Воскресенье, 14 Декабря 2014 г. 18:18
+ в цитатник
Картина Данте Габриэля Россетти «Венера Вертикордия» , из-за которой онрассорился с самим Джоном Раскиным, стала самой дорогой акварелью автора, когда-либо проданной на торгах. 11 декабря эта работа словно видение, промелькнула на публике: четверо участников — трое по телефонам и один в зале — боролись за «Венеру», и вот она снова взаперти в частной коллекции. Но картина маслом — в музее, а вашему вниманию — не только детали торгов, но и романтическая история
Эта главная среди редких «обнаженок» художника-прерафаэлита, — стала апогеем его одержимости сочной чувственностью и женским очарованием. Из-за этой картины Россетти разорвал дружбу с Джоном Раскином, ведущим искусствоведом викторианской Англии.
Написанная в 1868 году и в последний раз проданная на аукционе в 1886-м, «Венера Вертикордия» является воплощением гламура прерафаэлитов, мощной и радикальной иллюстрацией женской сексуальности во времена, когда дамы должны были быть целомудренны и скромны. Яблоко, бабочки и цветы стали символами, которые помогли Россетти создать совершенную картину женской сексуальной привлекательности.
«Я не сомневался, что „Венера Вертикордия“, его самая эротичная картина, прельстит поклонников. Вызывающе обнажённая и гордящаяся своей красотой, эта Венера в середине 19-го века олицетворяла новое радикальное понятие женской сексуальности. Россетти проникся, поклонился и прославил женщину, и сегодняшняя цена картины ещё раз подтверждает место мастера в пантеоне ведущих художников викторианской Англии» — резюмирует он.
Моделью для «Венеры Вертикордия» (и еще ряда картин Россетти) была Алекса Уилдинг, швея, дочь изготовителя роялей, которую Россетти впервые увидел в 1865 году во время прогулки по Стрэнд. В течение нескольких лет Россетти платил ей небольшое вознаграждение за то, чтобы она позировала исключительно ему.
Товарищ художника Джон Эверетт Миллес также жаждал писать девушку, а помощник Россетти испытывал к ней безответную любовь. Близкие Россетти признали Алексу «респектабельной». Её даже пригласили в Келмскотт Манор, загородный дом художника, на празднование Рождества с его сёстрами, матерью, поэтом и живописцем Уильямом Моррисом и его женой, натурщицей Джейн, в которую был влюблён Россети.
Джейн Бёрден (такова ее девичья фамилия) родилась в 1839 году в Оксфорде. Отец ее был конюхом. Неграмотная мать работала прислугой — примерно такое же будущее было уготовано и Джейн, которая сразила прерафаэлитов не только своей необычной красотой, но и речью, изобилующей ошибками, и грубыми манерами.
Что касается «Венеры» — не исключено, что Алекса позировала только для головы Венеры: изначально моделью служила кухарка Россетти, но картина была переписана с лицом Уайлдинг.
Ханжество Джона Раскина и его двойственное отношение к обнажённому женскому телу хорошо задокументированы. Его беспокоило то, что он воспринимал как чувственность в искусстве Россетти, основателя братства прерафаэлитов. Не в силах противостоять истинной причине своего дискомфорта по отношению к «Венере Вертикордия», Рескин обрушил свою гневную критику на розы, которые Россетти рисовал с большим трудом. Но,скорее всего, в реакции Раскина виноваты не цветы. Его испугала женщина, которая смотрит с полотна так соблазнительно и мощно, что критик нашёл это угрожающим.
И снова Алекса Уилдинг — на знаменитой картине «Леди Лилит».
Прерафаэлиты оказали огромное влияние на искусство последующих поколений, многие пытаются вторить или используют созданное...Но не всегда успешно, для меня неожиданно сравнение с журнальными фотосессиями вообще как таковыми:)
Для меня главное, Катя, чтобы мне было интересно! Прерафаэлиты мне интересны и я с удовольствием смотрю на их картины, хотя понимаю, что они кому то могут не нравится. Спасибо!
Большая тема,для нас- мало изученная.И поэтому- спасибо большое за удовольствие видеть красивое,читать о тайнах и изысках этого братства! А женщины с этих картин просто изумительны!
Вот как раз рыжей никогда не была-мне это не идет..А дама с картины Яны Фефеловой немного похожа на мой профиль,да и внутренний мир этой дамы мне близок..
Спасибо за прекрасный и очень интересный пост. Прерафаэлиты привлекают меня какой то недосказанностью, а женская красота всегда тайна. С Новым годом и удачи.