-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
23:16 02.06.2012
Фотографий: 32
Посмотреть все фотографии серии Хайфа. Выставка цветов-2012
Хайфа. Выставка цветов-2012
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gregoryh

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2010
Записей: 4849
Комментариев: 4505
Написано: 9848




В этой жизни определённо только то, что нет ничего определённого. /Плиний Старший/

Российский физик Эмилий Христианович Ленц

Воскресенье, 28 Сентября 2014 г. 19:24 + в цитатник
101 (700x310, 38Kb)
Эмилий Христианович Ленц (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц) 1804-1865 — российский физик из балтийских немцев, один из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока.
С 1823 до 1826 г. принимал участие в качестве физика в кругосветном путешествии Коцебу. В 1829 принимал участие в первой экспедиции на Эльбрус под руководством генерала Эммануэля. В 1828 г. выбран адъюнктом академии, а в 1834 г. академиком. Вместе с тем он состоял профессором, а в последние годы и ректором СПб университета. Лекции его по физике и физической географии отличались замечательной ясностью и строгой систематичностью. Такими же качествами обладали и его известные руководства физики (для гимназии) и физической географии; оба учебника выдержали несколько изданий, но первый из них был особенно распространен. Настолько же блестяща и плодотворна была и научная деятельность академика Ленца.
Главнейшие результаты его исследований излагаются и во всех учебниках физики:
*Закон индукции («Правило Ленца»), по которому направление индукционного тока всегда таково, что он препятствует тому действию (напр. движению), которым он вызывается (1834 г.).
*«Закон Джоуля — Ленца»: количество теплоты, выделяемое током в проводнике, пропорционально квадрату силы тока и сопротивлению проводника (1842).
*Опыты, подтверждающие «явление Пельтье»; если пропускать гальванический ток через висмутовый и сурьмяной стержни, спаянные концами и охлажденные до 0 °C, то можно заморозить воду, налитую в ямку около спая (1838).
*Опыты над поляризацией электродов (1847) и т. д.
Некоторые свои исследования Ленц производил вместе с Парротом (о сжатии тел), Савельевым (о гальванической поляризации) и академиком Борисом Якоби (об электромагнитах).

Серия сообщений "Учёные, изобретатели, конструкторы-4":
Часть 1 - Парашют Котельникова
Часть 2 - Физик-ядерщик Флёров
...
Часть 8 - Археолог и историк Артемий Арциховский
Часть 9 - Русский врач-терапевт Григорий Антонович Захарьин
Часть 10 - Российский физик Эмилий Христианович Ленц
Часть 11 - Академик Зеленин
Часть 12 - Академик Вишневский
...
Часть 21 - Ашот Львович Бадалов (1915-2011)
Часть 22 - Физик А. М. Прохоров. 2016
Часть 23 - Митрополит Макарий, историк церкви, богослов. 2016


Русский врач-терапевт Григорий Антонович Захарьин

Воскресенье, 28 Сентября 2014 г. 16:07 + в цитатник
101 (700x342, 40Kb)
Григорий Антонович Захарьин (1829-1898) — выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1885).
Родился в Пензе в семье небогатого помещика. С 1839 по 1847 год учился в Саратовской мужской гимназии. В 23 года окончил медицинский факультет Московского университета. Защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1856—1859 годах обучался за рубежом.
В 1894 г. Захарьин лечил императора Александра III в Ливадии, за что подвергался постоянным нападкам лиц левых политических взглядов. Большая часть научных трудов Захарьина относится к юным его годам.
Захарьин был одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Изложил свои приемы диагностики и взгляды на лечение в «Клинических лекциях», получивших широчайшую известность. Эти лекции выдержали много изданий, в том числе на английском, французском, немецком языках. Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, «возведенный на высоту искусства», и позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. В противоположность С. П. Боткину Захарьин мало внимания уделял объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.
Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении даже с больными. Конфликт Захарьина со слушателями побудил его выйти в отставку в 1896 году. Через год после этого он скончался от инсульта.

Серия сообщений "Учёные, изобретатели, конструкторы-4":
Часть 1 - Парашют Котельникова
Часть 2 - Физик-ядерщик Флёров
...
Часть 7 - Академик Якоби
Часть 8 - Археолог и историк Артемий Арциховский
Часть 9 - Русский врач-терапевт Григорий Антонович Захарьин
Часть 10 - Российский физик Эмилий Христианович Ленц
Часть 11 - Академик Зеленин
...
Часть 21 - Ашот Львович Бадалов (1915-2011)
Часть 22 - Физик А. М. Прохоров. 2016
Часть 23 - Митрополит Макарий, историк церкви, богослов. 2016


Борис Бабочкин. Он же Чапаев

Воскресенье, 28 Сентября 2014 г. 15:27 + в цитатник
101 (700x332, 47Kb)
Борис Андреевич Бабочкин (1904-1975) — советский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат двух Сталинских (1941, 1951) и Государственной премии РСФСР (1975).
Родился в Саратове, в семье железнодорожника. Окончил сельскую школу. Участник Гражданской войны. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.
В 1921 году окончил Театральную студию И. Н. Певцова.
С 1927 года — актёр ленинградского Театра сатиры. В 1931—1935 годах — актёр Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина. С 1935 года Борис Бабочкин был актёром, режиссёром, а с 1938 года — художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького. В 1940 году Бабочкин покинул БДТ, работал в Москве в Театре имени Е. Вахтангова, с 1947 года был актёром и режиссёром Театре-студии киноактёра, в 1949—1951 годах — актёром и режиссёром Малого театра. С 1951 года Борис Бабочкин работал в Народном театре Софии (Болгария), где ставил спектакли. По возвращении в СССР, в 1952—1953 годах, был главным режиссёром Московского театра им. Пушкина. В 1955 году вернулся в Малый театр.
С 1927 года снимался в кино. Мировую известность принесло актёру создание образа Чапаева в одноимённом фильме (1934). Слияние эпического размаха и глубоко понятой индивидуальности в характере народного героя, рождённого революцией, было вкладом Бабочкина в галерею типичных образов революции.
Самой заметной довоенной работой Бориса Бабочкина в кино, помимо роли Чапаева, стала роль большевика Андрея в фильме «Подруги», снятом в 1935 году. За годы войны он снялся в главных ролях в полнометражных фильмах «Оборона Царицына», «Непобедимые», «Актриса», «Фронт» и «Родные поля». Последняя картина стала режиссерским дебютом Бабочкина в кино.
Дневниковая запись Бабочкина 1968 года гласит: «Я решил так: или мое заявление и мой уход после ухода Ильинского приостановят процесс распада в Малом театре, или, если все останется по-старому, тем более - нужно уходить. Вероятно, так же рассуждал и Ильинский, и оба мы ушли». В театр приехала Фурцева и попросила высказать мнение об уходе Бабочкина и Ильинского. Царев сообщил, что театр относится к их уходу положительно.
И еще по поводу Малого театра: «Нужно смотреть в глаза фактам: в театр я не вернусь. Я уже стар, чтобы переделывать себя, и я уже стар, чтобы переделывать театр». И все-таки он вернулся. В свой последний период в Малом театре Бабочкин работал очень азартно. Он поставил спектакли «Достигаев и другие», «Грозу» и труднейшую «Фальшивую монету».
В 1975 году Бабочкин начал репетировать «Чайку». Он хотел, чтобы Игорь Ильинский сыграл роль Сорина. Но премьера спектакля не состоялась. 17 июля 1975 года Борис Бабочкин скоропостижно скончался.

Серия сообщений "Кино и театр-1":
Часть 1 - Советское кино
Часть 2 - Александр Довженко-кинорежиссёр под контролем и опекой Сталина
...
Часть 37 - Кинорежиссёр Михаил Калатозов
Часть 38 - Кинорежиссёр Юлий Райзман
Часть 39 - Борис Бабочкин. Он же Чапаев
Часть 40 - Василий Меркурьев - актёр, которого мы знали и не знали
Часть 41 - Актёр и режиссёр Борис Ливанов
...
Часть 48 - Актёр театра и кино Юрий Толубеев
Часть 49 - Актриса театра и кино Вера Марецкая
Часть 50 - Актёр театра и кино Андрей Абрикосов


Король репортеров, писатель, журналист Владимир Гиляровский

Воскресенье, 28 Сентября 2014 г. 13:04 + в цитатник
101 (700x309, 37Kb)
Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) — русский писатель, журналист, бытописатель Москвы.
Родился в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии. В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс Вологодской гимназии и в первом же классе остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей («пакости на наставников»), переводил стихи с французского. Во время учёбы в гимназии два года изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку и т. д.
В июне 1871 года после неудачного экзамена Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком: 20 дней шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем в Ярославле работал крючником в порту. Осенью того же года поступил на службу вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873 году был направлен в Московское юнкерское училище, где проучился около месяца, после был отчислен в полк за нарушение дисциплины. Службу, однако, продолжать далее не стал, написав рапорт об отставке.
После работал истопником, на белильном заводе в Ярославле, пожарным, на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону поступил наездником в цирке. В 1875 году начал работать актёром в театре.
С началом русско-турецкой войны снова пошёл в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе, был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светлобронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877—1878», медалью «В память 300-летия дома Романовых».
Всё это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Отец хранил рукописи сына. Первое стихотворение Гиляровского было напечатано в Вологде в 1873 году. Гиляровский узнал об этом только в 1878 году. Осенью 1881 года Владимир Алексеевич бросил театр и занялся литературой.
В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу «Трущобные люди». Однако книге не суждено было увидеть свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии инспектором по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в типографии. Цензурным комитетом книга была запрещена, и листы были сожжены в Сущевской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя».
После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», журналов «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926 год), «Москва и москвичи» (1926 год), «Мои скитания» (1928 год), «Записки москвича» (1931 год), «Друзья и встречи» (1934 год). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году. В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать.

Серия сообщений "Писатели-4":
Часть 1 - Русский учёный и поэт Василий Тредиаковский
Часть 2 - Поэт Николай Заболоцкий
Часть 3 - Русский поэт, дипломат, государственный деятель Фёдор Тютчев
Часть 4 - Король репортеров, писатель, журналист Владимир Гиляровский
Часть 5 - Александр Шишков - русский писатель, военный и государственный деятель
Часть 6 - Всероссийский музей А.С.Пушкина
...
Часть 24 - Писатель Анатолий Рыбаков
Часть 25 - Король поэтов Игорь Северянин
Часть 26 - Иосиф Бродский, поэт


Русский поэт, дипломат, государственный деятель Фёдор Тютчев

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 22:50 + в цитатник
101 (700x319, 36Kb)
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) — русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.
Родился в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете.
Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей.
В 1838 жена умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг.
В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.
Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел, где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявив, что «кому надо, прочтут и на немецком». В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах».
Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие — около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837—1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей репутации поэта. Впервые поэзия Тютчева обратила на себя внимание после публикации ряда его стихов в пушкинском «Современнике» в 1836—1837.
30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.
До самого конца Тютчев интересуется политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года на улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Серия сообщений "Писатели-4":
Часть 1 - Русский учёный и поэт Василий Тредиаковский
Часть 2 - Поэт Николай Заболоцкий
Часть 3 - Русский поэт, дипломат, государственный деятель Фёдор Тютчев
Часть 4 - Король репортеров, писатель, журналист Владимир Гиляровский
Часть 5 - Александр Шишков - русский писатель, военный и государственный деятель
...
Часть 24 - Писатель Анатолий Рыбаков
Часть 25 - Король поэтов Игорь Северянин
Часть 26 - Иосиф Бродский, поэт


Маршал Гречко - Герой СССР и ЧССР

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 19:18 + в цитатник
101 (700x292, 38Kb)
Андрей Антонович Гречко (1903-1976) — советский военачальник, государственный и партийный деятель, Маршал Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза (1958, 1973), Герой ЧССР (1969). Министр обороны СССР (1967—1976).
Родился в слободе Голодаевка Ростовской области в крестьянской семье.
В Красной Армии с 1919 года. Окончил кавалерийскую школу (1926), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1936) и Военную академию Генерального штаба (1941).
Участник Гражданской войны, рядовой. Участвовал в походе на Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.
В первые дни Великой Отечественной войны подполковник Гречко работал в Генеральном штабе. С июля 1941 года командовал 34-й кавалерийской дивизией, вступившей в бой южнее Киева. С марта 1942 года возглавлял оперативную группу войск, которая в составе Южного фронта действовала в Донбассе. С апреля 1942 года командовал 12-й армией, оборонявшейся на ворошиловградском направлении. С октября 1943 года А. А. Гречко — заместитель командующего войсками Воронежского (с 20 октября — 1-го Украинского) фронта. С декабря 1943 года — командующий 1-й гвардейской армией, которая участвовала в Житомирско-Бердичевской, Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской операциях.
С 1953 года — Главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии. В этой должности организует подавление июньского народного восстания 1953 г. В 1955 году ему присвоено высшее воинское звание «Маршал Советского Союза». С ноября 1957 года — первый заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Сухопутными войсками СССР. C апреля 1967 года до своей кончины — министр обороны СССР. В 1968 году он подавлял "Пражскую весну" в Чехословакии, за что получил звание Героя ЧССР.

Серия сообщений "Война 1941-45(3)":
Часть 1 - Освобождение Венгрии 1944-45
Часть 2 - Освобождение Чехословакии. 1945 год
...
Часть 48 - Маршал Москаленко
Часть 49 - Маршал Крылов
Часть 50 - Маршал Гречко - Герой СССР и ЧССР


Старая Ладога - первая столица Руси

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 14:26 + в цитатник
101 (700x319, 40Kb)
Старая Ладога (до 1703 года Ладога) — село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области. До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси».
Древнейшие известные постройки воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы.
Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и было захвачено варягами. С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город. В 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика. Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год).
После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру была Ладога признана принадлежащей России.
В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина.
В селе расположен Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, в состав которого входит Староладожская крепость, Георгиевский собор, Староладожский Никольский монастырь, Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Староладожский Успенский монастырь, Варяжская улица — древнейшая улица России, Олегова могила (По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега, по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 25 - Адмирал Путятин и его миссия в Японии
Часть 26 - Русский землепроходец Ерофей Хабаров
Часть 27 - Старая Ладога - первая столица Руси
Часть 28 - Святой доктор Гааз
Часть 29 - Вице-адмирал русского флота Владимир Корнилов
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.


Кукрыниксы

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 11:39 + в цитатник
101 (700x344, 50Kb)
102 (700x277, 45Kb)
Кукрыниксы: Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991), Порфирий Никитич Крылов (1902-1990), Николай Александрович Соколов (1903-2000). Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов имен и фамилий трех советских художников: КУприянов, КРЫлов, НИКолай Соколов. Со сталинских до горбачевских времен они работали в жанре политической сатиры, прославившись карикатурами на злобу дня, публиковавшимися в «Правде», других советских газетах и журналах, а также книжными иллюстрациями, созданными в характерном карикатурном стиле и пропагандистскими плакатами. Кукрыниксы занимались и серьезной живописью, в том числе по одиночке. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Их политические карикатуры принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Серия сообщений "7-Советские и постсоветские художники":
Часть 1 - ЛАКТИОНОВ Александр Иванович (1910-1972)
Часть 2 - ЛАДЯГИН Владимир Иванович (1910-1998)
...
Часть 38 - МИХАЙЛОВ Алексей Сергеевич (1926-1993)
Часть 39 - Художник Алексей Михайлович Грицай (1914–1998)
Часть 40 - Кукрыниксы
Часть 41 - Современное искусство России на марках 2014 года
Часть 42 - Антипова (1917-2009) - русская художница. Часть 1
Часть 43 - Антипова (1917-2009) - русская художница. Часть 2




Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Поэт Николай Заболоцкий

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 00:15 + в цитатник
101 (700x334, 32Kb)
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — русский советский поэт и переводчик.
Родился недалеко от Казани — на ферме, где его отец - агроном работал управляющим, а мать - сельской учительницей.
В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу.
Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос[4], в это же время он участвует в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.
Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда».
Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. В 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.
19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По просьбе НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».
Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях.
С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве.
В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта. В 1949—1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.
Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…).

Серия сообщений "Писатели-4":
Часть 1 - Русский учёный и поэт Василий Тредиаковский
Часть 2 - Поэт Николай Заболоцкий
Часть 3 - Русский поэт, дипломат, государственный деятель Фёдор Тютчев
Часть 4 - Король репортеров, писатель, журналист Владимир Гиляровский
...
Часть 24 - Писатель Анатолий Рыбаков
Часть 25 - Король поэтов Игорь Северянин
Часть 26 - Иосиф Бродский, поэт


Маршал Крылов

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 19:55 + в цитатник
101 (700x332, 54Kb)
Николай Иванович Крылов (1903-1972) — советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.
Родился в семье сельских учителей. С 1918 года — в комсомоле, был секретарём уездной комсомольской ячейки и бойцом добровольческого партийно-комсомольского красногвардейского отряда. В апреле 1919 года в возрасте 16 лет добился зачисления в Красную Армию. После успешного окончания в 1920 году Саратовских пехотно-пулеметных курсов в 1920 году был назначен командиром стрелкового взвода. Воевал на Южном фронте. В 1921 году переведён на Дальний Восток и в возрасте 19 лет назначен командиром стрелкового батальона. Участвовал в штурме Спасска, освобождении Никольска-Уссурийского и Владивостока в 1922 году.
В августе 1928 года окончил Курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел». В мае 1941 года назначен начальником штаба Дунайского укрепрайона на южном участке советско-румынской границы в Одесском военном округе.
В первый день Великой Отечественной войны вступил в бой с румынскими войсками. Когда возникла угроза захвата врагом Одессы, войска с границы были отведены к ней, а полковник Н. И. Крылов был назначен в начале июля 1941 года заместителем начальника оперативного отдела Приморской армии, а затем начальником штаба Приморской армии. В этой должности прошёл оборону Одессы и оборону Севастополя. В декабре 1941 года был тяжело ранен при артобстреле под Севастополем. Эвакуирован из города в последние дни обороны со штабом армии на подводной лодке.
В августе 1942 года был вызван в Сталинград и назначен начальником штаба 62-й армии, которая вела уличные бои в городе. До прибытия нового командующего В. И. Чуйкова почти месяц командовал армией. После победы под Сталинградом генерал Крылов назначен в мае 1943 года командующим войсками 3-й резервной армии Ставки Верховного Главнокомандования. С октября 1943 года — командующий 5-й армией на Западном фронте, участвовал в Оршанской операции и Витебской операции. Затем армия передана 3-му Белорусскому фронту. В ходе Белорусской стратегической операции 1944 года части армии успешно наступали у Витебска, Орши, Минска, штурмовали Вильнюс и отбивали контрудары врага под Каунасом.
После победы над Германией 5-я армия в полном составе была переброшена на Дальний Восток и включена в состав 1-го Дальневосточного фронта.
С января 1947 года — командующий войсками Дальневосточного военного округа. В марте 1963 года назначен Главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения СССР.
Широко известна ставшая уже фольклорной история о посещении Ракетных войск стратегического назначения СССР Президентом Франции Шарлем де Голлем в 1966 году. Де Голль не был предупрежден о готовящемся пуске и беседовал с Брежневым и Крыловым на смотровой террасе полигона, когда в нескольких сотнях метров от них внезапно из замаскированной шахты стартовала и ушла в небо межконтинентальная баллистическая ракета. Когда потрясённый де Голль спросил у Брежнева «Неужели у вас такая же ракета и на Париж нацелена?», улыбнувшийся Брежнев кивнул на дымящуюся шахту и сказал: «Не беспокойтесь. Не эта». Возможно, случившееся убедило генерала де Голля в силе нового вида вооружений Советской Армии повлияло на его решение о выходе Франции из военной организации НАТО в том же году.

Серия сообщений "Война 1941-45(3)":
Часть 1 - Освобождение Венгрии 1944-45
Часть 2 - Освобождение Чехословакии. 1945 год
...
Часть 47 - Главный маршал бронетанковых войск Ротмистров
Часть 48 - Маршал Москаленко
Часть 49 - Маршал Крылов
Часть 50 - Маршал Гречко - Герой СССР и ЧССР


Русский учёный и поэт Василий Тредиаковский

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 19:11 + в цитатник
101 (700x326, 37Kb)
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) — известный русский учёный и поэт.
Родился в Астрахани в семье священника. Учился в школе католических монахов-капуцинов. Оставив церковную службу, бежал в Москву, где учился в Славяно-греко-латинской академии (1723—1726). В 1726 отправился в Голландию, жил в Гааге, у русского посла; пешком добрался до Парижа, где учился в Сорбонне (1727—1730). В 1730, вернувшись в Россию, напечатал перевод аллегорического романа П. Тальмана «Езда в остров Любви» с приложением своих любовных стихов. Роман и стихи, написанные самым «простым» слогом, лишенным «глубокословныя славенщизны», создали Тредиаковскому литературную популярность. С 1732 он становится переводчиком при Академии наук, где в 1735 выступил с речью о необходимости реформы стихосложения, издания курса поэтики и подготовки полного словаря русского языка. Новую систему стиха, основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов, Тредиаковский предложил в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Реформа стихосложения, предложенная Тредиаковским, была построена на национальной русской основе и во многом определила дальнейшее развитие всей русской поэзии, ибо тонический принцип ближе к акцентной природе русского стиха. Тредиаковский был непоследователен в своей реформе: он тонизировал только одиннадцатисложный и тринадцатисложный стихи, а в коротких стихах основным размером он объявил хорей, отвергнув ямб и возможность сочетания мужских и женских рифм. Реформа Тредиаковского была завершена М. В. Ломоносовым, который теоретически обосновал широкие возможности ямбического стиха и реализовал их практически в своих одах 1740-х.
В литературных спорах 1740—50-х с Ломоносовым и А. П. Сумароковым взгляды Тредиаковского на стихосложение и структуру литературного языка не получили признания и поддержки у новых поколений литераторов; в это время положение Тредиаковского в литературе и в Академии становится все более тягостным. В 1759 Тредиаковский был уволен из Академии, но продолжал литературную работу. Справедливая оценка деятельности Тредиаковского была дана лишь позже А. С. Пушкиным.

Серия сообщений "Писатели-4":
Часть 1 - Русский учёный и поэт Василий Тредиаковский
Часть 2 - Поэт Николай Заболоцкий
Часть 3 - Русский поэт, дипломат, государственный деятель Фёдор Тютчев
...
Часть 24 - Писатель Анатолий Рыбаков
Часть 25 - Король поэтов Игорь Северянин
Часть 26 - Иосиф Бродский, поэт



Понравилось: 1 пользователю

Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 14:27 + в цитатник
101 (700x290, 42Kb)
Николай Михайлович Языков (1803-1846) — русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы». В конце жизни был близок к славянофилам.
Родился в помещичьей семье, в Симбирске. На 12-м году был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нём курса поступил в инженерный корпус; но не чувствуя призвания к занятиям математикой и увлекаясь поэзией, решил перейти в Дерптский университет (1820). В 1819 году дебютировал в печати.
Учёба на этико-политическом отделении философского факультета в Дерпте продолжалась 7 лет, с 1822 по 1829 годы. Увлечение «традиционными для немецких студентов пирушками и амурами» было главной причиной того, что Языков не успел за все это время окончить университетского курса. Благодаря условиям свободной и веселой жизни тогдашнего студенчества Языков создает в своих стихах самобытный, яркий и праздничный мир молодого раздолья и вольнолюбия — новый торжественный стиль «лёгкой поэзии». Его стихотворения во славу вина и веселья вскоре были замечены Жуковским. Дельвиг искал его стихов для своих «Северных цветов», а Пушкин приглашал к себе в Михайловское. Большое распространение получили его студенческие песни "Чинов мы ищем не ползком", "Сердца - на жертвенник свободы", "Наш ум - не раб чужих умов" и др., элегии "Свободы гордой вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа...".
В начале 1830-х годов переехал в свою симбирскую деревню, Языково, где и прожил несколько лет, «наслаждаясь», как он сам говорил, — «поэтической ленью». В сентябре 1833 года проездом в Оренбург и обратно здесь бывал А. С. Пушкин.
Здоровье, подорванное дерптскими излишествами, стало изменять ему очень рано. Знаменитый врач Иноземцев, осмотрев Языкова, посоветовал ему как можно скорее ехать за границу.
В Ганау Языков сблизился с Гоголем, который в 1842 г. повез его с собой в Венецию и Рим. Гоголь называл Языкова своим любимым поэтом: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конём своим, да еще как бы хвастается своею властью». Дружба Языкова и Гоголя вначале была горячей и искренней, хотя выражалась преимущественно в сочувственном отношении каждого из них к таланту другого, свойственной им обоим религиозности и сходных телесных недугах. Из-за мелких житейских дрязг они расстались, но продолжали переписываться.
В 1843 году затосковавший по родине Языков вернулся в Москву в состоянии уже совершенно безнадежном. Никуда не выходя из своей квартиры, он медленно угасал; единственным развлечением были для него устроенные им у себя еженедельные собрания знакомых литераторов. Под влиянием друзей окончательно перейдя на позиции славянофильства, он в довольно грубой форме критиковал западников, а в 1844 году обрушился на них бранным посланием «К не нашим» (ходило в списках, опубликовано в 1871 году), в котором все члены западнического кружка объявлены были врагами отечества. В ответ Некрасов в стихах, а Белинский и Герцен в прозе резко осудили Языкова, и к нему пристал ярлык реакционера.

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков


Кинорежиссёр Юлий Райзман

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 11:40 + в цитатник
101 (700x312, 32Kb)
Юлий Яковлевич Райзман (1903-1994) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964), лауреат шести Сталинских (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1973).
Родился в Москве. Сын известного в Москве портного. В 1924 году окончил факультет общественных наук 1-го МГУ, после чего стал работать ассистентом режиссёра на киностудии «Межрабпом-Русь» у режиссёра Я. А. Протазанова.
В конце 1926 года Райзман был призван в Красную Армию и откомандирован в распоряжение Агитпрома ПУРа. В свою очередь ПУР назначил его режиссёром на только что созданную студию "Госвоенкино". Здесь он поставил свой первый фильм "Круг" (1927). С 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм», работал в творческом содружестве со сценаристом Евгением Габриловичем.
В 1944-1964 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрско-актёрской мастерской, профессор.
В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Лётчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.
Затем Райзман сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия 1941) и экранизировал первую часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлётом в творчестве Ю.Я. Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия 1943), запущенная в производство еще до войны. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её друга, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Название фильма «Машенька» — выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм снят в эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей.
В годы войны Ю.Я. Райзман создаёт ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одаренный сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
В 1948 году режиссёр вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актёрский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства.
В 1955 году Райзман снял семейно-бытовую драму «Урок жизни». Три года спустя, в 1958 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссёров, он плодотворно работал в 1960-1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.

Серия сообщений "Кино и театр-1":
Часть 1 - Советское кино
Часть 2 - Александр Довженко-кинорежиссёр под контролем и опекой Сталина
...
Часть 36 - Народная артистка СССР Наталия Сац
Часть 37 - Кинорежиссёр Михаил Калатозов
Часть 38 - Кинорежиссёр Юлий Райзман
Часть 39 - Борис Бабочкин. Он же Чапаев
Часть 40 - Василий Меркурьев - актёр, которого мы знали и не знали
...
Часть 48 - Актёр театра и кино Юрий Толубеев
Часть 49 - Актриса театра и кино Вера Марецкая
Часть 50 - Актёр театра и кино Андрей Абрикосов


Кинорежиссёр Михаил Калатозов

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 00:23 + в цитатник
101 (700x312, 37Kb)
Михаил Константинович Калатозов (настоящая фамилия — Калатозишвили) (1903-1973) — советский грузинский кинорежиссёр, сценарист. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» на МКФ в Каннах. Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Родился в Тифлисе. В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 года — кинорежиссёр.
В 1933 году поступил в аспирантуру ленинградской Академии искусствознания, затем был директором Тбилисской киностудии. Крупной работой Михаила Калатозова стала картина «Валерий Чкалов» (1941).
В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 годах был в США, затем до 1948 руководил главкомом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР. Вернувшись в режиссуру, М.К. Калатозов снимал политически одиозные ленты «Заговор обреченных» (1950, по Николаю Евгеньевичу Вирте, премия Карловарского кинофестиваля , Сталинская премия за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Николаю Федоровичу Погодину, выпуск 1956). Затем Калатозов поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия Карловарского кинофестиваля) снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарий Погодина) была посвящена освоению целины.
Наиболее известен фильм Калатозова «Летят журавли» (1957), принёсший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Каннах и др.). Игра актёров Т. Е. Самойловой и А. В. Баталова, вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы. Фильм "Летят журавли" стал единственным советским полнометражным фильмом, получившим главный приз Каннского Международного кинофестиваля – "Золотую пальмовую ветвь". Все награды Калатозов получал заочно, так как выехать из Советского Союза ему не давали.
Последней киноработой режиссера стал фильм "Красная палатка" (1969), в котором рассказывалось об истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года и о ее спасении. Фильм стал одной из самых удачных совместных постановок советских и зарубежных кинематографистов, главную женскую роль в нем сыграла звезда западного кино Клаудия Кардинале.

Серия сообщений "Кино и театр-1":
Часть 1 - Советское кино
Часть 2 - Александр Довженко-кинорежиссёр под контролем и опекой Сталина
...
Часть 35 - Актёр театра и кино Николай Черкасов
Часть 36 - Народная артистка СССР Наталия Сац
Часть 37 - Кинорежиссёр Михаил Калатозов
Часть 38 - Кинорежиссёр Юлий Райзман
Часть 39 - Борис Бабочкин. Он же Чапаев
...
Часть 48 - Актёр театра и кино Юрий Толубеев
Часть 49 - Актриса театра и кино Вера Марецкая
Часть 50 - Актёр театра и кино Андрей Абрикосов


Русский землепроходец Ерофей Хабаров

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 19:36 + в цитатник
101 (700x320, 36Kb)
Ерофей Павлович Хабаров (по прозвищу Святитский) 1603-1671 — русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог.
В 1628-30 совершил первую торгово-предпринимательскую поездку за пушниной в Мангазею. С 1632 занимался скупкой пушнины в районе верхнего течения Лены и торговлей ею. В 1639 открыл при устье р. Куты соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия. В 1641 построил мельницу при устье р. Киренги. В 1649-53 совершил поход с отрядом по Амуру от впадения в него р. Урки до низовий, в результате которого приамурское коренное население приняло русское подданство. Подчиняя местные племена, накладывал на них дань, жестоко подавлял попытки сопротивления. Хабаров составил “Чертеж реке Амуру”.
В то время он и вообразить не мог, как раскатилась слава о его завоеваниях и о несметных богатствах Даурской земли. Из Якутска в Москву шли депеши, из которых следовало, что без воинской силы не удержать в повиновении столь обширную землю. Было решено основать новое - Даурское воеводство, а пока для подготовки всех дел из Сибирского приказа был послан московский дворянин Дмитрий Зиновьев. В августе 1653 года с отрядом в 150 казаков пришел он на Зею и предъявил царский указ Хабарову, предписывающий ему, Зиновьеву, "всю Даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать". И тут же, не откладывая столь важного дела, оттрепал Хабарова за бороду и по наветам обиженных и недовольных устроил дознание. Зиновьев арестовал его, забрал добро и отправил в Москву.
В Москве, в Сибирском приказе, присудили вернуть Хабарову вещи. Он написал царю челобитную и в 1655 он был произведен в дети боярские по г. Илимску и с 1658 стал приказчиком усть-киренгских крестьян. Однако в Даурские земли Хабарова не пустили, хоть он и просился. А потом - пропал. С тех пор ничего о нем не известно.
Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка (с 1893 — Хабаровск) и посёлок и ж.-д. станция Ерофей Павлович (1909).

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 24 - Инженерные войска
Часть 25 - Адмирал Путятин и его миссия в Японии
Часть 26 - Русский землепроходец Ерофей Хабаров
Часть 27 - Старая Ладога - первая столица Руси
Часть 28 - Святой доктор Гааз
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.



Понравилось: 1 пользователю

Народная артистка СССР Наталия Сац

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 14:20 + в цитатник
101 (700x330, 36Kb)
Наталия Ильинична Сац (1903-1993) — советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982). Член Союза писателей СССР (1962). Основатель и руководитель шести детских театров. Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
Родилась в семье композитора и оперной певицы. В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Получила музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.
По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (1918). С 1920 года и до ареста в 1937 году была директором и художественным руководителем Московского театра для детей.
Осенью 1937 года Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины»: её муж, Израиль Яковлевич Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности. В лагерях ГУЛАГ провела пять лет, освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР Наталия Сац вновь принимается за своё любимое дело, и её усилиями в 1945 году открывается первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя, который Н. И. Сац возглавляла в течение 13 лет.
В 1958 году Наталия Сац вернулась в Москву. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (открыт в 1965 году). С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года — профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
Она умерла в 1993 году, ещё успев заприметить, как взмывает в небосклон Синяя птица Счастья - скульптура, установленная на крыше нового здания театра.

Серия сообщений "Кино и театр-1":
Часть 1 - Советское кино
Часть 2 - Александр Довженко-кинорежиссёр под контролем и опекой Сталина
...
Часть 34 - Эта интересная и необычная актриса Рина Зелёная
Часть 35 - Актёр театра и кино Николай Черкасов
Часть 36 - Народная артистка СССР Наталия Сац
Часть 37 - Кинорежиссёр Михаил Калатозов
Часть 38 - Кинорежиссёр Юлий Райзман
...
Часть 48 - Актёр театра и кино Юрий Толубеев
Часть 49 - Актриса театра и кино Вера Марецкая
Часть 50 - Актёр театра и кино Андрей Абрикосов


Актёр театра и кино Николай Черкасов

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 12:27 + в цитатник
101 (700x316, 36Kb)
Николай Константинович Черкасов (1903-1966) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1950, 1951 — дважды).
Родился в Петербурге в семье железнодорожного служащего. Окончил Институт сценических искусств (1926). Артистическую деятельность начал с 1919 года в Петроградском Мариинском театре, Большом драматическом театре и в других театрах.
Кроме работы в театре, Черкасов довольно активно снимался и в кино. И настоящая слава пришла к актёру благодаря кино. В 1934 году он снялся в фильме «Горячие денечки», а годом спустя режиссер Владимир Вайншток предложил ему сыграть роль профессора Паганеля в «Детях капитана Гранта». В фильме Черкасов исполнил знаменитую песенку Паганеля "Капитан, капитан, улыбнитесь!.." Успех этого фильма был настолько огромен, что после него Николаю Черкасову посыпались предложения от многих режиссеров. Причем, роли ему предлагались непохожие одна на другую. Так в 1936 году он начал одновременно сниматься в роли царевича Алексея в «Петре Первом» и профессора Полежаева в «Депутате Балтики. Летом и осенью 1936 года Черкасов снимался также в роли Билли Бонса в фильме "Остров сокровищ".
1 декабря 1938 года картина С.Эйзенштейна "Александр Невский" с Черкасовым в главной роли вышла на экраны. И вновь о работе актера заговорили как об открытии, созвучном времени. Черкасову удалось раскрыть всё богатство характера легендарного полководца - сложного, сильного, волевого, вобравшего в себя лучшие черты могучего русского народа. Безусловно, это был миф, который и в дальнейшем укоренился в сознании народа. Достаточно сказать, что достоверно известен рост Александра Невского - 157 см. Фильм этот стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Как современно звучали сказанные с экрана артистом Черкасовым-Невским слова: "А вы идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости! А если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля".
26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме "Иван Грозный" Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР.
Загруженность Черкасова в кино в послевоенные годы была достаточно высокой. А ещё актёр занимался и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он тогда объездил чуть ли не полмира.
На рубеже 1940-1950-х годов, когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год, Черкасов без дела не оставался. Правда, и фильмы, в которых он снимался, ничего выдающегося собой не представляли. Ему не удалось больше играть героев такого масштаба, как Грозный. Это были историко-биографические картины, в которых актер был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького ("Академик Иван Павлов", 1949), Попова ("Александр Попов", 1949), Стасова ("Мусоргский", 1950, "Римский-Корсаков", 1953), Маяковского ("Они знали Маяковского", 1955). Кроме того, он снялся в эпизодических ролях в картинах: "Адмирал Нахимов" (1946), "Пирогов" (1947), "Счастливого плавания" (1949), "Белинский" (1951) и "Жуковский" (1950). Но герои Черкасова никогда не были похожи один на другого, так же как и не были похожи на самого актера.
Лебединой песней артиста была главная роль академика Федора Алексеевича Дронова в фильме "Все остается людям" (1963).
Здоровье актёра заметно ухудшалось. У него обострилась хроническая эмфизема лёгких, которая преследовала его с 1945 года. Пошаливало сердце. С 1964 года актёр ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели. В июне 1964 года (после того как Черкасову присудили Ленинскую премию за последний фильм) его внезапно уволили из театра. В театр пришло распоряжение сократить актёрские кадры. И тогда директор театра решил "сократить" в первую очередь жен актёров, и Нина Черкасова была в их числе. Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для артиста это было сильным ударом. Он вновь слёг. Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В августе 1966 года его вновь положили в больницу, из которой он уже не вышел.

Серия сообщений "Кино и театр-1":
Часть 1 - Советское кино
Часть 2 - Александр Довженко-кинорежиссёр под контролем и опекой Сталина
...
Часть 33 - Комик с серьёзным лицом Эраст Гарин
Часть 34 - Эта интересная и необычная актриса Рина Зелёная
Часть 35 - Актёр театра и кино Николай Черкасов
Часть 36 - Народная артистка СССР Наталия Сац
Часть 37 - Кинорежиссёр Михаил Калатозов
...
Часть 48 - Актёр театра и кино Юрий Толубеев
Часть 49 - Актриса театра и кино Вера Марецкая
Часть 50 - Актёр театра и кино Андрей Абрикосов


Король русского романса Вадим Козин

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 00:23 + в цитатник
101 (700x325, 37Kb)
Вадим Алексеевич Козин (1903-1994) — советский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.
Родился в Петербурге, в семье купца первой гильдии и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных. Отец умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам.
Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в комическом хоре Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения.
Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде, в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази. Вдохновение его было таково, что он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.
В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. В 1941 г. Козин подготовил программу, в которую вошла его патриотическая песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»). В начале декабря 1943 г. Козин вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.
С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. За некоторое время до своего ареста у Козина произошёл словесный конфликт с Л. П. Берией, причиной стало невыполненное обещание Берии эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли. И как следствие, Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет по 121 статье (за мужеложство и совращение малолетних). Отбывал наказание на Колыме. По другим сведениям, Козин, являясь практически открытым гомосексуалистом Ленинграда, был осуждён за связь с несовершеннолетним мальчиком. Был досрочно освобождён в 1950 г. — за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осуждён» был поставлен прочерк.
Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага.
В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён по той же статье. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
В начале 1990-х годов в стране неожиданно проснулся интерес к забытому певцу. На центральных телеканалах вышло несколько передач, посвящённых его творчеству и таланту. На празднование 90-летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. Был организован «Музыкальный салон Вадима Козина».
За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.

Серия сообщений "Культура, образование, искусство-3":
Часть 1 - Декоративно-прикладное искусство России. Каслинское литье. 2012
Часть 2 - 1150 лет миссии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в славянские страны. 2013
...
Часть 13 - Скульптор Николай Томский
Часть 14 - Книгоиздатель Иван Сытин
Часть 15 - Король русского романса Вадим Козин
Часть 16 - Артист цирка Юрий Владимирович Дуров
Часть 17 - Укротительница львов Ирина Бугримова
...
Часть 26 - Народная кухня на марке 2016 года
Часть 27 - 1000 лет присутствия русских на Святой горе Афон. 2016
Часть 28 - Единый государственный экзамен (ЕГЭ). 2016


Археолог и историк Артемий Арциховский

Среда, 24 Сентября 2014 г. 19:33 + в цитатник
101 (700x334, 40Kb)
Артемий Владимирович Арциховский (1902-1978) — советский археолог и историк. Доктор исторических наук с 1940 года, с 1960 года член-корреспондент АН СССР. Профессор Института философии, литературы и истории МГУ, с 1939 года заведующий кафедрой археологии МГУ. основатель и руководитель Новгородской Археологической экспедиции (1932—1962 гг.). Основной круг научных интересов — славяно-русская археология, новгородские и московские древности. Известен как первооткрыватель и первый издатель и комментатор берестяных грамот.
Родился в Петербурге в семье знаменитого русского ботаника. Юность и отрочество Артемия Владимировича прошли в столице донского казачества — Новочеркасске. В 1920 году он окончил среднюю школу, а затем два года проучился в политехникуме. Вскоре он понял, что ему ближе иной круг наук, оставил институт и поступил на факультет общественных наук Московского университета и избрал своей специальностью славяно-русскую археологию.
В 1925 году закончил Московский университет. После выпуска из университета стал сотрудником Государственного Исторического музея (1925—1928 гг.). В 1937 году, после открытия Исторического факультета Московского университета и возобновления преподавания археологии, Артемий Владимирович приглашён в университет на должность профессора. В 1939 г. занимает должность заведующего Кафедры археологии. В 1940 году защитил докторскую диссертацию.
В 1929 году Арциховский организовал Новгородскую археологическую экспедицию, с 1932 года начал исследования в историческом центре Великого Новгорода, а с 1951 года под его руководством были начаты систематические археологические раскопки широкими площадями. Под его началом была разработана методика вскрытия городского культурного слоя и заложены фундаментальные основы новгородской археологии, стратиграфического, хронологического и вещеведческого анализа. Он первым среди археологов привлёк письменные источники для осмысления археологических находок.
Важнейшим результатом деятельности Артемия Владимировича была находка 26 июля 1951 года на Неревском раскопе первой берестяной грамоты, с которой началось изучение новой стороны истории Руси.

Серия сообщений "Учёные, изобретатели, конструкторы-4":
Часть 1 - Парашют Котельникова
Часть 2 - Физик-ядерщик Флёров
...
Часть 6 - Сергей Ожегов и его Толковый словарь русского языка
Часть 7 - Академик Якоби
Часть 8 - Археолог и историк Артемий Арциховский
Часть 9 - Русский врач-терапевт Григорий Антонович Захарьин
Часть 10 - Российский физик Эмилий Христианович Ленц
...
Часть 21 - Ашот Львович Бадалов (1915-2011)
Часть 22 - Физик А. М. Прохоров. 2016
Часть 23 - Митрополит Макарий, историк церкви, богослов. 2016


Маршал Неделин - первая жертва космической эры

Среда, 24 Сентября 2014 г. 18:49 + в цитатник
101 (700x308, 29Kb)
Митрофан Иванович Неделин (1902-1960) — советский военачальник, Главный маршал артиллерии (1959). Герой Советского Союза (1945).
Происходил из дворянского рода. В РККА с марта 1920. Окончил артиллерийские курсы усовершенствования комсостава (1929 и 1934) и Академические курсы усовершенствования комсостава (1941). В 1937—1939 гг. участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании.
В 1939—1940 гг. участвовал в советско-финской войне.
Перед самой войной 30 апреля 1941 года назначен командиром формировавшейся на Украине 2-й противотанковой артиллерийской бригады. После её расформирования в сентябре 1941 года служил заместителем начальника и начальником артиллерии армии на Южном и Северно-Кавказском фронтах (1941—1943); заместителем командующего артиллерией Северно-Кавказского фронта и командиром артиллерийского корпуса (1943); командующим артиллерией Юго-Западного и 3-го Украинского фронта (1943—45). Произведён в генерал-полковники (1944).
В 1950—1952 и с апреля 1953 по май 1955 Командующий артиллерией Советской Армии. С марта 1955 — заместитель министра обороны СССР и с декабря 1959 — одновременно, главнокомандующий (1-й Главком) Ракетными войсками стратегического назначения, Главный маршал артиллерии. Считается их основателем.
Погиб 24 октября 1960 г. на Байконуре при взрыве ракеты Р-16 на испытаниях. Всего погибло 74 человека и ещё четверо умерло в результате сильных ожогов и отравления парами гептила (по другим данным 131 человек). Температура горения была столь высока, что по свидетельству бывшего начальника космодрома Александра Курушина, от маршала Неделина остался только тёмный след на асфальте возле ракеты. Были найдены оплавившаяся Золотая звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы. Своей гибели маршал мог бы избежать, если бы воспользовался специальным укрытием, а не сидел на стуле возле ракеты при подготовке её к запуску. Такая беспечность стоила ему жизни.
Инцидент был строго засекречен, официально было объявлено о гибели только самого Неделина в результате авиакатастрофы. Останки маршала Неделина были захоронены в некрополе Кремлёвской стены на Красной площади в Москве.

Серия сообщений "Освоение космоса-3 ":
Часть 1 - Советско-индийский космический полет 1984 года
Часть 2 - День космонавтики-1984
...
Часть 36 - Космодром Плесецк
Часть 37 - Международный научный проект "Интербол"
Часть 38 - Маршал Неделин - первая жертва космической эры
Часть 39 - Конструктор космических комплексов Георгий Бабакин
Часть 40 - 50 лет первому выходу человека в открытый космос
Часть 41 - Российская космическая навигационная система ГЛОНАСС. 2016



Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в gregoryh
Страницы: 242 ... 162 161 [160] 159 158 ..
.. 1 Календарь