-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20733


Пуэроки. Малопольская легенда

Суббота, 30 Октября 2010 г. 23:48 + в цитатник
Cayetana_de_Alba все записи автора Очень многие из традиций Малой Польши с течением времени стали сугубо краковскими традициями. Это случилось, например, с краковским Лайкоником (как-нибудь напишу о нем!), который, по сути, исторически не является собственно краковской традицией, а скорее звежинецкой, да и со многими другими. Тем не менее, в случае с Pucheroki мы имеем другой пример – когда сугубо краковская традиция была вынуждена покинуть Краков. Этот обычай был придуман нищими средневековыми краковскими студентами – "жаками". В Пальмовое воскресенье, "жаки" выстраивались в костелах под статуями святых и выкрикивали рифмованные речи. В конце XVII века градоначальники Кракова запретили этот обычай. С тех пор традиция пуэроков "переехала" в деревни вокруг Кракова. Сегодня этот вымирающий обычай можно встретить только в деревнях Малой Польши, благодаря бережно сохраняемым кое-где "осколкам" народной деревенской культуры. В деревнях Bibicy, Zielonki, Trojanowicy, Modlnicy еще можно увидеть на Цветной неделе или в Пальмовое воскресенье местных мальчишек, одетых в высокие разноцветные бумажные колпаки, с вымазанными сажей лицами, идущих от дома к дому, повторяя грубоватые стихи, песни и прося хозяев делать небольшие взносы.
 (433x283, 130Kb)

Само название обычая происходит от латинского слова "puer" - мальчик. Обычай этот - отголосок трудной повседневной жизни нищего студента в средневековом городе. В самом деле, жизнь "жаков" в Средние века была весьма нелегкой: строжайшая дисциплина, условия жизни были тяжелыми, почти спартанскими, образование продолжалось от зари до зари. Зимой студенты замерзали, летом задыхались от жары. Самой большой бедой для них, однако, были не внешние условия, а высокая стоимость образования. Если семья студента была небогата, или родители не смогли найти "благодетеля", который бы согласился финансировать образование сына, закончить обучение было делом чрезвычайно трудным, голодным и холодным.
 (425x319, 80Kb)
Многие нищие студенты, чтобы облегчить себе трудности существования, вынуждены были ходить "по просьбам". Вид "жака", бредущего от двери до двери с оловянным горшком или глиняной миской, в средневековом Кракове не удивлял никого. Сердобольные горожанки, случалось, "помогали" вечно голодным "пуэрам" миской горячей еды или куском хлеба. И хотя попрошайничество, в основном, было запрещено, хождение студентов "по просьбам" стало, в некотором роде, их негласной правовой привилегией. Иногда, впрочем, случалось и так, что студент уходил от двери дома ни с чем, потому что горожане Кракова не особо жаловали нищих "академиков". Их обвиняли в нравственной распущенности, в распивании вина на кладбищах (в то время они также выполняли функции городских парков), что повлекло за собой череду бунтов в городе. Но кто из нас не вытворял всяких безумств в студенчестве? Так или иначе, степенные горожане гнали "жаков" от своих дверей, полагая, что если им и нужно учинять всякие безумные выходки, то пусть это происходит не у них во дворе, а лучше - вообще за пределами городских стен.
 (425x319, 88Kb)
Что правда то правда, беспокойства от "пуэров" городским властям было много, история упоминает о многочисленных уголовных делах с их участием. Потому "жаки" в своих похождениях "по просьбам" часто отправлялись в близлежащие к городу деревни. Так возникла традиция, которая впервые была упомянута в письменных источниках XVI века. А в Пасхальную неделю, когда столы и горожан и крестьян буквально ломились от всякой разной снеди, "жаки" повышали активность своих походов и поборов. Они собирались в группы, одевались в странные одежды, и бродили по домам и костелам, где читали заранее подготовленные стихи, желая создать праздничное настроение и ожидая за то добровольных пожертвований. Со временем эта традиция стала связываться только с одним днем – с Пальмовым воскресеньем. В XVII веке, Вацлав Потоцкий написал куплет посвященный обычаю:
Żaków z oratyką na pueri modą (...)
bakałarze wiodą

 (319x425, 88Kb)
Присутствие в поэтическом куплете слова "bakałarzy" показывает, однако, что… похоже, сотрудники и ученые мужи университета в некотором роде были "соавторами" этого обычая! В 1591 г. вышла даже книга, которая, по сути, была антологией этих балагурных и незатейливых стишков, сочиненных в результате этого взаимного "творчества". В XVIII веке обычай, как уже говорилось, был «выселен» в деревни. Особой критике он подвергся со стороны духовенства, которое сочло стишки грубыми, пошлыми и непристойными. Приведем два примера этих стихов:
A jo pucherocek wylozem na pniocek
Z pniocka do dołecka zabiłem robocka
A z tego robocka mlyko i owiecka
Owiecki zbłądziły mnie tu zaprosiły


Jak nam nic nie dacie,
to nas pogniewacie
i wam garnki porozbijamy,
co na pіocie macie

 (425x293, 72Kb)
В самом деле, поэзия невысокого полета. В 1780 году был издан указ, запрещающий ходить "na puchery". Историки предполагают, что кроме того, полные сил молодые юноши частенько теряли голову и, возможно, вытворяли различные трюки с целью соблазнения невинных сельских девушек. Несмотря на запреты, однако, обычай продолжал свое существование – но уже за городскими стенами. В XIX веке этот обычай процветал в сельской местности недалеко от Кракова, но роль "жаков" взяли на себя сельские мальчишки. Затем традиция "обросла" обязательным "костюмом" pucheroka: высокая коническая шапка-труба, сделанная из соломы (сейчас делают из картона), густо украшенная разноцветными ленточками, овчинные кожушки, подпоясанные соломенными косами, лицо вымазано сажей, в последние годы – приклеенные борода и усы. Неизменным атрибутом была корзинка для пожертвований.
Костюм pucheroka сегодня можно увидеть в этнографическом музее Кракова. Таким образом, традиция Ягеллонского университета, имеющая место в истории научного сообщества Кракова, стала народной традицией.
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку