Одна рукописная книга и иллюминация. Заключительное о занимательном, 14 век. |
Манускрипт иллюминированный. Или книга "от руки" и "с картинками". Заключительный пост по теме. Рассматриваю факсимильное издание манускрипта «Livre du Roy Modus» (XIV век)...
Внимательно рассматриваю, так как интересно! Почитала комментарии исскуствоведов-книговедов. Про "картинки". Например, в создании одной конкретной книги участвовало несколько миниатюристов: известные поимённо Виллем Врелант (придворный художник при Филиппе Добром и Карле Смелом) и Лиевин ван Латем, а также миниатюрист «Книги о короле Модусе и королеве Рацио» (неизвестный по имени, поэтому с "псевдонимом" по работе), а был также мастер «Подлинной хроники о вещах». Среди миниатюристов были талантливые и с наибольшим мастерством, а были и "попроще", но все, как могли, подробно зарисовали для нас быт тогдашней (14-15 век) Бургундии.
3. Очень средневеково - витиевато-флорально. Но буква дерзко вылезает за рамки :-)
4. В такой буквице-инициале мне привиделся рулет колбасный...
Мишель Пастуро в своей интереснейшей "Символической истории европейского средневековья" рассказывает подробности, которыми я тут делюсь.
6. Эта иллюстрация кричит говорит о том, что Генрих де Феррьер в своих «Книгах о короле Модусе (и королеве Рацио)», перечислял десять моральных качеств кабана, приравнивая их к десяти «заповедям Антихриста» - об этом подробнее в конце поста.
7. Миниатюра (интересной формы) про оленя - 10 "заповедей", он - добрый знак для христиан. 10 ответвлений рогов, заметьте!
8. Подача текста в миниатюре напомнила "презентацию убедительный доклад" Microsoft Office PowerPoint.
9.
10. А вот что забавно ещё: на малюсеньких миниатюрах, фрагмент которых я "ухватила" объективом моей простой волшебной фотокамеры, фейсбук "узнал" человеческие портреты и "потребовал" от меня имён - это спустя 7 веков? Через репринт и фотографирование?
Какого качества миниатюра! Я сильно впечатлена этой мелочью - приглядитесь...
Например: камыши у воды в этой воде отражаются.
11. Буквы да и почерк целиком приятны глазу.
12. Разлиновано. А вот рамки для заглавной буквицы (инициала) не простой квадратной формы, а каракульной!
13. Очень современно исполнена растительность и архитектура на заднем плане!
14. И ведь всё прорисовано, серьёзные лица!
15.
16.
17.
18.
19.
20. Тут, на странице с дамами, похоже на стихи, так как первые буквы все "большие", но не заглавные.
21. До драки дело дошло - после спора о том, какой вид охоты правильный, а какой - нет.
22.
23.
24.
25.
26. Тут даже малюсенький олень жуёт малюсенькую травку, а на оставшемся месте - полях тетради - каракули флоральные!
27.
28.
29. Дамы в книге про охоту некрасивые и бритоголовые. А вот ткань - прозрачная...
И опять о содержании книги (я же не могла не удилить этому много внимания) - привожу только основное, вызванное вопросами после просмотра картинок. Почерпнула из умных произведений.
Книги писали и переписывали не только религиозного содержания, но и светские. Про путешествия и прочие забавы. Про охоту - как основное развлечение того времени. Олень очень важен, как оказалось, ибо он считался особо благородным.
Вот что пишет Гастон Феб:
"Хороша охота на оленя, ведь какое это славное дело — оленя выслеживать, и славно, когда он разворачивается и срывается с места, и славно гнать его, и славно загонять, и славно слышать собак, лающих на него, сгоненного в воде или на суше, и славно отдавать собакам причитающееся, и славно свежевать его, и разделывать, и отрезать каждому его долю, славная и хорошая добыча — крупная дичь. Славный и отрадный зверь — олень, и я почитаю охоту на него самой благородной".
Гастон Феб, граф де Фуа, автор известной «Книги об охоте», составленной в 1387-1389 годах, выстраивают настоящую иерархию различных видов охоты, во главе которой ставят охоту на оленя. Другие, как автор рассматриваемой тут книги, Генрих де Феррьер, не предлагают жесткой иерархии, однако непринужденно начинают свои сочинения именно с охоты на оленя, уделяя ей гораздо больше внимания, чем всем прочим видам охоты...
Работа Генриха де Феррьера, нормандского дворянина, о котором нам мало что известно, кроме того, что он написал знаменитые «Книги о короле Модусе и королеве Рацио», созданные несколько раньше предыдущего (цитируемого знатока оленей) автора, между 1360 и 1379 годами; "наш" Генрих не устанавливает жесткой иерархии различных видов охоты, но все-таки признается, что предпочитает охотиться на оленя:
"Далеко не всем людям свойственны воля и храбрость, напротив, природа у каждого своя, и потому Господь наш Бог учредил несколько забав, всякую на свой лад, чтобы каждый мог найти потеху себе в удовольствие в соответствии со своей природой и своим положением; ибо одни принадлежат к богатым, другие же к бедным, и потому я разделю их в согласии с порядком вещей. И начну я с ловли оленей и с того, как охотятся на них с собаками. Каковая потеха — самая отрадная из всех".
В конце Средневековья оленей или лани стали разводить в парках — и для забавы, и - не только любоваться - в качестве новой дичи (к столу).
30. А тут явно приманка-ловушка!
31.
... Тут мясо - не шашлык (как я подумала, не прочитав комментарии-переводы), а приманка (очень жестокая, на двух гвоздях) для волков, которых даже жалко.
И ещё одно средневековое мнение: о чудовищном. Генрих де Феррьер, что и по "страшной" иллюстрации (фото №6) видно, сурово настроен по отношению к кабану. Королева Рацио в его книге, выражающая всеобщее мнение, видит в этом животном воплощение всех сил, враждебных Христу. Кабан противопоставлен оленю: десяти христологическим «свойствам» оленя противостоят десять дьявольских качеств кабана. Кабан, по мнению королевы, безобразен, чёрен и щетинист; он обитает во тьме; он коварен, вспыльчив и преисполнен спеси; он тот, кто ищет драки; он обладает ужасным оружием, коим не уступит и пасти адовой: «два клыка торчат из пасти его»; он всегда зарывается головой в землю и никогда не обращает взора к небесам; он целыми днями роется в земле и думает только о земных наслаждениях; он нечист и в грязи находит удовольствие; копыта его кривы и похожи на пигаш (Мужские башмаки удлиненной формы, модные в аристократической среде; выглядят довольно вызывающе, так как имеют загнутые, наподобие бараньего рога, носы); наконец, он ленив: вдоволь порывшись в земле и утолив свой голод, он думает только о том, чтобы залечь и отдыхать... Вывод: он — сам Дьявол, враг Христа.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |