-Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Трафарет петуха, шаблон петуха для вырезания. Трафарет петуха, шаблон петуха для вырезания. ...

Без заголовка - (0)

потрясающие цветы от Виктории Беличенко   Источник     ...

Без заголовка - (0)

Брошь валяная Серия сообщений "Валяние цветы": Часть 1 - Брошки-цветы из войлокаЧасть 2 -...

Без заголовка - (0)

Серьги перья из кожи

Без заголовка - (0)

Азбучные истины - 09 Конструирование объекта и работа с ним, как при создании композиции графи...


Без заголовка

Воскресенье, 27 Сентября 2020 г. 14:16 + в цитатник
Цитата сообщения Roman_FRF Теория узоров - 3

Предыдущая страница -  http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post138996766/


Раппортная композиция

 


 

Орнамент, узор, мотив. 

Орнамент, это узор для украшения , это то, что создано из ритмически организованных элементов. 

Надо отличать орнаментальные композиции со сложной, переплетающейся в произвольном ритме структурой узора, от раппортных композиций, создаваемых для тканей, для печати на обоях и для иных житейских нужд.

Раппортная композиция состоит из орнаментального мотива, который повторяется через равные интервалы по горизонтали и по вертикали (интервалы горизонтали и вертикали могут различаться). 

Мотив требует к себе особого внимания, это сердце орнамента. Можно в качестве мотива выбрать кружок или квадрат, а можно и сложный стилизованный рисунок. 


Идея

В старом блокноте натолкнулся на отвергнутые когда-то зарисовки орнаментальных тем. Понял, можно готовить продолжение страниц о построении узоров. 


 


В то время я пытался обыграть чередование мотива со сменой его цвета . Потом добавилась смена мальчика на девочку, потом захотелось ввести переплетение тел. Не буду фантазировать перед вами о муках творчества, но поразмыслить какое-то время пришлось. 

Когда идея окончательно оформится в голове, найти форму мотива не так сложно. Допустимых вариантов множество, но требовался предельно лаконичный силуэт, способный превратиться в орнаментальный мотив. 


Мотив

Рассматривался и такой вариант фигуры. Сам по себе он, может быть, и не плох, но терялась идея переплетения из-за угловатости форм. Требовалась пластика.


Определившись с принципами бордюра, задумался о деталях, о половых отличиях фигур. 

Проще всего обозначить женщину, у неё есть декоративные округлости. С мужчиной всё сложнее. В конце концов, решил оставить его без волос и посадить лицом к стенке. Попытка, добавить женщине причёску, не выгодно изменяла силуэт. Остановился на безобидном предмете одежды, на шляпке.
Окончательный вариант пары. 
Она в меру скромная, но не без кокетства.



 
Теперь о том, ради чего и создаётся мотив и эта страница.

Повторяемая часть простейшей по форме площади, включающая в себя мотив,  называется раппортом орнамента. 

Не надо путать раппорт с мотивом!!! 

Показаны два орнамента (слева) и их раппортная сетка (справа). Сам раппорт на орнаменте обозначен красным цветом. В первом случае это квадрат, во втором это ромб. Такого отличия хватило для изменения расположения мотивов, и пусть они одинаковые, орнаменты всё равно получились разными. 

Орнаментальная розетка включает в себя раппорт в виде сектора круга или треугольник.


 

 

Пробуем деформировать мотив.
Меняется раппортная сетка? Меняется бордюр? 
Нет. Меняется силуэт мотива, но раппорт остаётся прямоугольником.


 

 От бордюра переходим к орнаменту во весь лист. 
Создаём иллюзию рельефа, своеобразные складки драпировки или рёбра на бумаге.
 

Пытаясь определить раппорт, имейте в виду, что он может быть либо прямоугольником, либо параллелограммом. Чтобы построить раппортную сетку, нужно соединить одинаковые точки мотива прямыми линиями. 


 

Забегу вперёд и коснусь одной важной темы. 

В орнаменте особенно остро ощущается влияние  пропорций тональных площадей. Важно, сколько места в композиции занимает светлый тон, сколько тёмный и промежуточные тона, в каких они соотношениях по занимаемой ими площади. От этого зависит общая  тональность орнамента, а значит и эмоциональный настрой композиции. 
Я не буду постоянно напоминать об этом, но рассматривая иллюстрации, сравнивайте их по тому соотношению светлого и тёмного, которое в них присутствует.


 

Бордюр. 
Созданный нами мотив копируется с перемещением по раппортной сетке. Помним, что сам раппорт, это площадь узора, а не только его мотив. 


Теперь можно проверить мотив на способность к трансформации тоном и цветом.


 

Создано ощущение взаимных проникновений одной формы в другую, наплывов одного тона на другой. Смешаны наши представления о глубине пространства, мы не хотим определять, что ближе к нам, а что дальше.


  

 

 

Преобладает горизонтальное направление в орнаменте.
Мотив усложнился дополнительными кругами по центрам светлых элементов.



Приглушили светлый фон. 



Находится новое взаимное расположение элементов мотива. 

Преобладание волнообразного движения в композиции.
Возможно, требуется смягчение тёмных элементов.



Отвергнутый в начале поисков угловатый мотив теперь не выглядит абсурдно.
Мне видится орнамент в виде множества разноцветных мазочков плоской кистью.



Оставим силуэты тональных пятен и поиграем с линией.
Не трудно представить композицию в виде затейливого витража.




Не забываем и о факторе масштаба, об абсолютном размере мотива. Композиция может измениться до неузнаваемости от увеличения масштаба мотива. 



 

Почему-то подумалось, не обязательно из фигур делать сплошную цепочку. 
Можно пойти и другим путём, создав самодостаточный мотив. Мне это напоминает архитектурный модуль.


 

Этот вариант зрительно расслаивает пространство, и придаёт орнаменту архитектурную строгость.
Появились вертикали и горизонтали каркаса дома. Силуэты мотива получили светлый фон и свободу в окружении, их видимость улучшилась.


 
От орнаментального мотива, от его поворота, от симметрии и ассиметрии, многое зависит, но ещё ярче проявляется зависимость композиции от раппортной сетки, от пропорций её ячеек, от их размера. Именно тут закладываются основы ритмического рисунка орнамента, его статики или динамики.  
Конечно, тема посвящена раппорту в орнаменте, и, говорят, она очень полезна и важна. Но для меня было важнее показать сам процесс возникновения и исследования идеи орнамента, показать возможные пути создания раппортной композиции. 
На этой странице нет цветных иллюстраций. Мне показалось, что цвет отвлечёт внимание читателя от основной темы. Думаю, ему найдётся место на следующей странице.


  

Серия сообщений "Теория узоров":
Часть 1 - Теория узоров - 1
Часть 2 - Теория узоров - 2
Часть 3 - Теория узоров - 3
Часть 4 - Без царя в голове
Часть 5 - Рисование примитивами
Часть 6 - Азбучные истины - 01
Часть 7 - Азбучные истины - 02

Серия сообщений "Предмет - композиция":
Часть 1 - Парусник
Часть 2 - 3 - Дизайн маски (от общего к частному)
Часть 3 - Теория узоров - 1
Часть 4 - Теория узоров - 2
Часть 5 - Теория узоров - 3
Часть 6 - Рисование примитивами
Часть 7 - Стенгазета рукотворная
...
Часть 41 - Азбучные истины - 08
Часть 42 - Азбучные истины - 09
Часть 43 - Методика рисования с детьми - 02
Рубрики:  идеи, для вдохновения/орнаменты и росписи
теория

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку