивали деревянные шкафы). Кое-где остались цистерны для запаса «технической» воды (видимо, дождевой, потому что не очень натаскаешь из колодца), столбы с проушинами для привязи скота, кормушки-«ясли»...
В скальном склоне вырублены ступеньки и уступы для удобства подъема, а у самого выхода снова необходимо пройти через узкий коридор, над которым нависают скальные глыбы с площадками для защитников.
А для телег и повозок с южной стороны был устроен колесный путь, ведущий тремя маршами к главному входу в город. Проехав контрольный пункт (выступ на дороге, через который перебрасывали мостки), путник попадал на главную улицу города, протянувшуюся до самой середины плато к главному храму – базилике.
С обеих сторон улицу обступали вначале пещерные, а затем наземные постройки. Сегодня на месте наземных зданий лишь холмики земли, кустарники и редкие россыпи камней.
Наиболее известный из пещерных храмов Эски-Кермена Судилище является результатом более позднего объединения нескольких пещер.
Тропинка от него ведет мимо второго и третьего казематов к маленькой церкви Успения Богоматери, между Южными воротами и Восточной калиткой. Прежде чем появился храм, здесь явно было хозяйственное помещение. После него остались следы тарапана и зерновая яма в скале.
Фреску датируют XII - XIII веками. Еще один храм с фреской – церковь Успения. Его апсида вырублена в помещении, носившем явно хозяйственное назначение LXVII. Здесь имеется большая яма, ссыпное отверстие в потолке и редкий для Эски-Кермена тарапан. На западном склоне представлено обилие самых разнообразных пещерных помещений, часто объединенных в большие блоки. Выступающие в долины скальные глыбы с неповторимыми формами также использовались человеком для устройства внутрискальных помещений и сооружений.
Хорошо сохранившиеся укрепления VI и XII веков. Около 350 пещер, вырубленных в скалах в самом городе и около 50 вне его. Большая часть из них появилась в XII—XIII веках как хозяйственные помещения, в основном как загоны для скота, реже как склады. Небольшая часть пещер (15 %) выполняла оборонительные либо сакральные функции.
Руины базилики размерами 24×13 м конца VI века, с позднейшими достройками в XI веке. Комплекс осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором, выводившим к пещере, где скапливалась питьевая вода. Колодец действовал до конца VII века. Несколько пещерных храмов, вырубленных в скалах в XII—XIII со множеством фресок (сильно повреждённых вандалами).
Знакомство с Эски-Керменом начинается у начала подъема дороги на плато. У тропы стоит огромная каменная глыба. Внутри ее расположен храм. На стене фресковая роспись, нанесенная в древности по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников. Один из них с копьем, разящим змея — Георгий Победоносец. На крупе лошади другого всадника, сзади прицепился малыш. Что это за ребенок, почему он здесь нарисован? Предположений много, но тайна не раскрыта до сих пор. Под фреской надпись: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов 67..(год)». По новому исчислению это столетие между 1192 по 1292 годами, время последнего столетия существования города. Возможно, храм прославляет отважных воинов, похороненных здесь же.
Обойдя пещерный город Эски-Кермен и возвращаясь к автостоянке у северного мыса, все долго не могут унять сожаление, что не все увидели, что пора уезжать и неизвестно, когда еще доведется побывать здесь снова. А кому-то приснятся эти обрывы, тропинки, подземные комнаты с очагами, храмы и некрополи, кто-то и во сне будет пролезать сквозь заросли в дозорный каземат, прыгать с этажа на этаж пещерных «квартир», а потом спускаться, держась за стены, по скользким полустёртым ступеням осадного колодца .
Ю. М. Могаричев Пещерные города в Крыму. Изд. Сонат, Симферополь, 2005.
А.Г.Герцен, О.А.Махнева. Пещерные города Крыма. Симферополь1989г. Е.М.Якушева, А.М.Нижура «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. Симферополь 1972 Haury j. Procopii Caesariensis Opera Omnia, Vol. Ill, Lipsiae in aedibus B.G. Teubneri MCMLXIII, p. 63.
http://adonis-crimea.com.ua/