✨ «Советский Паганини» Леонид Коган Леонид Коган Леонид...
Бакст Леон - (0)ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...
МАРКО д’ОДЖОНО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...
Казимир Малевич - (0)11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...
Альфонс Муха - (0)КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...
Памяти Валентина Серова (1865 – 1911) |
Серов В.А. Автопортрет. 1883
В. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».
В. Серов: «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Это гадость». «У меня аппарат фо-то-гра-фический... Глаз дрянной! Да-с!».
Портрет М.Н. Акимовой. 1908
На картине "Портрет Акимовой" изображена женщина с бледным лицом и армянскими чертами лица Мария Николаевна Акимова (Акимян). У нее была весьма непростая судьба: выйдя замуж, почти сразу овдовела – муж, заядлый картежник и мот, бросился ночью в воду и утонул. Мария Николаевна осталась в когтистых лапах кредиторов. И только, второй раз выйдя замуж, она обрела своё счастье, как оказалось, недолгое.
В 1908 году, когда Акимова позировала Серову, был как раз тем периодом счастья, когда все её злоключения были уже позади.
Но, к сожалению, жить Марии Николаевне оставалось совсем немного – переживания привели к болезням, а те понемногу надломили ее. Вскоре она умерла.
Серов полностью прочувствовал непростую судьбу своей модели. Живописность, контрастность – говорят о той фанатичной увлеченности, с которой художник работал над портретом. Показав публике картину на выставке в Союзе художников, Серов поразил многих своих современников. Все отмечали индивидуальность, великолепно прорисованные черты лица, которые отражают усталость души, некую измученность.
Многие искусствоведы сходятся во мнении, что "Портрет Акимовой" был написан на стыке двух жанров – это уже не реализм в общепринятом значении, но и не импрессионизм с его мерцанием и контрастами.
Серов действительно вышел за рамки стилей – и поэтому написал шедевр.
Портрет А.П.Чехова (1860-1904). 1902
Обычно, начиная работу над портретом, Серов долго «обхаживал» свою модель, наблюдая ее в жизни. В случае с Чеховым художник сразу принялся за работу, так как писатель в последние годы жизни редко бывал в Москве.
Серову очень не хотелось откладывать сеансы до весны. Поэтому он решил немедленно отправиться к Чехову, чтобы сделать с него хотя бы беглую зарисовку.
Предварительно он послал Чехову свою визитную карточку с припиской: «Многоуважаемый Антон Павлович. Получил я Ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти завтра к 10 часам утра, быть может, Вы сможете уделить мне часа полтора».
Однако и этот сеанс не удался. Несколько сеансов всё же состоялось до 11 декабря 1900 года. Достоверных данных о том, что Чехов позировал Серову впоследствии, не сохранилось.
И. Э. Грабарь вспоминал:
«Серов не довольствовался одним лишь рисованием с натуры, рисуя много по памяти. Он обладал редчайшей способностью до иллюзии восстанавливать в своём воображении облик человека. <…>
Только однажды ему удалось получить несколько коротких сеансов для акварельного рисунка с <…> Чехова, и он сделал с него портрет проникновенной психологической глубины, чему немало способствовало отсутствие на лице пенсне, всегда извращающего естественный взгляд человека».
И. С. Зильберштейн полагал, что этот рисунок Серов рассматривал как один из подступов к будущему большому портрету.
Сохранилось интересное воспоминание М. П. Чеховой.
На ее вопрос: «Как у Вас идет работа над портретом Антона Павловича?»
– Серов ответил: «Ну какой же это портрет? Портрет большой, настоящий я только собираюсь писать». Сам Серов, как свидетельствует художник Н. П. Ульянов, находил свой набросок «не совсем удачным».
Портрет предельно прост по композиции и цветовому решению. Взгляд Лескова на этой картине проницателен и в то же время тревожен — это взгляд смертельно больного, но не сломленного человека, сильного духом, до конца остававшегося верным своему творчеству. И Лесков, и сам художник были очень довольны этим портретом.
Серов В.А. Автопортрет. 1880-е
"Формулы натуры иные, чем формулы живописи, - произнес он однажды, - и только в формулах, присущих живописи, полная ее выразительность... И это... это только и есть искусство".
Серия сообщений "Валентин Серов":
Часть 1 - Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Часть 2 - Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Высказывания современников
...
Часть 16 - Портреты Валентина Александровича Серова (1865 - 1911)
Часть 17 - Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
Часть 18 - Памяти Валентина Серова (1865 – 1911)
Часть 19 - Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман
Часть 20 - 19 января 1865 года родился Валентин Серов
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |