Центр информационных коммуникаций "Рейтинг", в рамках проекта "Национальный рейтинг", опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают май-июнь 2022 года.
Результаты "Национального рейтинга" получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона ("Синектики"). Ключевой являлась установка "Синектики" о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в "Национальном рейтинге губернаторов" сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению "простых людей" с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части "Национального рейтинга".
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК "Рейтинг", получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в "Национальном рейтинге", делают это, не зная итоговых результатов исследования.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов ("и.о.", "временно исполняющий" и т.п.).
Сергей МИРОНОВ
Председатель партии "Справедливая Россия""Экватор 2022 года" становится терминатором – резкой линией разделения губернаторского опыта и практики управления регионами. С одной его стороны – время, когда оценку ещё определяла острота вызова, брошенного экономике и мирной жизни каждого конкретного региона враждебным санкционным давлением, терактами нарушающих государственную границу бандитов, потерями и подвигами защитников Родины, необходимостью координировать движение и размещение беженцев и переселенцев. Это было время "авансов", время ожиданий эффективной и быстрой реакции на вызовы. Теперь ситуация меняется кардинально. Наступает время отвечать по факту принятых решений, по итогам подготовленной и выстроенной работы с обществом, с бизнесом, с федеральным центром, с военными. Время, которое может оказаться неблагополучным в отношении карьеры тех высших должностных лиц, которые не вполне овладели всеми ключевыми точками губернаторской повестки в новых суровых условиях.
Назову эти ключевые точки.
Обеспечение стабильности потребительских цен, удержания баланса на рынке труда, работоспособности предприятий требует активной работы с представителями бизнеса, которая успешна ровно настолько, насколько губернатор смог выстроить взаимное доверие и заставить администрацию и бизнес слышать друг друга. Особенного внимания заслуживает ситуация в беднейших российских регионах (Ингушетия, Алтай, Карачаево-Черкесия, Тыва, Калмыкия). Мало того, что почти четверть людей живут там за чертой бедности, они, тем не менее, находят возможность собирать гуманитарную помощь для народных республик.
Поддержка специальной военной операции российских Вооружённых Сил на Украине также имеет первостепенное значение для всех глав регионов без исключения. Такая работа выражается путём участия в восстановлении разрушенной инфраструктуры, жилья и социальных объектов на освобождённой территории, путём личного деятельного участия высших должностных лиц в чествовании наших защитников и в увековечении их памяти. В мае об этом от нашей партии были направлены письма главам регионов. Хотел бы отметить опыт Казани, где создан вдохновляющий мурал в память Героя России Дамира Исламова, работу по увековечению памяти 44 героев в Свердловской области, поддержку нашей акции в Забайкальском крае. Тем же губернаторам, которые отвечают, что якобы "нет денег" на патриотическую работу, отмалчиваются нужно напомнить, что так не пойдёт, этого не оценят ни здесь, ни там (если расчёт на это).
Особо хочу подчеркнуть важность для всех губернаторов демонстрации прочной, неколебимой нравственной позиции, а также сострадания и сочувствия к людям. Сугубо технические параметры оценки качества работы сейчас важны, но спрашивать всё равно будут за конкретные результаты, за персональную деятельность.
Алексей ЧАДАЕВ
Российский журналист, писатель, политолог. Общественный деятель, политик. Генеральный директор аналитического центра "Московский регион".С началом специальной военной операции на Украине многое поменялось для всего губернаторского корпуса России. Это и человеческие потери среди военнослужащих, которые неизбежны, и связанные с этим соответствующие хлопоты на территориях, где они проживали. Кризис переживает экономика регионов: проблемы испытывают многие предприятия, появляются проблемы.
Задача губернатора в этот нелегкий момент – проявить максимум коммуникативных навыков и стать хорошим координатором в смятённом обществе. Неплохо было бы собрать бизнес, объяснить текущее положение, обрисовать перспективы и вообще больше разговаривать с предпринимательским сообществом. Потому что бизнес, как мы наблюдаем, сегодня в разные стороны движется, кто-то уже координирует гуманитарную благотворительную активность, а кто-то из страны "валит".
И в целом сейчас велика необходимость для глав территорий больше быть в эфире, больше разговаривать с людьми. Тезис "своих не бросаем" должен относиться не только к жителям восточной Украины, но и ко все своим гражданам, которые должны услышать и увидеть подтверждение, что власть не бросила их.
В сложной ситуации люди, конечно, объединяются вокруг власти, но и власть должна соответствовать параметрам происходящего. Поскольку никаких указаний в связи со специальной военной операцией главы регионов не получили, каждый, мы видим, старается и действует, как может.
В прифронтовых регионах начинает сама собой происходить стихийная координация гражданской активности, кто-то армии помогает, кто-то беженцев принимает. Здесь у власти очень важная роль. Во-первых, не мешать, не пытаться замкнуть всё на себя, а во-вторых, такие общественные инициативы поддерживать. Там, где случается беда – обстрел с жертвами, там власти надо максимально оперативно реагировать. Но ещё важнее – действовать на опережение, возможно, с некоторых территорий даже эвакуировать людей.
Если говорить о персоналиях, я бы отметил неожиданно собранные действия губернатора Курской области Романа Старовойта. Также неплохо себя показывает в условиях новой реальности глава Белгородской области Вячеслав Гладков, который, например, довольно быстро осознал значимость коммуникативной функции власти, и мы видим, что он много разговаривает с людьми, успокаивает, делает заявления. В общем, работает как коммуникатор.
Это – хороший пример для всего корпуса.
Александр ГНЕЗДИЛОВ
Член федерального политического комитета партии "Яблоко". Главный редактор Smart Power JournalПервым заметным событием мая-июня, случившимся ещё на праздниках, стали отставка сразу четырёх глав регионов (Саратовская, Томская, Кировская области и Марий Эл) и в тот же день – заявление пятого, рязанского губернатора, о том, что он не будет выдвигаться на новый срок на сентябрьских выборах.
Конечно, ежегодная ротация руководителей регионов стала довольно привычной и ожидаемой примерно в этот календарный период — чтобы на выборы новые назначенцы президента шли уже в статусе главы субъекта (как сам Владимир Путин в 2000-м шёл на свои первые выборы уже в статусе и. о. президента после отставки Бориса Ельцина в декабре 1999 года).
Однако событие это оказалось не столько значимым, сколько знаковым. Разошедшиеся вокруг этого "дня отставок" информационные круги (как медийные, так и "сарафанное радио") дают ряд ценных наблюдений. Одно из них: российская политика воспринимается более субъектной, а государственное устройство – более федеративным, чем они являются. Такой вывод можно сделать из всполошившейся блогосферы и просто разговоров на улице. Одновременная отставка нескольких губернаторов почудилась, было, неким политическим демаршем, демонстрацией несогласия, и – трогательно было видеть, как и провластные, и независимые эксперты сообща несколько дней объясняли обществу, что это вовсе не так.
Отсюда – несколько соображений. С одной стороны, это выглядит определённым достижением внутриполитического блока АП, т. к. федерализм оказывается в общественном мнении не таким муляжом, как на деле. Но, с другой стороны, эта реакция на смену глав регионов демонстрирует, что общество (и отнюдь не только его жёстко оппозиционная часть) считает внутриэлитное сопротивление нынешнему курсу Кремля не только вероятным, но и логичным, первоочередным, естественным объяснением. Мол, "раз ушли хором — демонстративная акция. С чем не согласны? Ну, а сами как думаете? Всё понятно же!". Ошибочная трактовка событий становится проекцией внутренних (может быть, даже подсознательных) стремлений, вдруг выявляющей не проговариваемое вслух отношение к происходящему, потаённые ожидания.
Сразу дважды в этом потоке ротаций отличилась Томская область. Сперва уходящий губернатор Сергей Жвачкин объяснил уход тем, что "нужно давать дорогу молодым". При этом своё заявление об отставке 65-летний губернатор направил президенту Путину, который всего пару лет, как создал себе возможность остаться у власти до 2036 года, и которому осенью исполняется 70 лет.
Затем преемник г-на Жвачкина Владимир Мазур, вступая в должность, дважды назвал Томскую область Тюменской. Что особенно примечательно оттого, что сам г-н Мазур Томской области вовсе не чужд. В ней он родился, учился, работал и даже в 2004-2007 годах был вице-мэром Томска. Потом, однако, стал вице-губернатором Тюменской области и мэром Тобольска. Но оговорка подчеркнула, что в нынешней системе и сами врио, назначаемые президентом Путиным, легко заменяемы, и регионы в их трудовых биографиях меняются стремительно и непредсказуемо, почти случайно.
То, что народное суждение о подоплёке одновременных отставок, хоть и ошибочно, но не беспричинно, стало ясно 20 мая на встрече президента с главой Калининградской области. Антон Алиханов пытался объяснить трудности в экономике региона временным нарушением логистических связей "после начала специальной военной операции". Президент строго указал ему, что на "специальную военную операцию не надо ссылаться".
Зато сейчас, спустя чуть больше месяца, проблемы Калининградской области из-за введённых в ответ на военную операцию международных санкций попали в топ информационной повестки — уже не регионального, а федерального уровня. Их комментируют и МИД, и Совбез, и Совфед, и Госдума. И выходит теперь, что прав-то был именно губернатор Алиханов, первым заговоривший о связи между боевыми действиями в Украине и состоянием экономики региона.
И дабы таких разговоров было меньше, регионам вручаются на поруки те или иные города и районы Украины, ныне вдруг срочно испытавшие необходимость восстановления. Так, бюджет Москвы профинансирует инфраструктуру для Донецка и Луганска, из Санкт-Петербурга деньги пойдут в Мариуполь — всего пока сообщают о 27 таких регионах-донорах. Между тем, по данным Росстата, в самой России нуждаются в обновлении 45% канализационных, 44% водопроводных и 30% теплосетей.
Понятно, что это – оно, то самое пресловутое "даже ценой снижения уровня жизни в России". Но это не просто новая нагрузка на налогоплательщиков в десятках регионов. Это и (в контексте мартовских резолюций Генассамблеи ООН) потери имиджевые — что важно как для инвестиций, так и развития туризма (например, в том же Петербурге). И это попытка повязать глав регионов своего рода "омертой" в отношении проводимого курса, чтобы пресечь не только гипотетическую фронду регионов, но и простое дистанцирование от принятых в Кремле решений.
Насколько сильно это скажется на состоянии региональных бюджетов и на уровне жизни людей — мы увидим в будущем. Или нет: майские данные по статьям доходов и расходов бюджета оказались непубличными после того, как в апреле сильно снизились поступления по НДФЛ, резко усилилась зависимость бюджета от сырьевых доходов, и существенно выросли армейские расходы. Но если и не узнаем по цифрам, то во всяком случае ощутим на себе. А главы регионов будут за это ещё и в ответе.
Дмитрий ЖУРАВЛЁВ
Научный руководитель Института региональных проблемСитуацию в регионах сегодня, в том числе, определяют внешние санкции. Для некоторых субъектов – таких, как Брянская, Ростовская, Белгородская, Воронежская области – к этой проблеме добавляется близость специальной военной операции, но именно санкции – своего рода лакмусовая бумажка, проверка "на вшивость", показатель, кто может не просто возглавлять регион, а быть руководителем в чрезвычайных обстоятельствах. Когда промышленность резко не может обеспечить удовлетворение постоянного спроса, когда закрыты экспортные пути: особенно критична такая история для небольших регионов, где немного промышленных предприятий. А социальные обязательства выполнять надо!
И сейчас именно такая ситуация, которая требуют от руководителя региона способности проявить все возможные умения, энергию. Как в известном фильме: "Проверка – она всем проверка". Вот это та самая проверка и есть.
И надо отметить, в целом наши главы справляются, потому что, если бы не справлялись, свет бы выключился в половине страны, промышленность бы встала. Посмотрите на Москву, это же регион импорта, и по идее все должны уже голые ходить, а всё работает. Машины ездят, метро функционирует, предприятия не закрылись, люди ходят на работу. И вряд ли здесь одной инерции хватит. До Москвы эти проблемы импорта докатились в первую очередь и сильнее, чем в провинции, но при этом город живёт штатно. Как и вся Россия.
Павел САЛИН
ПолитологДля губернаторского корпуса ситуация в рассматриваемый период отличалась повышенной динамикой. Руководители регионов столкнулись с комплексом проблем, часть из которых для них оказалась явно в новинку, а часть – развернулась с неожиданной стороны.
Самой главной новостью минувших двух месяцев для всех глав регионов стала относительная определённость с выборами – как намеченными на сентябрь, так и вообще. Новая геополитическая реальность породила новую систему координат, в которой различные игроки пытаются проводить собственные интересы. Часть российского истеблишмента лоббировала идею об "избыточности" классических электоральных процедур в новой реальности, однако кураторам внутриполитических процессов удалось отстоять такие процедуры как один из признаков "нормальности", существовавшей в стране до февраля. Следует отметить, что запрос на "нормализацию" обыденной жизни всё более чётко ощущается среди различных групп населения, и с осени власть намерена в полной мере начать его удовлетворять. Выборы должны стать одним из инструментов работы в этом направлении.
Внешним признаком того, что власть не намерена отказываться от проведения классической избирательной кампании, стали перестановки в губернаторском корпусе. Они анонсировались и ожидались давно, однако текущая ситуация оставляла этот кадровый сюжет в подвешенном состоянии, как и многие другие. Когда весной окончательно стало ясно, что на Украине ситуация принципиально не изменится как минимум до начала июня (последний предусмотренный законом дедлайн для назначения врио губернаторов с прицелом на их кампанию в сентябре), было принято решение реализовать давно запланированные кадровые решения одним пакетом 10 мая. Формально это выглядело как череда отставок "по собственному желанию" каждого губернатора в отдельности.
Сами персоны отставников особых вопросов не вызвали – ранее они неоднократно фигурировали в различных информационных "утечках" и рейтингах губернаторов "на вылет". Правда, следует отметить, что Кремль провёл перестановки в "щадящем" режиме и реализовал минимальный сценарий из обнародовавшихся ранее в СМИ. Свои посты оставили 5 глав регионов, хотя озвучивались списки на 7-10 персон. В частности, сохранили свои посты губернаторы Свердловской, Калининградской и Мурманской областей, республик Карелия, Удмуртия и Бурятия. Видимо, и здесь власть руководствовалась соображениями, согласно которым любые радикальные (в случае с губернаторами – многочисленные) кадровые перестановки будут восприняты как признак ненормальности и чрезвычайности текущей ситуации, что не входит в её планы. В итоге на всех уровнях она сейчас руководствуется принципом "сбережения кадров" и проводит перестановки по минимуму, при необходимости скорее "укрепляя" проштрафившегося чиновника заместителями, к которым и перетекают основные полномочия без изменения формальной рамки.
Более любопытными выглядят кандидатуры сменщиков, хотя здесь сенсаций тоже не наблюдалось. С аппаратной точки зрения был соблюден кадровый баланс, когда основные группы влияния (из имеющих интерес к конкретным регионам) получили там своих представителей. Обращает на себя внимание, что двое из новых назначенцев перешли в регионы из АП, причём один – с поста замглавы управления, что в дофевральской ситуации выходило бы за определённые рамки. Возможно, сейчас переход на пост губернатора из Москвы выглядит более предпочтительным по сравнению с некоторыми другими вариантами развития карьеры. То же самое касается и ещё одного московского чиновника не из АП, бывшего главы Росстата, а в настоящее время — врио главы Рязанской области Павла Малкова.
В остальном развитие ситуации вокруг губернаторского корпуса укладывалось в рамки "новой нормальности", возникшей в текущем году. Часть губернаторов была вынуждена сконцентрироваться на полувоенных вопросах – это прежде всего касается пограничных с Украиной областей. В сложной ситуации оказался свежепереназначенный глава Калининградской области Антон Алиханов, который на старте кампании столкнулся с возможными экономическими проблемами в связи с действиями Литвы. Правда, все главы регионов, которые оказались на передовой новых проблем, пользуются серьёзной ресурсной поддержкой федерального центра.
Малозамеченной в федеральной повестке, но знаковой новостью стал перенос рассмотрения законопроекта об основах местного самоуправления на осень. Он даёт губернаторам серьёзные формальные рычаги воздействия на мэрский корпус, и в случае его принятия "вертикаль" в регионах приобрела бы завершённый вид. Однако пока этот вопрос поставлен на паузу.
В летние месяцы стоящие перед губернаторами задачи очевидны. Первая – это подготовка к Единому дню голосования, причём это касается не только тех глав регионов, которым самим необходимо избираться/переизбираться. Общественные настроения динамичны, что чревато неожиданными сюрпризами. Также для глав ряда регионов актуальными остаются проблемы, связанные с украинской кампанией (причём эта актуальность нарастает, судя по интенсивности инцидентов на сопредельных с Украиной территориях). Кроме того, у всех губернаторов есть своя текучка, связанная с особенностями того или иного региона. Если не уделять ей достаточно внимания, то кадровые решения могут состояться досрочно, несмотря на вышеупомянутую ставку Москвы на кадровую стабильность. Например, в ряде регионов с приходом весны-лета актуализировалась проблема лесных пожаров.
Алексей МАРТЫНОВ
Политолог, директор Института новейших государствГлавная для всей страны, для регионов повестка сегодня связана с Украиной, Донбассом, специальной военной операцией. Это и помощь беженцам, которые прибывают в российские регионы, активная помощь донбасским республикам – сейчас уже начался процесс их восстановления, восстановления народного хозяйства, разрушенного украинскими интервентами.
И, конечно, наиболее активно вовлечены в эту ситуацию приграничные с Донбассом регионы, которые находятся непосредственно в эпицентре событий, принимают основной поток беженцев и раненных военных. Эти прифронтовые территории имеют большую нагрузку, чем остальные.
И Московская область принимает беженцев очень активно, помогает Москва, особенно в восстановлении освобождённых территорий, Мариуполя, например. Помогает в Донецке и рядом с ним, несмотря на то, что это достаточно опасно. Вообще много специалистов из разных регионов России восстанавливают инфраструктуру Донбасса, там много наших врачей.
Действительно, помощь Донбассу – общее дело для субъектов. Даже удалённость дальневосточных регионов не мешает им активно помогать донбасским республикам. Так, ряд проектов взял на себя глава Приморского края Олег Кожемяко.
Конечно, эта общая забота не отменяет текущей повестки – как социальной, так и политической или событийной, как, например, горящие летом лесные массивы в некоторых регионах.
Ряд субъектов уже готовятся ко дню голосования, буквально через месяц-полтора стартует избирательная кампания, в том числе и губернаторская, а в ряде регионов выберут новые составы заксобраний. Несмотря на различные кривотолки по этому поводу в "диванных войсках", предстоящие выборы не отменяются, голосование состоится в назначенное время в сентябре. Соответственно, регионы активно готовятся к выборам, и нет сомнений, что избирательная кампания пройдёт под знаком специальной военной операции и помощи донбасским республикам, думаю, эта тема пройдет красной линией во всех предстоящих кампаниях.
Особенность нынешнего момента заключается в том, что сегодня общество максимально консолидировано вокруг Российского флага, Центра, это – знаковый момент для нации, для страны, и я не ожидаю никаких сюрпризов в ходе региональных выборов. Не потому, что всё предопределено, а потому, что сейчас – исторический момент, когда вся страна сплотилась вокруг президента и желает успешного и скорейшего завершения специальной военной операции, достижения тех целей, которые поставлены верховным главнокомандующим перед российскими военными.
Конечно, сплочённость общества отражается и на статусе губернаторов. Конечно, среди глав мы можем выделить более активных, у кого больше возможностей для помощи и участия, но это не значит, что другие не участвуют или не помогают. Сегодня очевидно, что прежние попытки расколоть политические, финансовые, культурные элиты России потерпели провал. Те люди, которые провоцировали эту историю на протяжении восьми лет, добились обратного результата. Мы можем по-разному относиться к самому процессу, но точно в подавляющем большинстве люди сплочены и работают на победу, на скорейшее решение этого украинского вопроса, завершение специальной военной операции. Причём завершение – через достижение поставленных целей, и не важно, каким путём – военным или переговорами. Наши условия – наши цели, наше дело правое, победа будет за нами. Приблизительно такие слова повторяют сегодня, в том числе, и в губернаторском корпусе и, как мне показалось, вполне искренне так думают.
Михаил ВИКТОРОВ
Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделированияСтройка – это локомотив, который тянет за собой до 10-12 смежных отраслей, способствует росту числа рабочих мест, упрочнению налоговой базы, социальному развитию в целом. Поэтому те регионы, которые уделяют пристальное внимание развитию строительного блока, инвестиционного блока, как правило, занимают верхние позиции рейтингов.
Май-июнь этого года можно охарактеризовать как определённую точку нового отсчёта для регионов, где понятие "импортозамещение" по многим параметрам из дискуссионных сфер перешло в конкретные решения, которые применяются на практике в проектировании и строительстве. Изменились логистические пути, есть понимание замены тех или иных позиций с учётом российских и белорусских производств, стран азиатского направления.
Совершенно чётко сложилось понимание, как действовать в области развития IT, развития программного обеспечения. Благодаря поддержке Минстроя России, НОТИМ выполнил свою основную задачу по объединению всех ключевых разработчиков ПО для проектирования и строительства. Сейчас мы ведём планомерную работу по информированию наших российских компаний обо всех прикладных сервисных возможностях.
Хочу отметить, что многие регионы уверенно выходят на лидирующие позиции благодаря тому, что они не являются потребителями тех или иных разработок федеральных компаний, а активно инициируют создание своих платформ и сервисов. Можно отметить большой потенциал Москвы. Понятно, что Москва – конгломерат, где стройка всегда на первом месте, а цифровое сервисное обслуживание строек уже работает не первый год. Поэтому многие девелоперы и инвесторы высоко оценивают комфортность работы в Москве.
Эффективность цифрового контроля стройки высока и в Московской области, с которой НОТИМ также тесно сотрудничает: сегодня полная цифровая картина есть по каждому строительному объекту Подмосковья. Это впечатляет и нуждается только в одном – в тиражировании.
Поэтому НОТИМ делает ставку на регионы, где способствуют отечественной инициативе. Один из лидеров этого движения – Санкт-Петербург, там уже реализуются первые отечественные проекты, в том числе социального направления: например, построен детский сад, который прошёл экспертизу в цифровом формате. 29 июня в Екатеринбурге открывается III Объединенный Евразийский Конгресс "Тим-Сообщество 2022. Люди. Технологии. Стратегия", где передовые с точки зрения внедрения отечественного софта регионы расскажут о своих наработках. Кстати, в самом Екатеринбурге уже открыта школа, которая спроектирована с применением российского ПО.
Важно отметить, что порой ключевую роль играет не столько бюджетная составляющая региона, а его лидеры, люди, команды единомышленников, которые действуют активно, маневрируя в рамках тех финансовых возможностей, которые у них есть. Главное – желание действительно сделать российские разработки базовыми для всех участников отрасли, а ключевая задача – после обкатки цифровой среды в российском стройкомплексе переходить к активному освоению международных рынков. В первую очередь это Азия, Индия, страны БРИКС. И региональные лидеры своей поддержкой, энергией, в этом движении играют немаловажную роль.
Первая группа рейтинга

Айсена Николаева, в рассматриваемый период отметившего 4-летие работы на посту главы
Республики Саха (Якутия), на старте его губернаторской карьеры назвали "амбициозным стратегом". Большинство аналитиков сегодня солидарны во мнении, что, благодаря управленческим компетенциям и личностным качествам, Айсену Николаеву удалось доказать: амбиции были обоснованы, поскольку стратегия трансформируется в последовательную реализацию задуманного.
Одним из основных достижений Айсена Николаева в должности главы Якутии наблюдатели называют наращивание человеческого капитала – при нём впервые миграционная убыль сменилась прибылью, в чём заметную роль сыграла грамотная политика по отношению к коренному населению. В заслуги Айсена Николаева зачисляют и прописку региона в числе лидирующих в России по развитию IT-индустрии. Да и в целом Якутия вошла в пул самых перспективных субъектов РФ, в чём роль личности его руководителя переоценить трудно – как с точки зрения администрирования, так и с позиций развивающейся экономики и конструктивных отношений с Центром. Результатом стал тот факт, что 2018-го по 2021-й год ВРП Якутии, благодаря росту промышленного производства (+23,1%), увеличился на 4,2%, по итогам прошлого года он составил 1,46 трлн руб. – по этому показателю республика входит в ТОП-25 регионов страны. Это отразилось на зарплатах, выросших в Якутии в среднем на 20%.
Говоря об опоре властей региона на человеческий капитал, наблюдатели отмечают практические шаги, не столько поощряющие патерналистские устремления части общества, сколько предлагающие инструментарий для актуализации социальной активности граждан. Айсен Николаев, выступая перед победителями конкурса грантов главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества и конкурсов молодежных проектов, подчеркнул: система местного самоуправления в России будет меняться, избираемая местная власть останется только на уровне районов, в этих условиях роль ТОС (территориального общественного самоуправления) будет резко возрастать, "и его нужно поддерживать".
Вместе с тем, республиканская власть системно работает над тем, чтобы облегчить населению адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям. Наблюдатели отметили важность в этой связи предложения главы Якутии, поручившего правительству республики начать работу по реализации пилотного проекта по кредитованию строительства частных домов без оформления договоров с подрядными организациями. В сёлах дома строят своими силами, подчеркнул Айсен Николаев, и нужно отработать с муниципальными образованиями помощь в реализации проекта – жители смогут получить до 6 млн рублей под 9% годовых на строительство индивидуального жилья. К слову, в ходе рабочей встречи Айсена Николаева с министром строительства и ЖКХ России Иреком Файзуллиным было особо отмечено: в Якутии в 1-ом квартале введено в эксплуатацию более 160 000 кв. м жилья, что больше аналогичного периода прошлого года на 83%.
Позитивную оценку получили и меры руководства региона по помощи в обустройстве жилищ якутян и повышению комфорта проживания. С опережением сроков и перевыполнением плана осуществляется социальная газификация. Большим подспорьем для граждан стало решение Айсена Николаева об увеличении единовременной помощи для малообеспеченных граждан со 100 000 рублей до 150 000, а также заметный рост числа выдаваемых субсидий, которые, в числе прочего, идут на работы внутри участка при газификации жилищ.
Не осталось без внимания экспертов и традиционно пристальное внимание Айсена Николаева к вопросам оказания помощи людям, живущим в одном из самых сложных с точки зрения природных стихий регионов. Так, глава республики заявил, что помощь будет оказана всем пострадавшим в Якутии от паводка (эту проблему он обсудил с полпредом президента Юрием Трутневым). А очередной сезон таёжных пожаров отмечен новым предложением Айсена Николаева по кардинальному изменению подходов к пожарной безопасности в российских лесах – он намерен инициировать изменение Лесного кодекса РФ с тем, чтобы разрешить применять технологию искусственного вызывания дождей не только для тушения, но и для предотвращения пожаров, насыщая влагой леса.
В деловой программе Петербургского международного экономического форума Якутия отметилась одними из самых заметных проектов. Они связаны с работами в Арктической зоне, сотрудничеством с зарубежьем, регионами РФ и финансовыми институтами развития, внедрением новых технологий в локальной энергетике, реагированием на новые вызовы, в том числе с восстановлением экономики, трансформацией торговли, новой логистикой.
Позитивные отклики наблюдателей вызывает поддержка, которую получают в республике участники спецоперации на Украине и их семьи.
В итоге Айсен Николаев уверенно сохраняет свои высокие позиции в "Национальном рейтинге".
После того, как заксобрание
Свердловской области сняло ограничение на число губернаторских сроков, а действующий глава региона получил одобрение на выдвижение на ещё один срок полномочий от главы государства и от партии власти в лице её председателя, позиции
Евгения Куйвашева укрепились.
Конкуренцию ему планируют составить представители партий "Новые люди", КПРФ, ЛДПР, "СР". Ясности, кто ещё будет выдвигаться, на момент написания этих строк не было. Эксперты не исключали участия кандидатов от "Яблока", "Родины", "Коммунистов России", РПСС, одной из двух "зелёных" партий, Партии пенсионеров.
Таким образом, протестный (или, в более узком смысле, антикуйвашевский) электорат будет не консолидирован. Безусловным фаворитом в этой ситуации эксперты видят действующего губернатора.
Помешать выдвинутому "ЕР" Евгению Куйвашеву победить в первом туре может потенциально возможное к осени изменение общественных настроений, когда консолидирующая роль СВО ослабнет, и в повестке станут заметнее социальные вопросы: доходы, занятость и т. п. И выборы смогут стать точкой сборки недовольства.
Пока что на стороне действующего губернатора, считают эксперты, – внушительные достижения региона за 10 лет губернаторства Евгения Куйвашева: уровень промпроизводства, превышающий среднероссийские показатели в 4 раза, один из самых низких показателей безработицы по России, увеличение объёмов строительства и финансовая самообеспеченность области, которая выше, чем в среднем по стране. Резюме президента, считают многие эксперты, даёт зелёный свет действующему губернатору на очередной срок полномочий: Владимир Путин сказал, что Куйвашеву с его командой "удалось добиться положительных результатов", и это "создаёт хорошую базу для дальнейшего развития области".
Эксперты отмечают, что Евгений Куйвашев не совершает электорально значимых ошибок, а, напротив, активно использует инфоповоды для наращивания позитивной составляющей своего имиджа. В этой связи наблюдатели отмечают, например, реакцию губернатора на реплику телеведущего Владимира Соловьёва, окрестившего Екатеринбург "центром мерзотной либероты", а область – губернией, в которой царят "сепаратистские настроения". Евгений Куйвашев публично вступился за регион и жителей областной столицы, чем набрал немало положительных очков среди екатеринбуржцев.
В рассматриваемый период Евгений Куйвашев поднимается в группе лидеров "Национального рейтинга" на две позиции.
Далее
здесь https://matveychev-oleg.livejournal.com/13596951.html