Русский художник Константин Дмитриевич Флавицкий родился в 1830 году в Москве,
в семье чиновника. Жизненный путь этого человека не был усеян розами. Рано осиротевший, он несколько лет своей жизни провёл в воспитательном доме для бедных детей. Там у него проявились способности к рисованию, и это не осталось незамеченным. Так, Флавицкий стал пансионером Общества поощрения художников, затем поступил в Императорскую Академию художеств.
Флавицкий окончил академию в 1855 году с большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Дети Иакова продают своего брата Иосифа».
«Дети Иакова продают своего брата Иосифа»
Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет, с 1856 года, художник провел в Италии, а затем вернулся на родину. Своеобразным живописным отчетом живописца стала большая, полная драматической экспрессии картина «Христианские мученики в Колизее» (1862 год), за которую он получил звание почетного вольного общника Академии художеств.
«Христианские мученики в Колизее» (1862 г)
Флавицкие происходили из духовного сословия, всячески старались выслужить потомственное дворянство, и многим представителям рода это удалось, хотя они и не вышли в большие чины. Настоящей же гордостью и славой рода стал Константин, снискавший всемирную славу своей картиной «Княжна Тараканова».
«Княжна Тараканова». Художник Флавицкий К.Д.
Что происходит на этой картине и кто эта несчастная женщина?
Сюжетом картины «Княжна Тараканова» стала драматическая судьба молодой женщины, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны (от её фаворита А. Разумовского) и претендовавшей на русский престол.
Елизавета Петровна и князь Разумовский
По легенде, женщина утонула во время наводнения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в Петербурге, куда была заключена по приказу Екатерины II. Холодные и влажные серо-зеленоватые стены ее камеры, потоки воды, заливающие помещение, крыса, взобравшаяся на постель и даже на платье гибнущей женщины, – все трагические детали картины бередят душу и заставляют содрогаться и скорбеть о трагичной судьбе жертвы.
Картина была представлена на академической выставке 1864 года. За нее живописец получил звание профессора и на него было обращено внимание знатоков искусства и публики как на первоклассного художника. Произведение Константина Флавицкого высоко оценил критик Владимир Стасов, назвавший «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим и глубочайшим творением русской живописи». Более сдержанное суждение принадлежит Ивану Крамскому, который считал эту картину «крупной, а главное, счастливой», исполненной с большим мастерством.
Полотно российского художника-академиста имело ошеломительный успех не только в Санкт-Петербурге и в Москве, но и за рубежом, в том числе в Салоне на Всемирной парижской выставке.
Это произведение вскоре было приобретено меценатом Павлом Третьяковым для его коллекции, правда, уже после смерти художника. Знаменитый коллекционер произведений русского искусства обладал невероятным художественным вкусом и пониманием подлинной живописи. Вот почему, впервые увидев «Княжну Тараканову», он загорелся огромным желанием во что бы то ни стало приобрести ее.
Однако в Зимнем дворце появление этого полотна вызвало настоящий переполох: неожиданно всплыла тщательно скрываемая тайна царской фамилии и притом в блистательной живописной форме. До того времени следственное дело о княжне-самозванке хранилось в строжайшей секретности. А люди, причастные к нему, дали «клятвенное обещание вечно молчать под страхом смертной казни». А тут фамильный секрет Романовых оказался обнародован. Да еще и кем... Художником...
Разумеется, разразился грандиозный скандал, который мог бы окончиться для живописца очень плачевно, если бы не ошеломительный триумф, с которым картина была встречена российской общественностью. Лишь только это и спасло Флавицкого от больших неприятностей.
Император Александр II был вынужден считаться с мнением общества. И посему в срочном порядке издал указ: «В каталоге картин против произведения Флавицкого сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины»
А что же было "исторической истиной"?
Никто не знает настоящего имени этой женщины.
У нее было много имен — госпожа Франк, фрау Шоль, черкесская княжна Володимирская, принцесса Азовская, и наконец, Елизавета III.
В историю она вошла как княжна Тараканова.
Долгое время самозванка жила в Европе, выдавая себя за русскую княжну. И судя по тому, как она превосходно владела несколькими языками, разбиралась в искусстве и обладала светскими манерами, то вряд ли происходила из низших слоев общества. Неординарный склад ума позволял ей выдавать себя за особу знатного рода, чем она умело пользовалась, живя в разных городах Европы под разными псевдонимами. Имена себе она придумывала сама, чаще всего добавляя к ним громкие титулы. К слову сказать, именем "княжна Тараканова" её впервые назвали в печати спустя 20 лет после её смерти.
художник Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины Великой
Сначала занимавшая трон Екатерина II даже и не думала придавать значение какой-то самозванке. Однако, узнав что за ней стоят поляки и прочие враги Российской Империи, отправила брата своего, фаворита Алексея Орлова, в Италию, с заданием доставить эту девушку в Россию.
Орлов хладнокровно притворился пылким поклонником Елизаветы Таракановой, обещал жениться и смог выманить её на корабль, где должно было состояться их венчание. Никакого венчания, конечно, не было, а увёз её корабль в Россию. Самозванку посадили в Петропавловскую крепость, где она тяжело заболела туберкулёзом и в 1775 году умерла.
Художник же взял за основу не исторические факты, а один из слухов.
Но вышло так, что эта, не оставившая равнодушных, картина подвела итог творчеству живописца. В Италии Константин Флавицкий подхватил чахотку, болезнь постепенно захватила его, и 3 сентября 1866 года в возрасте 36 лет его жизнь угасла. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище. В 1936 году захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге с установкой нового памятника
Предание о гибели княжны-самозванки от наводнения менее всего соответствует действительности. Так случилось, что по иронии судьбы широкая общественность знает о судьбе так и оставшейся неизвестной женщины, только благодаря произведению художника, именно эта версия смерти мнимой княжны закрепилась в истории и в памяти народа. Картина и в наши дни пользуется любовью зрителя. Художник
Флавицкий работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов.
Флавицкий К. Д. "Суд Соломона"
"Портрет итальянки" худ. Флавицкий К. Д.
| |
|
|