-–убрики

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 42) —редневековые_замки “емы_и_схемы про_искусство ¬аш_дизайн —тильные_аватары_и_дизайны Live_Memory –≈“–ќгалере€ Ћучшие_схемы_на_Ћ»-–” леди_—јћќ_—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ _¬_»_Ќ_“_ј_∆_ BeautyMania ÷арство_ улинарии —ообщество_“ворческих_Ћюдей –адуга_женственности ¬сЄ_дл€_блога Ёнциклопеди€_красоты —екреты_здоровь€ ÷итируем_“ут »нтересно_об_ј¬“ќ »нтерьер јватары_дл€_всех Ћи–у ¬округ_—вета ѕутешестви€_и_туризм  артинки_дл€_днева ЌјЎ_—јƒ Camelot_Club DGANNA3 Geo_club ѕрогулки_по_планете klasika18 Ќеизвестна€_ѕланета  луб_ расоты_и_«доровь€ ћо€_кулинарна€_книга јрт_ алейдоскоп Ћюбимый_ƒизайн_ƒневников ∆енска€_тема Alia_B45 “олько_дл€_мужчин “олько_дл€_женщин  луб_‘отопутешествий —хемы_и_темы
„итатель сообществ (¬сего в списке: 12) Ќаши_схемы ј–“_ј–“ель ћировой_инет Ћюбители_ѕутешествий Ўкола_»ггдрасиль DGANNA3  ино-¬идео-Ќа-Ћиру Live__ART WiseAdvice ќ_—амом_»нтересном Ўкола_слав€нской_магии Alia_B45

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.01.2012
«аписей: 24089
 омментариев: 1793
Ќаписано: 26480



—обор —в€той —офии в —тамбуле

¬торник, 10 ћарта 2020 г. 02:07 + в цитатник
÷итата сообщени€ «емной_шар
—тамбул имеет богатую историю, и это обусловлено его более чем удачным расположением. ѕо этой причине на прот€жении многих столетий он был важной столицей двух великих империй - ¬изантии и ќсманской империи. »сторическое наследие различных культур и движений все еще можно увидеть по всему городу и сегодн€. ќдним из лучших примеров этого исторического сли€ни€ €вл€етс€ величественное архитектурное сооружение - —обор —в€той —офии.


ѕервый камень в фундамент величественного —обора —в€той —офии был заложен еще во времена ¬изантийской империи. Ќа месте €зыческих св€тынь, пострадавших от пожаров в далеком 537 г., был воздвигнут восточно-православный собор, который пережил немало событий и кардинальных трансформаций.


Ћитографи€ —обора —в€той —офии, 1857 г.

— изменением религиозных канонов и собор претерпевал реформы, когда старообр€дчество в этом регионе потер€ло приоритет, ему на смену пришел католицизм. ѕо этой причине —офийский собор стал называтьс€ римско-католический храмом, но начина€ с 1453 г., после захвата города османами христианска€ св€тын€ была преобразована в мечеть. Ћишь в 1935 г. он перестал быть культовым сооружением и теперь —обор —в€той —офии существует как культурно-исторический музей, куда каждый год приезжают тыс€чи посетителей, чтобы увидеть захватывающую карту истории, скрытую в различных архитектурных стил€х.


Ќаравне с другими здани€ми исторической части —тамбула —офийский собор был внесен в список ¬семирного наследи€ ёЌ≈— ќ


—хема-чертеж конструкции —обора —в€той —офии


 упол —обора —в€той —офии взметнулс€ над землей на 56,6 м

» это немудрено, ведь каждый изгиб, каждый элемент декора повествует об истории создани€ уникального пам€тника, начавшейс€ задолго до того, как был возведен храм, который мы может видеть сейчас.

»стори€ создани€


ƒо возведени€ —обора —в€той —офии на этом св€щенном месте было срублено два культовых €зыческих сооружени€, сгоревшие во врем€ пожаров. ѕосле последней трагедии в 532 г. император ёстиниан I приказал построить новый, более роскошный храм. ƒл€ этих целей доставл€лс€ высококачественный камень и мрамор. ƒл€ оформлени€ портика по приказу императора из древних храмов были привезены мраморные колонны со всех уголков его империи.

Ќа строительные работы было нан€то более 10 тыс. человек, которыми руководил архитектор из “раллеса јнтемий (»сидор ћилетский). „тобы храм был более величественным правитель приказал украсить практически все элементы интерьера золотом, серебром, слоновой костью и полудрагоценными камн€ми. ѕонадобилось почти 6 лет, чтобы состо€лось тожественное открытие новой базилики (27 декабр€ 537 г.) императором ёстинианом I.


’ристианские св€тыни, сохранившиес€ внутри —офийского собора (—тамбул)

“еперь эта базилика считаетс€ образцом византийской архитектуры. ≈е императорский купол, несколько раз подвергавшийс€ реставрации и переделке, до сих пор вызывает восхищение. » это пон€тно, ведь его грандиозные размеры действительно впечатл€ют - купол диаметром 31 м. достигает высоты 55,6 м.

«а много веков существовани€ св€тын€ преображалась и измен€лась, сохран€€ на своих стенах все больше и больше уникальных изразцов, надписей, фресок и т.д. » это немудрено, ведь грандиозный храм с большим нефом и сверкающими золотыми мозаиками только 900 лет был христианским собором, не говор€ о последующих трансформаци€х.


¬изантийска€ мозаика и надписи сохранились до наших дней (—офийский собор, —тамбул)

Ќесмотр€ на почтенный возраст и реконструкции, даже сейчас на стенах и колоннах Ђ—офииї можно увидеть уникальные мозаики и надписи-граффити, созданные мастерами из монашеских кругов на прот€жении нескольких веком. “акже можно увидеть письмена сделанные выходцами из  иевской –уси. Ќа некоторых стенах есть даже рунические скандинавские надписи, нацарапанные воинами вар€жской гвардии византийского императора.

¬се надписи и сюжеты мозаик до сих пор активно изучаютс€ исследовател€ми, причем тайну происхождени€ некоторых событий и изображенных архитектурных сооружений до сих пор не могут разгадать, ведь не сохранилось ни единого аналога.


ћраморные колонны были доставлены из храма —олнца, а из Ёфеса -8 уникальных в своем роде колонн из зеленого мрамора (—офийский собор, —тамбул)


ѕосле захвата  онстантинопол€ османами —офийский собор начали превращать в мечеть с минаретами

— падением империи после прихода османов, христианскую св€тыню начали активно перестраивать и превращать в мечеть. ѕримечательно, что все работы проводились с максимальной осторожностью и уважением к символам другой веры. ќб этом свидетельствует тот факт, что золотые мозаики, надписи и фрески не были разрушены во врем€ этого процесса, а лишь покрыты штукатуркой.

Ѕолее того, во врем€ преобразовани€ интерьера культова€ коллекци€ исламской каллиграфии также была нанесена на свободные стены —обора —в€той —офии, чего нет ни в одной другой мечети мира. —пециалисты считают, что такой порыв был продиктован той красотой, которую видели перед собой османские мастера.


—офийский собор - единственное место, где можно увидеть образцы исламской каллиграфии в мечети


ћинареты создавались на прот€жении нескольких веков и разными султанами

 онечно же, не обошлось и без строительства минаретов - высокой башни разной формы, с которой призывают верующих на молитву, €вл€ющейс€ одним из главных элементов в архитектурной конструкции мечети. “еперь уже в јй€-—офии (с тех пор так ее называли) минареты были возведены в разные периоды.

—правка: ¬ арабском €зыке Ђай€ї имеет два значени€. Ёто может быть им€ - чудесна€, изумительна€, прекрасна€, особенна€. “акже может обозначать маленькую главу  орана.


¬ башн€х-минаретах сейчас расположен мавзолей султанов


ќмфалон - место коронационной церемонии восточно-римских императоров

ѕри султане ‘атихе ћехмеде, который и захватил  онстантинополь (впоследствии —тамбул), был построен юго-западный минарет, сын его Ѕа€зид II возвел северо-восточный, а вот два остальных сооружени€ создавались намного позже. »х проектированием и строительством занималс€ —инан - один из самых известных османских архитекторов и инженеров.

ѕосле строительства минаретов установили мраморный резной минбар (трибуна, с которой имам читает п€тничную проповедь), а в XVIII столетии в следствие перестройки собора (при султане ћахмуде I) в 1739-1742 гг., пришлось перенести алтарную части собора, чтобы установить в нем михраб (ниша, в которой молитс€ имам мечети).


ћихраб находитс€ в юго-восточном углу собора, указыва€ направление на ћекку


¬изантийский саркофаг и христианские символы, сохранившиес€ в —оборе —в. —офии

ѕостепенно мечеть превращалась в помпезное религиозное сооружение, в котором хранились самые значимые св€тыни и привезенные трофеи с захваченных территорий. ѕо сведени€м редакции Novate.Ru, те бронзовые подсвечники, которые сейчас можем видеть возле михраба были привезены еще в 1526 г. из Ѕуды (столица ¬енгрии до захвата ќсманской империей) султаном —улейманом ¬еликолепным.

ѕосле многовековой истории существовани€ в роли мечети первый президент “урции ћустафа  емаль јтатюрк распор€дилс€ превратить —обор —в€той —офии в музейный комплекс. ѕо этой причине с 1935 г. началась грандиозна€ реставраци€, дливша€с€ несколько дес€тков лет. ¬ ее ходе было решено сн€ть штукатурку, чтобы раскрыть уникальную мозаику, котора€ прекрасно сохранилась под ней. ѕосле сн€ти€ огромных ковров взору посетителей предстал роскошный мраморный пол с витиеватым Omphalos (св€щенный объект), наход€щийс€ в центре.


¬ начале 20-го века мечеть јй€ —офи€ получила статус музе€, но христианский мир хочет вернуть собору его первоначальное предназначение


ћного лет не прекращаютс€ реставрационные работы в стенах музейного комплекса јй€ —офии (—тамбул, “урци€)

–аботы выполн€лись так, чтобы сохранить и исламские украшени€, и религиозные символы христиан. ”читыва€ столь почтенный век св€тыни была проведена реконструкци€ некоторых элементов сооружени€ и интерьера. Ѕлагодар€ проведенным работам посетители, приход€ в —обор —в€той —офии могут видеть лучшие образцы византийского и османского стилей. ѕричем подобного переплетени€ различных культур в одном сооружении нельз€ найти в целом мире.







 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку