Cayetana_de_Alba все записи автора
Камедулы или
камальдулы (Camaldulani, Camaldoli tae, Camalduenses) – монашеский орден, основанный в начале XI в. бенедиктинцем Ромуальдом, одним из наиболее типичных представителей средневекового аскетизма, и названный так по имени пустынной местности в Апеннинских горах близ Ареццо – «Campus Maldoli», где и расположен был главный монастырь ордена. Как особый орден, камедулы были признаны Папой Александром II в 1072 г., а устав их был редактирован не раньше 1102 г. и по своей суровости превосходил даже устав Св. Бенедикта. Камедулы представляли скорее конгрегацию отшельников, чем монастырскую братию, вели строго уединенный образ жизни, собирались только для богослужения и монотонного пения псалмов, причем некоторые из них даже и для этих целей не покидали своих келий.
Камедулы ходили босые, носили грубую одежду белого цвета, предавались частым и жестоким бичеваниям, изнуряли себя строгим постом, исключавшим употребление мяса и вина даже в случаях болезни, и подчинялись избираемому из их среды приору, который назывался у них «major». С XIII в. монастыри камедулов (напр. Св. Михаила и Св. Матвея возле Венеции) начинают приобретать значительные богатства; принципы отшельнической жизни уступают мало-помалу началам монастырского общежития, аскетизм все более и более ослабевает, и камедулы разделяются на 2 группы – эремитов и монастырскую братию, из которых каждая по очереди избирает «major'a». Попытка восстановить прежнюю строгость устава, произведенная Амброзием Портико в 1431 г. и поддержанная папой Евгением IV, привела только к образованию третьей группы среди камедулов – так называемых обсервантов, придерживавшихся прежнего режима суровой монастырской жизни.
В 1512 г. все монастыри камедулов согласились подчиниться общему главе, или генералу ордена, но уже с 1520 г. отдельные монастыри стали выходить из-под его власти и в каждом государстве усвоили себе особую и независимую организацию. В конце прошлого века монастыри камедулов были уничтожены в большей части Европы (в Австрии – при Иосифе II, во Франции – во время революции), но в начале XIX в. многие из них были восстановлены. Ср. H élyot, «Hist. des ordres religieux et militaires et des congré gations religieuses» (Париж, 1714-1721); Hastiwill, «Romualdini sive camaldulensis ordinis historia» (П., 1631); Mittarelli, «Annales camaldulensis ordinis S. Benedicti» (1755-1773); «Cenni storici del sacro Eremo di Camaldoli» (Флор., 1864).
***
…Камедулы прибыли в Краков в 1602 году, во времена правления Сигизмунда III Вазы, по приглашению Миколая Вольского – великого коронного маршала, по совету Папы Климента VIII. Для строительство монастыря они облюбовали подкраковские взгорья Св. Станислава, которые были в ту пору в собственности каштеляна Себастьяна Любомирского, резко противившегося передаче их камедулам.
История гласит, что маршал Вольский по инициативе королевны Анны дал торжественный приём для самых высоких вельмож государства, во время которого и изложил свои намерения относительно обоснования здесь камедулов. Каштеляну Любомирскому пришлось волей-неволей уступить, а в знак благодарности Вольский пожертвовал ему все столовое серебро и блюда, с которых вельможи ели на этом приёме. С тех пор взгорье стало называться Srebrnа Górа – Серебряная гора.
Название же Беляны пошло от белых камедульских хабитов. Костел и эрем (пустыня, скит) были построены в 1609-1630 гг. Миколай Вольский вложил в строительство монастыря колоссальную по тем временам сумму в 500 тысяч злотых, а позже в этом монастыре в тишине и молитве провел остаток своей жизни, и здесь же в белом хабите камедула был похоронен.
Одна из часовен монастырского костела была основана королем Владиславом IV. Позже в Польше появились и другие монастыри камедулов: в Рытвянах, Белянах Варшавских, Пожайстье, Бенишеве, Виграх и Шаньце. До сегодняшнего дня действующими являются эрем на краковских Белянах и намного более скромный эрем в Бенишеве.
Монастырь на Серебряной горе был построен по образцу итальянских монастырей с сохранением пространственной симметрии: монастырский костел (Успения Пресвятой Девы Марии), традиционно расположен по оси восток-запад.
Для строительства Миколай Вольский пригласил лучших мастеров. Фронтон костела в стиле барокко разработал итальянский архитектор Андреа Спецца.
Богатая лепнина внутри происходит из мастерской Джованни Баттисты Фальконе.
В королевской часовне находятся картины Томаша Долабеллы – придворного художника династии Ваза.
В центре пресвитерия помещена картина Михала Стаховича, изображающая Успение Божьей Матери.
Особо почитается здесь также образ Божьей Матери – Камедульской Пани, написанный в XVII веке отцом-камедулом Венанцио из Субьяццо, которым также выполнены и другие картины в костеле.
В частности, сохранился и портрет Миколая Вольского, принадлежащий его кисти - на нем вельможа предстает в черном костюме иностранного покроя.
В подземельях под пресвитерием находятся часовня и склеп, где в стены замуровывались останки умерших монахов.
С северной стороны к пресвитерию прилегает капитул с прекрасными стелами и настенными росписями, а с южной стороны – красиво оборудованная ризница.
К востоку простирается священная зона молчания и уединения, тесный ряд домиков-коттеджей – здесь в вечном молчании и живут монахи-камедулы.
С южной стороны от ворот тянется так называемая форестерия – помещения для паломников, где селились в свое время самые высокие гости, такие как: Мария Казимира (Марысенька) и Ян III Собеский перед выдвижением на Вену, король Владислав IV и другие монархи. С монастырской горы грустно смотрел на горящий Краков спасшийся от шведов король Ян Казимир, бывал здесь и Станислав Август Понятовский. В монастыре камедулов часто велись переговоры о судьбе Польши, неоднократно монастырь становился убежищем для мятежников.
Панорама костела
Камедулы – орден отшельников, живущих в соответствии с крайне суровым уставом Св. Бенедикта. Его суть – отрицание всего, что мешает приблизиться к Богу. День в монастыре начинается в 3.30. Доступ в монастырь открыт только для мужчин. Они могут войти в ворота монастыря ежедневно в любое время года, в часы, когда ворота открыты: 8:00, 8:30, 9:00, 9:30, 10:00, 10:30, 11:00, 15:00, 15:30, 16:00 и 16:30. Центром жизни каждого монаха является его собственный отдельный домик, либо отдельная келья в монастырском ските. Вместе монахи собираются только во время мессы, литургии часов и редких совместных трапез.
Работа, молитва, чтение, размышление, покаяние, пост, уединение и постоянное молчание служат полному единению с Богом на пути спасения себя и других. Камедулы никогда не едят мяса. Белый хабит камедула состоит из туники, пелерины с капюшоном и пояса, а также объемного плаща. Камедулы уникальны – по всему миру насчитывается только девять монастырей, в котором живут около 60 монахов, почти половина из которых – поляки. Генеральный Дом Ордена отшельников-эремитов камедулов находится в Фраскати недалеко от Рима.
Сегодня монастырь камедулов на краковских Белянах (Эрем Серебряной горы) вместе с костелом Успения Пресвятой Девы Марии – монастырский комплекс, расположенный в юго-западной части Вольского леса. Монастырский комплекс окружен несколькими гектарами леса и висячими садами, есть здесь уединенные аллеи и места для созерцания. Необычайная гармония расположения зданий сочетается с необычной садовой архитектурой. Вся территория монастыря обнесена многокилометровой каменной стеной, чтобы обеспечить монахам строгие отшельнические условия, предписанные уставом камедулов.
B монастыри камедулов вход женщинам строго запрещен, однако согласно коррективам, внесенным Миколаем Вольским, женщины все же могут посетить монастырь на Серебряной горе в определенные дни. Таких дней в году двенадцать:
• Пасхальное воскресенье
• Пасхальный понедельник
• 3 мая – праздник Богородицы Королевы польской
• Троица – воскресенье Пятидесятницы
• Зеленые Святки – понедельник после Троицы
• Воскресенье после 19 июня
• Второе воскресенье июля
• Четвертое воскресенье июля
• Первое воскресенье августа
• Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа
• Рождение Пресвятой Богородицы – 8 сентября
• Рождество Христово – 25 декабря
Ни в один из этих дней, тем не менее, женщины не имеют доступа в сам эрем - скит. Им доступен только костел и место около него. У камедулов на Белянах можно укрыться на несколько дней от мира с целью очищения. Правда, пускают они только мужчин, и однодневное пребывание в монастыре стоит около 50 злотых. Прибывшим в монатырь для молитвы и покаяния раздают буклеты с предписаниями, как себя вести в эреме:
В ночи на башнях монастыря зажигаются яркие красные огни – для безопасности самолетов, взлетающих с находящегося неподалеку аэропорта Балице. А это - монастырские виноградники. Камедулы... да-да, выращивают виноград! И хотя снимала я в феврале, масштабы поразили:)
До монастыря и эрема можно доехать городским транспортом, линиями:
109 trasa Cracovia – Bielany
209 trasa Salwator – Morawica
229 trasa Salwator – Kamień
239 trasa Salwator – Jeziorzany
249 trasa Salwator – Czernichów
269 trasa Salwator – Czułów
279 trasa Cracovia – Rybna Nowy Świat
Можно также прогуляться через Вольский лес со стороны Холма Костюшки, Холма Пилсудского и Зоопарка.
***
В 2004 году монастырь камедулов на краковских Белянах отметил 400-летие присутствия на Серебрянной горе.
19 августа 2002 года монастырь посетил Папа Римский Иоанн Павел II в его присутствии и молитвы, чтобы подчеркнуть важность и заслуги ордена.
Папа тогда сказал: «Krakowianie, czy wiecie, dzięki komu Wasze miasto stoi bezpieczne i nienaruszone przez tyle stuleci? To Kameduli są waszym piorunochronem.» – «Краковяне, знаете ли вы, благодаря кому ваш город находится в безопасности уже столько столетий? Камедулы – ваш громоотвод».