=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...
Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...
Русский художник Валерий Якоби - (0)Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...
Донатас Банионис - (0)✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...
БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
Памяти Франца Легара (1870 - 1948) |
Франц Легар— венгерский и австрийский композитор и дирижёр.
Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — крупнейший композитор венской оперетты. «Он не имеет ни прямых предшественников, ни преемников» . Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар» .
Легар родился в австро-венгерском городе Комароме (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы .
Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.
Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль . 14 лет (1888—1902) Легар числился в австрийской армии.
В 1890 Легар ушёл из оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце. К этому времени относятся его первые композиции — марши, песни, вальсы.
В 1894 Легар перевёлся на флот и стал капельмейстером военно-морского оркестра в Поле (ныне Хорватия). Здесь в 1895 появилась его первая опера, «Кукушка», на сюжет из русской жизни. Герои — политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна — с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки на запад, но трагически гибнут в пути. Оперу поставил в одном из лейпцигских театров Макс Штегеман, премьера состоялась 27 ноября 1896. Публика отнеслась к постановке доброжелательно; сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили «сильный, своеобразный талант» автора . «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Будапеште, Вене и Кёнигсберге.
В 1898 в Будапеште умер отец и Франц занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка (австро-венгерской армии). 1 ноября 1899 полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Золото и серебро (1899), стали популярными и исполняются по сей день. Вена оценила Легара, он стал известным музыкантом.
В 1902 Легар вышел в отставку из армии и стал дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». После ухода поколения Штрауса, Миллёкера и Целлера венская оперетта переживала кризис, и музыкальные театры искали новых талантливых авторов. Легар получил сразу два заказа — из «Карлтеатра» на оперетту «Лудильщик» и от своего театра , на оперетту «Венские женщины».
Первой состоялась премьера «Венских женщин» в «Ан дер Вин» (1902), приём был восторженным, оперетта с успехом шла позже в Берлине и Лейпциге. Месяц спустя успех Легара закрепил триумф «Лудильщика» в Карлтеатре (20 декабря 1902), эта оперетта выдержала 225 представлений, почти все номера повторяли на «бис» . Зрители оценили лиричность музыки, красочность фольклорных мотивов.
В 1903 Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис, бывшую замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались.
Две следующие оперетты Легара — «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904) имели посредственный успех.
Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства». Сначала музыку «Весёлой вдовы» поручили написать 55-летнему Рихарду Хойбергеру, однако результаты были признаны неудовлетворительными, и контракт был передан Легару.
Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905, дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали номера на «бис», а в финале устроили нескончаемую овацию. Аншлаги были весь 1906, оперетту успешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили его за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью».
Легар писал: С «Весёлой вдовой» я нашёл свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…
Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 — оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя». В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.
12 ноября 1909 появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» — как в Вене, так и за рубежом.
Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь» (1910), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар — романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно — и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.
Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой» . В следующем, 1912 Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28—31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией» .
Летом 1914 в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны.
Легар написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва»), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922, «Жиголетта» в 1926), но безрезультатно. Лишь в 1918 Легар добился нового успеха, создав «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. По окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.
Несколько следующих оперетт Легара — «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») — не нашли отклика у зрителей. «Фраскита» (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок»), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.
С 1921 Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии. Среди этих арий — знаменитая мелодия «Звуки твоих речей» из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира.
В 1923 Легар наконец то смог оформить брак с Софи. В этом же году он начал работу над одной из лучших романтических оперетт — «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 с Таубером стала триумфом (сто аншлагов).
В 1927 Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 и оперетта, «Фридерика», главный персонаж — молодой Гёте. Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 появилась и имела успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы.
30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка
Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта» (1934), поставленная в оперном театре. Затем он занялся издательским делом.
68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Жёлтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Весёлая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софи. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену (ей был предоставлен статус «почётной арийки»), но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать.
Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию. Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в переделанном виде: «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и вышлаа в 1943 в Будапеште под названием «Студент-бродяга».
75-летие Легар встретил среди американских солдат, просивших у него автограф.
По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софи; в 1947 она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад-Ишле и вскоре умер. В день его похорон по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» из оперетты «Царевич».
Дом в Бад-Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.
kinofilms.tv›person/franc-legar/
Вальс из оперетты «Веселая вдова» - Франц Легар , Соло: Патрис Фонтанароса (скрипка). Играет: Лондонский симфонический оркестр. Дирижер: Дуглас Гэмли.
Использованы картины цветов Гарри Дженкинс - родился в Бруклине. Начал изучать искусство в школе искусств в Сарасот, штат Флорида. В начале 1970-х годов Гарри стал учителем рисования и открылась его первая галерея, специализирующаяся на цветочной живописи. В 1980 году появилась возможность открыть своё собственное национальное телевидение PBS по живописи программу «Дженкинс Арт Студия». Гари получил престижный титул -- «Лучший Цветочный художник в Америке».
Рубрики: | композиторы и дирижёры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |