Кёльнское |
Соборно-архитектурное вообще и о том, что видят и не видят те, кто приезжает с желанием "посмотреть" на Кёльнский собор.
Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань...
О. Мандельштам, 1912
Кёльнский собор, он такой известный-известный. Все хотят его увидеть и едут за этим в Кёльн. Некоторые делают одно фото на фоне главного портала (весь фасад никогда не умещается ни на одно фото, да и огромен он, ого...) и бегут дальше.
Так вот я о чём. Его не увидеть надо, а рассматривать. И внутри, и снаружи. Можно очень долго. Потому что он задуман как великий и готический, достроенный в период модной нео- или псевдо-готики, и где спрятано много древних ценностей и современных неожиданностей. Начну издалека...
Один умный человек (некто Даниэль Готье) давно вот что сказал про готические соборы в целом:
"Они представляют собой идеальное сочетание естественных элементов — камня, песка и дерева — с блистающим, эфемерным светом, а также с неким божественным порядком и стремлением к звездам. Своим неповторимым духом готический собор скорее всего обязан многочисленным событиям в культурной и интеллектуальной жизни общества. Одиннадцатый и двенадцатый века были отмечены строительством большого количества новых городов, ростом интереса к знаниям и литературе древности, зарождению современных форм государственности и общим экономическим подъемом. Все эти факторы стали причинами возникновения нового готического стиля и активнейшего строительства соборов в двенадцатом-тринадцатом веках. ... С развитием готического стиля наступил и расцвет использования органических форм. В особенности это касалось барельефов и скульптур на фасадах. Фасады были покрыты ажурным каменным орнаментом, представлявшим собой сплетение листьев, плодов и цветов, а также фигур людей и животных. То же самое можно сказать и о витражах. Это буйство органических форм возникло одновременно с увеличением интереса ученых к функционированию природы. ..."
А дальше я приведу картинки, вырезанные из одного фильма именно про то самое буйство, которое творится на высотах Кёльнского собора.
Одна из главных признанных особенностей готического стиля — дематериализация формы (когда физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа (и тут искусствоведы припоминают про "Одушевление материала как принцип красоты" - полемическую статью, опубликованную в 1910 году выдающимся бельгийским архитектором и живописцем Анри Ван де Вельде, одним из создателей стиля Ар Нуво (Модерн, Югендстиль) - но это уже не готика, отвлекаться не буду а ведь тоже хорошая тема :-).
Так вот, о буйстве форм. Конкретно: Кёльн. Видно, что в капителях колонн жизнь кишит прямо?. И потому я скажу ещё и о том, что собор Кёльна - не такой уж и средневековый, но фигур людей и животных, а также "растений с лицами" там множество. А вот если вам скажут, что там не только химеры, козлы, зайки и курочки, но и футбольные и боксёрские сцены есть, а также Хрущёв и Кеннеди одну башенку "венчают"? Не поверите? А я ведь только доказанное рассказываю, предъявляя доказательства и проверяя источники.
Смотрите, на крыше собора рядком сидят очень "вольные" каменщики и долбят своими молоточками...
1.
Увидеть снизу их и их творения невозможно (уж больно высоко - до 157 метров нагромоздили) - и глаза у всех устают разбегаются уже на "первом этаже".
А поэтому большая часть их работы остаётся "невидимкой".
2.
Так вот, сидят всякие человечки на "лесах"-"аркбутанах" вместо "завиточков", которые зовутся "краббами"
Вот этот зайца поймал - он язычник, идёт себе с охоты домой, никому не мешает, которого скоро ирландский монах будет обращать в христианство.
3.
Монах рядом пламенно проповедует, а язычники хитро прячутся от взгляда туриста в камне лесах.
4.
Тянутся к природе.
5.
Аукают. Играют в прятки прямо над входом в собор...
6.
И чем выше, тем невиднее они... Сливаются с "лесным" пространством.
7.
На фото вверху - верхняя часть одного "пинакля" (их, этих малых башенок, у собора множество). Большие башни украшены "крестоцветами" - они похожи и на крест, и на цветок с 4 лепестками одновременно.
А как вам вот эти "лепестки" - никого не напоминают?..
8.
Прошу прощения за качество изображения, но без этого "снимка" из фильма про Кёльнский собор вы бы не поверили, что там на нас смотрит Н.С.Хрущёв, слева - Кеннеди, справа - де Голль.
Далее - боксёры. Мультяшные.
9.
Футбол на вершинах Кёльнского собора. Вот уж:)
10.
Девочки ворон ловят считают кур пасут.
11.
Такая она, архитектура Кёльнского собора. А вы говорите: готика!
Кому архитектурных терминов?
"История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана" писал историк архитектуры О. Шуази. Про нервы нер-вю-ры как-нибудь ещё поговорим :-) а для начала откроем словарь молодого архитектора на букву "А".
Из архитектурного толкового словаря :)
Аркбутан — в готической архитектуре — полуарка, расположенная снаружи здания и передающая вес внутренних сводов на специальные устои — контрфорсы. Эти наклонные арки-аркбутаны создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. По мере увеличения размеров готических соборов и количества разновысоких нефов аркбутаны превращаются в сложную связанную систему двух-трехпролетных арок, поставленных одна на другую в несколько ярусов и с промежуточными опорами. Наклонная плоскость аркбутанов использовалась ещё и в качестве водостока (сюда "усаживали" гаргулий). В стиле поздней "пламенеющей готики" верхняя наклонная кромка имела два ската и обрабатывалась рядами завитков — краббов. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружали башенками — пинаклями; кажущиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом придавливают контрфорсы к земле, а сами пинакли также украшали краббами. Система аркбутанов и контрфорсов, окружавшая ажурным "лесом" готический собор со всех сторон, играла важную конструктивную роль — она помогала освободить стены от нагрузки и позволяла прорезать их огромными окнами с красочными витражами.
В постройках готического стиля мне нравится превращение конструкции в композицию, и не зря такую архитектуру сравнивают с музыкой. Тяжелый и твёрдый камень превращается в легчайшее кружево резьбы (тогда "зрительный вес" камня не соответствует физическому). Формы архитектуры позднего средневековья выражали в итоге не прочность и устойчивость, а некую таинственную метаморфозу камня. А такое хочется рассматривать и стараться разгадывать. Вот, например, когда я вижу ряды тонких пучков колонн с далеко уходящими вверх кронами-вершинами, кажется мне, что это... лес под небесами. "Листва" этих "крон" очень интересна. И да, я читала знаю-понимаю, что на самом деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом вниз, опираясь на те самые живенько оформленные подпорки - аркбутаны и контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому неинтересно-невидимые для спешащего куда-то туриста зрителя, находящегося внутри (и большинству, кто приезжает издалека "увидеть" Кёльнский собор, но и не глядит на него при этом почти).
А жаль-жаль!
Готические архитекторы - это мастера-строители, аппараторы и "вольные каменщики" создавали для кого-то эту "паутину", а современные - и, всё-таки, довольно "вольные" - каменщики вольничают творят что хотят по-своему, интересно!
Рубрики: | здОрово! Интересно Germania |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Carmina_Burana
Здорово-здорово-здорово!
Как же я люблю такие экскурсы с разжеванными деталями. Ведь на самом деле, всё охватить невозможно, да и зачастую интересы в разных плоскостях находятся, а тут тебе раз - и принесли на блюдечке.....
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |