
Сегодня в СМИ появилась информация, согласно которой психологии составили антирейтинг мультфильмов, и первое место в нем занял мультфильм Маша и Медеведь.
Имен этих психологов я так и не нашел, если кто поможет с этим вопросом - буду благодарен, однако же интересны некоторые отзывы:
Появилась ожидаемая реакция автора проекта, согласно ей:
«Сами понимаете, что интернет — это такая помойка большая, кто угодно может что угодно написать. Они просто не смотрели, наверное. Надо им посоветовать посмотреть один раз, тогда уже [судить]», — заявил Червяцов.
Режиссер уподобил психологию палке о двух концах. «Никто точно вам ничего не ответит по поводу того, как влияет то или иное произведение искусства на психику человека», — сказал он.
Очень "убедительный" аргумент. Ну, как говорится - продолжим далее.
Высказал свое мнение психотерапевт Северный.
— Можно ли верить этому рейтингу? Или это некая намеренная провокация и антиреклама?
— Это не правда, российские психологи не давали такую оценку, это я вам говорю совершенно точно. Да, это антиреклама.
— Может быть вы сами смотрели мультфильм "Маша и медведь", что там опасного?
— Все дети обожают страшилки, и все дети обожают вредные советы. Поэтому, ничего криминального в этом фильме, на мой взгляд, нет. Ребенок все это спокойно переваривает, и приобретает соответствующий опыт.
— То есть иногда вредные советы применяются в воспитательных целях?
— Конечно, естественно.
В целом эта реакция понятна, но давайте обратимся с таким же вопросом и к другим специалистам.
Ли́дия Владимировна Матеева - советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовой коммуникации» и руководитель секции «Психология СМИ» Российского психологического общества. Академик Международной академии телевидения и радио (IATR).
Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.
Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.
Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.
Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша?
А так же и вот такие:
- Некоторые из наших современных мультфильмов в определенной мере развивают, - считает заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич.
- Например, "Смешарики" содержат информацию о космосе, Олимпийских играх и др. В чувстве юмора авторам этих фильмов тоже не откажешь. Но, в отличие от мультфильмов советского времени, почти каждый из которых содержал какую-нибудь мораль и был ориентирован на воспитание, нынешние мультфильмы только развлекают, но не воспитывают, что выражает общую траекторию развития нашего общества: от познания и воспитания - к развлечению. Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причем младшие, например Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягченном виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из "Маши и медведя" лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно.
Вот еще одно высказывание, самое емкое и яркое, на мой взгляд:
Ирина Медведева ‒ детский психолог, писатель, общественный деятель, директор Московского института демографической безопасности, вице-президент Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку.
‒ Как Вы относитесь к многосерийному мульфильму «Маша и медведь», который транслируется по телеканалам?
‒ Это яркий пример подрыва нравственных основ. Сказочная положительная героиня ведёт себя, как ребенок-психопат, который должен лежать в психиатрической больнице.
Ну и примечательный момент, психотерапевт Северный о Астахове:
А вот президент Ассоциации детских психиатров и психологов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Анатолий Северный заявил в интервью НСН, что Астахов не имеет понятия, как нужно общаться с детьми в такой ситуации.
Я, как специалист, могу сказать, что Астахов к детям не имеет никакого отношения. Он профессионально детьми никогда не занимался и не имеет понятия об особенностях психологии детей, об особенностях развития, о подростковых проблемах. Он юрист ― случайный человек, который работает вне закона. У нас же нет закона о федеральном омбудсмене. Он работает по постановлению и абсолютно бесконтролен и непрофессионален», ― заявил НСН президент Ассоциации детских психиатров и психологов.
Мне одному показалось, что во всей этой истории что-то не так?