Как тонкий луч, возникну я в тумане

Среда, 12 Августа 2009 г. 08:04 + в цитатник

 (466x600, 83Kb)
Прямо на нас смотрит молодая женщина. В глазах ее были негодование, боль, отчаянная решимость... Рука сжимает скомканный листок бумаги: все кончено!

Это известный портрет художницы Серафимы Блонской, называется «Письмо», автор его Д.М. Синоди-Попов. Эпиграфом к ее творчеству можно взять слова поэтессы Натальи Образцовой: «Лучистою энергией мы станем – наука утверждает…Наяву, как тонкий луч, возникну я в тумане или звездой падучей промелькну…»

Серафима Иасоновна Блонская — российский художник, педагог, жила в Таганроге. Она сыграла серьезную роль в судьбе Таганрога, так же как и Таганрог в ее жизни. Училась Петербургской Академии художеств, написала множество картин, прославивших ее на всю страну. Среди них знаменитые "Маки", "Гуси", и, конечно же, жемчужина коллекции, которой могут позавидовать лучшие музее страны, "Девочки. Вербное воскресение". В 1911 году вместе с мужем, художником Александром Леонтовским, Блонская открыла частную художественную школу. Память о Серафиме Блонской в Таганроге была жива всегда. Ее именем названа Детская художественная школа, которая, кстати, была возрождена накануне 100-летия художницы, в 1969 году...

Биография С. И. Блонской
Серафима Иасоновна Блонская родилась 21 сентября 1870 года в Верхне-днепровске. Отец ее, Иасон Иванович Блонский, был юристом, мать была дочерью профессора медицины. Блонские приехали в Таганрог, когда Серафиме Иасоновне исполнилось пять лет. Шутники говорили, что у Блончихи дочери или вакханки, или мадонны. Серафима Иасоновна принадлежала к мадоннам: высокая, прямая, гладко причесанная, без тени рисовки. Она и одевалась очень своеобразно: носила темные и широкие хитоны и сандалии с переплетами. А в карих глазах была женственность и грусть. Рано начала рисовать. После окончания с золотой медалью Таганрогской женской гимназии, Серафима училась в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко, а затем в Петербургской Академии художеств. Студенткой жила по-спартански, не имея ничего лишнего. И эта суровость по отношению к своему быту осталась у нее на всю жизнь...После окончания Академии Художеств Серафиму Иасоновну посылают на казенный счет в Италию совершенствоваться. Италия ее пленила. Письма того периода были такими счастливыми, так полны радости бытия, природой, искусством. Там, в Италии, Блонская начала изучать итальянский язык и до конца дней своих любила его и читала по-итальянски свободно.
В одну из петербургских зим она тяжело заболела брюшным тифом. Ее выхаживал изумительно преданно и терпеливо ее однокашник — художник Александр Михайлович Леонтовский. После болезни она вышла за него замуж и вернулась в Тагонрог, где создала вместе с мужем художественную школу. Эта школа существует и в наши дни и носит ее имя. Наиболее известными являются три ее работы: «Девочки» («Вербная суббота») , «Гуси» , «Маки».

Картина «Девочки» («Вербная суббота»)
Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня.
(Блок А.А.)
 (700x690, 47Kb)
Эта картина была дипломной работой Серафимы Иасоновны в Академии. Сюжет картины таганрогский: ученицы женской Мариинской гимназии в большом гимназическом зале. За окнами зала светилось нежное весеннее небо и это сочетание юности и весенней природы создавало в картине особое праздничное настроение. Написана картина в Таганроге, в застекленном мезонине того дома, к которому примыкала рисовальная школа. На годичной конкурсной выставке в Академии Художеств работа молодой художницы была отмечена золотой медалью и получила отличные отзывы в прессе: ее сразу отметили, как «...картину, полную светлого, жизнерадостного настроения, свежести и истинной поэзии».

Картина «Гуси»
В лучах зари, забыв привычный страх, Качались гуси молча на волнах. У каждого в усталой тишине По спящей перепелке на спине...
(Асадов Эдуард)
 (699x396, 281Kb)
Написана в Таганроге, изображает гусей у берега Азовского моря. Вода у берега на Банном спуске там серая, мутноватая, вроде совсем неинтересная... А гусей смотришь — и глаз не оторвать. Написана в нежнейших серебристо-зеленоватых тонах.


Картина «Маки»
Веселый день горит... Среди сомлевших трав Все маки пятнами - как жадное бессилье, Как губы, полные соблазна и отрав, Как алых бабочек развернутые крылья.
(Иннокентий Анненский)
 (700x521, 65Kb)
На солнечной зеленой лужайке колышутся горячие прозрачные цветы, и девочка в красном платье, протягивающая к ним руки, выглядит таким же пылающим маком. Сколько воздуха, сколько света может вместить небольшое полотно!

Леонтовский Александр Михайлович
(портрета нет)
Украинец, родом из Полтавы, Леонтовский был из кадровой военной семьи. Родители мечтали видеть его офицером, но, вопреки воле отца, он ушел из дома и поехал учиться в Петербург, в Академию Художеств. Александр Михайлович Леонтовский в два этапа отучился в Академии художеств. В 1885 году он стал вольнослушателем Академии, а с 1888 - полноправным академистом, пробыв в высшем художественном заведении до 1894 года. Ярких успехов в Академии Александр Леонтовский не продемонстрировал, но к намеченной цели - стать живописцем - шел целеустремленно, регулярно получая за свои студенческие работы пусть серебряные, но медали. Так, в 1889 году он получил малую, в следующем - малую и большую, в 1891 - большую серебряные медали. Окончил Академию Александр Михайлович в звании классного художника третьей степени. В школе Блонской он вел занятия в основном в старшей группе. Те из учеников, в чьих работах остались его резкие, энергичные поправки, успели ощутить огромный талант этого художника. Как педагог, он предъявлял к учащимся высокие требования, старался внушить молодежи свою страстную, пытливую любовь к природе. Иной ученик, долго промучившись над рисунком, наконец считал его законченным. Вдруг за его спиной останавливался Леонтовский и отрывисто бросал: — Хорошо начато! Девушке, рисовавшей куст сирени, Александр Михайлович пытался втолковать, что она не понимает этот куст, что нужно забыть всё на свете, видеть только эту сирень, войти в нее, вжиться — тогда, может быть что-то получится...Помимо живописи, Леонтовский знакомил с лепкой. В гончарной мастерской, которая находилась рядом с классом, лепили из глины ящериц и других мелких животных, выделывали несложные сосуды. Старшие ученики с большим интересом слушали лекции Леонтовского по истории живописи, его рассказы о великих мастерах прошлого. Сам он очень любил Рембрандта. В его мастерской висело на стенах несколько копий рембрандтовских полотен, в оригинальных работах Леонтовского ощущалась та же борьба света и мрака... Особенно интересна в этом отношении небольшая картина его кисти, которую в семье особенно берегли: в темных осенних сумерках светится окно какого-то дома, перечеркнутое обнаженной веткой дерева. Светится так загадочно, так маняще, что забыть его невозможно...Портреты А.М. Леонтовского дошли до наших дней. Наиболее известные его работы: «Дама в белом», «Дама в голубом», «Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны».

«Дама в белом»
 (382x599, 67Kb)

«Дама в голубом»
 (339x599, 45Kb)

«Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны»
 (500x463, 24Kb)


Рисовальная школа Блонской
... Окна детства — туда, в голубое, В чащу свежих цветущих ветвей. Рвутся в комнату, брызжут росою Над подушкою сонной моей. Тех ветвей драгоценно цветенье, Им увянуть, поблекнуть нельзя: Их касалась как фея сирени Золотым хоботком стрекоза...
(Наталья Образцова)
 (640x426, 111Kb)
В 1910 году Серафима Иасоновна Блонская с мужем А.М. Леонтовским открывает школу рисования и живописи с курсом лекций по анатомии, перспективе и истории искусства.
Рисовальная школа двух художников-энтузиастов действительно была светочем в Таганроге 20-х годов. После смерти А.М. Леонтовского (1928) школа прекратила своё существование, так как Блонская очень остро переживала смерть мужа и перестала рисовать. Находилась школа в старом доме с мезонином. От дома тянулся кирпичный забор с облупившейся облицовкой, из-за забора свешивались на улицу ветви яблонь, слив...Занятия обычно проходили в саду, под тенистыми деревьями. Дети сидели полукругом за низкими мольбертамиа перед ними на грубо сколоченном столике стоял натюрморт: сегодня — дыня и арбуз, завтра — яблоки и виноград, или дымчатые сливы ренклоды. Натюрморты менялись, но плоды всегда были свежие, только что сорванные с дерева. Над ними кружились пчелы. Между мольбертами ходила художница Серафима Иасоновна Блонская. Высокая, с прямыми темными волосами, закрученными на затылке в узел, она всегда носила широкую синюю блузу. В глубоких карманах этой блузы лежали цветные карандаши, которыми она правила наши ученические работы. Когда Серафима Иасоновна присаживалась к мольбертам учеников и доставала свой карандаш, то происходило чудо и на бумаге оживало то, чего совсем не замечаешь в природе. Это воспитание любви к природе, чувства цвета и света было самым драгоценным, что давала детям школа Блонской...Серафима Иасоновна была замечательным колористом, солнечный свет был движущей силой ее творчества. Она была главным лицом в школе и нередко вела занятия одна. Но рядом с ней иногда мелькала сумрачная тень Александра Михайловича Леонтовского. Высокий, с широкими прямыми плечами, пропахший махоркой, он нелюдимо смотрел из-под густых нависших бровей. Летом всегда ходил босиком, носил холщевые штаны и холщевую рубаху. Руки его с коротко остриженными квадратными ногтями были черны от земли — все работы в саду и на огороде лежали в основном на его плечах...В школе было две группы: в младшей имели дело только с акварельными красками и рисовали натюрморты, в старшей работали над портретом и начинали писать маслом. Рисовали мы и животных: собак, кошек, кроликов, однажды даже лошадь. Она стояла смирно, не обращая на нас внимания. Занятия в школе были двусменные, плата взималась ничтожная —кажется, 25 копеек в месяц. Ребята из детдома ничего не платили, ученики, проявившие особые способности, так же освобождались от платы за обучение. В старшей группе Серафима Иасоновна иногда проводила беседы по теории живописи, анатомии, объясняла пропорции человеческого тела, законы перспективы и светотени. Беседы возникали стихийно, никакого плана не существовало. Бывшие ученики Блонской помнят какая атмосфера увлеченности отличала наши занятия. Серафима Иасоновна умела удивительно деликатно подходить ко всем ученикам, заставить каждого поверить в свои способности. Все любили строгую, но справедливую учительницу, за суровой внешностью которой чувствовался сильный характер...

Наталья Образцова
Сюда, сорвав весенний лист,Еще России неизвестный,Спускался Чехов-гимназист. Смотрел, как чайка пролетала,Волну стараясь не задеть. Она тогда еще не знала,Что ей в бессмертие лететь...
(Наталья Образцова)
 (469x699, 55Kb)
Этот пост я написала под впечатлением от прочтения воспоминаний Натальи Образцовой - тагонрогской поэтессы, прожившей долгую жизнь и создавшей множество прекрасных стихотворений. Со многими стихами Н.В. Образцовой можно совершать экскурсию по Таганрогу. Это и «Открытый порт» и «Здесь был Гарибальди», «Солнечная стрелка» и «Львиные ворота». От древнейших времен Меотиды, «где жил сын амазонки - Танаис», когда «…в воде по щиколотку ходят чайки», когда «зацветают акации»… Она была современницей Серафимы Иасоновны Блонской, посещала ее школу и написала замечательные по теплоте, искренности и одухотворенности воспоминания.

Информацияи фото:
http://ru.wikipedia.org
http://www.taganrog.su/node/1360
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/

Рубрики:  Мысли
Природа и человек
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 2 пользователям

Московский_фотоакын   обратиться по имени Среда, 12 Августа 2009 г. 08:43 (ссылка)
Такой взглад.. ту целая поэма..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Августа 2009 г. 08:52ссылка
Пишут, что там в прошлом неудачная любовь)
Akmaya   обратиться по имени Среда, 12 Августа 2009 г. 09:57 (ссылка)
Очень интересный пост, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Среда, 12 Августа 2009 г. 11:54 (ссылка)
Очень интересный познавательный пост: из него я сразу узнала о нескольких знаменитых людях и полюбовалась замечательными картинами. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Августа 2009 г. 02:42ссылка
Рада,спасибо за теплыый коммент)
Богомолка   обратиться по имени Среда, 12 Августа 2009 г. 18:46 (ссылка)
Спасибо за чудесный пост, милая
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Августа 2009 г. 02:43ссылка
Приятно читать)
pmos_nmos   обратиться по имени Четверг, 13 Августа 2009 г. 00:13 (ссылка)
Очень и очень интересно! Спасибо огромное - раньше не знала ее.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Августа 2009 г. 02:44ссылка
И я. Очень люблю такие вот случайные открытия).
kotenok_80   обратиться по имени Четверг, 13 Августа 2009 г. 00:45 (ссылка)
спасибо очень красиво и интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Гриня_Например   обратиться по имени Художница Четверг, 13 Августа 2009 г. 16:57 (ссылка)
Очень интересный пост. Спасибо. Таганрог еще известен, благодаря Чехову Антону Павловичу и его творчеству (мое увлечение).
Мне понравилась картина "Девочки"("Вербная суббота") и стихи Блока. Кто его знает! Вдруг и Православная культура вернется. Хотя наши времена даже не позволяют думать об этом всерьез.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Августа 2009 г. 18:15ссылка
Cовершенно верно вы дополняете про Чехова, Н. Образцова в своих воспоминаниях много о нем пишет. И согласна,что картина Девочки прекрасна. Они такие нежные,чистые праздничные и как-то глядя на них на душе становится спокойнее и чище.
Ирина_Штромберг   обратиться по имени Четверг, 13 Августа 2009 г. 19:51 (ссылка)
Спасибо. Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 14 Августа 2009 г. 09:50ссылка
Рада. Информация об этой замечательной художнице нужно сказать меня очень удивила. Хотелось поделиться. Рада поэтому, что не только мне это было интересно)
Ела2012   обратиться по имени Воскресенье, 01 Апреля 2018 г. 08:21 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку