Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(для справки: рака - по-арамейски "пустой" человек, оскорбление, а синедрионом называли верховный суд в Иерусалиме).
Я хотела сегодня привести эту цитату из 5 главы Евангелия от Матфея под одним из комментов в блоге диакона Кураева. Там шёл такой разговор:
Ирина Игоревна
В книгах по церковной истории отражен взгляд по прошествии некоторого времени, когда страсти по той или иной личности улеглись.
А анализировать деятельность недавно убиенного священника, отношение к которому очень противоречиво, только вновь и вновь разбирая его ошибки и заблуждения - это и с чисто человеческой точки зрения не очень здОрово.
А вдруг Вы заблуждаетесь? Или такого не может быть априори? :-)
diak_kuraev
Ну вам-то что переживать, если я и заблуждаюсь в этом вопросе? Та самая история и рассудит.
А спустя века говорить о том, как сысоевцы выносили мозги людям и отвращали их от христианства - что толку...
Larisa Chernikova
И страшно еще то, что как плесень разрастаются...
Вот под комментом с "плесенью" я и хотела оставить цитату из Матфея, но тут оказалось, что в блоге диакона я забанена.
Парам-пам-пам. Мой первый бан в ЖЖ вообще. И первый за последние 5 лет на просторах сети в частности (банили меня когда-то давно диомидовцы на Мэйле за то, что я была занозой в их заднице, и поверьте, в чьей-либо заднице - даже в виде занозы быть не очень весело, если ты, конечно, нормальной
половой религиозной ориентации).
Ну, в общем, я так редко оставляла комменты в блоге диакона, что подозреваю, за что конкретно он меня забанил. А забанил он меня за вопрос: верует ли он по-прежнему в Бога. Откровенно говоря, вопрос был риторический, ответа на него я вовсе не ожидала, а теперь вот сижу и гадаю, как понимать сей символический бан: то ли как ответ "да, верую! настолько верую, что усомнившегося пихну, на раздумывая в корзину", то ли как ответ "нет, не верю, как же эта стерва пронюхала, дай-ка я её поскорее изолирую от остальных моих читателей, пока ещё кто не узнал эту страшную тайну".
Во избежание упрёков в однобоком преподнесении информации я приведу свой коммент целиком:
"Когда Вы всё это скопипастили и от себя добавили, Вы подумали о том, какой устроится срач?
Мне кажется, подумали.
Но Вы решили убить двух зайцев сходу:
помочь СМИ завалить несчастную семью в горе (очень по-христиански, да)
и сказать гадость про своих оппонентов (назвать христиан нехристианами - это тоже очень по-христиански).
Когда-то Вы занимались миссионерством, и успешно, а теперь устраиваете провокации у себя в блоге,
Никак не могу понять зачем?
Только иногда хочется задать вопрос: а Вы в Бога верите, отец Андрей? "
Вот такой вот у меня состоялся диалог с самым популярным нашим миссионером...
А теперь серьёзно и о наболевшем.
К Кураеву я всегда относилась более чем хорошо. Сына учила по его "Школьному богословию", некоторые его мысли из книг цитировала у себя в постах, ссылалась на него в спорах с атеистами, протестантами, язычниками, сатанистами - самым разным народом, то, что они тут в кучку через запятую свалены, не значит, что они все равнозначны, просто с кем только не приходилось пикироваться. Бывали случаи, когда на Кураева наезжали, говорили, что он такой-сякой, а я не верила в это, потому что его книги для меня в своё время, лет 20 назад, много значили.
Когда Кураев как-то заявил, что собирается обосноваться в сети, я, помню, обрадовалась, потому что думала, будет у нас, у православных, интеллектуальная поддержка, против всяких нехристей, которые сильно на нас наезжают. Ну вот, млин, и дождалась...
К слову сказать, я не отношу себя ни к каким "...вцам" - обособленным групкам, которые иногда образуются в среде православных. В том числе к "сысоевцам", как с лёгкой руки Кураева, стали называть учеников и последователей отца Даниила Сысоева. Однако, я читала блог отца Даниила, как и блоги некоторых других священников, никого из них я не разделяю на наших и не наших. Все они свои, православные. И Кураев тоже православный.
Поэтому меня очень огорчили наезды Кураева на отца Даниила - священника-миссионера, убитого за веру, в православном храме. Этих наездов сначала было немного, и мне казалось, что Кураев действует по чьей-то указке, выполняя какой-то политический заказ. Это было субъективное ощущение, как и после истории с пуськами, помните?
Вышло так, что Кураев заступился за пусек, но лучше бы он этого не делал. Мне кажется, что вся эта история и раздулась, как огромный мыльный пузырь, прежде всего именно из-за Кураева. Не потому, что он сказал, что с ними надо по-христиански, а по тому, как он это сказал. Понимаете, есть люди, которые умеют манипулировать аудиторией, говоря вроде бы как правильные вещи, но в такой скандальной форме, что это начинает всех бесить. Ну, вот представьте себе, кто-нибудь скажет: "Бог велик", - и при этом пёрнет. И чтобы никто не усомнился в истинности его отношения к Богу, он ещё и ухмыльнётся. Вроде бы, он сказал правильную вещь, а все вокруг возмущены, ругаются, шумят. А пёрнувший сидит с белым и пушистым видом и наблюдает за тем, какую поднял волну. Вот то же было, мне кажется, и в истории с пуськами. Мало того, я думаю, что если бы Кураев не поднял волну, о них мало бы вообще кто знал и давно бы забыли, и сами девчонки не сели бы в тюрьму. Может быть, я ошибаюсь, но для меня это выглядело именно вот так. Провокацией.
И тем не менее, я бегала по всей сети и пыталась успокоить народ, хватая всех за фалды и говоря, что Кураев сказал правильную вещь, только вот его занесло и он сказал не в той форме, что следовало. Плохо подумал. Но ведь все знают, что Кураев не дурак, и он прекрасно знает, какой резонанс вызовут те или иные его слова. Вплоть до принятия закона об оскорблении верующих.
В общем, я думала, что и с отцом Даниилом также - существует какой-то политический ветерок, которому он активно поддувает. Но теперь он пишет об отце Данииле и его учениках так часто, так скверно и так бескультурно, что во мне закралось подозрение, что это просто ревниво-личное, которое агрессивно рвётся из человека наружу. Уж сколько раз читатели ему говорили, а ему всё неймётся.
Я бы не стала обо всём этом писать, если бы имела возможность написать в блоге отца Андрея Кураева, что нельзя сравнивать людей с плесенью, это нехорошо, не по-христиански. Всё это очень горько и обидно. Я считаю, что диакон Кураев много сделал для Церкви, и я лично благодарна ему за многие его труды. Но отец Даниил был хороший человек, я читала его блог, читаю дневники троих людей из его храма, "сысоевцев", да, хотя называть их так, считаю, некорректно, и я не понимаю, за что Кураев их оскорбляет на каждом шагу. Это не есть хорошо. И я никого не собиралась поучать, просто напомнить то, что написано в Евангелии.
Извините, ибо наболело...