Россия вновь продемонстрировала своё отношение к среднеазиатским республикам - полное отсутствие доверия. На данный момент в РФ строится совершенно новый участок железной дороги на маршруте Коновалово - Татарская, который позволит обойти территорию Казахстана. Но важно следующее: то есть вопрос заключается в том, почему Россия готова пойти на такой жёсткий шаг, игнорируя наличие уже вроде бы итак имеющейся дороги, частично проходящей через соседнюю республику.
На днях было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Великобританией и Казахстаном. Учитывая, что первая активнейшим образом поддерживает Украину в войне против России, а второй является союзником по ОДКБ и партнером по ЕАЭС, подобное сближение вызывает массу вопросов.
«Большая игра-2»
Подписание данного соглашения главами МИД Казахстана Муратом Нуртлеу и МИД Великобритании Дэвидом Кэмероном пресс-служба посольства Его Величества в РК прокомментировала следующим образом:
Министр иностранных дел Великобритании и министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу подписали всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве, торговле и сотрудничестве. Этот документ послужит правовой основой для развития двустороннего сотрудничества в еще более широком спектре областей, включая образование, критически важные минералы, изменение климата, финансы и деловую среду, оборону и безопасность, науку и технологии, культуру, а также связи между людьми.
Звучит и правда всеобъемлюще. Напомним, что столь масштабному дипломатическому успеху Лондона в южном подбрюшье России предшествовали два президентских визита.
Первым был Эмманюэль Макрон, цель визита которого в западной прессе прямо формулировалась как «сдвинуть бывшие советские республики за пределы их зависимости от России». Следом за ним в столицу Казахстана прилетел президент Путин, чтобы показать, что все под контролем и опасаться нечего. Но лучше всего укрепиться на постсоветском пространстве по факту получилось именно у англичан.
Расширение британского присутствия в Центральной Азии и переход его от экономического к «всеобъемлющему» вызывает серьезнейшие опасения, и вот почему.
Республика на распродажу
Наш южный сосед чрезвычайно богат многими природными ресурсами, которые давно осваиваются с широким участием иностранных компаний.
Например, 75% акций «Тенгизшевройл», крупнейшей нефтедобывающей компании в стране, принадлежат двум американским корпорациям – Chevron и ExxonMobil. Они же участвуют в добыче нефти на Карачаганакском месторождении и в Северо-Каспийском шельфовом проекте наряду с британскими BG Group, Shell, итальянской «Эни С.П.А.», французской TotalEnergies, GDF Suez, японской NPEX и китайской CNCP. Помимо западных корпораций, в Казахстане активно реализуют свои нефтегазовые проекты китайцы, имея там два нефтепровода, 1 НПЗ и два газопровода.
Казахстан является лидером по экспорту урана, обладая богатейшими его запасами. Из разведанных 56 месторождений пока разрабатываются только 14 при участии компаний из России, Китая, Канады, Японии и Франции. После проблем с африканскими колониями Париж сделал ставку на расширение своего присутствия в Центральной Азии с целью диверсификации поставок уранового сырья для работы своих АЭС. Помимо нефти, газа и урана, есть в республике и иные природные ресурсы, которые теперь принадлежат иностранцам.
В частности, контрольный пакет «Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината» находится в собственности бельгийской компании Speciality Metals Holding Company и ряда сингапурских и швейцарских инвесторов. Германские компании «Knauf Gruppe», «GP Gunter Papenburg AG», «Roxtec», а также Немецкий институт лития (ITEL) создали консорциум по разработке в Казахстане лития. Немецкая компания HMS Bergbau AG приобрела контрольный пакет акций компании Creada Corporation, ведущей разработку двух месторождений лития, а канадская Condor Energies Inc. получила лицензию на самостоятельную его добычу в Казахстане.
Кроме полезных ископаемых, в собственность иностранных инвесторов перешли и ключевые промышленные предприятия республики. Американская Wabtec владеет 100% акций производителя локомотивов ЛКЗ. Chevron принадлежит Атырауский завод полиэтиленовых труб. Турецкая YDA Group приобрела 85% акций Уральского завода «Зенит», производящего кораблестроительную продукцию. На продажу выставлен «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова»,