-Метки

антисемитизм археология атеросклероз бананы без выпечки болезнь альцгеймера брокколи вода война война с хамасом война с хизбалой газа гипертония глобальное потепление гуманитарная помощь деменция депрессия дети древности евреи живопись животные жители газы заложники иерусалим израиль израильтяне иммунитет интересные факты искусственный интеллект история кабачки картины кешью коронавирус космос кофе курение куркума лечение ливан луна мозг морковь мороженое морские обитатели овощи овсянка огурцы оздоровление оон память печень печенье полезные советы правильное питание природа рак раскопки рассказ россия салат салат овощной сахарный диабет свекла сектор газа сердце смузи сон стихи стресс теракты террор террористы торт тофу украина фотографии хамас холестерин холокост чечевица шоколад шпинат энергия юмор яблоки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в София_Гамерник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.06.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 9879


С теми травмами, что у него были, он мог сидеть в Москве при штабе, но он добился назначения в самую горячую точку фронта

Пятница, 21 Января 2022 г. 22:40 + в цитатник

При взлёте видеть небо, при посадке – землю

 У видного революционера, крупного партийного и государственного деятеля Страны Советов Анастаса Ивановича Микояна, столько же, сколько и Сталин – 31 год находившегося в Политбюро, был один брат и пятеро сыновей, и только один из них – младший сын Серго не имел отношения к авиации. Брат Артём был выдающимся конструктором, создателем военных самолётов семейства МиГ, первый сын Степан и третий – Алексей, стали генерал-лейтенантами авиации, четвёртый – Вано – авиаконструктором в КБ у дяди Артёма, второй сын – Владимир погиб в небе Сталинграда.

ДЕТСТВО

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года в Тифлисе, столице тогдашнего Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья, который 13 января 1922 года превратился в ЗСФСР – Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, ставшую одной из учредительниц Союза Советских Социалистических Республик. В том же году отца назначили секретарём Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), и четыре первых года жизни Степан провёл в Ростове-на-Дону. В 1926-м семья навсегда переехала в Москву – Анастаса Микояна избрали кандидатом в члены Политбюро, и он почти сразу был назначен народным комиссаром внутренней и внешней торговли, став в 31 год самым молодым членом Советского Правительства.
В 8 лет Степан пошёл в 25-ю образцовую школу в Старопименовском переулке – бывшую частную гимназию Клеймана для московской элиты. Став советской, школа своей элитарности не утратила: в ней учились дети Сталина, Молотова, Куйбышева, Булганина, Берии, Туполева, наркома авиапромышленности Алексея Шахурина, внучки Горького, племянник Луначарского. Председателем родительского комитета была жена главы СНК Молотова Полина Жемчужина. Детей партийных и советских «шишек» в школу подвозили на служебных автомобилях родителей, но высаживали за квартал, и дальше они шли пешком, как простые. Никого эта «конспирация» обмануть не могла, но таково было неписанное правило. Директором школы была Нина Иосифовна Гроза, которая своей фамилии соответствовала, и старалась, насколько это возможно при таких родителях, держать учеников в строгости. В школу подбирались сильные учителя, они получали более высокую, чем в среднем по Москве зарплату, и за место держались – школа давала очень хорошее образование.
В школе Степан подружился с сыном видного советского военачальника Михаила Фрунзе. В 1925 году Фрунзе умер от язвы, а его дочь Татьяну и сына Тимура усыновила, став им настоящими родителями, чета Ворошиловых – Голда Давидовна и Климент Ефремович, сменивший Фрунзе на посту Наркома по военным и морским делам. Степан был старше Тимура на год, но они решили, что вместе пойдут учиться на лётчиков. Это решение не изменилось даже тогда, когда после семилетки, в сентябре 1937-го родители отправили друзей учиться во 2-ю Московскую артиллерийскую спецшколу – что-то среднее между старорежимным кадетским корпусом и будущими суворовскими военными училищами.

ЮНОСТЬ

Мечту стать военными лётчиками друзья не оставили. Каких-то барских замашек, ощущения превосходства над сверстниками, несмотря на высокий статус родителей и близость их к Сталину, у ребят не было, и они хотели начать, как и все – с аэроклуба. Но их хороший знакомый, который учился в той же 25-й школе, что и они, только несколькими классами старше, Василий Сталин, с которым они часто виделись, похвастался перед ними лейтенантскими петлицами, свозил на папиной машине в Люберцы, и покрасовался возле своего новенького биплана И-153 «Чайка». Уже умудрённый, как ему казалось, жизненным опытом Василий сказал, что в аэроклубе Степан и Тимур только потеряют время, что нужно сразу подавать документы в старейшую в стране Качинскую школу военных лётчиков, которую он сам только что окончил, и ехать в тёплый Крым к морю. Друзья вняли совету Василия, и в июле 1940-го подали туда документы.

ВОЙНА

Учиться, однако, Степану и Тимуру долго не пришлось – началась война, немецкие самолёты усиленно бомбили Крым – непотопляемый советский авианосец, от которого по прямой до плохо прикрытых с воздуха нефтяных полей Плоешти было всего 650 км. Школу эвакуировали в Красный Кут, что в 130 километрах от Саратова. Больше всего курсанты опасались, что война быстро закончится разгромом врага, победным парадом в Берлине, и что они не успеют сбить свои первые самолёты и получить геройские звёзды. Однако по тому, что учебный курс сократили до одного года, видя, что воздушному бою в школе не учат, стрельбе по воздушной цели – тоже, Степан и Тимур догадались, что дела на фронте обстоят не так уж и благополучно, а тревожные сообщения Совинформбюро только подтвердили эти догадки – Красная Армия сдавала один город за другим, и стремительно откатывалась к Москве. Год обучения – это было ещё хорошо: младший брат Степана Владимир, поступивший в школу уже после начала войны, учился всего 6 месяцев. За это время при минимальном налёте часов научиться ничему невозможно – Владимир погиб в первом же бою.
Страна гордилась своей авиацией и лётчиками, и для этого были все основания. Перед войной отечественные самолёты ничем не уступали иностранным, советские лётчики ставили один рекорд за другим, летали без посадки в Америку, на Дальний Восток, садились на Северном полюсе. Имена Чкалова, Громова, Байдукова, Водопьянова, Ляпидевского не сходили с газетных полос. Никто не ожидал, что советская авиация практически перестанет существовать в первые дни войны, и люфтваффе два года, вплоть до лета 1943 года будет безраздельно господствовать в воздухе.
После окончания училища, где в качестве учебных самолётов были устаревшие монопланы И-16, лейтенанта Микояна направили в 8-й запасной истребительный авиаполк, где он прошёл переобучение на новом истребителе Як-1 конструкции Александра Яковлева. В конце ноября 1941-го Степан Микоян получил назначение в 11-й истребительный авиаполк 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО. Тогда же ему было присвоено звание старшего лейтенанта.
 
Когда Микоян попал в полк, там было 8 самолётов из 40, положенных по штату, и 12 лётчиков. Высокие потери объяснялись снижением качества подготовки в военных училищах. У нас многие, как Владимир Микоян, гибли в первом же бою. Если в первом бою не сбили, лётчик мог и до Героя довоевать, а потом уже не они боялись немцев, а немцы наших лётчиков.
16 января 1942 года Степан Микоян совершал свой 13-й боевой вылет. В районе Истры его самолёт был по ошибке атакован и сбит истребителем ЯК-1. До сих пор не понятно, как лётчик Михаил Родионов из 562-го ИАП того же 6 авиакорпуса ПВО, что и Микоян, воевавший с начала войны, около двухсот раз вылетавший на боевые задания, а, значит, уже имевший богатый боевой опыт – на войне учатся быстро, перепутал точно такой же истребитель, на котором летал сам, с немецким Messerschmitt Bf 109 – других тогда у немцев не было. Микоян горящий самолёт посадил, но получил сильные ожоги рук и лица, сломал обе ноги, и надолго загремел в госпиталь. Для Родионова, слава Богу, этот инцидент обошёлся без последствий. 3 июня 1942 года он, израсходовав весь боезапас, дважды протаранил немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88, и погиб во время посадки своего разбитого самолёта. 14 февраля 1943 года Михаилу Родионову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В госпитале Степана навестил маршал Ворошилов. Он рассказал, что 19 января на Северо-Западном фронте в районе Старой Русы был сбит и погиб Тимур Фрунзе. Для Степана потеря друга стала тяжёлым ударом, а Ворошилов до конца своих дней не мог простить себе, что поддался на уговоры приёмного сына, и отпустил его на фронт, хотя его и предупреждали, что Тимур летает очень рискованно.
Когда в конце августа 1942-го Микояна выписали из госпиталя, с теми повреждениями и травмами, что у него были, он запросто мог сидеть в Москве где-нибудь при штабе, но он добился назначения в самую горячую точку всего тогдашнего фронта – в Сталинград. Хотя должность была не пыльная – лётчик-инспектор боевой подготовки Инспекции ВВС Красной Армии, Микоян в кабинете справки из строевых частей перебирать не хотел, он летал на боевые вылеты в составе 434 ИАП, того самого, в котором воевал его младший брат Владимир. За месяц он 14 раз летал на боевые задания, сбил в составе группы 6 вражеских самолётов, и дважды участвовал в длительном воздушном бою. Именно в небе Сталинграда он первый раз с момента начала учёбы в Качинской школе стрелял в воздухе по воздушной цели – немецкому бомбардировщику. В представлении на награждение орденом Красного Знамени, подписанном начальником инспекции ВВС РККА полковником Сталиным, говорилось, что капитан Микоян проявил в боях беспримерное мужество и выдержку, он готов, не думая о себе, прийти на помощь своему боевому товарищу.
Несмотря на уговоры отца, уже потерявшего одного сына, Степан настоял, чтобы из инспекции его перевели в штат 434-го ИАП, который в начале 1943 года получил наименование 32-го гвардейского. После завершения Сталинградской битвы, в феврале 1943 года полк перевели на Северо-Западный фронт. До конца 1943-го года гвардии капитан Микоян выполнил 50 боевых вылетов, в которых лично сбил один самолёт противника, и 6 в составе группы. Он летал на самолётах Як-1, Як-7б и Як-9. В конце года его перевели на должность командира звена в 12-й гвардейский истребительный авиаполк 320-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной истребительной армии ПВО.
Микояну нравилось летать на одноместных истребителях. Этот самолёт, как никакой другой требует от пилота профессионализма. В одноместном истребителе лётчик выполняет работу и пилота, и штурмана, и радиста, и стрелка. А на бомбардировщиках и транспортных самолётах существует чёткое разделение труда: курс и скорость определяет штурман, хотя у пилота вся эта информация на приборах перед глазами, связь с землёй и другими самолётами обеспечивает радист, от самолётов противника отбиваются бортстрелки.

ИСПЫТАТЕЛЬ

После войны Микоян окончил военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, служил в НИИ ВВС им. Чкалова, где стал первым заместителем начальника института. Почти четверть века он испытывал боевые машины, созданные в различных конструкторских бюро, и наслаждался работой в небе. Особенно он любил сложные задания, грозящие перейти в экстремальные – в таких условиях он наиболее отчётливо ощущал, что он – лётчик.
В марте 1972 года на истребителе МиГ-23 погиб лётчик-испытатель лётно-исследовательского института им. Громова Энн Каарма. Причины катастрофы ещё только выяснялись, а к Микояну уже пришла бумага с просьбой откомандировать лётчика для продолжения испытаний МиГ-23. После гибели товарища всегда сложно садиться в кабину – лётчики люди суеверные. МиГ-23 был машиной сложной, капризной, разработчики, стремясь его усовершенствовать, постоянно вносили изменения в конструкцию, пытались устранить недостатки. После каждой модернизации новый самолёт нужно было «облетать». Не желая никому приказывать, Микоян полетел сам. Помимо всего прочего на кону стояла репутация семьи – МиГ-23 разрабатывался под непосредственным руководством Артёма Микояна – дяди Степана Анастасовича. Вернувшись на аэродром, Микоян предположил, что причиной гибели Каарма могло стать отсутствие у данной модификации предкрылков, что приводило к сваливанию самолёта на малых скоростях. Предположение опытного испытателя полностью подтвердилось, самолёты без предкрылков выпускать перестали, а те, что были в строевых частях, отозвали на завод для переделки.
Степану Анастасовичу часто задавали вопрос, особенно женщины: не страшно ли ему летать. Каждый раз он надолго задумывался, но никогда не знал, что ответить. Скажешь, что не страшно, решат, что бахвалится, не поверят, потому, что даже в салоне пассажирского самолёта страшно, а тут – лётчик-испытатель. А если страшно, то какой же ты лётчик, тем более, испытатель. На самом деле, страшно ему не было, а в напряжённых ситуациях он собирался, и находил решение. Для него страх – это когда находишься на грани паники, когда ещё мгновение, и потеряешь контроль над машиной, над ситуацией, но, прежде всего, над собой. Это не героизм, это профессионализм.
 
Однажды на петле у земли начались проблемы с управлением, радиус выхода машины из петли значительно увеличился. У Микояна действительно возникло чувство страха, но не за себя, а за то, что он впервые в жизни может не справиться. Из-за огромной перегрузки он не мог повернуть головы, видел только козырёк и горизонт. Он, понимал, что машина с каждой секундой приближается к земле, но не мог заставить себя увидеть страшное – посмотреть, с какой скоростью летят цифры на указателе высоты. В тот раз он сумел собраться, и вывел машину из пике.
Лётчик-истребитель испытывает перегрузки, которые в несколько раз превышают силу тяготения земли – они просто противоестественны для человека. То есть, во время перегрузки каждая часть тела становится тяжелее той, которая заложена матушкой природой или Господом Богом. Лётчика вдавливает в сидение, чуть ли не размазывает по нему. При длительной перегрузке опускаются веки, кровь отливает от головы, ухудшается зрение, всё как в тумане, лётчик с трудом отражает окружающую действительность. При этом он должен управлять самолётом, и не прозевать тот момент, когда из-за недостатка кислорода по естественным причинам, мозг на время отключится. Космонавтам в этом смысле проще: во время перегрузок кораблём управляет автоматика. У Микояна был случай, когда он в полёте во время перегрузки практически ослеп, но, сразу поняв, в чём дело, постепенно снизил перегрузку, и зрение вернулось.
За 23 года Степан Микоян принял участие в испытании больше сотни самолётов, созданных в КБ Артёма Микояна, Александра Яковлева, Павла Сухого. Он дал, как принято говорить, путёвку в небо МиГ-23, МиГ-25, за испытания которого в 1975 году получил Звезду Героя, МиГ-27, Су-15, Су-24. В апреле 1978 года Микояна назначили заместителем главного конструктора по лётным испытаниям НПО «Молния», которое занималось разработкой космического корабля многоразового использования «Буран». Генерал-лейтенант Микоян отвечал за снижение и посадку, и 15 ноября 1988 года во время единственного полёта «Бурана» всё прошло штатно.
Последний раз Микоян поднялся в воздух за штурвалом самолёта в 1990-м на спортивно-тренировочном самолёте Як-18Т.
 
Умер Степан Анастасович Микоян 24 марта 2017 года в возрасте 94 лет, последним из детей Анастаса Микояна.
 
автор: Николай Кузнецов
 
Рубрики:  Истории из жизни замечательных людей
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку