Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
«Сначала музыка, потом слова» Антонио Сальери |
Недавно посмотрела интересный концерт по трасляции из Московской государственной академической филармонии с участием молодых музыкантов Михаила Почекина (скрипка), Юрия Фаворина (фортепиано), Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова, дирижёр Валентин Урюпин. Прозвучали:
Антонио Сальери - Увертюра к опере «Сначала музыка, потом слова»,
Вольфганг Амадей Моцарт - Концерт № 5 для скрипки с оркестром,
Людвиг Ван Бетховен - Увертюра «Кориолан» и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.
Вот ссылка на концерт - http://www.meloman.ru/concert/mihail-pochekin-yurij-favorin-15-10-2017/
Заинтересовало первое произведение из программы - опера Сальери «Сначала музыка, потом слова».
О ней мой рассказ.
Восемнадцатый век любил соревнования. В 1786 году император Йозеф II. устроил в Вене грандиозный праздник, в который было включено оперное состязание. Двум ведущим венским композиторам – Моцарту и Сальери были одновременно заказаны оперы на комический сюжет, связанный с закулисным миром театра. Для исполнения опер были возведены две сцены и «выписаны» две лучшие труппы того времени: немецкая и итальянская. Оперу Моцарта исполняют на немецком, а Сальери – на итальянском.
В одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась итальянская опера Сальери Prima la musica, poi le parole – «Сначала музыку, потом слова», в другом – зингшпиль Моцарта Der Schauspieldirektor («Директор театра»). Обе оперы сочинены по заказу императора Иосифа II для представления по случаю приема Генерального губернатора австрийских Нидерландов. Опера Сальери была встречена аплодисментами восторженной публики,а опера Моцарта провалилась.
«Prima la musica, poi le parole»
Сюжет
В условиях крайней спешки, когда до премьеры остается всего четыре дня и у придворного капельмейстера графа Опицио нет времени сочинять что-то новое, он находит среди старых своих рукописей прекрасную музыку, сочинённую для оперы-буффа. Однако музыка не подходи к либретто, написанному придворным поэтом и предназначенному для оперы-сериа. Капельмейстер, настаивая на приоритете музыки, заставляет поэта подогнать под наличную музыку свой текст. Тем более что граф обещал специальное вознаграждение, если в опере будет петь его протеже — певица оперы-буффа. Впрочем, и у поэта имеются готовые тексты на все случаи жизни.
На прослушивание приходит донна Элеонора, певица оперы-сериа; не сумев вписаться в музыку буффа, она в бешенстве удаляется, а внимание капельмейстера и поэта привлекает очаровательная Тонина, певица буффа. Но Тонина предъявляет свои требования к музыке и тексту.
В разгар работы над оперой возвращается Элеонора, — в борьбе за партию певицы пытаются перепеть друг друга, образуя комический дуэт.
В опере «Сначала музыка, потом слово» к певческому соревнованию двух примадонн добавлена тема извечного спора, что главнее: музыка или слова.
Замечательна и музыка Сальери.
В опере Сальери, считает музыковед Л. Кириллина, предпринимается «настоящий стилистически-художественный эксперимент смешения и отражения друг в друге „серьезного“ и „комического“ топоса». В отличие от многих сочинений на эту тему, зритель наблюдает не просто закулисные интриги с капризами примадонн, неизбежным соперничеством и интригами (хотя и без соперничества певиц не обходится), — в сатирической форме зрителю здесь представлен творческий процесс рождения оперы. Сочинение Сальери — самопародия жанра; композитор словно тестирует возможности оперы перед наступлением новой эпохи. Здесь представлен конфликт сериа и буффа и вечный в оперном жанре конфликт музыки и драмы. Публика при этом узнавала в персонажах оперы известные ей лица; так, беспринципный и амбициозный Поэт напоминал придворного поэта Иосифа II Лоренцо да Понте.
Что же касается оперной стилистики, то пародийное сочинение Сальери и Касти открывало перспективу, ведущую даже не в XIX век, а в XX, — в этом столетии воспринимать оперу-буффа в её «чистом» виде было уже невозможно, её нужно было либо психологизировать, как это делал в Моцарт в своих лучших комических операх, либо, пишет Л. Кириллина, «модернизированно стилизовать и пародировать, отражая в двойном и тройном свете». Речь идёт о таких произведениях, как «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева и «Ариадна на Наксосе» и «Каприччо» Рихарда Штрауса.
В эпоху романтизма творчество Сальери, как и подавляющего большинства его современников, было практически забыто; когда в середине XX века интерес к нему возродился, «Сначала музыка, а потом слова» стала одной из первых опер композитора, вернувшихся на сцену.
источник
"Всего 4 главных героя и две бессловесные музы на сцене, минимум декораций и оркестр — руку протяни. Не грандиозно, скорее душевно — но именно поэтому какого-нибудь ,отчаянно боящегося оперы ,товарища я бы привела сначала на этот спектакль, чтобы разрядить атмосферу и уверить в безопасности жанра..."
(Из отзывов.)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |