...
"У. Так. В том смысле, что знание "в голове" человека -- это только одна
из форм существования знания.
у. И эта форма -- представления. И значит, представления также
"двухэтажны". Я понимаю, что находится на их "вторых этажах". Это идеи,
облеченные в психическую форму, -- мысли. Но что занимает их "первые этажи"?
У. Вещи в том виде, как они представлены человеку.
у. Это я не совсем понимаю...
У. Любая вещь доступна человеку, только когда она пережита, и
настолько, насколько полно она пережита, знаема в опыте. Так образован
"маленький" мир человека -- подобие "большого" Мира. Вещи Мира имеют в
"маленьком" мире свои аналоги -- представляемые вещи.
у. То есть представляемая вещь -- это отражение реальной вещи.
Можно ли сказать, что представляемая вещь -- это те отношения вещи,
которые пережиты человеком, то есть в некотором смысле отношения вещи с
человеком?
У. Да.
у. И именно в этом качестве частей опыта представляемые вещи, будучи
единственными реальными для человека вещами, занимают "первые этажи" его
представлений?
У. Именно так. Представления осмысляют, "освещают" опыт и в этом смысле
основаны на опыте.
у. Ну, тогда понятно и что такое "понимать". Понять -- значит создать
истинное представление. Можно говорить о двух способах понимания: осмыслении
опыта и означивании мыслей.
При осмыслении понимание сводится к производству такой мысли, которая
совместно с осмысляемым опытом образует истинное представление.
При означивании, наоборот, ищется опыт, который образует истинное
представление с означиваемой мыслью. Так?
У. Только обычно оба способа тесно переплетены, так как оба увязывают
мысли и опыт в истинное представление.
..."
Александр Зеличенко. Разговоры ученого с Учителем.