«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...
Мария Башкирцева - (0)165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
К юбилею Валентина Александровича Серова |
Эта картина – визитная карточка художника. Серов провёл тонкий самоанализ, взглянул вглубь своего внутреннего мира. Непослушные волосы и сжатые губы говорят о непростом творческом характере. Он начал свой творчески путь с самораскрытия перед своим зрителем.
Автопортрет. 1980
Валентин Александрович Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
"Заросший пруд. Домотканово"
Картина Заросший пруд создавалась одновременно с Девушкой, освещенной солнцем. Первоначальное название картины - Сумерки. Этот пейзаж Серов писал, когда выдавались пасмурные дни и нельзя было работать над портретом Марии Симонович. Художник закончил его, лишь когда начали появляться желтые листья и летний вид сменился осенним. Пейзаж с похожим мотивом и таким же названием написан в 1879 году Василием Поленовым. Поленов, вместе с Саврасовым, был в русской живописи главным мастером "лирического пейзажа", посвященного "поэзии тихих уголков русской природы". Мягкий рассеянный солнечный свет, песчаная дорожка, приветливо "приглашающая" к прогулке по лесу, женская фигурка, примостившаяся на укромной скамейке в глубине картины, - все это создает у Поленова атмосферу мечтательной тишины, свойственной лирическому направлению передвижнического пейзажизма. Серов шутливо называл свой Заросший пруд "Добиньи-Руссо", указывая, таким образом, на взятый им совершенно иной образец пейзажной живописи (французские художники Шарль Добиньи и Теодор Руссо были характерными представителями барбизонской школы). Но характер живописи в серовском пейзаже не вполне совпадает и с указанным им самим "первоисточником": пейзажи барбизонцев, с их световоздушным маревом, предвосхищали живопись импрессионизма; Серов же здесь (как и в Девушке, освещенной солнцем) гораздо ближе не к импрессионизму, а к Сезанну.
Неподвижная, тяжелая, без малейшей ряби вода, напоминающая жидкую ртуть, кроны деревьев, словно впаянные в небесную твердь, - все кажется сотворенным из единой субстанции, словно оледеневшим или замершим в волшебном сне. "Вообще от картины веет каким-то безжизненным холодом", - заметил один из критиков. Это не уютный лес для прогулок и мечтаний, а чаща, которая могла бы окружать замок спящей красавицы, где ветви деревьев нельзя раздвинуть, а можно разве что разрубить мечом. Подобная сгущенная атмосфера "странного места" спустя два года будет с той же убедительностью передана Левитаном в картине У омута.
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. С самого детства Валентин Серов был в центре культурных событий и окружён творческими людьми. Его отец был известным композитором, а мать - пианисткой. В их доме постоянно собирались различные знаменитости, начиная от музыкантов и заканчивая художниками. Заметив его страсть к рисованию, мать отправила его в Париж.
В 1873 он начал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга, но уже через год перешёл к Илье Репину, который в те времена проживал в Париже. Впоследствии Репин оказал большое влияние на Серова, по-сути, став его художественным наставником.
Серов на скамейке в Абрамцеве. Фотография, 1880
В 1887 Серов создал одну из самых своих известных картин – «Девочку с персиками». Прожив сорок шесть лет, Валентин Серов успел завершить немало холстов, таким образом оставив глубокий след в истории российского изобразительного искусства.
Геннадий Животов о Серове:
«Как никто другой он является продуктом стыка двух столетий. Будучи очень гибким, пластичным и самодостаточным, одновременно нервным и замкнутым, Серов за свою короткую жизнь смог соединить множество художественных течений. С одной стороны, очевидна печать передвижничества, влияние Репина. С другой, Валентин Серов – предтеча российского импрессионизма.
Он был человеком семейным, любил детей. Пожалуй, у него выходили лучшие детские портреты из всех российских живописцев. Кроме этого с помощью кистей и красок он описал свой круг художников, а также многих именитых людей эпохи.
Царский двор просто обожал его, Серов создал портреты как последнего царя Николая II, так и многих государственных деятелей и великих князей, но при этом он был весьма реагентной личностью, к примеру, участвовал в событиях 1905 года.
Общение с Дягелевым и Коровиным вылилось в удивительную серию декораций. Серов любил историю, особенно его привлекала эпоха Петра. Отношение художника к тому периоду было двойственным, но восторженным. Вспоминаются знаменитые гуаши, изображающие Петра на набережной Невы, где первый император выглядит как устремлённая к неведомой цели жердь, за которой выстроилась толпа вельмож, принявших самые диковинные позы.
Серов обожал охоту и природу. Он любил осень. Когда великий Пластов писал картину «Фашист пролетел», то, как мне кажется, в её настроении и колористике заметно как раз-таки наследие Серова. А лошади и деревенские женщины, возможно, дали толчок для Малявина с его невероятными хороводами.
Несмотря на близость ко двору и обилие заказов, Валентин Серов всегда был весьма самокритичен. Однажды, проходя по своей экспозиции в Третьяковской и глядя на картину «Девочка с персиками», он воскликнул: «Вот она – самая великая из моих работ!».
Серов писал свои автопортреты всю жизнь. Он менялся, но всегда оставался суровым и глубоким человеком».
http://zavtra.ru/content/view/valentinu-serovu-sto-pyatdesyat/
Портрет неизвестной. 1895
Музыкальное сопровождение: Чайковский - Вариации на тему Рококо - Ростропович
В 1900, порвав с Товариществом передвижных выставок, Серов стал официальным членом объединения "Мир искусства". Со свойственной ему добросовестностью он участвовал в мирискуснических мероприятиях: готовил выставки, пропагандировавшие достижения новейшего русского и в особенности западноевропейского искусства, добывал у меценатов деньги на издание журнала Мир искусства. "Он как бы даже держался в тени, но значительность его... была исключительная, - вспоминал Александр Бенуа, лидер "Мира искусства".
- Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки". На редакционных собраниях "Мира искусства" Серов обыкновенно помалкивал, изредка вставляя меткие и подчас ядовитые замечания. Много времени проводил с карандашом в руках, и целая стена в квартире Дягилева была увешана серовскими карикатурами на мирискусников: Бенуа в виде орангутанга, кидающего с пальмы орехи на прохожих, Нувель в виде таксы в вицмундире, обрюзгший толстый сановник - Дягилев.
Портрет писателя Леонида Андреева. 1907
Написанное скользящими длинными мазками, в фирменной серебристо-серой гамме модерна, это почти эскизное полотно передает даже не портретные черты — а образ благородно-красивой женщины. Портрет написан в первый год супружества Марии и Михаила Цетлин, на французском побережье, Валентином Серовым, находящимся на пике своего творчества. Мария Цетлин была умницей и красавицей, помогала мужу держать литературный салон для русской эмиграции в Париже, ее рисовали и Лев Бакст, и Сергей Чехонин, и Александр Яковлев. Михаил Цетлин позднее основал «Новый журнал», посвященный писателям, поэтам и философам русского Серебряного века, но лучшего памятника эпохи, чем этот портрет его жены, и придумать невозможно. Портрет продавала мэрия израильского города Рамат-Ган, получившая всю коллекцию Цетлинов после их смерти.
http://www.kommersant.ru/doc/2618196
Валентин Александрович Серов покинул этот мир 5 декабря 1911 года после приступа стенокардии. vserov.ru›kartina.php
Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Высказывания современников
Серия сообщений "Валентин Серов":
Часть 1 - Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Часть 2 - Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Высказывания современников
Часть 3 - О Валентине Серове. Григорий Островский
Часть 4 - К юбилею Валентина Александровича Серова
Часть 5 - 150-летие со дня рождения Валентина Серова
Часть 6 - 19 января 1865 года родился Валентин Александрович Серов
...
Часть 18 - Памяти Валентина Серова (1865 – 1911)
Часть 19 - Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман
Часть 20 - 19 января 1865 года родился Валентин Серов
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |