
Проект "Авангард: на телеге в XXI век" рассказывает историю невероятных событий начала 1920-х: организаторы-энтузиасты Еaгений Медведев и Сергей Якимов решили показать народу современное искусство. Они собрали более 300 экспонатов и двинулись на лошадях и телегах по городам и весям Вятской губернии. С наступлением осенней распутицы картины оставили в городе Яранске. Рассчитывали, что до весны. Оказалось - на долгие десятилетия.
Премьера экспозиции, демонстрирующей уникальные работы из фондов Вятского, Слободского и Яранского музеев, прошла в 2020 году в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Весной прошлого года она была представлена в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых. Московская версия выставки дополнена произведениями из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и частных коллекций.

Сразу после Октябрьской революции советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них мощную силу для продвижения коммунистических идей, приобретала их работы для столичных и региональных музеев. Передвижная выставка, включавшая работы художников из Москвы, Петрограда, Вятки, Казани, должна была посетить семь городов: Советск, Яранск, Царёво-Санчурск, Малмыж, Уржум, Нолинск и Вятку. Но увидели её только жители Советска и Яранска.

В 1996 году экспонаты выставки были выявлены искусствоведом Анной Шакиной, ныне директором Вятского художественного музея. Поводом отдельного исследования стало обнаружение в музее Кирова подписных абстрактных акварелей Василия Кандинского, подклеенных к графическим листам Василия Чекрыгина и Иллариона Плещинского.
Кураторам Анне Шакиной и Андрею Сарабьянову удалось провести почти детективное расследование, в результате которого в музеях Кировской области и Татарстана были обнаружены живописные полотна и графические листы, участвовавшие в передвижных выставках 1920-х годов. Многие из них фактически выпали из мировой истории искусства, и сегодня широкому зрителю возвращаются первоклассные работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Александра Родченко, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой, Николая Фешина, а также открываются имена Веры Вильковиской, Георгия Лазарева, Иллариона Плещинского, Николая Шикалова.

Проект в Музее русского импрессионизма даёт уникальную возможность увидеть экспозицию, концепция которой сложилась сто лет назад, в которой реалистическое искусство сосуществует с модернистскими экспериментами и беспредметными композициями. В начале 1920-х годов такое соседство представлялось вполне уместным и демонстрировало многообразие стилистических направлений, сосуществовавших в искусстве.

Участниками передвижной выставки были не только авангардисты, но и художники-реалисты, поэтому экспозиция разделена на три раздела -
Реалистическая традиция,
Абстрактный метод и
Авангардный поиск. Начнём знакомство с экспозицией с реализма.


Илья Репин считал Николая Фешина своим лучшим учеником в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Влияние Репина проявилось прежде всего в предпочтении Фешиным жанровой картины и психологического портрета, а также в склонности к импрессионистской и пастозной манере письма. Излюбленным жанром художника был портрет. Николай Фешин написал множество портретов: от образов родных, друзей, учеников до советских политических деятелей - Владимира Ленина и Анатолия Луначарского.

Самые выдающиеся произведения русского периода были созданы Фешиным в Казани. Одной из таких работ является портрет Ольги Михайловны Ясеневой, приехавшей из Уфы поступать на Казанские Высшие женские курсы.
Николай Фешин. За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой. 1913. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировМария Евлампиева родилась в семье художника и преподавателя Николая Евлампиева (1866-1936). Евлампиев заведовал иконописной мастерской в слободе Мстёра, где Николай Фешин преподавал в 1904 году.
Николай Фешин. Портрет М.Н Евлампиевой, 1914. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Фешин. Портрет девочки. 1910-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Фешин. Ранняя весна. 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Фешин. Изба, до 1920. Холст, масло. Яранский краеведческий музейПавел Радимов профессионального художественного образования не получил: он брал частные уроки живописи и изучал историю искусства в Казани. Воспитанник Николая Фешина, Радимов привносил в реалистический пейзаж импрессионистические черты. Внимание художника привлекают задние дворы и осенняя грязь. Радимов активно выставлялся, был избран председателем Товарищества передвижных художественных выставок, а его доклад "Об отражении быта в искусстве" стал поводом для организации реалистического крыла советских живописцев в Ассоциацию художников революционной России. Не меньше, чем картины, были известны стихотворные опусы Радимова: земляк Сергея Есенина, он становится певцом "крестьянской темы". Последние десятилетия художник жил в подмосковном Абрамцеве.
Павел Радимов. Весна, 1912. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Зима, 1918. Бумага, гуашь. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Тимофеев. Голова женщины. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировУчеником Николая Фешина в Казанской художественной школе был среди прочих Николай Белянин - пейзажист, сохранивший традиции русского лирического пейзажа Алексея Саврасова и Исаака Левитана. С 1914 года Николай Белянин продолжил образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. В знаменитой пейзажной мастерской Николая Дубовского он в совершенстве овладел композицией и световоздушной перспективой . Современные авангардные течения и их открытия совершенно не привлекали Белянина. Максимум, что он мог позволить себе в пейзажах, - это импрессионистские приёмы в работе с цветом. Белянин всегда оставался верен классической академической школе: работа над пейзажем начиналась с карандашного рисунка , затем следовал этюд красками, и только после этого выполнялась основная работа в мастерской . Однако подчас этюды, невзирая на некоторую незавершённость, оказывались сильнее законченных произведений. Излюбленным мотивом Николая Белянина долгие годы оставались зимние виды во всех их вариациях.
Николай Белянин. Зимний день. 1919. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Белянин. Дворик. 1916-1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Белянин. Натюрморт, 1916-1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Белянин. Натюрморт, 1916. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Никонов. Портрет Малькова, 1914. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Никонов. Слепец, первая половина 1910-х. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировВятский художник-пейзажист Алексей Деньшин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Вхутемасе (в мастерской Ильи Машкова). Наибольшую известность Деньшин приобрел не в области станковой картины, а в декоративно-прикладном искусстве, фактически став спасителем народного промысла дымковской игрушки, находившегося в упадке в 1910-е годы. К тому времени в живых оставалась лишь одна художница, которая при поддержке Деньшина передала свои знания ученицам. Сам художник подготовил несколько альбомов с образцами , активно популяризировал и руководил возрожденным промыслом. Деньшин - художник предпочитал писать виды старых русских городов, монастыри, безлюдные поля и лесные опушки.
Алексей Деньшин. На монастырском дворике. 1910-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировРабота "Вятский мотив" - типичная пейзажная композиция с видом одной из улиц города начала ХХ века словно ностальгическая прогулка в прошлое: первый снег , скрывший осеннюю распутицу , деревянные домики в золотистом закатном освещении, а на дальнем плане белокаменный храм с зеленой крышей и синей луковичной главкой . Состояние тихого вечера в предощущении зимы.
Алексей Деньшин. Вятский мотив. 1920-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировВера Вильковиская окончила знаменитую Казанскую художественную школу, где занималась живописью у Николая Фешина. Влияние учителя прослеживается в её работах 1910-х - начала 1920-х годов. Её творческая судьба оказалась трагичной. Во многом в духе драматического периода советской истории 1930-х годов. Желая сохранить свободный характер своего искусства, отказываясь соответствовать стандартам социалистического реализма, Вильковиская работала для себя, создавая портреты родных и близких, пейзажи этюдного характера. Художница, лишенная возможности преподавания в высших учебных заведениях по причине левого формалистического характера её творчества, была вынуждена работать учителем рисования в школах и художественных студиях, изготавливать анатомические муляжи и расписывать стены детского сада.
Вера Вильковиская. Цветы, 1910-е. Картон, масло. Частное собрание Этюд цветущих веток яблони, исполненный свободным и динамичным мазком, явно демонстрирует интерес Вильковиской к импрессионизму.
Вера Вильковиская. Этюд цветущих веток яблок. 1919. Картон, масло. Частное собраниеХудожник Дмитрий Мощевитин, как и многие участники передвижных выставок в Советске, учился в мастерской Николая Фешина в Казанской художественной школе. Однако в КХШ он пробыл недолго: спустя три года после поступления , в 1914-м, Мощевитин был отчислен из-за невнесения платы за обучение. Тем не менее серьёзная база для последующего творческого развития была получена, и Дмитрий Мощевитин, невзирая на сложное военное и предреволюционное время и скитания по стране в поисках заработка, не перестал заниматься искусством. Он работал театральным художником, писал многочисленные вывески и плакаты, но постепенно всё более активно занимался газетно-журнальной и книжной графикой.
Дмитрий Мощевитин. Интерьер. Эскиз декорации, 1920. Бумага, акварель, карандаш. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
В 1908 году Илья Машков представитель московской школы живописи и один из основателей художественного объединения "Бубновый валет" совершил свою первую поездку за рубеж. В пейзаже 1911 года проявилось увлечение художника новой французской живописью, а именно фовизмом, в стилистике которого работали Анри Матисс, Альбер Марке и Жорж Брак. Здесь читаются характерные особенности этого французского направления: яркие декоративные цвета и примитивистская пластика. В изображении пронзительно оранжевого неба, синего моря и розовых гор отразилась страсть художника к яркой палитре и безудержному буйству кисти. Подобные композиции художник называл "пейзажами-подносами", прежде всего по причине их декоративности, отсылающей к традиционной росписи подносов цветочными и ландшафтными мотивами
Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса). 1911. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировОдним из интереснейших экспонатов 3-й передвижной художественной выставки стал портрет Евгении Ивановны Киркальди. Несмотря на то что данная работа задумывалась Машковым как этюд к масштабному полотну, вошедшему в собрание Третьяковской галереи, она стала самостоятельным законченным произведением. Лицо модели написано поразительно дерзко - пастозными мазками интенсивно-малинового оттенкa, и больше напоминает довольно натуралистично трактованный кусок мяса, чем нежную кожу молодой женщины. Цвет у Машкова, как и у Поля Сезанна, является главным средством построения формы изображаемых образов и предметов. Здесь же читается также влияние фовиста Анри Матисса с его палитрой открытых тонов и экспрессивными цветовыми комбинациями. Евгения Ивановна Киркальди родилась в 1889 году в семье московского купца третьей гильдии - немецкого подданного, торговавшего посудой. С конца 1900-х годов Евгения Ивановна посещала частную студию живописи и рисунка Ильи Машкова. Её обучение продлилось несколько лет - вплоть до свадьбы в 1911 году с Андреем Петровичем Снесаревым, химиком, доцентом Московского университета. Евгения Ивановна получила филологическое образование, специализировалась на европейских языках, работала в Торгсине, а впоследствии во Внешторге.
Илья Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Этюд к "Портрету Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)", 1910
Илья Машков. Женщина у стола, 1910. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Илья Машков. Кувшин с цветами, конец 1900-х – начало 1910-х. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Елена Федорова-Машкова. Раковина и кувшин, 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Елена Федорова-Машкова. Букет цветов, 1911. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Надежда Пальцева. Букет цветов, около 1920. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Имя Алексея Кравченко - знаковое в истории русской гравюры и книжной иллюстрации. В 1920-1930-е годы Кравченко создал графические сюиты к произведениям русских и зарубежных писателей, среди которых Александр Пушкин, Николай Гоголь, Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг и другие. Кравченко окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где прошёл школу живописного мастерства у Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Константина Коровина и Валентина Серова. Затем получил уроки графического искусства в мюнхенской школе - студии Шимона Холлоши.

В начале 1910-х годов Кравченко совершил путешествие по Италии и Греции, где изучал классическую традицию. В тот же период он увлекся современным французским искусством, и Поль Сезанн стал для него, как и для многих других молодых русских художников тех лет, важнейшей фигурой и образцом для подражания. Свои работы, яркие и декоративные по колориту, столь непохожие на образцы социалистического реализма, Кравченко хранил в своем легендарном доме - мастерской на Николиной Горе, и только спустя 30 лет после смерти автора его картины были представлены публике.
Алексей Кравченко. Радуга, 1913. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Николай Григорьев. Мост, 1918. Фанера, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Справа - Давид Штеренберг. Пейзаж. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров.
Алексей Князев. Двор. Этюд с натуры, 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Георгий Лазарев. Лежащая женщина, 1920. Холст, масло. Яранский краеведческий музейИнформационный текст со стендов выставки. Кураторы выставки: Андрей Сарабьянов (Москва) - искусствовед, куратор, издатель, исследователь русского авангарда, автор-составитель "Энциклопедии русского авангарда" (в соавторстве с В. И. Ракитиным); Наталья Мюррей (Лондон) - искусствовед, куратор, лектор лондонского Института искусства Курто; Анна Шакина (Киров) - искусствовед, кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. А. М. и В. М. Васнецовых; Анастасия Винокурова (Москва) - ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.Продолжение будет...
https://galik-123.livejournal.com/821051.html