-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Fashion_TIME_JM Live__ART О_Самом_Интересном Поиск_Пропавших_Без_Вести

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140034


СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ ЛОДОЧКЕ. ГРИГОРИЙ СОРОКА.

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 05:02 + в цитатник
СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ






Сорока Григорий Васильевич.
«Автопортрет»


Давным-давно, лет этак сто пятьдесят назад, жил-был помещик Милюков. Жил он в собственном имении Островки. А рядом с имением была деревня и большое озеро Молдино. И озеро, и деревня принадлежали помещику.


Выйдет он, бывало, на балкон своего большого дома и прикажет себе чаю подать с кулебякою. Сидит, чай пьет, смотрит вокруг — хорошо... Поглядит на озеро, откусит от кулебяки, да и скажет:
— Мое озеро!

Поглядит на деревню, снова откусит, опять скажет:
— Моя деревня!

Увидит, как крестьяне землю пашут, порадуется:
— Мои крестьяне!

Так оно и было на самом деле: все люди, которые жили в деревне, принадлежали помещику — были его собственностью и звались крепостными. То есть, проще говоря, рабами. Они должны были работать на помещика и выполнять все его приказания. А он мог сделать с ними все, что захочет: побить, отправить в солдаты, продать... Такое тогда было время.


Рыбаки. Вид в Спасском

Вот узнал как-то помещик Милюков, что крестьяне в озере Молдино рыбу ловят, и рассердился.

— Как они смеют?! — кричит. — Раз озеро мое, то и рыба в нем — моя! А дерзких рыболовов поймать и на конюшне выпороть!

Вышел он однажды прогуляться у озера — глядь, а на берегу крестьянский мальчик сидит. Подкрался к нему помещик да как закричит:
— Ага! Попался, вор!

— Я не вор, — отвечает мальчик, ничуть не испугавшись.

— А кто ты?

— Крестьянский сын Григорий Васильев по прозванию Сорока.

— А коли ты не вор, почему мою рыбу в моем озере ловишь? — грозно спрашивает помещик

— Да что ты, барин, у меня и удочки-то нет...

— А что ж ты тогда тут делаешь?

— Рисую.

— Как рисуешь? Разве у тебя, крестьянского сына, краски есть?

— Нету, барин. Я угольком рисую. На дощечке.

Глянул помещик Милюков — озеро Молдино нарисовано, и как настоящее! А по озеру лодочка плывет. А в лодочке — мальчик...


«Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» 1840-е
Тверская областная картинная галерея Тверь


— Кто это у тебя в лодочке-то? — спрашивает помещик.

— Я.

— Разве у тебя лодка есть?

— Нету, — говорит крестьянский сын Григорий по прозванию Сорока. — Но уж такое наше озеро красивое, и так мне по нему поплавать хочется, что взял я и нарисовал себе лодочку...

— Ишь ты! — усмехнулся помещик Милюков. — А только картины красками рисуют, дурачок.

— А ты, барин, купи мне краски, — говорит мальчик, — я тогда тебе все, что хочешь, нарисую.

— Еще чего! — засмеялся помещик, а сам думает: «Не крестьянское дело — картины рисовать. Откуда у холопа талант? Вот у меня может быть талант, я человек богатый. А ему одна судьба — пахать, сеять, да меня кормить».

И так раззадорился барин насчет своего таланта, что решил стать художником. И тут же послал в Москву за красками и холстом. Привезли ему краски и кисти.

— Рисуйте, ваше превосходительство.

— А холст где? — сердито спрашивает барин. — На чем я рисовать буду? На дощечке? Я вам не крестьянин! Почему, такие-сякие, мне холст не привезли!

Опять поехали в Москву и привезли ему холст.

— Рисуйте, ваше превосходительство.

А он опять не доволен. Узнал, что у художника должен быть мольберт (подставка для холста). А еще — палитра (дощечка, на которой художник смешивает краски).

— Чтобы немедля у меня все сие было! — приказывает. — А то я вам!..

Купили ему все, что можно! И, очень гордый собой, пошел барин на озеро. Рисовать.
А на берегу опять крестьянский сын Григорий Сорока сидит с угольком и дощечкой.


«Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии» 1840-е
Государственный Русский музей Санкт-Петербург


— Ха-ха-ха! — засмеялся помещик Милюков. — Ну что, опять рисуешь?

— Рисую, барин.

— Ну, рисуй-рисуй... А только где тебе со мною сравниться. Гляди, какие у меня краски! А кисти какие!

Вздохнул Григорий: вот бы и ему такие.

— Давай, крестьянский сын, озеро рисовать — кто лучше, — говорит помещик. И принялись они за дело.

Рисует помещик Милюков, старается. Три килограмма краски извел. Нарисовал. И говорит:

— Ну,теперь, крестьянский сын Григорий Сорока, поедем мы с тобой к моему знакомому художнику, пусть он скажет, чья картина лучше. Запрягайте бричку!

А неподалеку, в своем имении Сафонково, жил знаменитый художник Венецианов. Сели барин с Григорием в бричку и поехали.


«Флигель дома» 1840-е
Государственный Русский музей Санкт-Петербург


Едут-едут, барин-то радуется, а Григорий совсем загрустил. Понимает, что не выиграть ему спор и никогда настоящих красок не видать. Художник-то этот, Венецианов, тоже ведь барин. И, уж конечно, барин похвалит барина, а не какого-то там крестьянского сына Гришку Сороку.

Приехали. Вошли в дом. Встречает их хозяин — художник Венецианов. Старенький уже, а вокруг молодые парни, и видно, что они,как и Григорий, тоже из крестьян. Но в руках у них настоящие кисточки и краски... Чудеса!

— Здравствуй, сосед, — говорит тем временем помещик Милюков. — Вот привез тебе картины. Погляди-ка на них, да скажи, чья картина лучше.

А Григорий отошел в сторонку, и одного из парней спрашивает шепотом:
— Ребята, вы кто таковы?

— Мы-то? Крестьянские дети из соседних деревень, ученики художника Венецианова. У него тут школа для тех, кто рисовать любит...

— И краски дают?

— А как же. И краски, и кисти, и холст. А художник Алексей Гаврилович нам как отец родной: и учит, и поит, и кормит... Тут и живем.

Чуть не заплакал Григорий Сорока от обиды: вот ведь как повезло людям!


«Портрет художника А. Г. Венецианова» 1840г
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург


А художник Венецианов посмотрел картины и говорит:

— Поздравляю вас, господин Милюков, у вас настоящий талант! Озеро-то у вас, как живое, получилось.

— Эй, крестьянский сын Григорий, — говорит помещик, — слыхал? Ты проиграл!

Стоит Григорий, голову опустил, молчит. А что тут скажешь?

А помещик продолжает:
— Вот что значит — краски! Это тебе не угольком по дощечке мазюкать!

— Одну минуточку, ваше превосходительство, — вмешался тут художник Венецианов.

— Вы меня, кажется, неправильно поняли. Вот этот рисунок угольком и есть настоящая картина!

— Как так?! — выпучил глаза помещик Милюков. — Да ты что, сосед! Это ж мой крепостной холоп Гришка Сорока рисовал! А моя картина — настоящими красками нарисована! Взгляни, какая замечательная!

Посмотрел художник Венецианов на картину помещика, вздохнул и сказал:

— Уж простите, господин Милюков, жаль мне вас огорчать, а только я врать не приучен... Это не картина, а мазня.

Вот как все вышло.


«Портрет П. И. Милюкова (отец помещика Н. П. Милюкова, хозяина Григория)»

Рассердился помещик, сел в бричку и уехал в свое имение Островки — только пыль на дороге столбом завилась. А перед отъездом сказал Венецианову:

— Ладно, сосед, если тебе делать больше нечего, выучи моего холопа Гришку на художника. Авось, в хозяйстве пригодится. Я ведь человек богатый и знатный, вот пусть и будет у меня свой художник в имении...

Так Григорий остался у художника Венецианова учиться, настоящими красками рисовать, и стал он вскоре его любимым учеником. Хвалит его Венецианов, нарадоваться не может. Говорит:

— Тебе бы, Гриша, в Петербург поехать — в Академии художеств учиться. Красоту ты вокруг себя видишь и умеешь ее на холст переносить. Большим художником будешь, Гриша, на радость людям.

Григорий и размечтался, в столицу засобирался. Да не тут-то было... Приезжает к Венецианову помещик Милюков и говорит:

— Где холоп мой? Поучился — и хватит. Работать пора! Пусть немедля возвращается в Островки.

С барином не поспоришь. Поплакал Григорий да и поехал.

— Нарисуй-ка ты, — приказывает помещик, — мой портрет.

Григорий нарисовал.

— А теперь рисуй жену и детей.

Григорий нарисовал и их.

— А теперь распиши-ка все стены в моем доме, да покрасивее!


«Портрет Е. Н. Милюковой» 1840-е
Государственный Русский музей Санкт-Петербург


Работает Григорий, пишет красками, а барин заглянет, посмотрит, как он рисует, да и хмыкнет:
— В Академию захотел, лапоть неумытый? Академия — для благородных, а не для холопов...

Слушал Григорий да и не выдержал однажды — бросил кисточку:

— Не буду больше для тебя, барин, рисовать!

— Ах так? — ухмыляется помещик Милюков. — Не хочешь рисовать? Тогда будешь ты у меня садовником. Но смотри, узнаю, что до красок дотронулся, пороть буду нещадно!

Стал Григорий садовником. Землю копает, цветы разводит. Хорошее дело, а на душе у него так тоскливо! Все немило ему — и сад, и родная деревня, и даже любимое озеро. Вспоминает он счастливое время, прожитое у художника Венецианова, свои мечты — и так ему хочется рисовать... А нельзя. Барин не разрешил. Узнает — запорет насмерть.

Вот такая горькая судьба досталась талантливому крепостному художнику Григорию Сороке. Художник Венецианов старался уговорить упрямого барина, выкупить хотел у него Григория и на волю отпустить, чтобы стал он свободным человеком, смог поехать в Петербург учиться...


«Часовня в парке усадьбы Островки Тверской губернии»
Конец 1840 - начало 1850-х годов


— Не быть Гришке художником, — уперся барин, — а быть ему моим холопом и слугою.

Так и жил Григорий в имении, садовничал. С горя выпивать стал: не сложилась жизнь...

И вот однажды достал он спрятанные краски и стал рисовать по памяти любимое озеро, по нему лодочка плывет, а в лодочке мальчик... Хорошая картина получилась — как живая. Легко вдруг стало на душе у Григория. Смотрит он, а картина-то и вправду живая: волны плещут, солнце светит, а лодочка и в самом деле — плывет. Все ближе и ближе...

Вспомнил он Венецианова: тот часто говаривал ученикам про то, что настоящее искусство — всегда немножко волшебство.

— Садись ко мне в лодку, — машет Григорию мальчик. — Спасу я тебя — увезу от злого барина.

Запрыгнул художник в лодку, мальчик оттолкнулся веслом от берега, и поплыли они.


«Вид на озеро Молдино в усадьбе «Островки» имении Н. П. Милюкова.»
Конец 1840-х.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург


А в это время подглядел кто-то из недобрых людей, что Григорий опять за краски взялся, и донес помещику Милюкову. Разъярился тот, крикнул слуг и приказал схватить художника и пороть плетьми.

Прибегают они к художнику в избу, а там — нет никого. Только у окошка картина на мольберте стоит. На картине — озеро, по нему лодочка плывет, а в лодочке два
человека: мальчик и художник Григорий Сорока...

— Гляди-ка, — говорит один из слуг, — это ж наше озеро Молдино... Как настоящее.

— Свят-свят-свят! — испуганно перекрестился другой. — Лодкато и в самом деле плывет!

...Плывет-плывет лодочка на картине. Вот уже скрылась за деревьями. Уплыл художник на волшебной лодочке от злого помещика — больше его никто не видел...

Только картины остались.



«Гумно» 1843
Государственный Русский музей Санкт-Петербург




«Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» 1844.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург



«Портрет Л. Н. Милюковой» 1840-е
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург



«Крестьянский мальчик»
1840-е


Вид на полисадник в усадьбе Н. П. Милюкова
«Островки» Тверской губернии Конец 1840 — начало 1850-х
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Интерьер. Гостинная


Интерьер. Диванная


Портрет Конона Николаевича Милюкова в детстве
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет тверского краеведа Василия Алексеевича Преображенского


СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ
000 (250x327, 22Kb)Соломко Наталия Зоревна. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864)

Дорогие читатели! Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и вашим малышам... Мы решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.

Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":
Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 35 - СКАЗКА ОБ УЧИТЕЛЕ. ПАВЕЛ ЧИСТЯКОВ
Часть 36 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ВОЛШЕБНОМ АЛЬБОМЕ. ВАСИЛИЙ ПЕРОВ
Часть 37 - СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ ЛОДОЧКЕ. ГРИГОРИЙ СОРОКА.
Часть 38 - СКАЗКА О ВОЛШЕБНОМ КОНЕ. НИКОЛАЙ СВЕРЧКОВ
Часть 39 - СКАЗКА ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ ПОДАРКЕ ВОЛШЕБНИЦЫ. ФИРС ЖУРАВЛЕВ
...
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ
Часть 48 - СКАЗКА О ПРАВДИВОМ ХУДОЖНИКЕ. Валентин Серов
Часть 49 - Сказка о художнике, который объехал весь мир|Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)

Рубрики:  СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ
ДЕТСКОЕ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 32 пользователям

сыненок   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 07:14 (ссылка)
Очень интересно и познавательно...Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
LERARS   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 10:57 (ссылка)

спасибо, солнышко!
Ответить С цитатой В цитатник
сандро_пятый   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 11:02 (ссылка)
Все давно минувшее вызывает у меня ностальгию...щемит сердце...что было и что стало
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Филимонова   обратиться по имени СПАСИБО! Вторник, 13 Ноября 2012 г. 11:52 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 12:29 (ссылка)

Ответ на комментарий сандро_пятый

У этого художника очень тяжелая судьба...Так и не вырвался от помещика...начал пить...покончил жизнь самоубийством)
Ответить С цитатой В цитатник
-magda-   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 12:52 (ссылка)
Спасибки за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
сандро_пятый   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:14 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

У всех гениев красной нитью проходит тяжелая судьба и часты самоубийства...даже в современном обществе...Бог дает им талант,зато начисто отбирает реальность времени...
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:27 (ссылка)

Ответ на комментарий сандро_пятый

!!!Гениальность-следствие неправильного обмена веществ!!!...а коль неправильно, то все кувырком и комом
Ответить С цитатой В цитатник
сандро_пятый   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

А неправильный обмен веществ заложен в ДНК,а это своего рода уродство,но не факт,что это плохо...значит,все-таки судьба!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:41 (ссылка)

Ответ на комментарий сандро_пятый

Конечно, судьба)))
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 15:35 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
VOLKSD   обратиться по имени Добрый день! Вторник, 13 Ноября 2012 г. 16:10 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 16:14 (ссылка)

Ответ на комментарий VOLKSD

Здравствуй, Славочка! Спасибо за цветочки!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 16:15 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Альбина_Кано   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 16:47 (ссылка)
Грустная сказка, а художник Велик талантом! Спасибо, Танюш!
Ответить С цитатой В цитатник
Таточка-Танюша   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 17:14 (ссылка)
Пост выше всяких похвал. Молодец, Танюша
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 17:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Таточка-Танюша

Спасибо, дружок!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 17:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Альбина_Кано

и сказка грустная, и судьба печальная)))
Ответить С цитатой В цитатник
Sveta_Savyhska   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 19:05 (ссылка)
Благодарю вас, Танюша, за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
милена50   обратиться по имени Привет, Танюш! Вторник, 13 Ноября 2012 г. 20:19 (ссылка)
Интересно, познавательно, грустно от того, что человек талантливый, а судьба что-то отбирает или дает различные испытания. Великолепное продолжение твоих сказок!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Унгвицкая   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 21:43 (ссылка)
Спасибо огромное за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Дунина   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 22:31 (ссылка)
Какие чудесные работы. К стыду своему, не знала этого художника. Спасибо, дружочек, что познакомила.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 22:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила_Дунина

Людочка, да он картин то мало успел нарисовать: десятка два...потом иконы писал)))
Ответить С цитатой В цитатник
Кондакова_Светлана   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 23:41 (ссылка)
Merci
0_6b77e_bf24ecaf_L (395x500, 264Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Litizija   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 10:39 (ссылка)
спасибо дорогая, доброго утра!
Ответить С цитатой В цитатник
Otatuana   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 11:11 (ссылка)
Спасибо Танюша! Первый раз у тебя нашла эти печальные, но интересные серии!
Ответить С цитатой В цитатник
kkkmmmaaa   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 11:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 13:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Otatuana

Танечка, день добрый! Они не все печальные...
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 13:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Litizija

Доброго дня, Галочка!)))
Ответить С цитатой В цитатник
rosavetrov   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 17:01 (ссылка)
Спасибо. Об этом художнике совсем мало информации, поэтому пост прочитала с большим интересом.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку