ак тонкий луч, возникну € в тумане

—реда, 12 јвгуста 2009 г. 08:04 + в цитатник

 (466x600, 83Kb)
ѕр€мо на нас смотрит молода€ женщина. ¬ глазах ее были негодование, боль, отча€нна€ решимость... –ука сжимает скомканный листок бумаги: все кончено!

Ёто известный портрет художницы —ерафимы Ѕлонской, называетс€ Ђѕисьмої, автор его ƒ.ћ. —иноди-ѕопов. Ёпиграфом к ее творчеству можно вз€ть слова поэтессы Ќатальи ќбразцовой: ЂЋучистою энергией мы станем Ц наука утверждаетЕЌа€ву, как тонкий луч, возникну € в тумане или звездой падучей промелькнуЕї

—ерафима »асоновна Ѕлонска€ Ч российский художник, педагог, жила в “аганроге. ќна сыграла серьезную роль в судьбе “аганрога, так же как и “аганрог в ее жизни. ”чилась ѕетербургской јкадемии художеств, написала множество картин, прославивших ее на всю страну. —реди них знаменитые "ћаки", "√уси", и, конечно же, жемчужина коллекции, которой могут позавидовать лучшие музее страны, "ƒевочки. ¬ербное воскресение". ¬ 1911 году вместе с мужем, художником јлександром Ћеонтовским, Ѕлонска€ открыла частную художественную школу. ѕам€ть о —ерафиме Ѕлонской в “аганроге была жива всегда. ≈е именем названа ƒетска€ художественна€ школа, котора€, кстати, была возрождена накануне 100-лети€ художницы, в 1969 году...

Ѕиографи€ —. ». Ѕлонской
—ерафима »асоновна Ѕлонска€ родилась 21 сент€бр€ 1870 года в ¬ерхне-днепровске. ќтец ее, »асон »ванович Ѕлонский, был юристом, мать была дочерью профессора медицины. Ѕлонские приехали в “аганрог, когда —ерафиме »асоновне исполнилось п€ть лет. Ўутники говорили, что у Ѕлончихи дочери или вакханки, или мадонны. —ерафима »асоновна принадлежала к мадоннам: высока€, пр€ма€, гладко причесанна€, без тени рисовки. ќна и одевалась очень своеобразно: носила темные и широкие хитоны и сандалии с переплетами. ј в карих глазах была женственность и грусть. –ано начала рисовать. ѕосле окончани€ с золотой медалью “аганрогской женской гимназии, —ерафима училась в  иевской художественной школе Ќ. ». ћурашко, а затем в ѕетербургской јкадемии художеств. —туденткой жила по-спартански, не име€ ничего лишнего. » эта суровость по отношению к своему быту осталась у нее на всю жизнь...ѕосле окончани€ јкадемии ’удожеств —ерафиму »асоновну посылают на казенный счет в »талию совершенствоватьс€. »тали€ ее пленила. ѕисьма того периода были такими счастливыми, так полны радости быти€, природой, искусством. “ам, в »талии, Ѕлонска€ начала изучать италь€нский €зык и до конца дней своих любила его и читала по-италь€нски свободно.
¬ одну из петербургских зим она т€жело заболела брюшным тифом. ≈е выхаживал изумительно преданно и терпеливо ее однокашник Ч художник јлександр ћихайлович Ћеонтовский. ѕосле болезни она вышла за него замуж и вернулась в “агонрог, где создала вместе с мужем художественную школу. Ёта школа существует и в наши дни и носит ее им€. Ќаиболее известными €вл€ютс€ три ее работы: Ђƒевочкиї (Ђ¬ербна€ субботаї) , Ђ√усиї , Ђћакиї.

 артина Ђƒевочкиї (Ђ¬ербна€ субботаї)
ћальчики да девочки —вечечки да вербочки ѕонесли домой. ќгонечки тепл€тс€, ѕрохожие крест€тс€, » пахнет весной. ¬етерок удаленький, ƒождик, дождик маленький, Ќе задуй огн€! ¬ ¬оскресенье ¬ербное «автра встану перва€ ƒл€ св€того дн€.
(Ѕлок ј.ј.)
 (700x690, 47Kb)
Ёта картина была дипломной работой —ерафимы »асоновны в јкадемии. —южет картины таганрогский: ученицы женской ћариинской гимназии в большом гимназическом зале. «а окнами зала светилось нежное весеннее небо и это сочетание юности и весенней природы создавало в картине особое праздничное настроение. Ќаписана картина в “аганроге, в застекленном мезонине того дома, к которому примыкала рисовальна€ школа. Ќа годичной конкурсной выставке в јкадемии ’удожеств работа молодой художницы была отмечена золотой медалью и получила отличные отзывы в прессе: ее сразу отметили, как Ђ...картину, полную светлого, жизнерадостного настроени€, свежести и истинной поэзииї.

 артина Ђ√усиї
¬ лучах зари, забыв привычный страх,  ачались гуси молча на волнах. ” каждого в усталой тишине ѕо сп€щей перепелке на спине...
(јсадов Ёдуард)
 (699x396, 281Kb)
Ќаписана в “аганроге, изображает гусей у берега јзовского мор€. ¬ода у берега на Ѕанном спуске там сера€, мутновата€, вроде совсем неинтересна€... ј гусей смотришь Ч и глаз не оторвать. Ќаписана в нежнейших серебристо-зеленоватых тонах.


 артина Ђћакиї
¬еселый день горит... —реди сомлевших трав ¬се маки п€тнами - как жадное бессилье,  ак губы, полные соблазна и отрав,  ак алых бабочек развернутые крыль€.
(»ннокентий јнненский)
 (700x521, 65Kb)
Ќа солнечной зеленой лужайке колышутс€ гор€чие прозрачные цветы, и девочка в красном платье, прот€гивающа€ к ним руки, выгл€дит таким же пылающим маком. —колько воздуха, сколько света может вместить небольшое полотно!

Ћеонтовский јлександр ћихайлович
(портрета нет)
”краинец, родом из ѕолтавы, Ћеонтовский был из кадровой военной семьи. –одители мечтали видеть его офицером, но, вопреки воле отца, он ушел из дома и поехал учитьс€ в ѕетербург, в јкадемию ’удожеств. јлександр ћихайлович Ћеонтовский в два этапа отучилс€ в јкадемии художеств. ¬ 1885 году он стал вольнослушателем јкадемии, а с 1888 - полноправным академистом, пробыв в высшем художественном заведении до 1894 года. ярких успехов в јкадемии јлександр Ћеонтовский не продемонстрировал, но к намеченной цели - стать живописцем - шел целеустремленно, регул€рно получа€ за свои студенческие работы пусть серебр€ные, но медали. “ак, в 1889 году он получил малую, в следующем - малую и большую, в 1891 - большую серебр€ные медали. ќкончил јкадемию јлександр ћихайлович в звании классного художника третьей степени. ¬ школе Ѕлонской он вел зан€ти€ в основном в старшей группе. “е из учеников, в чьих работах остались его резкие, энергичные поправки, успели ощутить огромный талант этого художника.  ак педагог, он предъ€вл€л к учащимс€ высокие требовани€, старалс€ внушить молодежи свою страстную, пытливую любовь к природе. »ной ученик, долго промучившись над рисунком, наконец считал его законченным. ¬друг за его спиной останавливалс€ Ћеонтовский и отрывисто бросал: Ч ’орошо начато! ƒевушке, рисовавшей куст сирени, јлександр ћихайлович пыталс€ втолковать, что она не понимает этот куст, что нужно забыть всЄ на свете, видеть только эту сирень, войти в нее, вжитьс€ Ч тогда, может быть что-то получитс€...ѕомимо живописи, Ћеонтовский знакомил с лепкой. ¬ гончарной мастерской, котора€ находилась р€дом с классом, лепили из глины €щериц и других мелких животных, выделывали несложные сосуды. —таршие ученики с большим интересом слушали лекции Ћеонтовского по истории живописи, его рассказы о великих мастерах прошлого. —ам он очень любил –ембрандта. ¬ его мастерской висело на стенах несколько копий рембрандтовских полотен, в оригинальных работах Ћеонтовского ощущалась та же борьба света и мрака... ќсобенно интересна в этом отношении небольша€ картина его кисти, которую в семье особенно берегли: в темных осенних сумерках светитс€ окно какого-то дома, перечеркнутое обнаженной веткой дерева. —ветитс€ так загадочно, так ман€ще, что забыть его невозможно...ѕортреты ј.ћ. Ћеонтовского дошли до наших дней. Ќаиболее известные его работы: Ђƒама в беломї, Ђƒама в голубомї, Ђѕортрет великой кн€гини ≈лизаветы ћаврикиевныї.

Ђƒама в беломї
 (382x599, 67Kb)

Ђƒама в голубомї
 (339x599, 45Kb)

Ђѕортрет великой кн€гини ≈лизаветы ћаврикиевныї
 (500x463, 24Kb)


–исовальна€ школа Ѕлонской
... ќкна детства Ч туда, в голубое, ¬ чащу свежих цветущих ветвей. –вутс€ в комнату, брызжут росою Ќад подушкою сонной моей. “ех ветвей драгоценно цветенье, »м ув€нуть, поблекнуть нельз€: »х касалась как фе€ сирени «олотым хоботком стрекоза...
(Ќаталь€ ќбразцова)
 (640x426, 111Kb)
¬ 1910 году —ерафима »асоновна Ѕлонска€ с мужем ј.ћ. Ћеонтовским открывает школу рисовани€ и живописи с курсом лекций по анатомии, перспективе и истории искусства.
–исовальна€ школа двух художников-энтузиастов действительно была светочем в “аганроге 20-х годов. ѕосле смерти ј.ћ. Ћеонтовского (1928) школа прекратила своЄ существование, так как Ѕлонска€ очень остро переживала смерть мужа и перестала рисовать. Ќаходилась школа в старом доме с мезонином. ќт дома т€нулс€ кирпичный забор с облупившейс€ облицовкой, из-за забора свешивались на улицу ветви €блонь, слив...«ан€ти€ обычно проходили в саду, под тенистыми деревь€ми. ƒети сидели полукругом за низкими мольбертамиа перед ними на грубо сколоченном столике сто€л натюрморт: сегодн€ Ч дын€ и арбуз, завтра Ч €блоки и виноград, или дымчатые сливы ренклоды. Ќатюрморты мен€лись, но плоды всегда были свежие, только что сорванные с дерева. Ќад ними кружились пчелы. ћежду мольбертами ходила художница —ерафима »асоновна Ѕлонска€. ¬ысока€, с пр€мыми темными волосами, закрученными на затылке в узел, она всегда носила широкую синюю блузу. ¬ глубоких карманах этой блузы лежали цветные карандаши, которыми она правила наши ученические работы.  огда —ерафима »асоновна присаживалась к мольбертам учеников и доставала свой карандаш, то происходило чудо и на бумаге оживало то, чего совсем не замечаешь в природе. Ёто воспитание любви к природе, чувства цвета и света было самым драгоценным, что давала дет€м школа Ѕлонской...—ерафима »асоновна была замечательным колористом, солнечный свет был движущей силой ее творчества. ќна была главным лицом в школе и нередко вела зан€ти€ одна. Ќо р€дом с ней иногда мелькала сумрачна€ тень јлександра ћихайловича Ћеонтовского. ¬ысокий, с широкими пр€мыми плечами, пропахший махоркой, он нелюдимо смотрел из-под густых нависших бровей. Ћетом всегда ходил босиком, носил холщевые штаны и холщевую рубаху. –уки его с коротко остриженными квадратными ногт€ми были черны от земли Ч все работы в саду и на огороде лежали в основном на его плечах...¬ школе было две группы: в младшей имели дело только с акварельными красками и рисовали натюрморты, в старшей работали над портретом и начинали писать маслом. –исовали мы и животных: собак, кошек, кроликов, однажды даже лошадь. ќна сто€ла смирно, не обраща€ на нас внимани€. «ан€ти€ в школе были двусменные, плата взималась ничтожна€ Чкажетс€, 25 копеек в мес€ц. –еб€та из детдома ничего не платили, ученики, про€вившие особые способности, так же освобождались от платы за обучение. ¬ старшей группе —ерафима »асоновна иногда проводила беседы по теории живописи, анатомии, объ€сн€ла пропорции человеческого тела, законы перспективы и светотени. Ѕеседы возникали стихийно, никакого плана не существовало. Ѕывшие ученики Ѕлонской помн€т кака€ атмосфера увлеченности отличала наши зан€ти€. —ерафима »асоновна умела удивительно деликатно подходить ко всем ученикам, заставить каждого поверить в свои способности. ¬се любили строгую, но справедливую учительницу, за суровой внешностью которой чувствовалс€ сильный характер...

Ќаталь€ ќбразцова
—юда, сорвав весенний лист,≈ще –оссии неизвестный,—пускалс€ „ехов-гимназист. —мотрел, как чайка пролетала,¬олну стара€сь не задеть. ќна тогда еще не знала,„то ей в бессмертие лететь...
(Ќаталь€ ќбразцова)
 (469x699, 55Kb)
Ётот пост € написала под впечатлением от прочтени€ воспоминаний Ќатальи ќбразцовой - тагонрогской поэтессы, прожившей долгую жизнь и создавшей множество прекрасных стихотворений. —о многими стихами Ќ.¬. ќбразцовой можно совершать экскурсию по “аганрогу. Ёто и Ђќткрытый портї и Ђ«десь был √арибальдиї, Ђ—олнечна€ стрелкаї и ЂЋьвиные воротаї. ќт древнейших времен ћеотиды, Ђгде жил сын амазонки - “анаисї, когда ЂЕв воде по щиколотку ход€т чайкиї, когда Ђзацветают акацииїЕ ќна была современницей —ерафимы »асоновны Ѕлонской, посещала ее школу и написала замечательные по теплоте, искренности и одухотворенности воспоминани€.

»нформаци€и фото:
http://ru.wikipedia.org
http://www.taganrog.su/node/1360
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/

–убрики:  ћысли
ѕрирода и человек
ћетки:  

ѕроцитировано 15 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м

ћосковский_фотоакын   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 08:43 (ссылка)
“акой взглад.. ту цела€ поэма..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 12 јвгуста 2009 г. 08:52ссылка
ѕишут, что там в прошлом неудачна€ любовь)
Akmaya   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 09:57 (ссылка)
ќчень интересный пост, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 11:54 (ссылка)
ќчень интересный познавательный пост: из него € сразу узнала о нескольких знаменитых люд€х и полюбовалась замечательными картинами. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 13 јвгуста 2009 г. 02:42ссылка
–ада,спасибо за теплыый коммент)
Ѕогомолка   обратитьс€ по имени —реда, 12 јвгуста 2009 г. 18:46 (ссылка)
—пасибо за чудесный пост, мила€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 13 јвгуста 2009 г. 02:43ссылка
ѕри€тно читать)
pmos_nmos   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јвгуста 2009 г. 00:13 (ссылка)
ќчень и очень интересно! —пасибо огромное - раньше не знала ее.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 13 јвгуста 2009 г. 02:44ссылка
» €. ќчень люблю такие вот случайные открыти€).
kotenok_80   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јвгуста 2009 г. 00:45 (ссылка)
спасибо очень красиво и интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
√рин€_Ќапример   обратитьс€ по имени ’удожница „етверг, 13 јвгуста 2009 г. 16:57 (ссылка)
ќчень интересный пост. —пасибо. “аганрог еще известен, благодар€ „ехову јнтону ѕавловичу и его творчеству (мое увлечение).
ћне понравилась картина "ƒевочки"("¬ербна€ суббота") и стихи Ѕлока.  то его знает! ¬друг и ѕравославна€ культура вернетс€. ’от€ наши времена даже не позвол€ют думать об этом всерьез.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 13 јвгуста 2009 г. 18:15ссылка
Cовершенно верно вы дополн€ете про „ехова, Ќ. ќбразцова в своих воспоминани€х много о нем пишет. » согласна,что картина ƒевочки прекрасна. ќни такие нежные,чистые праздничные и как-то гл€д€ на них на душе становитс€ спокойнее и чище.
»рина_Ўтромберг   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јвгуста 2009 г. 19:51 (ссылка)
—пасибо. ќчень интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 14 јвгуста 2009 г. 09:50ссылка
–ада. »нформаци€ об этой замечательной художнице нужно сказать мен€ очень удивила. ’отелось поделитьс€. –ада поэтому, что не только мне это было интересно)
≈ла2012   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 01 јпрел€ 2018 г. 08:21 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку