-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван никитин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров мацуо басё маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский ольга берггольц опера осень осип мандельштам поль гоген пушкин рахманинов римма казакова римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей виноградов сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59017


Памяти Франца Легара (1870 - 1948)

Суббота, 24 Октября 2015 г. 18:00 + в цитатник

Франц Легар— венгерский и австрийский композитор и дирижёр.

Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — крупнейший композитор венской оперетты. «Он не имеет ни прямых предшественников, ни преемников» . Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар»

Легар родился в австро-венгерском городе Комароме (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы .
Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.
Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль .
14 лет (1888—1902) Легар числился в австрийской армии.
В 1890 Легар ушёл из оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце. К этому времени относятся его первые композиции — марши, песни, вальсы.
В 1894 Легар перевёлся на флот и стал капельмейстером военно-морского оркестра в Поле (ныне Хорватия). Зде
сь в 1895 появилась  его первая опера, «Кукушка», на сюжет из русской жизни. Герои — политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна — с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки на запад, но трагически гибнут в пути. Оперу поставил в одном из лейпцигских театров Макс Штегеман, премьера состоялась 27 ноября 1896. Публика отнеслась к постановке доброжелательно; сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили «сильный, своеобразный талант» автора . «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Будапеште, Вене и Кёнигсберге.


  

   В 1898 в Будапеште умер отец и Франц занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка (австро-венгерской армии). 1 ноября 1899 полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Золото и серебро (1899), стали популярными и исполняются по сей день. Вена оценила Легара, он стал известным музыкантом.
В 1902
Легар вышел в отставку из армии и стал дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». После ухода поколения Штрауса, Миллёкера и Целлера венская оперетта переживала кризис, и музыкальные театры искали новых талантливых авторов. Легар получил сразу два заказа — из «Карлтеатра» на оперетту «Лудильщик» и от своего театра , на оперетту «Венские женщины».

  Первой состоялась премьера «Венских женщин» в «Ан дер Вин» (1902), приём был восторженным, оперетта с успехом шла позже в Берлине и Лейпциге. Месяц спустя успех Легара закрепил триумф «Лудильщика» в Карлтеатре (20 декабря 1902), эта оперетта выдержала 225 представлений, почти все номера повторяли на «бис» . Зрители оцениФотография Франц Легар (photo Franz Leher)ли лиричность музыки, красочность фольклорных мотивов.
В 1903 Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис, бывшую замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались.
Две следующие оперетты Легара — «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904) имели посредственный успех.
Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства». Сначала музыку «Весёлой вдовы» поручили написать 55-летнему Рихарду Хойбергеру, однако результаты были признаны неудовлетворительными, и контракт был передан Легару.
    Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905, дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали
номера на «бис», а в финале устроили нескончаемую овацию. Аншлаги были весь 1906, оперетту успешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили его за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью».
    Легар писал: С «Весёлой вдовой» я нашёл свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…
    Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 — оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя». В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.



12 ноября 1909 появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» — как в Вене, так и за рубежом.
    Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь» (1910), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар — романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно — и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.


Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой» . В следующем, 1912 Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28—31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией» .
     Летом 1914 в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны.



    Легар написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва»), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922, «Жиголетта» в 1926), но безрезультатно. Лишь в 1918 Легар добился нового успеха, создав «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. По окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.
     Несколько следующих оперетт Легара — «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») — не нашли отклика у зрителей. «Фраскита» (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок»), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

   С 1921 Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии. Среди этих арий — знаменитая мелодия «Звуки твоих речей» из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира.
В 1923  Легар наконец то смог оформить брак с Софи. В этом же году он начал работу над одной из лучших романтических оперетт — «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 с Таубером стала триумфом (сто аншлагов).
В 1927 Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 и оперетта, «Фридерика», главный персонаж — молодой Гёте. Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 появилась и имела успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы.
30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка
Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта» (1934), поставленная в оперном театре. Затем он занялся издательским делом.

68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Жёлтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Весёлая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софи. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену (ей был предоставлен статус «почётной арийки»), но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать.



  Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию. Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в переделанном виде: «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и вышлаа в 1943 в Будапеште под названием «Студент-бродяга».

  75-летие Легар встретил среди американских солдат, просивших у него автограф.
По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года.
Семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софи; в 1947 она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад-Ишле и вскоре умер. В день его похорон по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» из оперетты «Царевич».
Дом в Бад-Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

kinofilms.tvperson/franc-legar/



Вальс из оперетты «Веселая вдова» - Франц Легар , Соло: Патрис Фонтанароса (скрипка). Играет: Лондонский симфонический оркестр. Дирижер: Дуглас Гэмли.
Использованы картины цветов Гарри Дженкинс - родился в Бруклине. Начал изучать искусство в школе искусств в Сарасот, штат Флорида. В начале 1970-х годов Гарри стал учителем рисования и открылась его первая галерея, специализирующаяся на цветочной живописи. В 1980 году появилась возможность открыть своё собственное национальное телевидение PBS по живописи программу «Дженкинс Арт Студия». Гари получил престижный титул -- «Лучший Цветочный художник в Америке».



Франц Легар (1870 - 1948)

Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 14 пользователям

Орли44   обратиться по имени Суббота, 24 Октября 2015 г. 20:02 (ссылка)
Благодарю за прекрасную музыку.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 24 Октября 2015 г. 20:26ссылка
Очень весёлая, жизнерадостная музыка! Радостного настроения, Светлана!
Лехт   обратиться по имени Суббота, 24 Октября 2015 г. 21:25 (ссылка)
Благодарю Вас за Величайшего композитора Её Величества ОПЕРЕТЫ!!! Яркая величайшая музыка -слушая её забываешь о всех неприятностях О БОЖЕ ,как я люблю Оперету!Удачи и всех благ Вам Милая С УВ Лехт Эстония

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 20:33ссылка
Спасибо ласковая Лехт Эстония! И Вам успехов и благоденствия!
KaterinaAverian   обратиться по имени Суббота, 24 Октября 2015 г. 22:03 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за интересный пост!! Люблю его оперетты!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 20:37ссылка
Да! Великий Мастер оперетты! Спасибо, Екатерина, за участие!
Люлямал   обратиться по имени Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 00:35 (ссылка)
Благодарю!Признаюсь,что очень люблю оперетты.Легко,радостно.
Счастливый финал.Подчас очень выручают.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 20:42ссылка
Вот именно подчас, Людочка! На мой взгляд, оперетта хороша, да только в небольших количествах, к тому же это трудный жанр и классных исполнителей единицы
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 23:18ссылка
Тамара,благодарна за ответ.Не знаю,существуют ли сейчас
театры Оперетты,какой репертуар,об исполнителях тоже
не знаю.Может быть они на мюзиклы перешли?Не хотелось бы
потомкам не показывать классическую оперетту Легара,
Кальмана.Весёлая,праздничная,романтичная музыка.Наивно,
да, конечно.Как же я в детстве завидовала нарядам героинь...)))
Светлана_Крымская   обратиться по имени Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 19:56 (ссылка)
Томочка, спасибо! Легара люблю, а Весёлую вдову - просто обожаю!Легар - изумительный мелодист и у него артистам всегда было что попеть, он писал для настоящих голосов. Замечательно!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 20:53ссылка
Я и удивилась, Светочка, что многие оперные знаменитости поют Легара. Вот ты мне и подтвердила мои догадки, что "он писал для настоящих голосов". Как приятно приятельствовать с музпрофессионалами!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Октября 2015 г. 21:28ссылка
ой, Тома, ничего "приятного", на меня многие любители как раз обижаются. Понимаешь, я профи-"придирастка". Никогда не умела в профессии лицемерить и говорила то, что думаю, потому что я... в общем настоящий профи... А это редко, кому нравится...А в интернете это вообще не принято... Надо говорить только "спасибо, благодарю, очень понравилось", а мне если что-то очень не нравится, я обязательно вылезу... Просто меня очень хорошо учили...
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Октября 2015 г. 18:07ссылка
Я тоже не любила и не люблю лицемерить. Буду всегда рада, Светлана, уточнениям и замечаниям!
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Октября 2015 г. 18:20ссылка
Спасибо! запомнила...:)
Svetlana-k   обратиться по имени Понедельник, 26 Октября 2015 г. 21:28 (ссылка)
Кальмана, Легара берут в репертуар оперные театры, настолько ярки сложны там сольные партии.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 29 Октября 2015 г. 16:47ссылка
Бессмертная музыка! Спасибо, Светочка!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку