-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LORA_1967

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Наши_рецептики Лучшие_рецепты_интернета История_и_культура Школа_кулинара
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.05.2012
Записей: 7686
Комментариев: 100
Написано: 7905


Государственный исторический музей России.(ГИМ)Часть2.Литерные залы

Вторник, 17 Октября 2023 г. 19:09 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Государственный исторический музей России.(ГИМ)Часть2.Литерные залы

Проекты здания и экспозиции разрабатывались одновременно и ориентировались на «археологически-вещеведческую и искусствоведческую направленность». Музей отличала новаторская для своего времени идея группировки археологических памятников по эпохам и векам

заходим через центральный портал

Парадные сени

Изначально планировалось создание 47 залов, каждый из которых должен был в своём оформлении соответствовать стилю отображаемого периода  Внутри помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал 

тронный зал

Для отделки интерьеров использовались только дорогие материалы. Например, полы Парадных сеней и лестницы выполнены из каррарского мрамора мастерами артелей Захарова и Кампиони. Помимо интерьеров, Шервуд спроектировал специальные экспозиционные витрины. Они выполнялись из дуба и имели две части: нижнюю закрытую для хранения предметов, и верхнюю со стеклянной крышкой — для демонстрации экспонатов

В период после отставки Шервуда и до 1887 года отделка внутренних помещений музея велась под руководством Анатолия Семёнова и архитектора Александра Попова. Последний был учеником Фёдора Рихтера и давним единомышленником Уварова, автором реконструкции храма Никиты Мученика и палат Аверкия Кириллова. Попов создал планы общего оформления залов, а также эскизы малых архитектурных форм — окон, мебели, мозаик и башенных шпилей.

В результате несколько сотен окон музея стали предметами художественной ценности благодаря уникальному рисунку переплётов в стиле древнерусских слюдяных окон. Столярные работы по созданию витрин выполняли в мастерской Полякова, там же изготовили дубовые и сосновые двери между залами[49]. Мозаичные полы первого этажа укладывали мастера артели Седова под руководством художника Кругликова

"Мономахов трон" (копия, ГИМ)

Завершали оформление здания позолоченные металлические скульптуры на шпилях башен. Они были выполнены в форме геральдических символов императорского дома — львов, единорогов и орлов. Прообразами к их эскизам Попову послужили печати и портики храма Василия Блаженного[51][52]. Размах крыльев у орлов составлял три метра. Скульптуры отличала необычная конструкция — они были подвижными и разворачивались лицевой стороной к ветру, а не против него, как обычные флюгеры 

Тронное кресло в экспозиции музея Отечественной войны 1812 года в Москве. Специалисты предполагают, что этот выдающийся образец мебели по заказу московских властей сделали для Александра I. Подарок самодержцу должны были вручить во время его визита в столицу в 1817-м, когда в Москве проходили торжества по случаю пятилетнего юбилея избавления от наполеоновских захватчиков. Трон призван был стать символическим напоминанием о великой победе России, а также о возрождении практически уничтоженной древнейшей русской столицы.  Экспозиция: Экспозиция музея Отечественной войны 1812 года.

Серия "1812" Верещагина. Музей 1812 года

После смерти Попова Семёнов отказался от дальнейшего участия в работе. В 1890-х годах внутренней отделкой руководили Николай Никитин и Пётр Бойцов  Над оформлением залов здания музея работали выдающиеся художники своего времени: Виктор Васнецов, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Генрих Семирадский и другие 

Throne, Russia, last quarter of 18 c.

тисненная кожа оббивки стула Романовых

В 1881 году Александр III назначил своего младшего брата великого князя Сергея Александровича почётным председателем музея, а графа Уварова — товарищем председателя, то есть фактическим управляющим. Уваров получил задание подготовить музей к первому посещению императорской семьи и коронационным торжествам 

29 мая 1881 года почти готовый музей получил статус государственного учреждения и заодно новое название — Императорский Российский Исторический музей.  Музей стал содержаться на средства из казны под управлением Министерства финансов. С 10 декабря 1882 года им заведовало Министерство народного просвещения

Парадные сени — первое помещение, куда входят посетители. На потолке находится генеалогическое древо императорской семьи, роспись артели Фомы Торопова. В композицию входят 68 ростовых портретов российских государей.

Князь Димитрий Юрьевич Шемяка, один из медальонов потолочной росписи Парадных сеней, 2009

В основании древа стоят князь Владимир и княгиня Ольга, они символически поливают его корни из алавастров. Последними в ряду государей изображены Александр III и Мария Фёдоровна, при которых был открыт музей

потолок парадных сеней

По свидетельству главного архитектора музея в начале XX века Генриха Антоновича Короткова, изначально каждый из 68 портретов был написан на отдельном холсте-медальоне и уже потом прикреплён к потолку. В 1937 году, когда НКВД отдало приказ уничтожить историческое оформление залов, бригадир команды маляров решил скрыть холсты под слоем побелки. Спустя почти пятьдесят лет это позволило восстановить оригинальный рисунок

После реставрации 2000-х в арке напротив входа разместили позолоченную скульптуру трубящего ангела Фамы. Эта фигура в 1928 году была сброшена с Красных ворот. В день их сноса один из основателей Общества друзей ГИМ Николай Левинсон сумел подобрать скульптуру и тайно перевезти в музей, в запасниках которого она пролежала более полувека

От Парадных сеней налево уходит ряд залов первого этажа — с 1-го по 21-й. Экспозиция посвящена истории России от древнейших времён до начала правления Петра I. Прямо через сени находятся литерные залы, где показаны выдающиеся изделия из золота разных времён и народов. Правее от них расположен небольшой зал, в котором воссоздан рабочий кабинет основателей музея — Забелина и Уварова. На втором этаже находятся залы под номерами от 22 до 36, в них представлена история России от Петра I до Александра III. На третьем этаже проводятся временные выставки

Литерные залы

Евангелие 1772 года в золотом окладе

Евангелие Мстислава 1117г

деталь оклада

Святые Феодор и Святая Агафия. 1681 г. Престольная икона царя Федора III и его жены Агафьи Грушецкой.


В современной экспозиции музея литерные залы отведены под выставку изделий из золота, каждый посвящён определённой области применения драгоценного металла 

Зал «А», фрагмент потолочной мозаики, 2017

Зал «А», Металл богов — изначально назывался «Византийский зал», выполнен в подражание собору Святой Софии в Стамбуле. В настоящее время разделён на две части: в первой показаны предметы церковного искусства православной Руси. Во второй части зала выставлены памятники XII—XIX веков других христианских конфессий 

Панагия "Богоматерь Знамение", Россия, Москва, 1899. Фирма "Немиров-Колодкин". Золото, серебро, топаз, гранаты, рубины, эмаль, позолота, литье, резьба. Дар членов Николо-Ваганьковского попечительского совета о бедных епископу Тихону (будущему патриарху)/ Panagia "Oranthe"

Реликварий для мощей патриарха Гермогена. Россия, 1913. Медь. Изготовлен по повелению Николая II. Послужил образцокм для раки, установленной в 1914 в Успенском соборе. ГИМ

Иудейская религиозная утварь. Ханукальная лампа, Польша, Варшава, 1879. Серебро, позолота, пунцирование. Jewish utensils

Келейная чаша, Россия, Москва, 1699. Серебро, позолота, чернь, резьба. Принадлежала преосвященному Трифилию (Ихнев, ум. 1701), митрополиту Сарскому и Подонскому. Cup of mitropolite Triphilius, 1699

митры

Чарка. 1709. Золото, бриллианты, алмазы, эмаль, рубиновая шпинель, ореховый кап, чеканка. Выточена собственноручно Петром I и подарена им Матвею Петровичу Гагарину, московскому губернатору, который заказал для нее оправу.

Подробнее
Триптих: «Святая Троица» (в центре), Богородица (слева), Святитель Николай (справа), Москва, 1915 г.

Коробка для грамоты о восшествии на престол царя Ивана Грозного. Россия, 1853-8, мастер Ф.Г. Солнцев

Шкатулка для хранения "Русской правды", различных бумаг. 1853-58. Ткань Ф.Шопена или художественная бронза, мастер Ф.Г. Солнцев

 

Зал «Б», Металл царей и символ власти — в этом зале представлены самородки, государственные эталоны веса и длины, монеты и медали, полковое серебро, ордена, наградное оружие

Табакерка. Германия. Изерлон, мастер И.Г. Гизе. 1760-е. Медь, латунь, тиснение Бытовая утварь. Россия, сер. 18 века. Латунь. Ковка, чеканка. На туловах - российский герб и военная арматура. Медали на внешнеполитические события сер. 18 века. На битву при Лобозице (1756), при Россбахе (1757), при Цорндорфе (1757), там же (1758), при Торгау (1760), при Лигнице (1760) ГИМ

Золотые медали в коллекции

парадная сбруя

Орден Св.Андрея

Сабля/шашка, 19-20 в. Наградное золотое георгиевское оружие "За храбрость", 1915. Россия 

Гала-меч и пояс, Германия, 20 в. Булат, бархат, позолота, бриллианты, эмаль, гравировка, чеканка, резьба. Золото, серебро, эмаль, литье. Церемониальный меч, Северная Италия, первая четверть XVI века. Сталь, медь, позолота; кузнечное дело, литье, резьба. Охотничий нож в ножнах, Германия, 19 в. Булат, латунь, слоновая кость, кожа конька, позолота; кузнечное дело, литье, резьба. Комбинат, Германия, 18 в. Сталь, латунь, рог, позолота; кузнечное дело, резьба.

шведская корона
 

Зал «В», Символ богатства и роскоши — здесь представлены золотые ювелирные изделия с античных времён до конца XX века. Параллельный показ предметов разных культур и эпох демонстрирует общие тенденции и взаимовлияние златокузнечного дела разных стран

Табакерка. Франция, 18 век. ГИМ. Золото, серебро, алмазы, агат. Чеканка

Табакерка. Великий Устюг. 2-я пол. 18 века. Серебро, чернь, золотчение, гравировка, чеканка.

Пуфовка с портретом царя Николая I. 1834 год.

Поднос. Великий Устюг. 1779. Алексей Мошнин (мастер). Серебро.

5. Стакан. Москва. Конец 17 - начало 18 века. Серебро, чернь, золочение, гравировка, литье. 6. Табакерка. Великий Устюг. 2-я пол. 18 века. Серебро, чернь, золотчение, гравировка, чеканка. 7. Кружка с сюжетами из библейской истории Юдифи. Ревель (кружка), Москва (гравировка). Конец 17 века. Василий Андреев (мастер). Серебро, литье, золочение, гравировка

1. Часы. СПб, 1820-30-е. Малахит, фарфор, медь, бронза. Музеи Моск. Кремля. 2. Блюдо. Екатеринбургская гранильная фабрика (?). Сер. 19 века. Малахит. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства 3. Печать. Екатеринбург, 19 век. 19 век. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства 4. Малахитовая шкатулка. Екатеринбург, 19 век. 19 век. ГИМ 5. Туалетная коробочка. Екатеринбург. Посл. треть 19 в. ГИМ

Ларец. Германия. Аугсбург. Мастер из семьи Машег. Конец 17 века. Серебро.ГИМ

Предметы из собрания П.И.Щукина: 1. Кубок. Россия, Москва. Сер. 18 века. Серебро, раковина, золочение, чеканка, гравировка, литье. 2. Коробка. Россия. 2-я пол. 17 века. Серебро, стекло, золочение, чеканка. 3. Чарка. Россия. 2-я пол. 17 века. Серебряная палата Московского Кремля. Серебро, халцедон, золочение, литье, гравировка.

Шкатулка. Тула. Конец 18 - нач. 19 века. Сталь, медь, олово, воронение, насечка, гравировка. На крышке - монограмма и дата: 1762. ГИМ

Ларец из хором царевен в Новодевичьем монастыре. ГИМ

Цивориум для хозяев. Нидерланды, Амстердам, около 1655 г., мастер Михаэль Эссельбек из Аугсбурга, серебро.

Продолжение следует

Серия сообщений "Серебро,золочение,скань,филигрань":
Часть 1 - Дворец Хофбург.Столовые принадлежности в императорской коллекции
Часть 2 - Аукционно -Антикварное... Ирландское стерлинговое серебро 19-20 века
...
Часть 47 - Антикварные вазы и кувшины(серебро,хрусталь,фарфор) в музейных коллекциях
Часть 48 - Драгоценная сталь Пласидо Сулоага(Plácido Zuloaga).
Часть 49 - Государственный исторический музей России.(ГИМ)Часть2.Литерные залы
Рубрики:  ДЛЯ ДУШИ/Путешествуем!

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку