-

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5408
Комментариев: 124
Написано: 6003


Старинные российские пасхальные открытки.

Вторник, 04 Мая 2021 г. 08:35 + в цитатник

Светлое Христово воскресение — торжество торжеств, величайший и самый радостный праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен ещё во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток: христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой. Накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни. Из всех праздничных открыток — пасхальные — всегда считались самыми красивыми. Открытки передают добрые, светлые пожелания, — любовь людей от сердца к сердцу.

Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.

Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны. Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.








Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки проникли агитационные и военные сюжеты, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка. Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни. Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.

После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на все возможности современной полиграфии, многие издательства тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц, куличей и фотографий соборов. 

Серия сообщений "Пасхальные открытки":
Часть 1 - Старинные пасхальные открытки.
Часть 2 - Старинные пасхальные открытки.
...
Часть 9 - Русская пасхальная открытка начала XX века. Открытки Елизаветы Бем.
Часть 10 - Старинные пасхальные открытки.
Часть 11 - Старинные российские пасхальные открытки.
Часть 12 - Традиция пасхальной открытки.
Часть 13 - Сюжеты пасхальных открыток.
Часть 14 - СОЗДАТЕЛИ ПАСХАЛЬНЫХ ОТКРЫТОК.
Часть 15 - Старинные пасхальные открытки.
Часть 16 - Пасхальные старинные открытки.

Рубрики:  Поздравительные открытки
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям