Пищевые пристрастия, а значит и запреты, существуют у всех народов мира.
Кашрут – это система разрешений и запретов, определяемых еврейской религией.
Главный пищевой запрет у евреев, так же как и у их соседей-арабов – запрет на употребление
свинины.
Запрету тому можно отыскать несколько объяснений.
Одно из них, самое распространенное: свиное мясо легко поражается мелкими червячками-трихинеллами.
Съев такое мясо, человек сам себя заражает паразитами, от которых потом очень сложно избавиться.
Другое объяснение: свиной жир в жарком климате усваивается организмом хуже, чем, например, бараний.
К тому же для такого усвоения требуется много воды.
Именно этого резона придерживался наш экстремал.
Антропологи дают свое объяснение: дикий кабан был тотемным животным у пастухов, кочевавших по пустыне, общих предков евреев и арабов.
Покровителем племени, воплощением духа умерших предков.
Естественно, что тотемное животное не убивали и в еду не употребляли.
Среди богов ближневосточного пантеона дикий кабан символизировал бога Таммуза, периодически умирающего и воскресающего.
Смерть Таммуза приходилась на день зимнего солнцестояния в конце декабря, а его возрождение отмечали в день весеннего равноденствия.
Именно этого бога поминал в первой главе «Мастера и Маргариты» высокообразованный и несчастный Михаил Александрович Берлиоз.
На самом деле все эти объяснения весьма спорные, а человеку религиозному – даже излишние.
Раз Бог сказал, надо выполнять, а не объяснять.
Запрет на употребление свинины и у евреев, и у мусульман понимается очень широко.
Например, нельзя использовать изделия из свиной кожи.
Благодаря этому обстоятельству хитрые венецианцы в 828 году вывезли из Александрии мощи покровителя своего города, святого Марка.
Тело этого старого еврея они пронесли на корабль в корзине, прикрыв его сверху свиными тушами и шкурами.
Естественно, что таможенники – все правоверные мусульмане – даже пальцем не коснулись богомерзкого груза.
В Священном писании перечисляются признаки, по которым мясо животных может или же не может употребляться в пищу.
Кошерное животное должно быть жвачным и парнокопытным.
Таким образом, говядину, баранину и козлятину употреблять в пищу можно.
Из диких животных кошерными являются олени, лоси, горные козлы и даже жирафы.
А вот верблюдов и кроликов с зайцами евреи есть не будут – жвачные они, но не парнокопытные. Пресловутая свинья же, наоборот, парнокопытное, но не жвачное.
Мясо хищных птиц некошерно.
Это тоже можно объяснить.
Например тем, что они питаются падалью.
Но – повторю еще раз – для религиозного человека объяснения никакой роли не играют.
Работает принцип: сказано Богом – исполняем.
Проблем же с потреблением правильно умерщвленных кур, перепелов, уток, гусей и голубей нет.
Только что было упомянуто еще одно очень важное требование кашрута.
Кроме того, что убиваемые животные должны быть абсолютно здоровы, их следует еще и правильно забить.
«Правильно» значит, что расставание с жизнью должно происходить с минимальными мучениями.
Обычно животному острейшим ножом перерезают артерии, и оно очень быстро умирает от потери крови, как бы засыпает.
Кошерный забой животного требует большого умения, и в еврейских общинах этим занимаются специально обученные люди – шохеты.
Вследствие строгих правил, предъявлявшихся к правильному забою животных, европейские средневековые молодецкие забавы, вроде охоты или же корриды, не прижились среди евреев.
Да и с точки зрения правоверных мусульман, мясо животных, убитых таким диким способом, также не пригодно в пищу.
Кстати, употребление крови тоже запрещено под любым видом.
Никакой кровяной колбасы!
И никакого бифштекса с кровью!
Мясо животных тщательно обескровливается.
По мнению некоторых гурманов, от этого оно становится менее вкусным.
Что касается рыб, есть можно только тех, что имеют чешую и плавники.
Поэтому некошерны акула, угрь, осетр.
Кстати, по последней причине черную, осетровую, икру в Израиле можно купить только в специальных «некошерных» магазинах.
Красную же икру продают и подают везде.
Прочие морские обитатели хотя и вкусны, но абсолютно некошерны.
Для еврейской кухни не существуют раки, крабы, устрицы, кальмары и прочие каракатицы.
Правда, кошерные суши – объективная реальность.
А вот все насекомые несъедобны (кроме саранчи).
Единственное некошерное насекомое, продукт которого разрешен к потреблению – пчелы.
Есть в еврейской кухне еще одна особенность, которую простые люди принимают как данность, а ученые и богословы пытаются своими методами объяснить необъяснимое.
Запрещено смешение молочных и мясных продуктов.
Бутербродик с маслом и колбаской – для евреев такой же кулинарный нонсенс, как говядина под сливочным соусом.
Разделение блюд на мясные и молочные – очень строгое.
Те, кто бывал в израильских гостиницах, наверное, помнят, что завтраки там всегда молочные, а обеды и ужины – мясные.
Между приемом молочных и мясных блюд должно пройти около часа.
В связи с принятым у евреев раздельным приемом мясных и молочных блюд издавна возникала проблема с изготовлением твердых сыров.
Традиционно молоко для твердых сыров сквашивали с помощью сычужного фермента, получаемого из желудка коров или телят.
Кашрут запрещает такое смешение молочного и мясного продуктов.
Следовательно, никаких сыров?
Ничего подобного!
Сейчас в Израиле производят много сыров, используя для сквашивания молока искусственно производимый фермент реннин.
Впрочем, гурманы уверенно заявляют, что равнять эти сыры с французскими бесполезно.
Есть продукты не мясные и не молочные – фрукты, например.
Называются они «парве».
Такую пищу можно есть когда угодно и без запретов.
Мусульмане строгого разделения молочных и мясных блюд не придерживаются.
Зато у них другой запрет – на спиртное.
У евреев же вино почитаемо.
Наступление субботы или праздников отмечают среди прочего и бокалом вина, над которым произносят специальное благословение.
Кстати, вино тоже должно быть кошерным.
Среди еврейских пищевых запретов стоит упомянуть еще недельный запрет на дрожжевой хлеб в весенний праздник Песах.
Введение ограничений на употребление тех или иных продуктов не влияет на вкус приготовляемых блюд.
Израильская кухня, являющаяся частью кухни средиземноморской, без всякого сомнения, обильна и вкусна.
Очень много овощей, фруктов и пряностей.
Широко употребляется хумус (турецкий орех), признанный фаворит ближневосточной кухни.
Многие из репатриировавшихся в Израиль «русских» евреев тоскуют по свинине и по салу.
Тоску эту легко разгоняют вкусные и разнообразные кошерные мясные блюда.
А еще жаркий климат и другой питьевой режим.
Дерябнуть рюмку водки и закусить сальцем в холодный морозный день – большое удовольствие.
Но по здешней жаре об этом и подумать тошно.
Ничего не поделаешь, закон Миклухо-Маклая, как было сказано, незыблем!
Нарушать его – себе дороже.
Источник
Всем спасибо за комментарий