-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5398
Комментариев: 124
Написано: 5993


РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ.

Вторник, 28 Ноября 2023 г. 11:17 + в цитатник

Обычный быт русских крестьян состоял из хозяйской работы по дому, уходом за скотом и пахотой в поле. Трудовые будни наступали ранним утром, а вечер, как только солнце оказывалось на закате и не простой рабочий день заканчивался вечерней трапезой, чтением молитвы и сном.

Русская изба

Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Предметы русского быта

предметы русского быта

 

Быт крестьянина содержит много хозяйских предметов и орудий труда, характиризующих исконно русский быт и образ жизни простой крестьянской семьи. В избе это хозяйские подручные средства: сито, прялка, веретено, а также исконно русские предметы самовар. В поле привычные орудия труда: коса, серп, плуг и телега летом, сани-развальни зимой.

 

Самовар

самовар

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.       

 

предметы быта в русской избе

Сито

сито

Сито - практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

В старину сито использовали не только по прямому назначению – просеивать сыпучие продукты, а так же в качестве оберега, в гадании и даже в лечении. Чтобы урожай зерновых культур был хорошим, семена просеивали через решето. Просеивание считалось обрядом очищения зерна и хлебороба, а так же залогом хорошего урожая. Люди считали, что сито очень схоже с небесным сводом, а мелкий дождик называли ситным и считали его целебным. Чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а если его было много, переворачивали, чтобы дождь закончился. Верили, что сито может излечить головную боль, мигрень, если подержать его над головой, а любая вода, трижды пролитая через сито, становилась лечебной. Такая вода могла оздоровить не только человека, но и животных, растения. На Григория — 13 октября, купали детей из решета, от сглазу. Корову и теленка после отёла обрызгивали водой через решето. На свадьбах сито считалось символом вместилища даров. Как только жених выходил из дому за невестой, его встречали родственники с ситом и лили в него воду, просили жениха испить водицы. Вода мимо льётся и жениху в рот не попадает. А родня припевала: «Чтоб тебе горя в жизни столько напиться, сколько испил ты из сита водицы». Когда молодые выходили из дома невесты, их осыпали из сита символами богатства и семейного достатка – зерном, орехами, монетками. А подаренные на свадьбе подарки складывали в решето.  

ПРЯЛКА

прялка

Прялка - простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.

Всю одежду крестьяне также делали дома. Ее так и называли – домотканая. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали на дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола. Делали это при помощи специальных приспособлений – мялки и трепалки. После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель– волокно для прядения нитей.

Пряли кудель вручную, используя прялку. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку (на него садилась пряха). Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено– суживающуюся к обоим концам палочку длиной около 30 см с утолщенной серединой. На веретено наматывали нить. Это был тяжелый труд, но под умелой рукой веретено крутилось, как волчок.

Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на веретене, гребнях и прялках делали специальный орнамент и узоры. По мнению крестьян, это оберегало «от сглаза» и охраняло от лихих людей.

Обычно к весне прядение заканчивалось. Прялку откладывали и принимались за ткачество. Из сарая приносили ткацкий стан. Он представлял собой деревянную раму из брусьев, которую устанавливали на подставке. На раму натягивали нити основы. Перпендикулярно этим нитям протаскивали другие нити – уток. Переплетение этих нитей и составляло ткань.

Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. А если хотели получить цветную ткань, то пользовались растительными красителями – корой, листьями, цветами. И только потом уже шили традиционную крестьянскую одежду – рубахи и порты.

Русские рубахи были широкими и длинными, почти до колен. Под мышками выкраивали специальные детали – ластовицы, чтобы в рубахе было удобнее работать: рукава в таком случае не мешали движениям руки. Кроме того, ластовицы собирали пот. Когда они изнашивались, их выпарывали и заменяли новыми. На плечах, груди и спине рубахи пришивали подкладку – подоплеку, которую также могли заменять по необходимости. По вороту и плечам рубахи отделывали вышивкой. Вышивка на крестьянской рубахе служила украшением и оберегала человека «от сглаза», от нечистой силы.

ВЕРЕТЕНО

веретено

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.

ГОРШОК

горшок

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты.

В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью.

Долгое время для приготовления пищи крестьяне использовали глиняную посуду, но, когда появились достаточно дешёвые чугунки, крестьяне тут же перешли на них. За счёт пористой структуры чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева, и это способствует тому, что продукты во время приготовления оказываются словно внутри русской печи. Блюдо тогда не просто нагревается до определенной температуры, но и томится. Это позволяет сохранять полезные и вкусовые свойства готовящегося блюда. В чугунке и кашу варят и картошку, и щи. 

Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка – зауженный книзу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Сужение книзу и дает вкусовой эффект, присущий только чугунку. А форма эта позволяет ставить чугунок в печь и вынимать его из печи с помощью специального инструмента – ухватa, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. А в обычной варочной печи чугунок сужением опускался в конфорку, которая закрывалась концентрическими кольцами. Кольца снимались или ставились по потребности: в зависимости от размера чугунка и стадии варки. На чугунках, имеющихся в музее, клеймо можно разглядеть. Царь Петр Первый вместе с чугунными пушками и ядрами привез из Европы первые образцы чугунной посуды, которые использовал в своих поездках по Империи.

корыто 

На Руси корыто известно с X века. Форма его не менялась на протяжении веков. А размеры колебались от 30 сантиметров до 2 метров в длину и от 15 до 50 сантиметров в ширину. Посетив музей, из экскурсии узнаете, что в крестьянской семье было до десяти корыт деревянных различного назначения. Так много потому, что дерево было доступным материалом, а выдолбить мог любой умевший пользоваться топором и скобелем мужик из липы или осины. В корыте можно стирать, засаливать овощи, месить тесто или готовить сусло для кваса и пива. В специальных корытах готовили корм для домашней скотины и птицы. Они назывались водопойными или кормовыми. Как и в любую другую ёмкость, в него складывали яблоки или капусту, в перевёрнутом виде корыто использовали как большую крышку, чтобы накрыть ей что – нибудь, лежащее на земле.Тесто замешивали в корыте, называемом дроженник.

СТУПА

ступа

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева. 

Ступа была в каждом крестьянском доме. Она выдалбливалась из части ствола дерева березы, дуба. Их высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр – 40 см. «Семь потов сойдет, пока крупу к варке приготовишь», – поговаривали опытные хозяйки. В больших деревянных мельничных ступах отделяли оболочку и перемалывали зерна пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Полученную массу могли просеивать в ситах – например, так делали овсяную муку толокно. Толчение было одним из этапов приготовления льняного и конопляного масла. Насыпанное в ступу зерно толкли длинными пестами, с вырезанной перемычкой посредине для руки. Деревянный пест изготавливался до метра длиной. Толкли крупы ровно столько, сколько необходимо для приготовления каши. Каша была основным видом питания «Нет пищи краше, чем русская каша»». Заготавливали крупу на одну или две недели, так как при длительном хранении толченая крупа могла прогоркнуть. После очередного использования ставили ее вверх дном, а пест в уголок. Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. Ступа обладала целительными свойствами: в ней пытались истолочь все болезни, как у взрослых, так и у детей. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест, кувшины, чтобы вызвать дождь. Ступа с пестом широко использовалась, как атрибут свадебного обряда. В некоторых русских деревнях сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ее ступу, чтобы сватовство было удачным.

Утюг, как бытовой предмет, знаком каждому человеку, но его предшественником довольно долго использовали «валек» и «рубель». Высушенное белье наматывалось на «валек» и каталось по столу «рубелем». Во все времена человек старался выглядеть чисто, красиво и опрятно. Вещи должны были быть не только чистыми, но выглаженными.

Еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духовые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. Угольные утюги чадили в домах вплоть до середины прошлого века. Еще одна старинная разновидность утюгов – литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Угольный утюг просуществовал и был популярным почти сто лет.

 В древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Полотенца бытового назначения, который служил для вытирания рук, лица. Полотенца, имеющее только бытовое назначение называли – утирка, – рукотер, – рукотерник, – утирник, – блинник, – постинник, – насмешник. До сих пор в сундуках у людей, почитающих традиции, хранятся рушники и скатерти, изготовленные из льняных и конопляных нитей на ткацком стане, сделанном деревенским умельцем и эти удивительные экспонаты передают в музей.

В русской деревне сундук появился во второй половине девятнадцатого века. До этого времени предшественниками сундука были «бодни» – длинные выдолбленные деревянные колоды, с боковыми стенками из досок. Для хранения хозяйственных припасов использовались бочки, кадки, лукошки, коробья. Не одна русская изба не могла обойтись без сундука.

В крестьянском быту все делалось вручную, поэтому и ценилось очень высоко. У заботливой хозяйки вся одежда чистая, пусть даже многократно починенная, лежала в сундуках, переходила из поколения в поколение, передавалась по наследству. Требовались сундуки и для запасов, в них хранились новые ткани: холсты, сукно, шелк, кожи. На чердаках, в сундуках, хранили запас лыка, войлока, сермяги. В зависимости от назначения сундуки различались по размерам. От небольших сундуков подголовников до огромных, предназначенных для одежды и продуктов.

На Руси было два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Закрывался сундук на замок. Для прочности сундук оковывали железными полосами, стенки сундука расписывали растительными узорами, использовали сказочные сюжеты, рисовали диковинных птиц. Такие расписные сундуки вносили радость и уют даже в небогатый дом. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы. В современном быту корзины тоже находят различное применение, а уж настоящего грибника без нее трудно и представить. И лучше всего для грибов подходит ивовая. Ивовые ветки, из которых сплетена корзина, содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева. И, конечно же, хорошая корзина легка, красива и удобна.

Плетеные корзины в разные века этот предмет обихода нес в себе различный функционал, однако, его основная символика оставалась неизменной. В изящном переплетении прутьев увидите благосклонность природы к хорошему урожаю, и ее готовность поделиться своими дарами с людьми.

Первым домом младенца была детская колыбель. Ребенка держали в колыбели обычно один год, до освоения им ходьбы. Отнятие от груди часто совпадало у ребенка прощанием с колыбелью и разрывом тесной связи с матерью. Существовало обязательное правило изготовления зыбки: ее должен был сделать кто-то из мужчин семьи. Вниманию виртуальных посетителей представлена колыбель – зыбка начала ХХ века. Дно закрыто прочным полотном, для этого в нижней деревянной части зыбки просверливали отверстия, к которым крепили ткань. Зыбку вешали в дальней части избы. Зыбка подвешивалась на веревках, от углов колыбели, веревки связывали на определенной высоте в петлю. Важным элементом зыбки была материя закрывающая, завешивающая и окутывающая зыбку – полог, который будущая мать готовила заблаговременно. Полог был неотъемлемой частью зыбки не только для защиты от света и насекомых, но, прежде всего, в качестве защиты от сглаза и преграды злым духам. Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому при чужих его закрывали пологом. В качестве подстилки использовали яровую или ржаную солому, накрытые ветошью, шерстью, старой одеждой.

МЕТЛА

метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений.  Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.

ХОЗЯЙСКИЙ ДВОР

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.
Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.
Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице. 
 
Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.
 
Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.
В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму. Собирали мед диких пчел.
Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.        
 

Двор был обширен, с местом для выгула птицы, проходами к колодцу, сараям и хлеву, огороду. Практически всегда имелся палисад с цветником и скамейками.  Традиционно в хозяйстве русского подворья использовалось несколько десятков предметов быта и орудий труда. Вот некоторые, особенно характерные из них.

КОРОМЫСЛО

коромысло

Коромысло представляло собой особым образом изогнутый плоский шест с двух сторон заканчивающийся железными крюками. Носить ведра на нем удобно, поскольку центр тяжести не только равномерно распределен по обоим плечам коромысла, но и находится примерно на уровне поясницы.

РУССКИЙ КОЛОДЕЦ

русский колодец

Сруб колодца в России изготавливался обычно из дуба. Верхняя часть представляла собой ворот с перекладиной и веревкой или «журавлем» - высокой перекладиной, за один конец которой прикреплялось на веревку ведро, а за другой надо было тянуть, чтобы его поднять.

Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Практически каждый знойный день летних месяцев, да осенней жатвы не обходился крестьянину без работы в поле, где в труде на пашне использовались хозяйские предметы орудий труда для возделывания земли и сбора урожая.

Серп

серп

Серп – одно из древнейших орудий земледелия. Известен со времен Древнего Рима. В русском хозяйстве был просто незаменим для уборки небольших участков травы и зерновых.  Серп был известен в советской России, как один из двух символов союза рабочих и крестьян.

ПЛУГ

плуг

Плуг – сакральный образ земледелия. Его история начинается в III тыс. до н. э. Тогда он представлял собой выполненный из единого куска дерева лемех и дышло. Лемехом ворошился верхний слой почвы для улучшения условий произрастания культур, за дышло тянулся скотом или человеком.

ТЕЛЕГА

телега

Телега – повозка на четырех, обычно деревянных колесах, которую тянет лошадь. Трудно представить русскую деревню еще в середине прошлого века без телеги.

 Крестьянский двор

Хозяйство русского крестьянина невозможно себе представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две–три коровы, шесть–восемь овец и свиней. Зажиточные крестьяне имели теплые зимние скотные дворы. Бедные крестьяне держали скот на дворе. В большую стужу маленьких телят, ягнят, поросят крестьяне забирали в избу, специально отгораживая для них часть помещения.

Хлев для скотины крестьянин строил теплым. Через решетчатый настил потолка хлева можно было кидать сено в ясли– ящик для корма. Хлев и жилой дом соединялись между собой общей крышей, поэтому во дворе на земляном полу можно было хранить сани, телеги, колеса, сбрую и другое имущество крестьянина.

Сало, молоко, масло, мясо, кожи, шерсть использовали, как правило, сами крестьяне. Только зажиточные семьи, имевшие гораздо больше скотины, могли что–то продавать.

Крестьянин заботливо ухаживал за скотиной. Каждый день он готовил для скотины в бадье специальное пойло– разваренную в печи кожуру овощей, оставшиеся от помола зерна мякину и отруби – оболочки зерен, перемешанные с некачественной мукой. Все это надо было тщательно приготовить, подогреть. Ежедневно скотину кормили сеном. Одна только корова съедала в день пуд сена (16 килограммов). На год надо было иметь 300 пудов сена, а то и больше. Кроме того, каждая корова выпивала не одно ведро воды. Два–три раза в день хозяйка доила корову. С наступлением дня Егория (23 апреля (6 мая) – покровителя скотоводства и земледелия – скотину выпускали в поле.

Самым главным работником крестьянского хозяйства была лошадь. Без нее земледельческий труд был немыслим. Лошадь и поле помогала вспахать, и навоз для удобрения почвы давала. Безлошадные крестьяне считались совсем бедняками. Пасли лошадей ночью – в ночном, потому что днем ей некогда было пощипать травки: она все время была с крестьянином в поле.

На крестьянском дворе занимались и ремеслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плел лукошки, короба и лапти, выстругивал посуду и домашнюю утварь, изготовлял из дерева мебель. Искусство плетения крестьяне освоили в совершенстве. Обувь, которую они делали для себя, должна была быть теплой и непромокаемой. Такими были крестьянские лапти.

Лапти представляли из себя башмаки, которые плели из узких полос коры и подвязывали веревками. Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. В задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку. Ею обматывали ногу крест–накрест и завязывали под коленом. Летом веревка наматывалась на полосы холста, а зимой – на полосы сукна. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне подшивали их подошвы конопляной веревкой. Иногда делали подошву из кожи. Еще для тепла в лапти подкладывали сена. В таких лаптях ноги не промерзали и не промокали.

Лапти плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска. С коры снимали верхний слой, а пласты нижнего нарезали узкими длинными полосами. Из них и плел крестьянин лапти с помощью простого инструмента – шила. Свой цвет лапти приобретали после опускания в горячую воду.

Делали и лыковые ступни– подобие галош, которые носили дома или надевали зимой на валяную обувь. А валяная обувь в те времена была низкой, с короткими суконными голенищами; валяли ее дома.

Скотина давала много полезных продуктов. Из коровьего молока делали сметану, масло, творог, который называли сыром. Настоящего, современного, сыра в то время еще не знали. Когда резали корову, овцу или свинью, мясо засаливали впрок и варили из него всю зиму щи. Кроме того, овца давала два раза в год шерсть. Из нее делали носки, варежки, грубую шерстяную ткань. Если овцу резали на мясо, то из овчины шили тулупы. Коза давала полезное молоко, козий пух. Куры и гуси обеспечивали семью яйцами и мясом.

Пища
Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.  
 
Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.
Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.
Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.
Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.
 
Работа крестьян
Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.
Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.
Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.
 
После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.
 

В хозяйстве крестьянина все обязанности были четко распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремеслами, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, огородом, занимались рукоделием. В летнее время крестьянки помогали и в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

   Детей тоже приучали с детства к работе. Примерно в 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом на лошади, загонять на двор скотину, стеречь лошадей ночью, а в 13 – боронить поле, пахать, брали на сенокос. Постепенно их приучали также владеть косой, топором, сохой. К 16 годам мальчик уже становился работником, помощником своему отцу. Он владел ремеслами и мог сплести неплохие лапти.
      Девочка с семи лет начинала заниматься рукоделием. В 11 лет она уже умела прясть, в 13 – вышивать, в 14 – шить рубахи. А в 16 лет девушка уже могла ткать. Одновременно девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы серпом, шевелить сено граблями, готовить еду и даже печь хлеб. Постепенно в крестьянской семье подрастала рукодельница-мастерица и будущая хозяйка.
      Над теми, кто не овладел мастерством в определенном возрасте, насмехались. Мальчишек, не умевших плести лапти, дразнили «безлапотниками», а девочек, не научившихся прясть, – «непряхами».

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.
 
  Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной – миром, они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Отзывчивость крестьян проявлялась в обычае помочи. Он заключался в том, что крестьяне приглашали друг друга для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно. Крестьянин в таких случаях посылал обойти соседей с такими словами: «Пожалуйте к нам кушать хлеба-соли, только сделайте милость, не оставьте просьбы нашей: помогите нам сравняться с прочими православными в работах наших».
 Поутру собирались крестьяне у дома односельчанина. Их сажали за стол, кормили, затем они шли на работу со своими орудиями труда – в лес, в поле или на луг. Хозяин давал лошадей. Он никогда не определял, сколько должны работать. Когда работа была сделана, то устраивали небольшой праздник.
      Помочи организовывали при завершении жатвы, молотьбе, трепании льна, вывозке навоза, постройке домов или печей, квашении капусты.
      Русские крестьяне были милосердны: они старались помочь пострадавшему слабому, нищему. Не дать краюху хлеба и не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом. Часто мир направлял топить печи, готовить еду, ухаживать за скотом в семьи, где все были больны. Если у крестьянина, например, сгорел дом, мир ему помогал срубить деревья, вывезти бревна и построить дом. Выручить, не покинуть в беде – это было в порядке вещей.

Серия сообщений "Труд и быт":
Часть 1 - История России. Крестьянский труд. Традиции, народные обычаи. Часть 1.
Часть 2 - История России. Крестьянский труд. Традиции, народные обычаи. Часть 2.
...
Часть 31 - РУССКАЯ ИЗБА.
Часть 32 - Крестьянская трапеза.
Часть 33 - РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ.
Часть 34 - Без заголовка
Часть 35 - Федот Васильевич Сычков.
...
Часть 39 - МИФ О ВЕКОВЕЧНОЙ БЕДНОСТИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА.
Часть 40 - КАК КУПЕЦ ПРОХОРОВ ПОДСАДИЛ ВЕСЬ МИР НА БЕЛЁВСКУЮ ПАСТИЛУ.
Часть 41 - От чего защищал дом подзор для кровати: Древний оберег, который возвращается в современные дома.

Рубрики:  История России
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям