-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12611
Комментариев: 64762
Написано: 140059


Сокровища Третьяковки. Тропинин, Василий Андреевич (Tropinin, Vasily; 1780-1857) (часть 2)

Понедельник, 29 Апреля 2024 г. 11:51 + в цитатник

ЧАСТЬ 1



01. Тропинин Василий (1780-1857)
ГИТАРИСТ 1823

83,3 x 65
холст масло
ГТГ


Широкую известность В. А. Тропинину принесли полотна, сочетающие черты портрета и бытовой живописи. К их числу можно отнести одно из самых заметных произведений русского искусства первой половины XIX века – картину «Гитарист». Созданный Тропининым обобщенный образ музыканта (по одной из бытующих версий, в основу его легло изображение композитора и гитариста-виртуоза В. И. Моркова) вызывает к себе неизменный интерес и симпатию зрителей самых разных поколений.

Молодой исполнитель показан в домашней обстановке в момент игры на семиструнной гитаре. Его задумчивый взгляд устремлен на зрителя. Виднеющийся из-под халата распахнутый ворот белой рубашки с глубоким вырезом придает облику модели непринужденность и естественность. Вьющиеся каштановые волосы обрамляют его лицо, выделенное мягким золотистым светом. Позади гитариста лежат раскрытые нотные тетради. С особой тщательностью Тропинин выписывает все части дорогого музыкального инструмента: сделанные из цельного дерева деку и обечайку, гриф, позолоченные колки, закрученные на концах струны.




02. Тропинин Василий (1780-1857)
ГИТАРИСТ 1832

84,5 x 65,6
холст масло
ГТГ

Вариант-повторение картины «Гитарист» 1823 года.

Жанровый портрет В. А. Тропинина «Гитарист» представляет вариант-повторение одноименной работы 1823 года. Музыкант показан в творческой домашней обстановке в момент игры на семиструнной гитаре. Его задумчивый взгляд устремлен на зрителя. Виднеющийся из-под халата распахнутый ворот белой рубашки с глубоким вырезом придает облику молодого человека непринужденность и естественность. Вьющиеся каштановые волосы обрамляют его одухотворенное лицо, выделенное мягким золотистым светом.

В картине Тропинина нашла отражение целая эпоха русской жизни, которую именуют золотым веком отечественной культуры. В это время наблюдался расцвет как профессионального, так и любительского музицирования. Гитара, особенно «русская» семиструнная, стала любимым инструментом людей разных сословий. Чаще всего под аккомпанемент гитары исполняли романсы. Успехом также пользовались инструментальные вариации на темы народных песен и переложения пьес выдающихся композиторов.

Pомантические черты и оттенок некоторой сентиментальной чувствительности, присущие облику гитариста, отчасти перекликаются с лучшими образцами русского лирического романса, обращенного к человеческой душе и сердцу. Тропинину в полной мере удалось создать гармоничное изображение, отмеченное жизненной правдивостью и одухотворенностью.

Художник многократно повторял и варьировал полюбившуюся зрителям композицию. Привлекательный образ молодого музыканта (по одной из бытующих версий, в основу типа легло изображение композитора и гитариста-виртуоза В.И. Моркова) по-прежнему вызывает к себе неизменный интерес и симпатию людей самых разных поколений. В коллекцию Третьяковской галереи изображение поступило из собрания выдающегося мецената И. Е. Цветкова.



03. Тропинин Василий (1780-1857)
ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ

КОНЕЦ 1830-Х - НАЧАЛО 1840-Х
35,5 x 30
холст масло
ГТГ


Девушка в изящном повороте положила руку на балюстраду, на которой лежит срезанная роза и стоят живые цветы в стакане с водой. Слева от фигуры видны спинка кресла и ветка вьющегося зеленого плюща – модного в ту пору комнатного растения. Вечнозеленый плющ имел множество символических значений: жизнь души после смерти тела, бессмертие, постоянное возрождение жизни. Из полумрака выступают очертания скульптуры – копии с известного античного мрамора «Мальчик с уткой». В маленьком полотне словно отражена тема связи древней культуры и живой природы с современным искусством. Музыкальный инструмент свидетельствует о том, что изображена исполнительница романсов под аккомпанемент гитары в домашнем кругу. Имя модели пока не удалось определить, но из надписи на подрамнике портрета известно, что это некая Языкова.

Пение под гитару стояло в центре внимания москвичей в то время: в первопрестольной выступали выдающиеся исполнители-гитаристы А. О. Сихра и М. Т. Высоцкий. Были известны превосходные гитаристы и среди любителей, например доктор Ф. И. Иноземцев. М. Ю. Лермонтов учился играть на гитаре у Высоцкого и даже посвятил ему стихи. Широко известны и популярны были романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. А. Гурилёва, П. П. Булахова.

Этюд происходит из собрания известного в Москве коллекционера И. Е. Цветкова, владельца собственной галереи. До приобретения в коллекцию Третьяковской галереи произведение хранилось у наследников художника.




04. Тропинин Василий (1780-1857)
ПРЯХА

КОНЕЦ 1800-Х - НАЧАЛО 1810-Х
60,3 x 45,7
холст масло
ГТГ


Юная девушка в белой рубашке, украшенной национальной вышивкой, представлена на фоне пейзажа. Задумчивый взгляд устремлен вдаль, в руках кудель и веретено. Облик пряхи с «круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками» словно сошел со страниц повестей Н. В. Гоголя. Алая лента в аккуратно уложенной прическе, черные и красные мониста, изящные сережки прекрасно дополняют ее несколько идеализированный образ. Обращает на себя внимание умелая лепка формы и активная работа со светотенью. Гармонично и живописное решение полотна, построенное на мягких переходах цвета.



05. Тропинин Василий (1780-1857)
ЗОЛОТОШВЕЙКА 1826

78 x 61,8
холст масло
ГТГ


Картина «Золотошвейка» написана в Москве и по праву считается одним из шедевров В. А. Тропинина. Название работы связано с родом занятий изображенной девушки, выполняющей вышивку металлическими позолоченными (золотыми) нитями. Это красивый и дорогостоящий вид прикладного искусства на протяжении столетий имел широкое распространение в России. Период второй половины XVIII — первой половины XIX вв. считается временем его наибольшего расцвета.

Труд золотошвеек, требовавший точного и аккуратного исполнения, был очень нелегок. Тропининым запечатлено мгновение, когда мастерица отвлеклась от своего рукоделия и обернулась к зрителю. Ее обаятельный образ изящно дополняют красный шейный платок с орнаментальной каймой по краю и небольшие сережки. Подвитые у висков пряди и костяной гребень в опрятной прическе свидетельствуют о внимании героини к модным тенденциям.
Интересовавшийся жизнью людей разных сословий, в том числе крестьян и ремесленников, Тропинин внимателен к каждому предмету, составляющему рабочий инвентарь швеи. Живописец тщательно выписывает шпулечную дощечку, пяльцы, стальные ножницы, удлиненную деревянную катушку-витейку, на которую намотана нить, виртуозно воспроизводит золотые переливы и рельеф вышивки.

Произведение гармонично по цветовой гамме, богато живописными нюансами, с большим мастерством показаны светотональные градации. Мягкий золотистый свет окутывает фигуру работницы, освещая ее миловидное, приветливое лицо, обнаженную по плечо правую руку и укрепленную в пяльцах белоснежную ткань. Ее Тропинин располагает таким образом, чтобы зритель мог полюбоваться затейливым цветочно-лиственным узором. Индивидуальность модели В. А. Тропинин сочетает со стремлением к определенной типизации, что позволяет отнести произведение к жанровому портрету.



06. Тропинин Василий (1780-1857)
КРУЖЕВНИЦА 1823

75,5 x 59,7
холст масло
ГТГ


Широкую известность В. А.Тропинину принесли изображения, сочетающие черты бытовой живописи и портрета. Одним из наиболее известных примеров данного типа является знаменитая «Кружевница» (1823). Это одна из трех картин, за которые в 1823 году Тропинин получил звание «назначенного в академики». Миловидная девушка, облик которой не лишен оттенка идеализации, изображена в тот момент, когда она на миг отвела взгляд от рукоделия. Перед ней на специальном приспособлении расположена белая ткань, в руке деревянные палочки-коклюшки, на которые она наматывает нить. Рядом и другие необходимые для ее труда аксессуары: ножницы, булавки, образец рисунка, ящик для рукоделия.

Огромную роль в реализации гармоничного живописного замысла играют теплый, золотистый свет и утонченный колорит, построенный на взаимодействии серовато-серебристых, оливковых тонов. Владелец «Кружевницы» П. П. Свиньин отмечал, что «и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того, в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту…».

Правдивость жанровой сцены сочетается в картине Тропинина со стремлением к красоте, а само полотно оставляет впечатление спокойствия и размеренности текущей жизни, нередко вызывающего у зрителей самые разные ассоциации. В «режиссуре» «Кружевницы» иногда видят воздействие художественных приемов популярного французского живописца Ж. Б. Греза. Вместе с тем, демократизация образа, «проникнутость» городским духом, поэтизация «мира вещей», особая «уютная» интонация были характерны для современных Тропинину мастеров раннего бидермейера.



07. Василий Андреевич Тропинин
Девушка с яблоком. Этюд 1840-е

48.8 × 39 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




08. Василий Андреевич Тропинин
Крестьянин, обстругивающий костыль 1834

71 x 57.4 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




09. Василий Андреевич Тропинин
Мальчик с жалейкой 1823

60.2 x 45.8 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




10. Василий Андреевич Тропинин
Слуга со штофом, считающий деньги 1840-e

37 x 28 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




11. Тропинин Василий (1780-1857)
ЖЕНЩИНА В ОКНЕ, не ранее 1841

41 x 32,6
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


К числу самых интересных работ мастера можно отнести жанровую картину «Женщина в окне», в дореволюционные годы находившуюся в собрании видного политического деятеля и предпринимателя Н. И. Гучкова.

Произведение содержит несомненную сюжетную интригу. Привлекательная молодая особа, облокотившись на подоконник, выглядывает на улицу через широко распахнутое окно. На ней коричневатое платье с длинными пышными рукавами, изящные бусы и серьги. Чувствуется неподдельный интерес героини к происходящему снаружи.

Соскользнувшая алая шаль обнажает округлые плечи женщины, а откровенное декольте позволяет некоторым исследователям видеть в ней даму полусвета. С другой стороны, несмотря на отсутствие каких-то документальных свидетельств, образ модели по сложившейся в историографии традиции нередко отождествляют с очаровательной Авдотьей Николаевной – героиней опубликованной в 1838 году поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Произведение написано с эффектом trompe-l'œil (так называемой обманки), основанном на оптической иллюзии. При его создании художник, вероятно, ориентировался на образцы западноевропейского искусства. В частности, работа Тропинина композиционно напоминает картину ученика Рембрандта живописца Ф. Бола «Молодая женщина у окна» (около 1649), которую русский художник имел возможность видеть в Эрмитаже.

Видимо, полотно Тропинина понравилось зрителям, и художник вновь обратился к этой теме. Произведение из коллекции Третьяковской галереи является уменьшенным авторским повторением подписной работы, находящейся в собрании Русского музея (1841). Вариант картины хранится также в Национальном музее Чеченской Республики.


tretyakov.ru
wikimedia
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку