Продолжение про прогулку по некрополису |
Иду гулять. На кладбище. Я люблю прогулки по городу, иду в парк, чтобы развеяться, "переключиться". А иногда - иду думать и гулять по некрополису. И других с собой беру. Вот так, готовлю сейчас экскурсию на центральное кладбище Дюссельдорфа, ангелов которого в предыдущем посте показала. У меня книга есть, в ней - описание пяти маршрутов. Не на одну экскурсию хватит. 70 гектаров! Есть что посмотреть, не только ангелы.
Начну вот тут с этой фотографии. Кладбища у нас - если не знать, что это "город мёртвых" - можно подумать "просто парк" или "парк скульптур", ...
Вот вы могилу тут видите? Дерево в камне выложено мозаичными камешками. Никакого пафоса. Лирика. И много живого: зелени.
И только с такого ракурса и при ближайшем рассмотрении понимаешь, что в листве - могильные камни. Семья Шмид.
Никакой упорядоченности и тесноты. Очень разнообразно и разноОбразно.
1. Конечно, много религиозных знаков и символов. И чем проще крест, тем больше вероятность, что под ним покоится протестант. У католиков всё намного пышнее, театральнее, символика богатая.
Распятия часто встречаются.
2. Местами же, когда нет крестов в поле зрения, кажется, что и не кладбище вовсе - ведь ожидается поле с крестами.
3. Ощущение леса, если уйти от главной дорожки, по тропинкам...
5. И иногда просто у тропинки камни лежат. Не призывают видеть их издалека. Но зовут.
6. И ветром с годами стираются надписи. На этом "негромком" надгробии уже не прочитать, кто здесь покоится, давно ли, а вот христианский крест виден.
7. Семейные монументы
Здесь - только два имени.
8. А здесь - большая семья
Девы хороши.
9. Некоторые - заростают и исчезают под плющом.
10. Этот "парадный" - с пальмовой веткой - на границе между этим и тем (за его спиной - дверь).
11. А здесь - только фамилия и... серп. Только с "колхозом" у нас этот символ не связан.
Это в более ранней, чем советская, традиции - знак Хроноса и Урана (а значит времени и земли, своеобразный связующий земное и небесное элемент). Есть и ассоциации серпа со стареющей луной. Но, учитывая, что в ряде сочинений лунный серп — это еще и предвестник новой жизни, предвестник утра, привносящего в окружающий мир надежды на лучшее.
Кстати, "настоящие" рабочие инструменты тоже встречаются. Вплоть до химически-лабораторных. Гордость за своё дело, сделанное в этом мире.
12. Чаще же - грустящие девы с цветами.
13.
14. Семейство скорбит вместе.
15. Есть и очень современные . Это вот - театральное место :-) Актёр театра, да. Автограф на камне. На память.
16.
17. А этот цилиндр никто тут не забыл. Это могила известного нашего кутюрье. Модельер был очень артистичен и носил на показах мод неизменно цилиндр.
И висит он не на вешалке, а на больших булавках, согнутых его инициалами HF - это было его "лейблом".
18. Стебли, цветы из камня.
19. Стволы крестом.
20. Здесь - монумент с аркой. Христианские и античные символы, стилизация разных эпох. Много вложенного смысла.
Очень архитектурно.
Большая семья.
21.
22. Ещё одно большое семейство.
Наверное - протестанты. Обходятся практически без символов и украшений.
23. Тут замечу, что в Дюссельдорфе (за всю Германию не скажу) были когда-то запрещены "заборы" на кладбище. Возможный вариант ограды - столбики и цепи между ними. Компромисс - ограды, которые можно перешагнуть.
24. Обелиски встречаются.
25. Вот этот надгробный камень - очень необычен.
Имена, выбитые на белом камне, лежат в центре, окружённом (если так можно сказать про прямоугольный монумент) чёрными глыбами, создающими спрятанный внутрь крест.
26.
27.
Здесь покоится художник, проработавший всю жизнь, расписывая стены церквей и светских монументально-исторических объектов. Отсюда и явно архитектурно-художественное надгробие.
О, художники. Их в Дюссельдорфе традиционно много.
28. Вот могила одного современного художника-скульптора.
Скорбит.
Не ясно кто, но ясно же, что Скорбь.
Просто...
29. Иногда - двояко понимаемо. Человек? Росток!
30. А этот повернулся к тропе буквально ... (за)тыл(к)ом!
Направление взгляда - в вечнозелёное. В вечное, вечно живое?
31. Это - надгробие для скульпторов (муж и жена) Кратц. Автор скульптуры - сам архитектор, Макс Кратц - я его работы очень ценю и лю.
32. А иногда - как на поляну выходишь...
А там - девушка присела, имена на камнях читает...
Об именах. Иногда они золотыми буквами на семейных мавзолеях прочитываются, как на этом (с высокохудожественно оформленным внутренним убранством, которое просматривается через стеклянную (!) дверь, вход охраняет ангел с мечом - Михаил), но есть и "анонимные". Владельцы не хотят, чтобы их имя читали и знали прохожие.
33.
И много тут задумчивых ангелов - о них уже было.
Этот - не с мечом, а с трубой-фанфарой, которую он, устав, опустил.
Там зелено, старые причудливые деревья.
И много живности в этой зелени.
Как в лесу - тихом и торжественном.
Неоготическая часовня - при входе на кладбище. Там мы прощались со старой подругой Маузи ("Мышкой")...
И об одном надгробии - отдельно. Очень выразительное скульптурное надгробие семьи фабрикантов.
Называется "(До) свидания", автор - местный скульптор Курбильё, творивший в начале 20 века.
Мать держит юношу-сына, который бессильно "выскальзывает" из её объятий...
Я вижу здесь особую нежность, доверие даже.
... и обречённость.
И о "доверчивости"...
На каменных плитах - бронзовые буквы готического шрифта. Тонкая и дорогая работа. Многих не хватает ((
Есть "специалисты", промышляющее сбором металла на кладбищах. Увы. Всё как в жизни, всякое бывает.
У меня есть в электронном формате книга "100 великих некрополей", автор: Ионина Н.А. Издательство "Вече", Москва, 2004, 480 стр., которая "содержит сведения о наиболее выдающихся некрополях всех времен и народов от египетских пирамид и зороастрийских "башен молчания" до Александро-Невской лавры, Сент-Женевьев-дю-Буа и мавзолея Мао Цзэдуна."
А вообще, на эту специальную историко-художественную тему есть множество книг, если интересен список, опубликованный на сайте некрополистов: http://necropolist.narod.ru/literatura.html
Рубрики: | Дюссельдорф Лирические отступления Интересно Красота... Germania |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |