Начало мая справедливо посвящено воспоминаниям о героическом подвиге Ленинграда в годы блокады. Фотографии и дневники очевидцев рисуют перед нами леденящие кровь картины жизни в преображённом войной городе. Теперь, благодаря опубликованному в Интернете архиву американского путешественника Бренсона ДеКу (Branson DeCou), мы можем насладиться панорамой жизни Ленинграда за 10 лет до войны. Получившийся неожиданный контраст между яркими диапозитивами 1931 года и чёрно-белыми блокадными фотографиями наглядно говорит о трагедии, пережитой городом.
Честь открытия бесценного собрания Бренсона ДеКу для широкой публики принадлежит Калифорнийскому университету в городе Санта-Круз (Калифорния, США). Именно сюда и поступили более 10 000 стеклянных диапозитивов, сделанных путешественником в период с 1920 по 1941 годы. Сам же Бренсон ДеКу (1892—1941), несомненно, был уникальным человеком своего времени. Этот неутомимый энтузиаст не только объездил с фотоаппаратом чуть ли не весь мир, но и сумел извлечь из этого приятного занятия коммерческую выгоду. Его цикл лекций с достойным кинокомпании названием «Dream Pictures» (примерный перевод: «Сказочные виды») стал широко известен как в Америке, так и в Европе. Успех объяснялся просто: путешественник эффектно иллюстрировал свои рассказы с помощью многочисленных слайдов, которые он показывал посредством простого «волшебного фонаря». В угоду большей зрелищности он даже решил раскрасить стеклянные диапозитивы яркими анилиновыми красками, а их демонстрацию сопроводить классической музыкой Й. Гайдна и С. Рахманинова, которая исполнялась на громоздкой виктроле. Сегодня, когда мало кто представляет себе «волшебный фонарь» и виктролу, хрупкие диапозитивы Бренсона ДеКу предстают перед зрителями на экранах мониторов.
Фотографии, посвящённые Санкт-Петербургу (в своих подписях американец именно так, по-старому, именует бывшую столицу Российской империи) легко делятся на две части: собственно городские виды и пейзажи пригородов и дальних окраин. Первая группа снимков и оказалась сегодня в центре нашего внимания.
Находясь в Ленинграде, Бренсон ДеКу как опытный турист запечатлел практически все знаменитые достопримечательности: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Медный Всадник… Но нельзя не заметить, что американского наблюдателя гораздо больше интересует бурная и своеобразная городская жизнь. Яркие уличные сценки, необычные типажи, встреченные фотографом на улицах Ленинграда и характерные приметы времени, заявленные в многочисленных агитплакатах и вывесках – вот что делает эти снимки неповторимыми. Надо отметить, что новоиспечённые ленинградцы (а город сменил название всего 8 лет назад) были преисполнены ответного любопытства и сами активно позировали перед объективом Бренсона ДеКу.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ