Расстройства интеллекта |
Под интеллектуальными расстройствами - слабоумием - понимается такое нарушение интеллектуальной деятельности, при котором страдает абстрактное мышление, процесс рационального познания, обусловленный нарушением памяти, утрачивается способность выделять главное и существенное, критически оценивать свое состояние.
Выделяют деменцию и олигофрению.
Деменции
При деменции выделяют порциальное (лакунарное) и тотальное слабоумие.
Одним из важных признаков приобретенного слабоумия является полная или частичная малообратимая или необратимая утрата ранее приобретенных знаний и практического опыта .
При олигофрении в основе ее не распад или утрата приобретенных знаний, а недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности в целом как результат задержки или остановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде. Основным отличительным признаком деменции от олигофрении у детей является мозаичность психических нарушений, неравномерность снижения отдельных познавательных функций, сохранность одной из них или нескольких, сохранность словарного запаса и ряда приобретенных навыков, а также несоответствие между запасом знаний и личностными расстройствами: слабость побуждений, снижение критики, утрата высших эмоций.
Важным признаком являются нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности и работоспособности, целенаправленности психической деятельности.
При лакунарном слабоумии страдают не столько высшие интеллектуальные функции: способность к абстрактному мышлению, критическая оценка и способность к анализу происходящих событий, а более простые функции интеллекта: счет, память, внимание. Больные замечают свою несостоятельность в трудовой деятельности, критически оценивают ее и дают на это аффективные реакции. У них сохраняются прежние формы поведения, манера говорить, вести себя в обществе, говорят, что в этих случаях сохраняется «ядро личности».
Лакунарное слабоумие наблюдается в начальных стадиях церебрального атеросклероза, при сифилисе мозга, черепно-мозговых травмах.
Тотальное слабоумие описывалось обычно как паралитическое, так как чаще всего наблюдалось при прогрессивном параличе. Вначале при паралитическом слабоумии утрачивается способность к тонким дифференцировкам, затем критика к своим словам и поступкам, обнаруживается нелепое, не свойственное данной личности поведение и нетактичные, часто сексуальные высказывания. Утрачивается способность понимать и оценивать ситуацию, страдает абстрактное мышление. Индивидуальные особенности личности стираются. Больной становится грубым, эйфоричным, пропадает интерес к работе, семье. Процесс обеднения и в дальнейшем распада захватывает личность.
В детской психиатрии для оценки интеллектуальных способностей, особенно при врожденном слабоумии, используют показатели интеллектуального коэффициента (IQ), который определяется по формуле:
психический возраст / хронический возраст х 100
Психический возраст определяется по способности ребенка выполнять тесты, характерные именно для этого возраста. Если ребенок способен выполнять только тесты, которые характерны для более младшего возраста, то по этим тестам и определяется его психический возраст.
Например, если мальчик 10 лет выполняет тесты, характерные для ребенка 8 лет, то IQ = 8:10х100=75.
В детской психиатрии на основании психопатологических особенностей выделяют органическую, эпилептическую и шизофреническую деменцию.
Органическая деменция развивается как результат органического поражения головного мозга. Для нее характерен психоорганический синдром: снижение памяти, расстройства поведения и аффективные нарушения .
В раннем детском и дошкольном возрасте ведущими являются утрата или ослабление навыков опрятности и самообслуживания, моторики, нарушение речи. Иногда психическая деятельность становится нецеленаправленной, преобладает моторное возбуждение или эйфорический фон настроения.
В школьном возрасте резко снижается умственная работоспособность, выявляются недостаточность функции обобщения и замедление мыслительных процессов (брадифрения).
В препубертатном и пубертатном возрасте наблюдаются нарушения познавательной деятельности, которые сочетаются с психопатоподобными расстройствами: эмоционально-волевой неустойчивостью и расторможенностью влечений.
В., 12лет. Раннее развитие своевременное, рано сформировались навыки опрятности и самообслуживания, научился одеваться и самостоятельно есть к 3 годам. В 4 года был сбит машиной, ударился головой, несколько часов - потеря сознания. Перестал ходить, речь стала невнятной, ел только из рук персонала или матери, временами наблюдалось недержание мочи и кала. Через 2 года после травмы не мог ходить самостоятельно, навыки самообслуживания восстанавливались медленно. С трудом мог одеться самостоятельно к 10 годам. Изменился по характеру, стал упрямым, капризным, назойливым. В школе не удерживался, был стационирован в детскую психиатрическую больницу. При обследовании пассивен, речь и запас слов бедны, обратный счет не удается. Путает месяцы, не может их перечислить. Истощаем, легко раздражается, становится злобным. Критики к состоянию нет.
Эпилептическая деменция - это сочетание интеллектуальной недостаточности (страдает уровень обобщения и абстрактное мышление) с изменениями личности: эгоцентризм, инертность, аффективная вязкость, злопамятность, жестокость, мстительность, сочетающаяся с льстивостью и угодливостью. Фон настроения часто угрюмый со склонностью к взрывам агрессии. Такая клиническая картина наблюдается при раннем начале заболевания, обычно до 2-3 лет.
При злокачественном течении эпилепсии в младшем возрасте интеллектуальные расстройства трудно отличимы от олигофреноподобного дефекта.
У детей дошкольного возраста наблюдается расторможенность сексуального влечения, в ряде случаев извращение влечений, они получают удовольствие, причиняя боль: ударяют, кусают, царапают окружающих.
Шизофреническая деменция (апатическое слабоумие) - отличается от других видов слабоумия тем, что осмысление и способность к обобщению часто нарушены незначительно, но мышление непродуктивно, паралогично, искажено .
При шизофренической деменции наблюдаются глубокий дефект личности, снижение побуждений и психической активности, бездеятельность, апатия, эмоциональная опустошенность, выраженный аутизм, отгороженность от окружающих, активное противодействие контактам.
При раннем начале болезни формируется олигофреноподобный дефект с глубокой умственной отсталостью, сопровождающийся характерными для шизофренической деменции признаками: эмоциональной тупостью, отгороженностью, кататоническими расстройствами (застывание в своеобразных позах, стереотипии движений, «бег по кругу», эхосимптомы, негативизм), - наблюдается распад речи и исчезновение навыков самообслуживания, регрессивное поведение: ходьба на четвереньках, еда руками, обнюхивание предметов, оказавшихся в поле зрения, поедание несъедобных веществ и т.п.
Психоорганические синдромы
H.Walter-Buel (1951) основными проявлениями психоорганических синдромов у взрослых считал расстройства памяти, ослабление понимания и недержание аффектов.
В описании психоорганического синдрома существенными признаками считаются снижение памяти и интеллектуальной продуктивности, инертность психических процессов, трудность переключения активного внимания и его узость и аффективные нарушения: лабильность, раздражительность, возбудимость в одних случаях, эйфорический фон настроения, чередующийся с дисфориями - в других, апатия, безразличие ко всему. Наблюдаются и расстройства волевой деятельности, проявляющиеся в слабости побуждений, вялости и пассивности.
Эти нарушения свойственны и детям с психоорганическим синдромом. В англо-американской литературе для характеристики психоорганического синдрома у детей используются термины «синдром раннего мозгового повреждения» и «синдром минимальной мозговой дисфункции».
У детей раннего и преддошкольного возраста психоорганический синдром проявляется в задержке речевого развития, бедном запасе слов, слабой выраженности интеллектуальных интересов. Иногда на первый план выступают невропатические расстройства: повышенная возбудимость и неустойчивость вегетативных реакций, часто - поверхностный сон, пониженный аппетит, эмоциональная возбудимость и впечатлительность.
В дошкольном возрасте на первый план выступают эмоционально-волевые и двигательные расстройства: раздражительность, импульсивность, назойливость, частая смена настроения. Отмечаются недостаточность концентрации активного внимания и нарушения тонких моторных движений.
У детей школьного возраста и подростков наблюдаются значительный объем нарушений познавательной деятельности, личностные нарушения со склонностью к импульсивности и недостаточной самокритичности.
Выявляются различия в проявлениях психоорганического синдрома в разные возрастные периоды: в младшем школьном возрасте наблюдается психоорганический синдром с нарушением школьных навыков, у детей школьного возраста и подростков - психоорганический синдром с дефектом эмоционально-волевых свойств личности
Апатическая форма психоорганического синдрома характеризуется эмоциональной вялостью, слабостью побуждений, у детей школьного возраста и у подростков наблюдаются, как и у взрослых, более редкие варианты психоорганического синдрома с бездеятельностью, слабостью инстинкта самосохранения, беспомощностью. Наряду с этим отмечаются органические изменения психики: инертность, ослабление памяти, конкретность мышления, истощаемость и пресыщаемость.
При эйфорической форме на первый план выступают эйфорический фон настроения, расторможенность примитивных влечений, импульсивность, грубая недостаточность критики.
Состояния псевдослабоумия
В.А.Гиляровский (1946) впервые сформулировал положение о псевдоорганическом слабоумии, в основе которого лежат нейродинамические нарушения, ведущие к торможению психических функций и прежде всего интеллектуальной деятельности. У детей и подростков в состоянии псевдослабоумия наблюдаются выпадения ряда приобретенных школьных сведений, нарушения абстрактного мышления, снижение уровня личности. Такие расстройства наблюдаются при черепно-мозговых травмах и инфекциях.
Через несколько недель эти расстройства подвергаются полному обратному развитию.
Недостаточно полные воспоминания об окружающем и своем поведении дают основания предположить, что состояние псевдослабоумия связано с нарушением сознания, по всей видимости, с легким оглушением.
Пограничная умственная отсталость
Пограничная умственная отсталость выявляется после 5-6-го класса обучения, когда усложняется программа и возрастают требования к абстрактному мышлению и творческим способностям. Обучение становится непосильным; постоянные неуспехи, осознание своей неполноценности порождают у подростка отвращение к учебе: начинаются прогулы, занятия забрасываются. В этот период пограничная умственная отсталость заслоняется педагогической запущенностью.
Диагностика пограничной умственной отсталости основывается не только и не столько на скудности школьных знаний, а на недостаточности абстрактного мышления и творческих способностей.
Подростки с пограничной умственной отсталостью обнаруживают неплохую осведомленность в бытовых вопросах и хорошую ориентировку в житейских ситуациях. Недостаточность выявляется при попытке понять переносный смысл неизвестных пословиц, нешаблонных метафор, у них страдает чувство тонкого юмора, понимание игры слов и т.п. Они не могут толково рассказать содержание прочитанной книги, кинофильма. Математические навыки недостаточны, кроме привычных бытовых расчетов.
Рубрики: | ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |