-Метки

а личное-гости а это - я любимая ах-шоколад бабушка - я бабушкам на заметку бабушкамрак веныварикозпечень веныварикозпеченьпочки генер. цвет букврадикал т.д генер.таблиццветов и цвет букв т.д домовые ж.зарамерангиран ж.зарлатлитсербияэстон жив.авто-транспорт жив.белоруссии жив.белоруссии2 жив.белоруссии2парные жив.белоруссии3 жив.гиперреализм жив.гиперреализм2 жив.гиперреализм3 жив.зарубежных жив.зимние пейзажи жив.толстушкистаростьюмор жив.толстушкиюмор жив.толстушкиюмор1 жив.украина жив.украина1 жив.украина2 жив.украина3 жив.украинапарные живоп. зарублатлит и т.д живоп. зарублатлит и т.д1 живоп. зарублатлит и т.д2 живоп. зарублатлит и т.д3 живоп.зарублатлит-парные живоп.зарубхуд-парные живоп.зарубхуд-парные1 живоп.зарубчехияи 4 живопись акварельпастель живопись акварельпастель1 живопись д1 живопись д2 живопись д3 живопись д5 живопись д5парные2 живопись д5разных худ живопись д7посудаедастар.вещи живопись дети живопись дома2верандыокна живопись дома3верандыокна живопись маринист1 живопись маринист2 живопись маринист3 живопись мифология живопись мифология1история живопись о морерыбы2 живопись пенза живопись пензарязаньи другие1 живопись пензарязаньи другие2 живопись поволжъе1парные живопись поволжъе2 живопись поволжъе3 живопись поволжъе4 живопись поволжъедон-клуг-к живопись поволжъедон-клуг-к1 живопись-1 живопись-1москва живопись-1парные живопись-2москва живопись-2москвапар живопись-2парные живопись-2чехиямосква живопись-3 живопись-3+г.питер живопись-3парныемосква живопись-3питеро.базанова живопись-3питерпарные1 живопись-4 живопись-4+г.россии живопись-4+г.россии1 живопись-4+г.россиипарные живопись-4+г.россиипарные1 живопись-4г.россии2 живопись-4парныемосква живопись-4парроссиимосква живопись-5 живопись-5+г.россии1 живопись-5+г.россии2пар живопись-6 живопись-9вр.годапейзаж живопись-9вр.годапейзажи живопись-виностеклофрукты живопись-виностеклофрукты3 живопись-виностеклохрустальпарные живопись-виностеклохрустальф-ты5 живопись-виноцветынатюрморт живопись-город живопись-город 1 живопись-город 2 живопись-город 3 живопись-город3парн живопись-звери живопись-илл-ции+пин ап1 живопись-илл-ции-1 живопись-илл-ции-2пар живопись-илл-ции-3 живопись-илл-ции-4 живопись-илл-циинов.год4par живопись-илл-цииновый год живопись-илл-цииновый год1 живопись-илл-цииновый год3 живопись-илл-цииновый год4par живопись-иллюстрации+пин ап живопись-иллюстрации-1 живопись-необ1цифра живопись-необ1цифра1 живопись-необ2 живопись-необ2космос живопись-необ3муз живопись-необ3муз1 живопись-необ3семья живопись-необ3семья1 живопись-необ3семья2 живопись-необ4храм живопись-необ5фантазии живопись-необ5фантазии1 живопись-необ6сюр-змафэн-зи живопись-необычная-4храм живопись-цветы живопись-цветы-2 живопись-цветы-4 живопись-цветы-4парные живописьбаба ягасказки1 живописьдетилюди живописьдождь живописьдождьтройки живописьзвери-собаки2 живописьзвери-собаки3 живописькошки-1 живописькошки-2 живописькошки-3 живописьлошади живописьлошадицифр живописьлюди 1 живописьлюди1в шляпке живописьлюди1в шляпке2 живописьлюди2 живописьлюди3в шляпке живописьлюдидети живописьптицы живсоц-реализм живсоц-реализм2 здоровьеголова какао-шоколад комнатные цветы кофе молитвы моя живопись напитки- коктейли ноги-отёки и народ.средства польза ореховфруктов пост пост+рецепты хозяюшке чай-соки чехия экскурсии и чехия

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Рубрики

 -Цитатник

Вечерняя Москва на картинах Игоря Разживина. - (0)

Вечерняя Москва на картинах Игоря Разживина. Игорь Разживин - один из самых интересных художников, ...

Российский художник Саплин Александр Степанович,1953-2024. - (0)

✨Российский художник Саплин Александр Степанович,1953-2024. Саплин Александр Степанович. Род...

Художница Малышева Любовь Викторовна. Родилась 1965г. - (0)

✨Художница Малышева Любовь Викторовна. Родилась 1965г. 1965 Родилась в пос. Ильинский Пермск...

Белорусский художник Кузьмич Алексей Васильевич,1945—2013. - (0)

✨🌟Белорусский художник Кузьмич Алексей Васильевич,1945—2013. Этот сложный мир &...

Из серии "Всегда под рукой"_Коды цветов. - (20)

Из серии "Всегда под рукой" ...

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ПАНИ_ВАЛЕНТИНА

 -Интересы

дата начала дневника - 09-10-2011

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 61638


Старинные запреты и суеверия, связанные с хлебом

Пятница, 16 Мая 2025 г. 11:19 + в цитатник
Цитата сообщения Нина_Зобкова
Старинные запреты и суеверия, связанные с хлебом



Хлеб для древних славян был бесценен. С ним было связано много поверий. С приходом христианства он стал символом Вечной жизни. Это Тело Христово. А в язычестве хлеб ассоциировался со смертью.

Он был связан с культом мертвых и сменой времен года. Славяне также олицетворяли его с солнцем. Зерно умирало в земле. А Солнце исчезало за горизонтом. Потом возрождались колосья. Как и солнце, восходящее на востоке.

Хлеб в культуре древних славян


Посторонние не должны были присутствовать во время выпечки хлеба.

Печь в древности представлялась порталом в царство мертвых. Процесс выпекания хлеба был сакральным ритуалом, напоминавшим кремацию умерших. Данный процесс сопровождался целым сводом суеверий и запретов.

Категорически воспрещалось переступать через кухонную утварь, используемую для приготовления хлеба, или пролезать под лопатой, которой его доставали из печи. Более того, посторонним вход на кухню во время выпечки был строго воспрещен.

Считалось, что подобное поведение испортит вкус хлеба и принесет в дом беду. Об этом повествует Денис Ляпин, историк, в своих “Очерках этнографии Верхнего Подонья”.

Вероятно, подобные ограничения имели целью оградить хозяйку от вмешательства, чтобы она могла спокойно заниматься своим главным делом — заботой о пропитании семьи.

Даже в наши дни, когда вера отошла на второй план, можно встретить отголоски древних табу. Это объясняется тем, что люди пережили немало голодных лет, когда даже сухая корка хлеба могла стать спасением от смерти.


Поэтому многие пожилые люди до сих пор относятся с трепетом к хлебу, не выбрасывая даже заплесневелый. А у мужчин часто возникает неловкость, когда речь заходит о нарезке хлеба: как правильно — к себе или от себя? Или, быть может, вовсе не стоит его резать, а лучше ломать руками? Возможно, это правильнее?

Несмотря на голодные времена в истории Руси, существовали периоды, когда употребление хлеба было под запретом. И причиной тому служили не только обстоятельства, но и суеверия.

К примеру, после заката солнца нельзя было разрезать свежий каравай. Причины этого поверья уходят корнями в поклонение Солнцу, однако точно установить связь сегодня уже не представляется возможным.

Днем категорически возбранялось есть хлеб, находясь за спиной другого человека. Люди верили, что подобное действие способно лишить его силы или отнять жизнь.

Нельзя было доедать кусок, оставленный другим, так как это якобы могло перенести на съевшего чужие беды, отобрать жизненную энергию или подорвать здоровье того, кто не доел.

Хлеб в гаданиях и заговорах, а также угощение покойников


В некоторых гаданиях использовался хлеб.

Первый испеченный каравай нельзя было есть — его предназначали для душ умерших предков. Считалось, что они прилетят на аромат свежего хлеба. Этот каравай обдавали водой, чтобы пара было побольше, затем разламывали на части и помещали на подоконник или у чердачного окна.

Важно было, чтобы пар выходил наружу, привлекая души усопших к жилищу. Иногда этот первый хлеб даже относили на могилы родственников.

С этой традицией связана привычка поминать умерших блинами. Об этом упоминает лингвист Александр Стахов в своем исследовании “Культ хлеба у восточных славян”. И поныне в некоторых белорусских селениях пожилые женщины, выпекая блины, первые из них откладывают в память об усопших.

Прежде возбранялось есть хлеб, оставленный в печи без присмотра, ибо люди верили, что это чревато потерей памяти. Исключением являлись ситуации, когда кто-то действительно хотел забыть умершего близкого человека: “кто умре, кто забыцца не може, хлеб тот ест…”

Ляпин, известный историк и исследователь древних славянских традиций, в своем труде “Очерки этнографии Верхнего Подонья” приводит примеры гаданий и лечебных практик, где хлеб играл ключевую роль. Его использовали, чтобы избавиться от недугов.

Например, расплавленный воск выливали в кувшин, который был прикрыт лепешкой или блином с дырой. По причудливой форме застывшего воска пытались диагностировать сглаз или определить природу болезни, а дальнейшие действия зависели от фантазии знахаря.

Во время обряда исцеления больного ребенка омывали с головы до пят водой, произнося особые заклинания. Затем эту воду выливали в емкость, куда помещали ломоть хлеба, веря, что он впитает в себя болезнь.

После заговоров и подобных лечебных манипуляций, этот хлеб нельзя было употреблять в пищу. Его отдавали лесным птицам, относили в чащу и оставляли там, надеясь, что пернатые, голодные звери или насекомые избавят от болезни.

Помимо славянских обычаев, Ляпин упоминает ритуал германских племен. В периоды голода они приносили в жертву божеству последний хлеб, сжигая его на костре. Вероятно, подобные обряды могли существовать и у славян.

Ослабление запретов


«Хлеб»,1962 год.Савицкий Михаил Андреевич—Борис Михайлович Кустодиев

Сегодня люди едят хлеб и не задумываются о запретах.

С приходом христианства количество запретов, касающихся хлеба, сократилось. Но они не исчезли полностью. Продолжали существовать в крестьянской среде в форме суеверий.

Поражает изобретательность человеческого ума и безграничность людских страхов. Екатерине Рычковой, филологу из Кургана, принадлежит работа о пищевых предписаниях и запретах в культуре старообрядцев Зауралья.

В ней рассказывается об интересных суевериях, связанных с хлебом. Например, старообрядцы, как и язычники, не резали хлеб. И объяснялось это тем, что “резать хлеб – это как Христа резать”. Что же делали? Правильно, ломали руками.

Хлеб нельзя было подавать на круглой тарелке. На такое блюдо, согласно Евангелию, положили голову Иоанна Крестителя. Запрещалось макать хлеб в соль во время еды. И все потому, что на Тайной Вечере Христос обмакнул хлеб в соль, а потом подал его Иуде.

То есть макаешь хлеб в соль — Христа предаешь. Естественно, любой священник скажет, что все это не более чем суеверия. И истинно верующий христианин не должен их бояться.

Источник

Серия сообщений "мол-приметы,":
Часть 1 - Надо жить по Вере,а не по "совести"
Часть 2 - Приметы на Благовещение.Благовещение Пресвятой Богородицы.
...
Часть 43 - 22 ноября: Матрёна зимняя.
Часть 44 - МОЛЕНИЕ С ОСМЫСЛЕНИЕМ
Часть 45 - Старинные запреты и суеверия, связанные с хлебом
Часть 46 - В день Орехового Спаса желаю благодати и тепла

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку