Время может возвращаться. Художник Шевченко Александр Васильевич (Россия, 1883-1948). Часть 1 - Пейзажи и натюрморты |
Бульвар. 1920-22
Alfred Schnittke - Suite im Alten Stil
Время может возвращаться. Звучать смехом детей, целовать прежними надеждами. Влиться в тебя всей своей глубиной, и быть таким сладким и острым, быть всем. Время... твоя память, твои дерзания и твое счастье. И все то, что нужно отпустить, чтобы жить дальше. Встать и идти, поцелованным ненадолго возвращенным Временем. Идти к каким-то иным своим горизонтам и к тому, что снова прирастет к душе, и чему душу и посвятишь. А Время будет наблюдать со стороны и вести свой размеренный счет. И так будет всегда.
____________
Юлия Прозорова
За городом. После дождя. 1923
В парке. 1939
____________
Александр Васильевич Шевченко (1883-1948) – российский художник и теоретик искусства, авангардист, классик русской культуры XX века. Родился в Харькове, в семье приказчика, мать была из обедневшего дворянского рода. Отец умер, когда мальчику было три года, мать вскоре вышла замуж. Работа отчима была связана с переездами, и будущий художник подолгу оставался у бабушки, к которой сохранил любовь на всю жизнь. Первое знакомство Александра с живописью состоялось в Харьковском реальном училище, где Шевченко в рамках образовательной программы посещал уроки рисования в классе Д.И. Бесперчия. Более серьезно он увлекся живописью после знакомства с семьей Улих-Вимберг, после чего Н. Улих начал обучать его тонкостям художественного мастерства.
Еще подростком Шевченко увлекся театром, начал работать в декорационной мастерской. Некоторое время он жил с семьей на Кавказе, в 1898 вернулся в Харьков и окончил реальное училище. Вскоре семья переехала в Москву, и Шевченко поступил на подготовительное отделение Строгановского училища. С 1904 он регулярно участвовал в ученических выставках и, получив премию на конкурсе, отправился за границу: в Стамбул, Грецию и Египет.
____________
Восточный мотив. 1932
Деревенский пейзаж. 1940-е
Продолжая обучаться в Строгановском училище, художник так же некоторое время жил в Париже, где посещал занятия в Академиях Р. Жюлиана и творческой мастерской Э. Каррьера. Из-под кисти художника в это время появляется множество полотен, с запечатленными на них видами французской столицы и его пригородов. Уже в этих ранних работах раскрывается яркий художественный талант Шевченко, его лиричная и тонкая натура.
В деревне. 1916
Задворки. 1941
В 1906 Шевченко вернулся в Россию и через год окончил Строгановское училище. Некоторое время спустя Александр становится учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди преподавателей Шевченко были прославленные К.А. Коровин и В.А. Серов. Но окончить училище художнику так и не удалось – в 1910 году группа учащихся, в т.ч. и А. Шевченко, были отстранены от занятий, т.к. их представления о живописи шли вразрез со взглядами руководства МУЖВЗ.
Зимка. 1942-43
Ночной порт. 1935
В этом же 1910 году художник сближается с М. Ларионовым и, под влиянием его теорий лучизма и неопримитивизма, пишет работы, которые представляет на выставках объединений «Ослиный хвост», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Мишень», «Мир искусства». В период с 1914 по 1917 гг. А. Шевечнко проходил службу в рядах действующей армии, был ранен.
Праздничное гуляние в парке. 1930-е
Окрестности города. 1916
Возвратившись к привычной жизни, художник посвятил себя культурно-просветительской деятельности. В 1918-1921 он работал в Комиссии по охране; памятников искусства и старины, во Всероссийской коллегии по делам изобразительных искусств при Нарком-просе, в 1919 участвовал в деятельности Российской Академии художественных наук, в организации Музея живописной культуры в Москве. Более 10 лет работал в качестве преподавателя во Вхутемасе.
Осень. 1943
Пейзаж с сухим деревом. 1925
Будучи членом общества «Маковец», экспонировал свои работы на его выставках, затем, организовав объединение «Цех живописцев», показывал картины в его экспозициях. После распада «Цеха ...» в 1930 году, Шевченко вступает в Общество московских художников (1932), на выставках которых также представляет свои работы.
Вечер. Московский пейзаж. 1930-е
После грозы. 1938
Большое значение для художника имели поездки на Кавказ в 1930-х (в Дагестан, Аджарию, Азербайджан). Сама атмосфера этих новых для Шевченко мест произвела на него глубокое впечатление, заставила пересмотреть сложившиеся живописные представления. В результате появились произведения восточной тематики, определившие новый этап его творчества. В них живут отзвуки примитивного искусства. По словам художника, Кавказ подсказал ему характер изображения: «монументальность, плоскостность, стремление к декоративизму».
Проходной двор. 1944
Сенокос
С началом 30-х гг. к художнику приходит мировая известность – его полотна демонстрируются на выставках советского искусства в Германии, Швейцарии, Англии, Венеции. Успехом пользовались и персональные выставки работ А. Шевченко, первая из которых прошла в Москве а 1924 году, затем - в 1933, 1944, 1958, 1966, 1975, 1977 и 1979.
Уборка сена. 1927
Пейзаж с деревьями и облаками. 1928
Шевченко внимательно изучал искусство «старых мастеров» в музеях Франции и Испании, неизгладимое впечатление на него произвели работы П. Сезанна и художников-импрессионистов, тесное сотрудничество с М. Ларионовым и Н. Гончаровой также оказало влияние на его творчество. Он вбирал и наполнял свое творчество только тем, что считал необходимым для доведения мастерства до совершенства. Все это позволило ему найти уникальный собственный художественный почерк.
Первый снег. 1943
Пейзаж с озером. Около 1930
С начала 40-х из-за болезни А. Шевченко практически не участвует в художественной жизни. Во время Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться вместе с семьёй и остался в Москве. В 1944 состоялась персональная выставка Шевченко, посвящённая 40-летию его творческой деятельности, однако из-за болезни художник не смог на ней присутствовать. Умер в 1948 году в Москве.
Пейзаж с домами. 1920
Пейзаж. 1919-1920
Творчество художника представлено в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Более подробная биография художника здесь.
Сараи. Ржев. 1916
Дворик. Лунный вечер. 1920
Дом у моря. 1930
Натюрморт с гитарой. 1933
Натюрморт с голубой чашкой. 1946
Натюрморт с графином и трубкой. 1919
Натюрморт с грушами и мандаринами. 1938
Натюрморт с желтым кувшином и белой пиалой. 1919
Натюрморт с книгой. 1948
Натюрморт. 1920
Натюрморт. Фрукты. 1913
Натюрморт с грушами
Продолжение
http://www.avangardism.ru/aleksandr-shevchenko-kolhoznitsy-v-ozhidanii-poezda.html
https://www.the-athenaeum.org/art/list.php?m=a&s=tu&aid=3511
http://cultobzor.ru/2012/11/shevchenko/
https://artchive.ru/artists/1208~Aleksandr_Vasilevich_Shevchenko
Рубрики: | Искусство/Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |