Из проповеди Лютера на воскресенье Misericordias Domini |
Когда человек принимает Христа и начинает исповедовать свою веру словом и жизнью, неизбежно — иначе быть не может — мир, этот вечный враг Христа и верный, послушный раб сатаны, будет недоволен. Мир считает достойными презрения и отвратительными любую жизнь, если она не доставляет человеку удовольствия, и любые дела и слова, если они не соответствуют пожеланиям мира. Мир возгорается гневом против христиан и начинает гнать, мучить и даже убивать их, если это возможно. Мы часто слышим, как насмешники-всезнайки говорят, что Христос мог бы жить в покое, если бы захотел. То же говорят и о христианах: они могли бы жить в мире и довольстве, если бы только послушались совета и сообразовались с миром.
Метки: лютер богословие креста христианская жизнь |
Беатификация папы в свете лютеранского вероисповедания |
Возможно, вы уже заметили многочисленные новостные сообщения о беатификации папы Иоанна-Павла II. Как относиться к этому лютеранам? если отвечать коротко, то ответ прост: мы не признаем и не можем принять, ни полностью, ни частично, богословие и практику римокатолического "культа святых", как он именуется в наших вероисповедных книгах. Вот наше исповедание веры относительно святых, как оно записано в Аугсбургском Исповедании: Артикул XXI: О поклонении святым:
1. О поклонении святым наши церкви учат, что мы можем хранить память о святых, чтобы следовать примеру их веры и добрых дел, согласно нашему призванию, как император, например, может следовать примеру Давида, воюя с турками и изгоняя их из своей страны. Ибо оба они — цари.
2. Но Писание не учит взывать к святым или искать у них помощи, поскольку оно учреждает для нас одного лишь Христа, как Посредника, Умилостивителя, Первосвященника и Ходатая.
3. Ему мы должны молиться, и нам дано обетование о том, что Он услышит наши молитвы. И такое поклонение угодно Ему превыше всего, а именно —
4. Что во всех бедствиях следует взывать к Нему, как сказано в 1 Иоан.(2:1): “... А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем...”
Если вы хотите более подробно узнать о том, что лютеране думают, проповедуют и исповедуют по данному вопросу, прочтите следующие разделы из Книги Согласия: Апология Аугсбургского Исповедания, артикул XXI; и Шмалькальденские Артикулы, Часть II, Артикул II, раздел «О молитвенном взывании к святым».
— Пастор Пол Мак-Кейн
Метки: рим беатификация мак-кейн |
Мартин Лютер о плодах и благословениях воскресения Христова |
Разъясняя значение Страстей Христовых, мы уже слышали, что мало знать лишь историю этих событий и повествование о них; точно так же мало узнать лишь, как и когда Христос, Господь наш, воскрес из мертвых; нам также должно проповедовать и понимать благословения и пользу как страданий, так и воскресения Христа — а именно, что Он тем самым приобрел для нас. Ибо если мы проповедуем только историю событий, это бесполезная проповедь, которую сатана и безбожники знают, читают и понимают не хуже истинных христиан; но когда мы проповедуем о том, с какой целью это было совершено, наша проповедь становится плодотворной, здравой и утешительной.
Сам Христос указал на пользу Его страданий и воскресения, когда сказал женщинам в Матфея 28:10: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Это самые первые слова, которые они услышали из уст Христа после Его воскресения из мертвых, посредством которого Он утвердил все предшествовавшие тому слова и любящие деяния, какие являл им, — а именно, что Его воскресение совершилось ради пользы нашей, пользы верующих, так что Он в предвидении этого называет Своими братьями христиан, верующих в Него, хотя бы, в отличие от апостолов, они и не были очевидцами Его воскресения.
Метки: лютер пасха воскресение |
Проповедь на Первое воскресенье после Пасхи (Quasi Modo Geniti) |
Свидетели воскресения
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:19-31).
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:1-10).
Благодать вам и милость от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Братья и сестры, мы только что отпраздновали великий праздник Воскресения Христова и приблизились вплотную к воскресенью пасхальной октавы. Это воскресенье как бы задает тон нашим размышлениям на пятьдесят дней, которые отделяют праздник Пасхи от праздника Пятидесятницы. В западной традиции это воскресенье именуется Quasi Modo Geniti — по первым словам латинского интроита:
Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Кор. 2:2).
Возможно, вы помните, что имя Квазимодо носил один из героев романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго — это не случайное совпадение, поскольку героя младенцем нашли на ступенях собора именно в первое воскресенье после Пасхи.
Другое название этого воскресенья — Dominica in albis (воскресенье в белом), поскольку новообращенные христиане, крещеные на Пасху, носили белые одежды в течение всей недели. Это удивительным образом совпадает с традиционным восточным названием первой недели после Пасхи — «Светлая седмица».
Библейские чтения первого круга напоминают нам о содержании того Евангелия, которое, как пишет св. Павел в сегодняшнем тексте Апостола, «вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь».
|
Он воскрес! |
Χριστός ανέστη εκ νεκρών, θανάτω θάνατον πατήσας, και τοις εν τοις μνήμασι ζωήν χαρισάμενος!
Что вы ищете живого между мертвыми?
Его нет здесь: Он воскрес;
вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников,
и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
Евангелие от Луки 24:5-7
|
Лютер о правильном размышлении над страданиями Христа |
ИСТИННОЕ ПОНИМАНИЕ СТРАДАНИЙ ХРИСТА
Правильно размышляют о Страстях Христовых те, кто смотрит на Христа и при виде Его приходит в ужас, а сердце их мгновенно погружается в отчаяние. Это ощущение ужаса должно прийти, чтобы ты увидел строгость и гнев Бога и Его неизменную ревность по отношению к греху и грешникам, так что Ему неугодно было, чтобы Его единородный и возлюбленный Сын даровал грешникам свободу, не уплатив за них дорогой выкуп, как упоминается в книге Исаии 53:8: «За преступления народа Моего претерпел казнь». Что же будет с грешником, если возлюбленный Сын был так поражен? Как невыразима и невыносима должна быть ревность, которую столь безмерно великий Человек принимает на Себя, и страдает, и умирает ради нее; и если ты действительно глубоко вдумаешься в то, что страдает Сам Божий Сын, вечная Премудрость Отца, ты ощутишь подлинный ужас; и чем больше ты размышляешь, тем глубже будет переживание.
Метки: пасха лютер |
Лютер о неверном размышлении над страданиями Христа |
НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ СТРАДАНИЙ ХРИСТА
Прежде всего, некоторые размышляют над страданиями Христа таким образом, что распаляются злобой против иудеев, сетуют и плачут о несчастном Иуде и на том успокаиваются — точно так же, как они привычно сетуют на других людей, а также осуждают своих врагов и перемывают им кости. Такое времяпровождение поистине можно назвать размышлением не о страданиях Христа, а о порочности Иуды и иудеев.
Другие рассуждают о разного рода благах и плодах, которые можно извлечь из размышлений над Страстями Христовыми. В этом смысле их сбивает с толку высказывание, приписываемое Альберту Великому, в соответствии с которым однажды мимоходом подумать о страданиях Христа лучше, чем целый год молиться или ежедневно молиться по Псалтири и т. п. Люди слепо следуют этому правилу и поступают вопреки истинным плодам Страстей Христовых, ибо тем самым стремятся удовлетворить собственные эгоистические желания. И потому они украшают себя картинками и книжками, письменами и распятиями, а некоторые заходят так далеко, что воображают, будто тем самым защищают себя от воды, огня и меча, а равно и всех прочих опасностей. Получается, что страдания Христа призваны гарантировать им полную свободу от страданий, что противоречит сути и природе Страстей.
Третьи настолько проникаются сочувствием к Христу, что плачут и рыдают о Нем, потому что Он был так чист и невинен, и уподобляются женщинам, следовавшим за Христом из Иерусалима, которых Он упрекнул, сказав, что им следовало бы плакать о себе и о своих детях. Таковые застревают посреди Страстного времени и находят великое утешение в сцене отшествия Господа из Вифании или в страданиях и скорби Девы Марии, но дальше не делают ни шагу. Они час за часом отодвигают Страсти, и одному Богу известно, спят они таким образом или бодрствуют. В числе этих упрямцев есть и те, кто утверждает, что великие благословения дарует Святая Месса, в простоте своей они думают, что с них довольно и того, что они ходят к мессе. На такие мысли наводят нас высказывания некоторых учителей о том, что месса полезна сама по себе — opere operati, non opere operantis, — даже без наших собственных заслуг и достоинств, как если бы этого было достаточно. Однако месса была учреждена на ради ее самой, но чтобы испытать нас — в особенности в том, что касается размышлений о страданиях Христа. Ибо там, где мы не размышляем о них, мы превращаем мессу, как бы хороша они ни была сама по себе, в приземленное и бесплодное дело. Ибо что тебе проку с того, что Бог есть Бог, если Он не Бог для тебя? Что толку с того, что ядение и питие сами по себе полезны и хороши, если они не укрепляют тебя, и есть опасность, что наши многочисленные мессы не смогут сделать нас лучше, если мы не ищем в них истинного плода?
— Мартин Лютер. Из проповеди на Страстную Пятницу (1519)
Метки: пасха лютер |
Проповедь на Великий Четверг |
Великий четверг
Последняя Вечеря
И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается (Лк. 22:14-22).
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:42-47).
Благодать вам и милость от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
В этот день, в четверг Страстной Недели, христианская Церковь вспоминает тот самый вечер, когда все апостолы и Господь Иисус Христос в последний раз собрались вместе за ужином. Еще не было предательства Иуды и отречения Петра, ученики еще не знают, что через каких-то несколько часов они все в ужасе разбегутся, оставив Учителя наедине с Его участью. Они слушали слова Христа о воспоминании, о теле, за них предаваемом, о крови, за них проливаемой, о предателе, сидящем с ними за одним столом, но еще не понимали истинного и полного смысла этих слов.
|
Проповедь на Вербное воскресенье |
Вербное воскресенье (Palmarum)
Торжество смиренного пути Царя
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:12-24).
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:5-11).
Благодать вам и милость от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Братья и сестры, по милости Господа мы вплотную приблизились к пасхальной неделе, в которой для христиан соединяется как самый мрачный и ужасный, так и самый светлый и возвышенный момент человеческой истории. Ужас этого момента в том, что мы сами, своими грехами (если не собственными руками), убили Того, Кого Бог послал для нашего спасения. Радость этого момента в том, что Он, Убитый нами, победил грех и смерть и Своим воскресением проложил нам, убившим Его, путь в вечную жизнь в Царствии Божьем.
|
Можно ли выкинуть что-то из Символа Веры и спастись? |
В прошлое воскресенье на занятиях по изучению Библии мне задали вопрос: можно ли считать христианином человека, который отрицает тот или иной момент Символа Веры. Я тут же вспомнил о методистах, которые (по крайней мере, так было, когда я проверял в последний раз) выпустили из текста Апостольского Символа Веры слова "сошедшего в ад", и ответил: "Да. Да, но..."
Метки: ортодоксия символ веры уидон |
Из проповеди Карла Вальтера на воскресенье Invocavit |
Это сражение [между Господом и сатаной] было первым из боев, в которые вступал Господь нашего спасения, чтобы повергнуть сатану нам под ноги. В этот день адские полчища потерпели первое поражение, убедившись, что пришел Сильнейший их. Стоило Господу приступить к Своему земному служению, как Он тут же атаковал сатану. С тех пор Он не покидал поле боя, пока не одержал верх в последней схватке на кресте и не воскликнул: "Совершилось!" И сразу последовавшее за тем Воскресение было победным кличем Посредника между Богом и человеками, великим Te Deum Laudamus: "Тебя, Боже, хвалим!" Сошествие в ад и вознесение на небеса были торжественным триумфальным шествием победителя. Однако всего этого могло бы и не быть, если бы Христос не одержал победу в самой первой Своей битве с сатаной в пустыне. И потому она тоже была необходимой частью нашего искупления.
Метки: победа вальтер искупление |
Жизненная иллюстрация к Писанию |
Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада... (Деяния 20:28-29)
Пятигорск. 5 марта. ИНТЕРФАКС-ЮГ - В Кочубеевском районе Ставропольского края волки загнали несколько сотен овец к краю обрыва, где часть из них загрызли, остальные животные подавили друг друга и упали в овраг, сообщил руководитель управления сельского хозяйства районной администрации Сергей Федько.
"В районе поселка Тоннельный паслось стадо, в котором было около 300 овец. Накануне днем животных окружили пять волков, загнали их на край оврага, часть овец волки погрызли. Они искусственно создали такую ситуацию, что часть овец в панике подавила друг друга, другие же упали в овраг", - сказал С.Федько в субботу агентству "Интерфакс-Юг".
|
Литания в ежедневной молитве |
Как использовать Литанию в ежедневной молитве?
(1) Выдели место и время для тихого размышления и молитвы.
(2) Успокой мысли и в молчании настрой свое сердце на молитву.
(3) Если вы молитесь сообща и вслух, выберите из среды себя одного человека, который будет произносить строки, обозначенные буквой «Л», а все остальные произносите строки, обозначенные буквой «П». Если ты молишься один, произноси или пропевай все строки сам.
(4) Молиться на коленях хорошо, но если это невозможно, молись так, как тебе удобно.
(5) Окончив Литанию, соверши одну или несколько из заключительных молитв.
|
Ларри Питерс об исповеди |
Слишком стыдно...
Я с интересом прочел о том, как один римокатолик попросил некого безымянного священника выслушать его исповедь. «Но почему ты не идешь на исповедь в собственный приход?» — спросил тот. «О, Господи, нет! Я уже давно не был на исповеди, и мне будет слишком стыдно рассказывать моему священнику о том, что я успел натворить…»
Но ведь в этом-то все и дело, разве нет? Грех всегда постыден. Он будит в нас стыд и ложится пятном на нашу совесть. Что толку исповедоваться во грехах, за которые нам не стыдно, которые не заставляют нас краснеть, и которые не тяготят нас? Когда грех приводит нас в смятение, вызывает у нас приступ панического стыда и чувства вины, это хорошо. Это признак того, что Бог действует в нас. Это шевеление совести, которая все еще слышит голос Закона, сердца, которое все еще способно сокрушаться. Когда это случается, мы готовы принять благодать.
Метки: питерс исповедь |
Из проповеди Лютера на воскресенье Quinquagesima |
Это Евангелие вновь представляет нам две мысли, о вере и любви, — как в словах Христа о том, что Ему должно пойти в Иерусалим и быть распяту, так и в том, что Христос служит и помогает слепому. Первая мысль, мысль о вере, доказывает, что Писания исполняются не иначе, как через страдания Христа, а также, что Писания не говорят ни о каком ином предмете, кроме Христа, и они говорят лишь о Христе, Который должен Своей смертью исполнить Писания. Но если Его смерть должна совершить это, тогда наша смерть ничего к этому не добавит, ибо наша смерть есть грех и проклятие. Если же наша смерть — высочайшее и самое страшное страдание и бедствие — это грех и смерть, что мы способны заслужить своими страданиями и смертью? И, раз наши страдания — ничто, если они напрасны, на что же способны наши добрые дела, если принять во внимание, что страдание всегда благороднее и лучше добрых дел? Заслуга здесь должна безраздельно принадлежать Христу, и вера должна твердо держаться за Него.
Метки: смерть евангелие добрые дела лютер |
Блаж. Августин: Люби и делай, что пожелаешь |
Это мы сказали о той ситуации, когда поступки похожи. Когда же они различны, мы видим, как любовь приводит человека в гнев, а грех делает его неотразимо мягким. Отец бьет ребенка, а похититель с ним ласков. Если ты назовешь две вещи: побои и ласку, — кто не выберет ласку и не откажется от побоев? Если же принять во внимание человека, то бьет любовь, а грех ласкает. И вот, на чем мы настаиваем: что дела человека можно различать лишь по корню любви. Ибо многое может делаться, имея добрый вид, но не произрастая из корня любви. Ибо и на колючках могут быть цветы: некоторые поступки действительно кажутся грубыми, кажутся жестокими; однако же совершаются для вразумления, по велению любви. Итак, раз и навсегда дается тебе краткое наставление: люби и делай, что пожелаешь; сохраняешь ли спокойствие, сохраняй спокойствие с любовью; кричишь ли, кричи с любовью; исправляешь ли, исправляй с любовью; жалеешь ли, жалей с любовью; да пребудет в тебе корень любви, из этого корня не может произрасти ничто, кроме доброго.
— Блаж. Августин. 7-я беседа на 1-е Послание Иоанна §8.
Метки: авугстин любовь |
Герман Зассе о Никео-Цареградском Символе Веры |
Это исповедание [Никео-Цареградский Символ Веры], составленное христианами умирающего мира, стало исповеданием новых народов и исповеданием всех последующих поколений Церкви. Разве это не что-то несравнимо большее, нежели все «актуальные» и «жизненные» решения и объявления сегодняшних церковных собраний? Где все те провозглашения, которыми всемирные экуменические конференции сопровождали светскую историю нашего времени? Мир даже не услышал их, а церкви с тех пор давно уже о них позабыли. Вы не найдете их даже в учебниках церковной истории. Напротив, символ веры того древнего собора ежевоскресно молитвенно звучит в тысячах и тысячах церквей. В XX столетии за это исповедание веры отдали свои жизни, наверное, больше мучеников, чем за все предыдущие столетия церковной истории вместе взятые.
— Hermann Sasse. We Confess: Jesus Christ, p. 58
Метки: зассе никео-цареградский символ веры история христианства |