Миллефиори (millefiori) |
Иногда, глядя на творения рук человеческих, понимаем, что гениальность творчества и мастерство не знают пределов совершенства. Эта мысль приходит на ум, когда видишь творения, созданные из муранского стекла. Такие мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов - мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры и формируются мастером-стеклодувом в необыкновенно красивые сосуды, предметы и украшения.

Удивительное по своим характеристикам муранское стекло - самая пластичная, самая податливая разновидность этого материала. Его секретная формула состава позволяет воплощать даже очень смелые фантазии стеклодувов-художников в самые причудливые и непредсказуемые формы.
А сама миллефиори (мillefiori) - так называется техника, в которой это стекло используется в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», «цветочный луг».
Поэтому веками, искусно создаваемые изделия из муранского стекла в этой технике, приравнивались к драгоценностям. Они всем своим видом напоминали поделочные камни: агат, сердолик, халцедон.
Метки: искусство интересное |
Художник Яцек Йерка - Jacek Yerka |
РЕАЛИСТИЧНЫЙ СЮРРЕАЛИЗМ
Яцек Йерка - Jacek Yerka - псевдоним Яцека Ковальского - на ранних работах автора можно видеть букву «K», на более поздних работах стоит подпись «YERKA».
Яцек родился в Северной Польше в 1952 году. Будущий художник рос в окружении средневековой архитектуры, чудом уцелевшей от бомбежек во время второй мировой войны. Окрестности дома и кухня бабушки, где юный Яцек проводил много времени, оказали огромное влияние на творчество художника.
«Мне кажется, 50-ые были этаким Золотым Веком. Это счастливые годы моего детства, наполненные волшебством окружающего мира. В моих работах это отражается в зданиях, мебели и различных довоенных безделушках. Если бы мне было нужно нарисовать компьютер, я бы непременно приложил довоенную эстетику и к нему» - вспоминает Яцек.
Свою первую картину, по словам художника, он написал еще до поступления в колледж. Яцек Йерка изучал графику на Факультете Изобразительного Искусства в Университете Николая Коперника в городе Торунь. Его преподаватели некоторое время пытались научить его рисовать в более современной абстрактной, менее детализированной манере, но художник видел в этом желании преподавателей попытку удушить его собственный стиль. Со временем учителя Йерки оставили эти попытки, видя необычный талант ученика.
Стиль Яцека Йерки критики относят к реалистичному сюрреализму и стилю фэнтези.
Американский писатель фантаст Харлан Эллисон - Harlan Ellison был настолько впечатлен работами Йерки, что специально написал 13 новых коротких историй для «Mind Fields» - первой опубликованной в 1994 книги работ Йерки. Каждая история относится к одной из тридцати вошедших в «Mind Fields» картин этого замечательного польского художника.
В 1999 году вышла другая книга Яцека Йерки «The Fantastic Art of Jacek Yerka» - портфолио из 21 работы художника.
В 1995 году Яцек Йерка получил престижную премию «World Fantasy Award» как лучший художник.
Работы Яцека Йерка выставляются в Польше, Германии, Франции, Монако и США, а также находятся в ряде коллекций по всему миру.

Метки: живопись искусство |
Наша Планета теперь живет в другом измерении |
Такие статьи люблю. Мне они интересны. Иногда предлагаю для ознакомления своим читателям. Это и интересно, и пугающее, и настораживающее в одном целом. Статью привожу без всяких изменений. В конце добавил ссылку на источник. Итак!
Ученые-ядерщики долгое десятилетие работали с атомом водорода — протоном. И в конце концов они зафиксировали невероятное...
Все ещё помнят ожидания 2012 года, страх неизвестности, ожидания катаклизмов, которыми нас пугали… Переход состоялся, но не там, где его ожидали… Планета начала жить в другом измерении, пишет brainum.

Метки: интересное наука разное необычное |
Семь любопытных памятников науке |
Ученые постоянно занимаются научными изысканиями, но лишь немногим удается совершить открытие, которое действительно меняет судьбу человечества. Ну а собственного памятника удостаиваются единичные открытия. «Вокруг света» рассказывает о семи таких «научных» памятниках, на которые стоит посмотреть.
«Лента Мёбиуса» в Москве (Россия)
В 1997 году в Москве установили памятник ленте Мёбиуса. Нетрудно догадаться, что она получила свое название в честь придумавшего ее немецкого математика — Августа Мёбиуса. До его открытия считалось, что у любой поверхности всегда будет две стороны. Однако благодаря своей ленте ученый доказал существование геометрических объектов только с одной стороной. Интересно, что одновременно с Мёбиусом такое же открытие сделал математик Иоганн Листинг.
Метки: интересное искусство скульптура |
НЕПОВТОРИМАЯ ЖИЗНЬ КАМНЯ В УДИВИТЕЛЬНЫХ СКУЛЬПТУРАХ УРАЛЬСКИХ МАСТЕРОВ |
Талант, мастерство, внутренняя наполненность рождают шедевры. А шедеврами в камнерезном искусстве Россия может гордиться заслуженно.Урал считается Родиной камнерезного и ювелирного искусства. Этому послужили и добротные залежи драгоценных металлов, и особый уральский дух. Мастера с Урала бережно хранят традиции и совершенствуют своё мастерство. Сегодня я хочу познакомить вас с современными уральскими камнерезами из студии «Святогор» и их невероятными работами, под впечатлением от которых я не первый день. Мастера работают преимущественно в технике объемная мозаика. Это наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Особой популярностью пользуются сказочные и мифологические персонажи, исторические личности. Камнерезы раскрывают потенциал камня в каждой отдельной детали. Вы только посмотрите, как вкрапления на камне придают реалистичность кожным покровам.
Метки: искусство интересное скульптура |
ДОБРАЯ ЖИВОПИСЬ "ЗА ЖИЗНЬ" АНДРЕЯ РЕПНИКОВА |

Андрей Репников - родился в 1963 г. в Москве, занимается живописью с 1990 года.
Репников нигде не учился искусству рисования. Он, как это принято говорить, - самородок. Рисует российские пейзажи и городские виды, монастыри и дворцы, людей и улицы. Создал свыше 5000 пейзажей и картин в философском, романтическом и юмористическом жанре. Живопись автора представлена в частных собраниях, в России и за рубежом"Моё искусство -это форменный… винегрет!… и я его очень люблю!" (С) Андрей Репников
.
Альбом «Колбаскин и другие...»

01. Чижика купили

02. В город за конфетами
Серия сообщений "юмор":
Часть 1 - МУХА И ПАУК.
Часть 2 - Смешные зверьки Сурикаты
...
Часть 24 - Проблемы крокодила
Часть 25 - Живописные шедевры Альфонса АЛЛЕ + история "чёрных квадратов"
Часть 26 - ДОБРАЯ ЖИВОПИСЬ "ЗА ЖИЗНЬ" АНДРЕЯ РЕПНИКОВА
Часть 27 - Идеальная женщина
Часть 28 - Десять признаков старпера
Часть 29 - ЗАБАВНЫЕ КОТЫ ГУЛЕНЫ И ДЕБОШИРЫ НА ГОРОДСКИТХ ПЕЙЗАЖАХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ТАТЬЯНЫ РОДИОНОВОЙ
Часть 30 - Возвращение японского городового
Метки: искусство живопись животные юмор |
Сказочный сад скульптур Бруно Торфса в Австралии |
Давайте совершим путешествие в магическую и таинственную страну чудес, которая находится в мире, наполненном фантазией, великолепием и юмором.
Страну, где в зачарованном тропическом лесу каждый поворот тропинки раскрывает восхитительное чудо искусства…
На юго-востоке Австралии есть одно волшебное местечко. В маленьком городе Мэрисвилл, неподалеку от Мельбурна в штате Виктория, облюбовал место для своей мастерской под открытым небом скульптор Бруно Торфс (Bruno Torfs).

И вот, уже более четверти, века сочетает красоту природных ландшафтов с искусством садовой скульптуры собственного творения.
Метки: интересное природа путешествия скульптура |
Animusic: от свистков и колокольчиков до музыки мечты |

Animusic - это серия роликов, демонстрирующих самобытные и удивительные виртуальные музыкальные инструменты, анимация которых сгенерирована на основе музыкальных MIDI-партий.
![]() |
«Этот диск адресован взрослым и детям, инженерам и музыкантам, фанатам анимации и… в общем, всем людям! Вы будете улыбаться, хохотать и даже кричать от изумления! Проигрывая этот диск, вы будете поражены фантастическими возможностями современной телевизионной аппаратуры и домашних кинотеатров» – так анонсирует свою продукцию компания Animusic («Анимированная музыка»).
Кому-то может показаться, что это просто рекламное преувеличение, маркетинговый ход. Однако отзывы публики еще более экспрессивны. Что же так «цепляет» зрителей и слушателей, что заставляет их снова и снова нажимать на кнопку повтора полюбившихся клипов? Почему количество просмотров некоторых видеороликов на сервисе YouTube перевалило за полтора миллиона, а фанаты, буквально выучившие наизусть оба DVD от Анимузыки, забрасывают сайт производителя письмами, умоляя назвать дату выхода третьего диска? |

Метки: музыка интересное необычное наука интернет |
Живые фотографии Жульена Дувье |


Можно сказать, что это новая эра в фотографии — создание изображения, которое еще не видео, но уже и не фотография. Посмотрите синемаграфии, созданные графическим дизайнером из Франции — Жульеном Дувье (Julien Douvier).

В его работах вы увидите простые сцены из повседневной жизни, глядя на которые, вы почувствуете, что смотрите кино.
Метки: фото интересное разное |
99 САМЫХ ЛУЧШИХ ЛЕКАРСТВ |
99 САМЫХ ЛУЧШИХ ЛЕКАРСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНО СОХРАНИТЕ
Простуда
1. Ибупрон – сильное обезболивающие средство, быстро действует, в виде шипучих таблеток щадит желудок, а в свечах удобен для малышей.
2. Колдрекс – отличный сосудосуживающий препарат. Быстро действует, потому что его растворяют в горячей воде.
3. Назол – избавляет от насморка и не дае
Метки: полезное |
Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь. |
Последние слова многих великих людей канули в лету - никто не узнает, что сказал перед смертью Альберт Эйнштейн по той простой причине, что его сиделка не знала немецкого. Но все же, если немного пофантазировать, то кое-что можно восстановить.
Существует стереотип, что к смерти нужно относиться очень серьезно. Но,собственно говоря - почему? Представляете, как будет обидно, если в мире, в который вы попадете после смерти не будет ни улыбок ни смеха. Но в этом мире никто не может запретить вам улыбаться. Даже ваш начальник, который,возможно, именно сейчас строго смотрит на вас. А вы, в свою очередь,стараетесь сделать сосредоточенное лицо "человека который на работе" - ведь на работе смех и улыбки нужно дозировать. Но почему? Откуда взялся этот дурацкий стереотип? Как вы помните, Великий барон Мюнхгаузен сказал много замечательных слов. Но последние его слова были именно такими:
Метки: интересное история |
Cамые красивые потолки мира |

Метки: интересное искусство история |
Искусство микроминиатюры |
Метки: интересное искусство |
Часы с русской душой |


Метки: люди искусство разное |
И.В.Гёте «Фауст»/ Проблематика «небес, земли и ада. |
Иоганн Вольфганг Гёте. Иллюстрации Сиверцева и Эжена Делакруа.
В трагедии И.В. Гёте «Фауст» проблематика «небес, земли и ада» развивается в «Прологе на небе» — где действуют Господь, архангелы и Мефистофель, Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики — «К тебе попал я, Боже, на прием…» — словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и усердного раба. Мефистофель соглашается, что «этот
эскулап» «и рвётся в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли», — отмечая противоречивую двойственную натуру учёного.
Мефистофель над Виттенбергом
Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать […] прах от башмака». Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Метки: искусство поэзия писатели живопись |
Кинцуги - японское искусство |
Метки: искусство интересное |
Что скрывают древние японские курганы и почему стоит заглянуть в замочную скважину |
Япония интересна тем, что постоянно удивляет европейцев своей самобытностью и одновременно – схожестью с западной культурой. Трудно поверить, но вплотную к зданиям мегаполисов в этой стране примыкают некие подобия заброшенных рощиц, часто занимающих довольно большую площадь. Это не парки, не скверы и не сады, а древние курганы, которые предки современных японцев возводили над погребальными камерами.
Метки: история интересное архитектура путешествия |
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... ЮРИЙ БОГАТЫРЕВ- АРТИСТ И ХУДОЖНИК |

Серия сообщений "кино":
Часть 1 - Вера Холодная
Часть 2 - Бенни Хилл
...
Часть 17 - ТАКОГО ВТОРОГО АРТИСТА, КАК ГАРИН, НЕТ И БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ. ФАИНА РАНЕВСКАЯ
Часть 18 - Андрей Кончаловский: «Мы оказались очень разными»
Часть 19 - ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... ЮРИЙ БОГАТЫРЕВ- АРТИСТ И ХУДОЖНИК
Часть 20 - Идеальная женщина
Часть 21 - "Джульетта, перестань плакать!"
Серия сообщений "актеры":
Часть 1 - Вера Холодная
Часть 2 - Бенни Хилл
...
Часть 41 - ДОМАШНИЙ ДРУГ. ПИТОМЦЫ, ВОШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ
Часть 42 - Андрей Кончаловский: «Мы оказались очень разными»
Часть 43 - ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... ЮРИЙ БОГАТЫРЕВ- АРТИСТ И ХУДОЖНИК
Метки: актер кино живопись |
Даниил Хармс |

Даниил Хармс
гений абсурда
30 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге родился самый эпатажный советский писатель и поэт Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв). Умер он 2 февраля 1942 в Ленинграде.
Наше третье тысячелетие полно абсурда. Поэты, писатели, музыканты – все говорят, что в мире творится хаос, и стараются показать это в своих творениях. Политики пытаются упорядочить этот хаос, привести все в норму, миролюбивые люди, точно так же, как и милитаристы, верят в абсурдную идею человеческого всемогущества, верят в то, что любую сложнейшую проблему можно решить своими силами.
Для начала стоит разобраться в самом термине – «абсурд».
«Абсурд»- неуловимое чувство, зарождающееся в глубине самой души достаточно спонтанно. По своей глубине чувство это схоже с сердечными переживаниями, внешне которые могут вовсе и не проявляться, но интенсивно изнурять человека изнутри. Человек абсурда приходит к тому, что все в мире иллюзорно и отчасти даже смехотворно, как, например, театр, который и возник из мира абсурда. Актер принимает множество ликов и проживает сотни историй чужих жизней, а ,следовательно, все легче с ними расстается, тем самым выполняя закон абсурда – не важно качество действий для создания опыта, важно их количество.
«Абсурд – это разлад». Он рождается не только в самом человеке, он рождается в сочетанном взаимодействии человека и мира. Абсурд не предполагается никакой надежды на хороший исход, но от него не надо бежать, как советуют экзистенциалисты. Его стоит принять и изжить его в максимальной степени. Некоторые философы считали, что смысл жизни не дан, а задан. Смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого себя.
А.Камю в своей книге «Миф о Сизифе» рассказывает нам о Сизифе, чья история известна каждому человеку. Жизнь героя кажется именно абсурдной, каждый день безнадежно вкатывать камень на скалу, а затем бежать за падающим камнем вниз. Но Сизиф, по - мнению, Камю А., счастлив, он изживает абсурд максимально, наслаждаясь своим бесконечным трудом. Чувство абсурда возникает в результате трудов разума, позволяющих переоценить свое предназначение. Автор создает новое прочтение для греческой легенды, связав ее с идей рутинности работы современного человека.
Сизиф — символ абсурдности человеческого существования. Сизиф (др.-греч. Σίσυφος) — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде)
приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнуввершины, каждый раз
скатывался вниз. Отсюда выражения «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжёлую,
бесконечную и безрезультатную работу и муки. Камю утверждает, что основной философский вопрос, есть ни что иное, как вопрос о смысле жизни. Философ показывает абсурдом само человеческое существование, преподнося его как конфликт человеческой осмысленности и бесконечности безмолвной вселенной. Камю говорит о том, что чувство абсурдности возникает от скуки и усталости. Человек неожиданно сам для себя выпадает из привычного круга вещей, перестает понимать смысл его повседневных действий и начинает задумываться над абсурдностью свой жизни. От осознания своей незначительности или даже незначимости человек начинает страдать.
Нас призывают задуматься о бессмысленности человеческого существования. Очевидным является абсолютное одиночество человека в равнодушном мире. «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» — закономерный вопрос, который возникал почти у каждого свидетеля безумного века, когда возникали страшные войны, где гибли миллионы людей.
Миф о Сизифе трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение.
Самое любопытное, что счастье и абсурд являются порождениями одной и той же земли. Они неразделимы. Было бы ошибкой утверждать, что счастье рождается непременно из открытия абсурда. Может случиться, что чувство абсурда рождается из счастья. Сизифа следует представлять счастливым человеком. В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.
«Несмотря на все невзгоды, преклонный возраст и величие души заставляют меня сказать, что все хорошо» - в этом вся философия абсурда.
Загадка имени

У Хармса, а точнее Ювачёва, не очень типичное для его времени имя - Даниил. И у этого имени есть история, причем возвышенная. Отец Хармса, Иван Павлович, увлекся в молодости идеями народовольцев и вошёл в террористическую группу, готовящую убийство царя. Но заговор был раскрыт, а террористы схвачены и приговорены сначала к смертной казни, а после - к пятнадцатилетней каторге. Первые четыре года отец Хармса провел в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости, и именно здесь жизнь его изменилась навсегда. Заключенным выдавалась Библия... В этой камере Иван Ювачёв поверил в Бога и воцерковился, а когда его срок закончился, он стал писать книги о православии. Своего второго сына Иван Павлович назвал Даниилом, в честь библейского пророка.

Отец Даниила Хармса
Загадка псевдонима
Псевдонимы Хармса исчисляются десятками, и их точно не менее тридцати: Даниэлъ Хаармсъ, Даниил Иванович Дуконъ-Хармс, Д. Баш, Гармониус, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг, Шардам, Дандан, Даниил Протопласт, Ххоермс, Даниил Заточник, DCH и т.д. Но самый известный, конечно, - Даниил Хармс. Значение этой фамилии загадочно. Если подходить к ней с французской стороны, то она - производная от слова "charm", что значит "обаяние", "шарм". Известно, что первая жена Хармса называла его так. Но с английской стороны эта фамилия выглядит противоположно: английское слово «harm» переводится как «вред», «ущерб», «страдание». Кажется, и об этом значении знал Даниил Иванович, потому что 23 декабря 1936 года записал в дневнике: "Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды". Свой псевдоним писатель обожал и даже подписал в паспорте карандашом к своей фамилии «Хармс», нарушив этим все правила.
Загадка рода деятельности
Хармс и писатель, и поэт, и детский, и взрослый, к тому же, он обладал абсолютным слухом и преуспел в музыке, а кроме того рисовал... Как же называть Хармса и как помещать его в энциклопедии?
Вот что предлагает одна из них:
"Персонаж авторства самого себя, писатель-суперфантаст, человек-абсурд, мастер рифмованной бессмыслицы, гений бреда, апофеоз неадеквата, образец контркультурного героя, и прочая, прочая, прочая".
А вот что коллеги писали о Хармсе:
"Даниил Хармс – поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе “классический” отпечаток и в то же время представляет широкий размах нашего авангардистского мироощущения".
В 1928 году Хармса заметил и пригласил на работу С.Я. Маршак, в те годы заведовавший редакцией детской литературы. И Хармс согласился, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию.
Детский отдел, располагавшийся на 5 этаже Дома книги, был в те годы, наверное, самым веселым местом в Ленинграде. Здесь выпускали два забавных детских журнала «Еж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал).
Загадка отношения к детям
Долгое время Хармс был известен только как детский писатель. Все его детские книги - удачные, и известно, что дети обожали этого человека, который мог во время выступления достать изо рта цветные шарики и как ни в чем не бывало продолжить разговор. Или вынуть из кармана маленькую пушку и выстрелить из нее.
Но сам Хармс детей не любил, и наследников у него не было. Вот воспоминания его жены из книги "Мой муж Даниил Хармс":
"Не мог терпеть детей. Просто не выносил их. Для него они были - тьфу, дрянь какая-то. Его нелюбовь к детям доходила до ненависти. И эта ненависть получала выход в том, что он делал для детей.
Но вот парадокс: ненавидя их, он имел у них сумасшедший успех. Они прямо-таки умирали от хохота, когда он выступал перед ними.
Почему же он шел на эти выступления? почему на них соглашался?
Он знал, что он притягивает к себе детей, вообще людей вокруг, что они будут вести себя так, как он захочет. Он это всегда чувствовал.
И вот такая необъяснимая штука, - при всей ненависти к детям, он, как считают многие, прекрасно писал для детей, это действительно парадокс".
Загадка характера
Свидетельства Хармса и о Хармсе похожи на модернистскую мозаику, из которой читатель старается сложить образ. Вот всего несколько ее частиц. Хармсу были омерзительны: "пенки, баранина,… дети, солдаты, газета, баня». Последняя – поскольку унизительно обнажает телесные уродства. А занимали Хармса: "Озарение, вдохновение, просветление, сверхсознание. Числа, особенно не связанные порядком последовательности. Знаки. Буквы. Шрифты и почерки… Всё логически бессмысленное и нелепое. Всё вызывающее смех и юмор. Глупость… Чудо… Хороший тон. Человеческие лица".
Хармс любил Пушкина и Гоголя, Моцарта и Баха. Писал письма и записочки напрямую к Богу...
Загадка смерти
Говорят, Хармс обладал даром предвидения. Он предсказал блокаду Ленинграда и то, что город будет разрушен бомбами, и благодаря этому предсказанию многие его друзья успели выехать.
А умер он 2 февраля 1942 г. в блокадном Ленинграде в психиатрической больнице в Крестах. Хармс симулировал шизофрению, чтобы избежать расстрела после ареста.

Даниил Хармс на балконе Дома книги. Фото Г. Левина. Середина 1930-х
Загадка Даниила Хармса про 17 лошадей
Этот короткий детский рассказ-загадка Даниила Хармса был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1928 году. В чём тут хитрость не сразу поймёт и взрослый.
У нас в деревне умер один человек и оставил своим сыновьям такое завещание.
Старшему сыну оставляю 1/2 своего наследства,
среднему сыну оставляю 1/3 своего наследства,
а младшему сыну оставляю 1/9 своего наследства.
Когда этот человек умер, то после его смерти осталось всего только 17 лошадей и больше ничего. Стали сыновья 17 лошадей между собой делить.
«Я, — сказал старший, — беру 1/2 всех лошадей. Значит 17:2 это будет 8 1/2».
— «Как же ты 8 1/2 лошадей возьмешь? — спросил средний брат. — Не станешь же ты лошадь на куски резать?»
— «Это верно, — согласился с ним старший брат, — только и вам своей части не взять. Ведь 17 ни на 2, ни на 3, ни на 9 не делится!»
— «Так как же быть?»
— «Вот что, — сказал младший брат, — я знаю одного очень умного человека, зовут его Иван Петрович Рассудилов, он-то нам сумеет помочь».
— «Ну что ж, зови его», — согласились два другие брата.
Младший брат ушел куда-то и скоро вернулся с человеком, который ехал на лошади и курил коротенькую трубочку.
«Вот, — сказал младший брат, — это и есть Иван Петрович Рассудилов».
Рассказали братья Рассудилову свое горе. Тот выслушал и говорит:
«Возьмите вы мою лошадь, тогда у вас будет 18 лошадей и делите спокойно». Стали братья 18 лошадей делить.
Старший взял 1/2 — 9 лошадей,
средний взял 1/3 — 6 лошадей,
а младший взял 1/9 — 2 лошади.
Сложили братья своих лошадей вместе. 9+6+2, получилось 17 лошадей. А Иван Петрович сел на свою 18-ю лошадь и закурил свою трубочку.
«Ну что, довольны?» — спросил он удивленных братьев и уехал.
Смысл любого произведения Хармса - разрушение смысла.
Из 17 сделать 18 - вполне в его духе.
Это старая математическая шутка. Хармс вообще любил шутить и заниматься в литературе тем, что сейчас называется словом "прикол".
Никакого глубокого (да и не глубокого тоже) смысла в этом рассказе искать не нужно, его там нет. Разве во всех рассказах есть какой-нибудь специальный смысл? Иногда просто весело читать, и все.
А здесь - такая вот математическая шутка для детей.
Но может, кто и усмотрит в этом нечто более глубокое.
Мысли вслух Д.Хармса
Я не люблю детей, стариков, старух и благоразумных пожилых.
Я уважаю только молодых, здоровых и пышных женщин. К остальным представителям человечества я отношусь подозрительно.
Женщины меня интересовали всегда. Меня всегда волновали женские ножки, в особенности выше колен. Многие считают женщин порочными существами. А я нисколько! Наоборот, даже считаю их чем-то очень приятными.
Если я что-нибудь говорю, значит, это правильно.
Спорить со мной никому не советую, все равно он останется в дураках, потому что я всякого переспорю. Да и не вам тягаться со мною. Еще и не такиепробовали. Всех уложил! Даром, что с виду и говорить-то не умею, а как заведу, так и не остановишь.
То, что другим дается с трудом, мне дается с легкостью! Я даже летать умею. Но об этом рассказывать не буду, потому что все равно никто не поверит.
Люди видят во мне поддержку, повторяют мои слова, удивляются моим поступкам, а денег мне не платят. Глупые люди! Несите мне побольше денег, и вы увидите, как я буду этим доволен.
На меня почему-то все глядят с удивлением. Что бы я ни сделал, все находят, что это удивительно. А ведь я даже и не стараюсь. Все само собой получается.
Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше.
У меня есть все данные считать себя великим человеком. Да, впрочем, я себя таким и считаю.
Даниил Хармс.

Хармс и Детская литература
Говорят, что Даниил Иванович Хармс страшно не любил детей. Да он и сам в этом не раз откровенно признавался. В его записной книжке сохранилась запись следующего вида: «Травить детей — это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!». А в комнате у него висел рисунок с изображением дома, на котором красовалась жутковатое «Здесь убивают детей». Но самое главное, что Даниил Иванович не просто не любил детей — он при этом был известным детским писателем.
В самых, на первый взгляд, невинных произведениях Хармса для детей угадывались черты абсурда и деформированной реальности
Возьмём для примера одно из самых известных детских стихотворений Хармса, повествующее о неудачной охоте.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
с ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно провалился в болото,
а пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
с ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
а пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
с ним пудель в реке провалился в забор.
Иван как бревно перепрыгнул болото,
а пудель вприпрыжку попал на топор.
Первая строфа ещё содержит в себе какой-то смысл, хоть и неутешительный: главный герой отправляется на охоту и сразу же погибает. Не произошло ни одного события, а повествование уже завершено. К концу стихотворения смерть Топорышкина и его пуделя остаётся всё такой же бесславной, но окончательно лишается всякой логики. За счёт перестановки элементов стиха реальность распадается, превращается в остроумное нагромождение слов: пудель «в реке» проваливается в забор, Иван перепрыгивает болото почему-то «как бревно».
Если взрослые не любили абстрактные идеи, то в детской литературе Хармс и его друзья-соратники некоторое время вполне преуспевали. Для детей они начали писать во многом благодаря Самуилу Яковлевичу Маршаку, который руководил детской секцией Госиздата. В 1928 году как раз появился новый журнал для детей «Ёж» (Ежемесячный Журнал). Хармс и Александр Введенский, а также Николай Заболоцкий стали его постоянными авторами. Спустя два года они присоединились и к журналу «Чиж» (Чрезвычайно Интересный Журнал), предназначенному для совсем юных читателей.
Ещё в начале XX века считалось, что ребёнок — это всего лишь не вполне полноценный взрослый. В детских журналах печатались христианские поучения, сведения о железнодорожным деле, или же, в лучшем случае, умилительные стихи о красивых цветах и добрых зверятах. Сегодня почти все эти произведения забыты, а вот стихи Хармса, не говоря уже о сочинениях Маршака и Чуковского, дети отлично знают до сих пор.
Контроль над литературой для детей в 30-е годы постепенно усиливался. В 1931 году было заведено «дело о вредительстве в детской литературе», Был арестован и Хармс. Обвинения пали на весь круг Маршака; критики нашли в детских стихах «Чижа» и «Ежа» доведение до абсурда и ту самую вольную игру с реальностью. Сохранились показания Хармса, который не отрицает эту взаимосвязь:
«К наиболее бессмысленным своим стихам, как, напр., стихотворение "О Топорышкине"... я отношусь весьма хорошо, расценивая их как произведения качественно превосходные. И сознание, что они неразрывно связаны с моими непечатающимися заумными произведениями, приносило мне большое внутреннее удовлетворение…»
Почему же известный детский писатель не любил детей? Автор его биографии «Жизнь человека на ветру» Валерий Шубинский предполагает, что Хармс видел в детях своих экзистенциальных соперников. Для ребёнка, как писал ещё Корней Чуковский в своей известной работе «От двух до пяти», слово «имеет такой же конкретный характер, как и та вещь, которую оно обозначает. Оно, так сказать, отождествляется с вещью». Играя со словами, ребёнок играет с самой реальностью.
Дети, в отличие от взрослых, могут видеть мир впервые, связи между вещами для них ещё не до конца установлены. Как в известном стихотворении Хармса, ребёнок может внезапно перестать быть самим собой: «Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль». В игровом мире каждый закон в любой момент может быть нарушен. Точно также и поэзия обэриутов разрушает привычные связи между фрагментами реальности.
Но если сначала казалось, что эти связи можно проложить по-новому, увидев мир в его целостности, то постепенно Хармс приходит к логике, в которой нет вообще никакой связи — к логике абсурда.
Некоторые трактуют произведения Хармса как сатиру на советский режим. Так, даже в детском стишке о самоваре можно увидеть пародию на уравнительный механизм распределения благ и предсказание его будущего краха («Наклоняли самовар, / Будто шкап, шкап, шкап, / Но оттуда выходило / Только кап, кап, кап»). Но если бы это была только сатира, то ни дети, ни взрослые спустя почти сто лет просто не стали бы читать и перечитывать эти произведения. Этого не происходит — популярность Хармса, напротив, лишь растёт. Здесь всё глубже, а потому интереснее.
За спонтанной и весёлой детской игрой следует распад всякого определённого смысла. Так детская литература, вызывающая восхищение у детей, становится литературой абсурда, которая вызывает не меньшее восхищение, но в то же время и ужас. Герой, который не знает, откуда на улице взялся тигр, перестаёт понимать, кто он такой, бросается по улице с криком «Ого-го!» и растворяется в воздухе.
В литературе, как, впрочем, и других областях искусства, есть статисты, классики и бунтари. Первые творят много, старательно и… серо. Вторые создают шедевры, хранимые в кладовых истории. Третьи разрывают шаблоны, ломают рамки и ищут новые образы. Даниил Хармс, безусловно, относится к третьим.
В его жизни и творчестве всё — от нестандартных литературных форм до порывов менять раз за разом свой псевдоним — противоречиво, иррационально и революционно.
Он не был искрометным весельчаком, но подарил современникам и потомкам множество юмористических рассказов, забавных анекдотов и остроумных фраз.
Он отлично видел и понимал реальность, но, не желая становиться ее частью, предпочитал в творчестве сюрреалистические приемы.
Он хотел писать для взрослых — а еще лучше для столь любимых им молодых и пышных женщин, — но по иронии судьбы зарабатывать мог только детской литературой.
Не скрывая своей нелюбви к детям, Хармс, тем не менее, создал огромное множество стихов и миниатюр для юных читателей. Быть может, именно в этой нелюбви и кроется секрет успеха детской литературы Хармса — автор не сюсюкает и не ищет упрощенных форм. Он говорит с детьми на равных, предлагая им оценить свой необычный и оттого интригующий стиль.
Я и есть мир. Но мир — это не я.
Есть ли чудо? Вот вопрос, на который я хотел бы услышать ответ.
* * *
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творОг,
Испек рассыпчатый…
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости…
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…
Вдохновение и интерес — это то же самое. Уклониться от истинного вдохновения столь же трудно, как и от порока. При истинном вдохновении исчезает все и остается только оно одно. Поэтому порок есть тоже своего рода вдохновение. В основе порока и вдохновения лежит то же самое. В их основе лежит подлинный интерес. Подлинный интерес — это главное в нашей жизни. Человек, лишенный интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет. Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок, и человек сходит с ума. Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного Интереса. Если истинный Интерес человека совпадает с направлением его долга, то такой человек становится великим.




Безумно странный человек по имени Хармс, бунтарь, не признающий никаких рамок и шаблонов. Одна из самых противоречивых фигур в русской литературе. Вокруг его персоны до сих пор возникают споры, одни считают его умалишенным, писавшим откровенную чушь, другие – гением. Он все делал наперекосяк, и жил, и писал - с вывертами и не по правилам. Абсурд, черный юмор, бред и эпатаж – это его стихия.

"Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех",-писал Даниил Хармс.
31 октября 1937 года
"Ведите меня с завязанными глазами.
Не пойду я с завязанньми глазами.
Развяжите мне глаза, и я пойду сам.
Не держите меня за руки, я рукам волю дать хочу.
Расступитесь, глупые зрители, я ногами сейчас шпыняться буду.
Я пройду по одной половице и не пошатнусь, по карнизу пробегу и не рухну.
Не перечьте мне. Пожалеете.
Ваши трусливые глаза неприятны богам.
Ваши рты раскрываются некстати.
Ваши носы не знают вибрирующих запахов.
Ешьте - это ваше занятие.
Подметайте ваши комнаты - это вам положено от века.
Но снимите с меня бандажи и набрюшники,
Я солью питаюсь, а вы сахаром.
У меня свои сады и свои огороды.
У меня в огороде пасется своя коза.
У меня в сундуке лежит меховая шапка.
Не перечьте мне, я сам по себе, а вы для меня только четверть дыма". 8 января 1937
Вот таким был гений абсурда Д.Хармс, который не нашел смысла в жизни, а может быть, и не искал его?
Жизнь, в которой нет смысла, для многих людей стала причиной отсутствия счастья, причиной апатии и безразличия, нежелания что-либо делать и чего-либо достигать. Абсурдизм, пусть и нашёл отклик в сердцах многих людей, всё же является довольно-таки утопичным мировоззрением. Проникнувшись его идеями, не остаётся ничего, кроме того как повесить голову или примерить на себя образ этакого борца непонятно за что.
А не лучше ли будет широко раскрыть свои глаза, глубоко вдохнуть и осознать, что смысл жизни есть, и заключается он в самой жизни, в том, как мы её проживаем и какими людьми мы становимся?
Метки: поэзия писатели история искусство литература |
ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ ЕВГЕНИЙ ЗАМЯТИН |
В 1920 году Евгений Замятин завершил работу над романом-антиутопией «Мы». Его действие разворачивалось в далеком высокотехнологичном будущем, где тоталитарное государство контролировало все сферы жизни человека, включая даже чувства и воображение. В честь 135-летия со дня рождения писателя «Культура.РФ» перечитала роман и выяснила, какие достижения науки Единого Государства стали реальными изобретениями и явлениями XX и XXI века.

На борту автоматической межпланетной станции «Вояджер-1» («Voyager-1»), которая исследует Солнечную систему с 1977 года, закреплен золотой футляр. В нем находится золотая пластина, на которой записаны звуки Земли, фотографии представителей разных рас, схема человеческого ДНК, снимок рентгеновского изображения, схематическое изображение Солнечной системы с координатами нашей планеты и другие сведения. Ученые поместили эту пластину на аппарат, чтобы внеземные цивилизации (если, конечно, они существуют), смогли узнать о жизни на Земле.

В 1958 году в Нью-Йорке построили 157-метровый небоскреб Сигрем-билдинг (Seagram Building). Его архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ использовал принцип «навесных стен»: основой здания был скелет из железобетонных конструкций, на который «навешивались» стены и застекленные фасады. Технология и видение Миса во многом повлияли на высотное строительство 1960–70-х годов. В похожем стиле были построены, например, башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
В наши дни из таких «стеклянных» высоток состоят целые районы больших городов. Например, в Гонконге построили уже больше 300 небоскребов, в Нью-Йорке — почти 250, а в Дубае — 150.
Метки: интересное история наука |