-–убрики

 -÷итатник

¬ысказывани€ Ћюдмилы ”лицкой - (0)

Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени€ї Ђя отказываюсь решать вопросы мирового значени...

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50644

‘ранцузский художник ѕоль —езанн (1839 Ч 1906)

¬оскресенье, 19 январ€ 2014 г. 18:36 + в цитатник

"ћен€ привлекают безграничные фантазии природы... природа раскрываетс€ мне постепенно, € продвигаюсь очень медленно - совершенствоватьс€ следует бесконечно"

            ѕоль —езанн
ѕоль —езанн родилс€ в Ёкс-ан-ѕровансе 19 €нвар€ 1839 года. ќн был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Ёкс-ан-ѕровансе, старой провинциальной столице ёжной ‘ранции, в 15 мил€х в глубь страны от ћарсел€.

    »звестно, что предки —езанна в XVII веке эмигрировали на юг ‘ранции из городка „езана “уринезе в италь€нских јльпах. —реди них были сапожники, парикмахеры, портные.

ѕоль —езанн. ‘отографи€. 1861

    ќтец ѕол€, самоуверенный и напористый Ћуи-ќгюст —езанн отправилс€ в ѕариж учитьс€ шл€пному ремеслу. ¬ернувшись в Ёкс, он вложил свои сбережени€ в оптовую и розничную торговлю шл€пами, преуспел в этом и со временем стал ссужать производителей шл€пного фетра деньгами.   ¬скоре этот "грубый и жадный" человек - таким он запомнилс€ друзь€м детства —езанна - сделалс€ самым удачливым ростовщиком в Ёксе. 
¬ сорок лет Ћуи-ќгюст вз€л в любовницы одну из девушек, служивших в его лавке, - јнн-Ёлизабет-ќнорин ќбер. ќн женилс€ на ней в 1844 году, когда ѕолю было п€ть, а старшей из двух его сестер - три года.                                                                                    

  ¬ детстве —езанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношени€х он получил превосходное образование. ѕосле окончани€ средней школы он посещал школу —в€того ∆озефа, а затем с 13 до 19 лет училс€ в  оллеж Ѕурбон. ≈го образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требовани€м времени. —езанн училс€ хорошо, если не блест€ще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому €зыкам. Ќа прот€жении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по пам€ти целые страницы из јпуле€, ¬ергили€ и Ћукреци€. 

    — ранних лет —езанн т€нулс€ к искусству. –исование было об€зательным предметом и в школе —в€того ∆озефа, и в  оллеж Ѕурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. ќднако ежегодного приза по рисованию в коллеже —езанн никогда не получал - его в 1857 удостоилс€ лучший друг юного ѕол€ Ёмиль «ол€. Ёта дружба длилась почти всю жизнь.


    —езанна и «ол€ сближало и увлечение литературой. ¬ особенности они восхищались романтизмом ¬иктора √юго, јльфонса Ћамартина, јльфреда ћюссе. ћного говорили о будущем, внуша€ друг другу решимость посв€тить сжизнь искусству, оба видели себ€ поэтами.


    ƒружба «ол€ и —езанна была важна дл€ них обоих. ¬о многом под вли€нием «ол€ —езанн выбрал путь художника. ¬ свою очередь размышлени€ —езанна о живописи определили вкусы «ол€ в области изобразительного искусства. ¬месте с матерью —езанна, его сестрой ћари и впоследствии сыном ѕолем «ол€ стал посто€нным, хот€ и не всегда вызывавшим доверие советчиком и опорой художника во всех практических делах. ѕожалуй, самые ценные сведени€ о юности художника мы можем извлечь из заметок «ол€ к написанному много позже роману "“ворчество", прототипом главного геро€ которого €вилс€ —езанн.


  ¬ 1886 —езанн женилс€ на ћарии-√ортензии ‘ике. „ерез три года у них родилс€ сын, названный ѕолем. Ёмоциональные узы позволили сохран€ть этот странный союз сорок лет.







ћ€тежные сверстники —езанна отстаивали новые методы - работу на "пленере". ’удожник Ёжен Ѕуден начал писать на природе еще в 1850, но и в середине 60-х, когда ѕиссарро и ћоне стали работать таким образом, это казалось смелым нововведением.


    "я помню, - писал много лет спуст€ ѕиссарро, - что хот€ € был полон рвени€, но даже в возрасте около сорока не имел ни малейшего представлени€ о глубинном содержании движени€, которому мы бессознательно следовали. Ёто носилось в воздухе".


     огда имрессионисты вынесли свои мольберты на природу, они прихватили и палитры, полные €рких чистых красок, придавших пейзажам лучистое мерцание. »спользу€ несмешанные красители, которые накладывались короткими сильными мазками, импрессионисты передавали многокрасочность цветовых и световых оттенков природы. Ёта техника, получивша€ название "техники цветопреломлени€", приводила к смещению очертаний, так что предметы казались отчасти смазанными.

   амиль ѕиссарро был единственным, в ком —езанн, осваива€ пейзажную живопись, видел надежного наставника. ѕиссарро был не только на дев€ть лет старше и гораздо опытнее, но, очевидно, обладал качествами прирожденного учител€ и замечательно тонкого, доброжелательного критика.

  ѕиссарро был, пожалуй, единственным, у кого хватало доброжелательности и выдержки миритьс€ с несносным нравом этого человека. ѕоэтому, когда ѕиссарро предложил —езанну свое гостеприимство, равно как и помощь в работе, —езанн с благодарностью откликнулс€ и, вз€в √ортензию с ребенком, поселилс€ у ѕиссарро в ѕонтуазе, расположенном в зеленой долине реки ”азы. –езультатом пребывани€ —езанна в ќвере и ѕонтуазе €вилось то, что пейзаж и натюрморт стали привлекать его больше, чем вымышленные сюжеты.

Ћандшафт, прорезанный полотном дороги. 1869-1871

  —езанн выработал свою систему единообразных пр€моугольных мазков, спускающихс€ по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. ѕо временам он мен€л направление мазка не только в разных работах, но и на разных участках одной картины, но всегда строго следил за тем, чтобы внутри каждого участка мазки сохран€ли одинаковую форму и ложились в строго параллельном направлении. Ёта прот€женность мазков придает живописи —езанна сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движени€ ("«амок в ћедане").

   ¬месте с ѕиссарро —езанн с перерывами работал в течение 1872 - 1874 годы. ∆елание учитьс€ в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. ¬ ѕонтуазе и ќвере он работал маслом, акварелью, пастелью, рисовал, копировал картины ѕиссарро, чтобы лучше пон€ть технические и цветовые приемы старшего коллеги и даже занималс€ гравюрой.

   ѕиссарро распознал самобытность сезанновского таланта. ќн утверждал, что —езанн обладает уникальным видением. –ассказыва€ об их творческих отношени€х, ѕиссарро вспоминал: "ћы всегда были вместе, но каждый оберегал то единственное, что действительно имеет значение, - свои собственные ощущени€".

   ¬ 1873 ѕиссарро свел —езанна с парижским торговцем произведени€ми искусства ∆юльеном “анги, который обладал отличным художественным чутьем. “анги принимал у художников, которых считал многообещающими, работы в обмен на холсты и тюбики с красками. “аким образом он приобрел много картин ѕиссарро, —езанна, √ийомена, —исле€, ¬ан √ога, √огена, —инь€ка, —ера. ƒругим покровителем был ¬иктор Ўоке, парижский таможенный чиновник и собиратель живописи и антиквариата. ќн не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы ћане, –енуара, ћоне и ѕиссарро. ¬первые увидев картины —езанна в магазине “анги, он без промедлени€ приобрел " упальщиц"; к моменту своей смерти в 1900 году он владел более чем тридцатью работами —езанна.

   ќпределенного успеха —езанн добилс€ лишь на —алоне 1882. ’удожник јнтуан √ийеме стал членом официального жюри и получил право представить работу одного из своих учеников. ¬ этом качестве он выставил картину —езанна, известную под названием "ѕортрет господина Ћ. ј.". Ёта работа с тех пор исчезла.


 ¬ид на ќвер-сюр-”аз.


   — конца 70-х до начала 90-х годов —езанн с неутомимым упорством беглеца металс€ из одного места в другое. “ак, мы находим его живущим в Ёстаке, √арданне и Ёксе на юге, в ѕонтуазе, ќвере, Ўантильи, ‘онтенбло, »ссе, ћелуне, ћедане, Ћарош, √уйоне, ¬иллене, ¬ерноне вокруг ѕарижа и в полудюжине квартир в самом городе. —езанн редко задерживалс€ на одном месте хот€ бы на год, но в некоторые из них возвращалс€ по нескольку раз.

  ¬ своем добровольном изгнании ѕолб —езанн превратилс€ в великого художника. ћы можем судить об этом превращении по его холстам, но о нем самом в этот период располагаем лишь отрывочными сведени€ми. ќ том, что происходило с ним, сообщают только –енуар, ћоне и ѕиссарро - лишь они врем€ от времени видели —езанна. ќблада€ несходными характерами ѕиссарро необычайно терпелив и благодушен, ћоне - редкостно энергичен, –енуар - щедр и весел,- все они оценили художественную значимость —езанна и мирились с особенност€ми его натуры. Ќа прот€жении 30 лет все трое оставались друзь€ми —езанна и поддерживали его.

  Ѕольшую часть времени —езанн проводил в ѕровансе. — конца 1882 до лета 1885 он неохотно покидал эти места, работа€ либо в Ёксе, где жил в родительском доме, либо в Ёстаке, где "в домике с садом сразу за станцией" жили √ортензи€ и маленький ѕоль.

CeZANNE STILL LIFE WITH BASKET OF APPLES,1890-94, THE ART IN. ѕоль —езанн

Ќатюрморт с бутылкой и корзиной с €блоками

     этому времени —езанн стал все больше сосредотачиватьс€ на натюрморте. ≈сли ћане был первым, кто подогрел интерес —езанна к натюрморту, то художником, в наибольшей степени повли€вшим на него в этом смысле в зрелые годы, был ∆ан-Ѕатист Ўарден. ¬есомость объемов, слитность отдельных частей картины у Ўардена в целом внушили —езанну новое понимание возможностей натюрморта.

    ¬ещи, которые художник использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. ƒрагоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. ќн снова и снова писал €блоки. ≈му нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. –€дом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. “аковы главные герои сезанновских композиций.  

    —езанн писал натюрморты на прот€жении всей творческой жизни, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретна€ живопись, но натюрморту он удел€л особое внимание в период с 1883 по 1895, когда создал 59 картин этого жанра.

   –ильке заметил, что натюрморты волнуют его потому, что —езанн "заставил их выражать вселенную" - сделал их средоточием гармонии и противоречий реального мира. ѕреклонение перед натюрмортами и другими картинами —езанна подвигли √огена на знаменитое описание "√л€д€ на —езанна". ¬ письме другу-художнику от 1885 √оген восклицал: "Ётот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). ≈го формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности. ќн человек полудн€ и проводит целые дни на вершине горы, чита€ ¬ергили€ и созерца€ небеса; его горизонты широки, его голубой необычайно интенсивен, красный волнующе подвижен".  

   ѕровод€ недели, а часто и мес€цы в работе над своими натюрмортами, —езанн создал около 200 картин этого жанра.

    ¬ основном под вли€нием —езанна и в меньшей степени ћане французское искусство, постепенно отказавшись от пейзажа, главного жанра XIX века, обратилось к натюрморту. ѕреодолев статус второсортного, жанр натюрморта после —езанна стал полноправным выражением художественного видени€ многих крупнейших мастеров XX века.



  ¬месте с пейзажами и натюрмортами —езанн создавал и портреты, первым из которых был портрет отца, написанный в начале 60-х годов. Ѕольшинство портретов, созданных —езанном, имеет отличительное общее свойство: он так мало заботилс€ о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутс€ портретами вообще. „асто геро€ми портретов были его жена √ортензи€, которую он писал более сорока раз, и он сам. —охранилось более 35 его автопортретов.

   »нтерес к человеческой фигуре —езанн выразил и в создании групповых портретов. ¬ поздний период творчества он увлекс€ идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж и блест€ще реализовал еЄ в "Ѕольших купальщицах".

   ¬ 1880-90-е —езанна по-насто€щему занимали пейзажи ѕрованса. »нтерес был таков, что он создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.

  ≈стественное соотношение форм т€желой, выжженной солнцем земли ѕрованса и прозрачность здешнего света напоминали —езанну его представлени€ об »талии и √реции, и ѕрованс был св€зан с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".

Cezanne  (7). ѕоль —езанн

  ¬ течение жизни —езанн написал огромное количество видов ѕрованса. Ќо было среди них несколько, к которым он обращалс€ чаще, чем к другим. —реди них наиболее продуманно выстроены виды города √ардана. ƒругим излюбленным местом дл€ —езанна-пейзажиста были окрестности Ёстака.   началу 90-х годов интерес —езанна к ландшафтам Ёстака угас, и художник сосредоточилс€ на видах горы —ент-¬иктуар, котора€ неизменно очаровывала его. ќн рисовал —ент-¬иктуар более 60 раз. — середины 80-х годов —ент-¬иктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей —езанна и оставалась ею до конца его жизни.

   ¬ конце 1895 года произошло заметное изменение в воспри€тии творчества —езанна критикой, равно как и публикой. »менно в это врем€ јмбруаз ¬оллар, известный торговец произведени€ми искусства, посв€тивший свою жизнь поддержке художников-новаторов, организовал и представил большую ретроспективную выставку художника. Ёто был первый персональный показ его работ, ставший откровением даже дл€ тех, кто были главными инициаторами выставки: –енуара, ћоне, ѕиссарро и √ийомена.

  ≈сли —езанн реагировал на выставку уклончиво, то художественный мир, пресса и публика уделили ей очень большое внимание. ѕиссарро писал своему сыну ∆оржу: " оллекционеры - глупцы, они ничего не понимают, между тем это первоклассный художник, удивительно тонкий, правдивый и классичный". —ыну Ћюсьену ѕиссарро сообщал: "ћой восторг не сравнить с ренуаровским, даже ƒега попал под очарование этого утонченного дикар€, и ћоне, и мы все...".
    Ёкспозици€ 1895 имела успех и известность ѕол€ —езанна, до той поры весьма ограниченна€, начала постепенно расти. ѕродажа его произведений существенно выросла. ¬ 1897 ¬оллар посетил мастерскую в ‘онтенбло, где художник в это врем€ работал, и предусмотрительно скупил все находившиес€ там работы.

Bathers (london). ѕоль —езанн

Ѕольшие купальшицы.

  ¬ сочетании зависимости с нетерпимостью заключена главна€ особенность характера —езанна. ¬сю жизнь он т€нулс€ к люд€м и одновременно отталкивал их. ≈сли ему не удавалось передать на холсте суть изображаемого, он рычал, как зверь, ломал кисти и раздирал незавершенные полотна, мог выбросить их на улицу.

  ќн ни в ком не нуждалс€, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, "ловили на крючок". Ёто ощущение было столь острым, что в нем развилс€ болезненный страх прикосновени€. ќднажды, когда художник-импрессионист Ёмиль Ѕернар (1868 - 1941) положил ладонь на его руку, он впал в неистовство. », вдруг опомнившись, стал смущенно оправдыватьс€: "Ќе обращайте внимани€ - это происходит помимо моей воли. я не выношу, когда ко мне прикасаютс€, и идет это с очень давних времен".

  ќн искал спасени€ в живописи. –абота была дл€ него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". “ворчество исцел€ло —езанна и от неуверенности в себе. ¬о времена, когда его живопись подвергалась €ростным нападкам, он писал матери: "я научилс€ чувствовать себ€ выше всего, что вокруг". Ќе вызывает сомнени€, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видени€.

  »сточником творческого упорства была дл€ —езанна вера в искусство как "св€щеннодействие". ¬с€ его жизнь €вл€ет пример служени€, преданности и эпической завершенности. » творчество его, и судьба исключительно важны дл€ художников следующих поколений. ¬ XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимс€ в одиночестве. "¬ажно не то, что художник делает, но то, кем он €вл€етс€, - сказал о —езанне ѕикассо в 1935, - безграничное упорство - вот чему он учит нас".

Cezanne - Mont Sainte-Victoire (Philadelphia). ѕоль —езанн

¬ид на гору —ент-¬иктуар

  ѕоль —езанн похоронен на кладбище —ен-ѕьер вблизи Ёкс-ан-ѕрованс на юге ‘ранции.   северу от его могилы виднеетс€ волниста€ лини€ «вездных холмов, а еще дальше в прозрачном воздухе ѕрованса синеет гора по имени —ент-¬иктуар.

  ¬с€кий, кто попадает в эти кра€, сразу понимает, что все вокруг в каком-то смысле создано —езанном. Ѕелесые обнажени€ горных пород, резкие скосы сосновых лесов, душистые кустарники, прозрачное небо, плавные скруглени€ и крутые скаты холмов - все это и еще многое —езанн запечатлел на своих холстах с такой неотразимой силой, что побывать здесь после знакомства с его живописью - значит увидеть эти места отраженными в его глазах и в его одинокой душе. —езанн как никто другой сумел проникнутьс€ духом этой земли, прославил ее формы и цвета, раскрыл те ее глубины, в которые ничьи глаза до него не проникали.

   ќднако вскоре путешественник осознает, что вид, открывающийс€ его глазам, на самом деле отличаетс€ от пейзажа, который —езанн создает на своем холсте. ѕрованс, изображенный —езанном, - проще и конструктивнее насто€щего. Ќа полотне далекие предметы кажутс€ близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину.  раски на холсте - цвета ѕрованса, но если смотреть с той точки, где мог сто€ть с мольбертом художник, не всегда удастс€ обнаружить цветовую гамму сезанновских картин. Ќа полотнах все выгл€дит более отчетливым и плотным.

  ’удожник ѕоль —ерюзье писал за год до смерти ѕол€ —езанна: "ќн очистил живописное искусство от вековой плесени, вернув ему цельность и чистоту классических образцов".

centre.smr.ruwin/artists/sezann/biogr_sezann.htm



  ѕоль —езанн, возможно не догадыва€сь об этом, пришЄл к созданию декоративной композиции без персонажей. “ака€ композици€ могла держатьс€ исключительно на сочетании декоративных п€тен. Ѕолее того, —езанн создал услови€ дл€ введени€ в декоративную композицию множественного изображени€. ѕабло ѕикассо и кубисты почувствовали эти возможности, много говорили об этих возможност€х, но сделали крайне мало. –езультаты творчества —езанна и, в ещЄ большей степени, творческой системы ¬рубел€, дали возможность выйти пр€мо на структуру множественного изображени€ в станковой живописи великому русскому художнику ѕавлу ‘илонову.

 ≈щЄ сообщени€ о ѕоле —езанне:

19 €нвар€ 1839 года родилс€ великий французский художник ѕоль —езанн

–убрики:  живопись
ƒа ар
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



laura_mz   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 19 январ€ 2014 г. 19:16 (ссылка)
замечательный пост, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 19 январ€ 2014 г. 19:50ссылка
ќчень рада ¬ашему отклику!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 январ€ 2014 г. 19:06 (ссылка)
—павсибо, “амара!
— удовольствием знакомилась с особенност€ми творчества —езана.
 ак всегда, активную роль играют видео.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 24 январ€ 2014 г. 20:45ссылка
ƒа, —вета! ¬идео дл€ понимани€ гениев авангарда дл€ мен€ играет решающую роль!  ок что уже понимаю, но очень мало принимаю
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 24 январ€ 2014 г. 22:38ссылка
“амара! ¬ искусстве это нормально... “ак и должно быть... ќ вкусах не спор€т.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку