…
4. Если Россия, тысячу лет соседствуя с Европой, за тысячу лет не стала Европой, но неизменно и всегда находились обстоятельства и случайности непреодолимой силы — то какие у нас, собственно, основания полагать, что в течение ближайших лет двадцати все изменится, и Россия на наших глазах Европой станет?
Тысяча лет свидетельствует: что дело-то не в случайностях — а характер народный, суть страны, логика истории, — они и отбирают, какие случайности пустить в ход и развить, а на какие внимания не обратить и отбросить.
Вот так у нас устроены ноги, глаза и руки, что мы неизменно идем по тропинке, которая вроде и рядом с Европой, а вроде и не Европа та тропинка.
…
Так вы чо хотите? Мужчины, вы определитесь! И бабы пусть тоже. Вы чо хотите — цивилизацию оставить свою — а чтоб при этом всего хорошего было как в Европе? А ну-ка угадайте, какую часть тела предложит вам осмотреть в ответ циничная Фортуна?
…
9. А вот у нас полезных ископаемых слишком много. Нефть, газ, никель, медь, алюминий, железо. Золото, алмазы. А леса сколько! Это ведет к засилью сырьевой экономики — ведь выгоднее вырыть да и продать быстро, чем там мудрить и корячиться. А в результате отсталость. Давайте все свои богатства зальем на хрен цементом! Или продадим кому навсегда! И тогда придется учиться работать, и научимся, и будем как Европа. Нет? А то нас запасы развращают…
…
16. Две с половиной тысячи лет и более Европа, принимая и расплавляя волны народов, обкатывала свои камни, чтоб создать сегодняшний пейзаж.
Тысяча двести лет русской цивилизации дали другой народ с другой историей. Те же блюда и лекарства — не дадут адекватного результата. Поэтому:
а) Слепое копирование любого рецепта — удел дурака.
б) Для того же результата — нужны чуть иные, свои средства и пути.
в) Хорошая жизнь — не механическая сумма материальных и духовных благ, но такая именно сумма, от которой конкретному народу в конкретное время счастья больше.
г) Помни: овладев атрибутикой счастливых людей — далеко не факт, что ты овладеешь сутью их счастья. А нам сегодня впаривают, что если дать нам все то, что имеет европеец — то нам и будет хорошо. А шведы благополучные кончают с собой не меньше нашего. …
17. Эту же главу необходимо закончить вот чем.
Вы слышали, наверное, что значит «корабль морально устарел на стапеле»? Он новейший, его еще не достроили, таких в строю нет еще ни в одном флоте мира! Но уже существуют более совершенные замыслы и проекты — и где-то решили через месяц заложить корабль будущего поколения по сравнению с твоим недостроем новейшим…
ДОГОНЯТЬ — ЗНАЧИТ ОТСТАВАТЬ!!!
Наши западники, европейцы, реформаторы, в лице бескорыстных и неподкупнейших из благородных (какое редкое, какое фантастически неземное лицо!) — стараются копировать сегодняшний Запад. Но:
СЕГОДНЯ — ЭТО ВЧЕРА.
Если мы до уровня бедной крошечной Португалии будем ползти десять лет — а она куда за эти десять лет уползет?!
Сегодня мы мечтаем скопировать для себя сегодняшнюю Европу. Но она же не стоит на месте! Мир сегодня так быстр!
ГДЕ БУДЕТ ЕВРОПА, КОГДА МЫ В НЕЕ «ВОЙДЕМ»?!
18. Так вот. Куда войдем мы и где будет она — для этой географии годится только «табуированная лексика». Уй-ю-юй, где мы все будем. День сегодняшний покажется нам ангельским светом в конце тоннеля, и яблоневым цветом и молодым вином благоухать будет в наше завальное завтра.
Михаил Веллер "Великий последний шанс", 2005 год.