Чудом сохранилась афиша той выставки:
Неизвестный художник. Афиша выставки, 1920-1921. Холст, трафарет. Яранский краеведческий музей
Классик русской сценографии Федор Федоровский, на протяжении 24 лет служивший главным художником Большого театра (1929-1953), оформил множество постановок, а также стал автором легендарного золототканого занавеса Большого. Помимо этого Федоровскому принадлежат проект и исполнение моделей рубиновых звезд башен Кремля по заданию Совета народных комиссаров в 1936-1937 годах. Федоровский с отличием окончил декоративное отделение Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, где его преподавателями были Серов, Коровин и Врубель. Практически сразу Федоровский был замечен и привлечен к работе в крупнейших частных театрах, среди которых Оперный театр Зимина в Москве и легендарная антреприза Сергея Дягилева "Русские сезоны".

Федоровский трижды оформлял постановки оперы "Хованщина": по заказу Дягилева в 1913 году, в 1949 году - для Большого, а в 1952-м - для ленинградского Кировского (Мариинского) театра. Эскиз задника представляет виды Москвы XVII столетия с традиционной деревянной застройкой и кремлевскими соборами на дальнем плане. Федоровский отказывается от традиционного перспективного построения композиции, и вместо этого перед зрителем сразу Москва со всей своей грандиозностью и мощью.
Эскиз декорации Фёдора Федоровского к опере Модеста Мусоргского "Хованщина", 1915. Холст, масло. Яранский Краеведческий музейВалентин Щербаков, воспитанник Ильи Репина и Франца Рубо, в петербургской Академии художеств изучал фресковую живопись и работал под руководством Алексея Щусева над росписью храмов. Монументальный размах характеризует и его работы в театре. В тяжелые послереволюционные годы художник возвращается в родную Казань, где становится главным художником Театра оперы и драмы и руководит мастерской монументальной живописи. Здесь Щербаков создает эскизы декораций к спектаклю по пьесе Леонида Андреева "Савва", запрещенной царской цензурой в год её создания - в 1906-м. В пьесе рассказывалась история, случившаяся в курском Знаменском монастыре. Революционер-нигилист Савва подговаривает монаха подложить под икону "Знамение" бомбу, чтобы подорвать веру прихожан в чудотворный образ. Монах рассказывает об этом плане игумену, который решает подменить икону и после взрыва торжественно возвращает святыню на место. Раскрытие преступления и арест анархиста Анатолия Уфимцева (прототипа Саввы) сняли с монахов обвинения в организации взрыва. На декорации Щербакова изображен при этом не Знаменский собор Курска, выдержанный в духе классицизма, с портиком и колоннадой, а храмовые постройки древнерусского стиля.
Валентин Щербаков (1880-1957). Эскиз декораций к второму акту пьесы Л.Н. Андреева Савва для Казанского русского драматического театра, 1919. Бумага, гуашь. Яранский краеведческий музей
В творчестве Константина Чеботарева акварель "Троица", для которой художник первоначально выполнил карандашный эскиз в 1917 году, является редким примером иллюстрации православного догмата. В этот период, в 1917-1918 годы, Чеботарёв, выпускник Казанской художественной школы, был фактически лидером молодых художников-авангардистов Казани. К этому времени он полностью отошел от юношеского увлечения импрессионизмом и пуантилизмом, обратившись к модерну и геометрической абстракции. Когда Константин Чеботарёв приступил к работе над "Святой Троицей", он уже создал "Красную армию"(1917) - композицию, столь мощную по силе и выразительности, что она по праву считается одной из ключевых работ в творчестве художника.
Слева - Константин Чеботарев. Автопортрет, 1918. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, КазаньИзображение Новозаветной Троицы (Бога Отца, Сына и Святого Духа) в окружении сонма серафимов на фоне радуги - редкий сюжет в православной иконографии. Догмат о Боге, едином в трех ипостасях, - достаточно сложный для понимания простыми верующими - трактовался отцами церкви с использованием аналогий из земного мира.
Константин Чеботарев. Святая Троица, 1918. Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
С 1919 года художник Михаил Демидов и композитор Рудольф Мервольф (1887-1942) работали в народной студии художеств и музыкальных классов в Вятке, открытой в губернском музее искусства и старины. Вятчанин Демидов был преподавателем в художественной студии, а приглашенный из Петрограда Мервольф - директором музыкальных классов. По воспоминаниям студийцев Демидова, они регулярно посещали концерты, которые устраивал Рудольф Мервольф с учениками в большом зале домовой церкви Мариинской женской гимназии. Рудольф Мервольф происходил из обрусевшей немецкой семьи. В 1909 году он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, где его профессорами были знаменитые композиторы Анатолий Лядов и Александр Глазунов. Демидов изображает музыканта за роялем на венском стуле достаточно натуралистично, используя приём лёгкой кубизации форм для передачи эмоциональной манеры исполнения, свойственной пианисту. С началом Первой мировой войны и связанного с ней активного неприятия в русском обществе всего немецкого жить в Петрограде с немецким именем и происхождением было крайне небезопасно, и поэтому Рудольф Мераольф принимает приглашение от Вятского губернского отдела народного образования возглавить музыкальные классы. Мервольф проживет в Вятке в течение семи лет - здесь он не только заложит основу детского музыкального образования в городе, но и напишет ряд музыкальных произведений.
Слева - Михаил Демидов. Мервольф за роялем, 1920-1921. Холст, масло. Справа - Портрет девушки в красной косынке, 1920-е. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировВятский художник Леонид Плетнев учился в Казани, и в своем "этнографическом" натюрморте "Декоративный мотив" он соединяет северно-русские и татарские предметы прикладного искусства. Дымковская игрушка - старинный промысел, сложившийся в слободе Дымково у города Вятки (Кирова) и фактически возрожденный из небытия художником Алексеем Деньшиным уже в 1930-е, представлена раскрашенными глиняными фигурками козла с золочеными рогами, утки с утенком, собаки и птички. Куклы в народных костюмах, крестьянском и городском, располагаются тут же, на фоне татарских орнаментов. Тканевые и войлочные изделия с характерными контрастными узорами спорят с героями натюрморта - от зрителя требуется оптическое усилие по выявлению фигур на полотне. Такой художнический приём живописного воспроизведения предметов народного искусства был характерен для искусства начала ХХ столетия (весь европейский модернизм в целом многим был обязан искусству примитива).
Леонид Плетнёв (1888-1951). Декоративный мотив, 1917. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировСвои лучшие живописные работы москвич Николай Синезубов создал в конце 1910-х - середине 1920-х годов. В эти годы, как вспоминал сам художник, он был во власти Ренуара, Дега, Пикассо, Сезанна. Соединение традиций французского фовизма, немецкого экспрессионизма и русского неопримитивизма дало необыкновенный результат оригинальную живописную систему Синезубова, сочетающую в себе "твердость , материальность и скрытый темперамент". Художника увлекали сюжеты, связанные с жизнью городских низов. При этом он умел превращать бытовые сцены самого простого содержания в трагические истории человеческой жизни. Персональная выставка Синезубова на родине состоялась в 1922 году, а с 1929-го он жил в Европе (в основном во Франции), где получил достаточную известность.
Николай Синезубов. У зеркала, 1920. - Оборот: Портрет. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров.
Николай Синезубов. После бала. 1918. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр
Алексей Столбов (1874-1937). Женский портрет,1909. Картон, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировОльга Малютина раннюю юность провела в Талашкине, где в кустарных мастерских работал её отец, художник Сергей Малютин. Воспитанием девочки занималась сама хозяйка имения, княгиня Мария Клавдиeвна Тенишева, и её компаньонка, бывшая владелица усадьбы Катерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Именно в Талашкине, ставшем центром обновления народных традиций в декоративно-прикладном искусстве и очагом развития стиля модерн, формируется творческая манера Ольги Малютиной: она расписывает мебель и помогает отцу с фонами картин. В ранних натюрмортах, выдержанных в темных тонах, Малютина часто изображает старые иконы, церковную утварь, книги, свечи, серебряную посуду... Натюрморт "Череп и иконы" выполнен в традиции Vanitas - аллегорическом жанре, обязательным атрибутом которого оказывается человеческий череп. Натюрморты Vanitas ( лат. "суета, тщеславие") изначально писались на оборотах портретов в период Возрождения, получили широкое распространение в эпоху барокко, а в нидерландском городе Лейдене стали символом строгой этики кальвинизма - одной из ветвей протестантизма. Ольга Малютина составляет собственный вариант популярной европейской композиции: она аранжирует череп и потухшую свечу старинными церковными книгами и иконами.
Ольга Малютина (1894-1979). Череп и иконы, 1920. Фанера, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировСергей Колесников входил в круг мастеров, благодаря которым произошло возрождение русской гравюры в первой трети ХХ века: Вадима Фалилеева, Николая Купреянова, Василия Масютина и Владимира Фаворского. Сергей Колесников родился в Китае, неподaлёку от Пекина, чем и был обусловлен глубокий интерес художника к культуре Востока. Колесников окончил гимназию в Кяхте, на границе России и Монголии. После окончания гимназии Сергей Колесников отправился в Петербург, где поступил в Лесной институт, а также посещал Художественную школу Елизаветы Званцевой (учился у Льва Бакста и Мстислава Добужинского).

В 1908-1914 годах Колесников возглавлял научную экспедицию по исследованию долины реки Орхон в северной Монголии - это путешествие сильнейшим образом повлияло на художника и на долгое время стало источником тем и сюжетов его творчества. Колесников работал в технике масляной живописи, а с 1919 года, после знакомства с известным художником - графиком Вадимом Фалилеевым, он начинает опыты в печатных техниках - офорте и линогравюре. Посвященная Монголии живопись Колесникова отличается сдержанным и гармоничным колоритом, передающим аскетичную красоту природы региона. Работа "Монгольский лама" обобщённо и выразительно трактует образ буддийского peлигиозного учителя. Мужская фигура словно становится частью ландшафта: очертания покатого лба, острых скул и подбородка перекликаются с рисунком холмов на дальнем плане. Колесников, в отличие от Василия Верещагина, не стремится передавать наблюдения этнографического характера, его работы полны лиризма и восхищения далекой страной.
Сергей Колесников. Монгольский лама, 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Сергей Колесников. Монголия, 1917-1921. Линогравюры. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М .Васнецовых, КировХудожник Николай Шикалов был предводителем "казанской колонии современных графиков", так искусствовед Пётр Дульский назвал участников графического коллектива "Всадник", возникшего в 1920 году. Москвич Шикалов приехал в Казань в декабре 1919 года в возрасте 24 лет для работы в Казанских государственных свободных художественных мастерских. Менее двух лет Николай Шикалов провел в Казани - он трагически погиб 30 мая 1921 года, утонув в реке Казанке. Однако за этот короткий срок Шикалов сумел не только сплотить вокруг себя молодых художников - графиков, но также, невзирая на ограниченные технические возможности, имея лишь офортный и ручной литографический станки, наладить выпуск графического альманаха "Всадник", где были представлены самые актуальные направления в искусстве гравюры. В 1920 году усилиями Шикалова была проведена первая выставка участников "Всадника". Собственные композиции Николай Шикалов выполнял, как правило, в технике цветной линогравюры. Прекрасным примером является графический лист "Казань", созданный для первого номера альманаха "Всадник". Свободно и легко нанесенные штрихи и линии складываются в выразительную композицию, запечатлевшую один из видов старой Казани, а именно не сохранившуюся до наших дней стену Казанского Богородицкого монастыря с чудом уцелевшей монументальной башней. Монастырь расположен практически неподалеку от кремля, в самом сердце города на Большой Красной улице .
Николай Шикалов (1895-1921). Казань. - Город. Листы из альманаха Всадник №1, 1920. Цветная линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Илларион Плещинский (1892-1961). Улица. - Улица. Казань, 1920. Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Илларион Плещинский (1892-1961). Натурщица, 1920. Акватинта. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Яков Паин. Натюрморт, около 1920-х. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Сарай, 1920. Картон на холсте, масло. - Пейзаж с козами, 1920 (?). Картон на холсте, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Из типов Парижа, 1919. - Улица в Брюгге, 1920. Обе: Линогравюра. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Александр Якимченко. Город, 1920. - Рязань. Пристань, 1920. Обе: Линогравюра. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировВ 1920 году художник Василий Чекрыгин знакомится с учением религиозного мыслителя Николая Фёдорова, библиотекаря московского Румянцевского музея, философия "Общего дела" которого оказала влияние на Фёдора Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва. Своей христианской теорией Фёдоров утверждал единство человека и космического универсума, предрекая воскрешение предков. Мечтая написать огромную фреску "Воскрешение мертвых" (не осуществлена), Чекрыгин сделал несколько сотен графических эскизов прессованным углем.

Многофигурные композиции, персонажи которых были представлены в резких ракурсах и эмоциональном напряжении с искаженными от крика лицами, создавались автором, по собственному признанию, в "исступленном состоянии сознания". Светотеневые "мистерии" представляют выступающие из ночного сумрака очертания белых призрачных фигур, восстающих из небытия. По мысли художника, процесс воскрешения происходит при воздействии лучей, которые "носят в себе образы существ живших, а потом умерших, образы разложенных на частицы тел, эти-то лучи, встречая частицы, воссоединяют изображенные газообразные молекулы атмосферы с твердыми на земле в живые тела".
Василий Чекрыгин (1897-1922). За книгой. Из серии "Долой неграмотность", около 1920. Женская голова, 1918. Жанровая композиция. Автопортрет с фигурами. Бумага, графитный карандаш. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Чекрыгин. Головы, 1918-1920. Композиция с фигурами. Голова. Бумага, графитный карандаш. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Чекрыгин. Композиции с фигурами. Из серии "Воскрешение мертвых", 1918-1920. Бумага, карандаш. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Василий Чекрыгин. Композиции с фигурами. Из серии "Воскрешение мертвых", 1920. Бумага, карандаш. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, КировВарвара Бубнова - художница, в 1922 году уехавшая в Японию и прожившая там 36 лет, - училась в петербургской академии Художеств у пейзажиста Николая Дубовского (1907-1914). Участвовала в выставках авангардного объединения Союз молодёжи.
Варвара Бубнова (1885-1963). Композиции, середина 1920-х. Литография, бумага, гуашь, масло
Варвара Бубнова. Композиция, 1910-е. Бумага, тушь, масло. Яранский краеведческий музей
Информационный текст со стендов выставки. Кураторы выставки: Андрей Сарабьянов (Москва) - искусствовед, куратор, издатель, исследователь русского авангарда, автор-составитель "Энциклопедии русского авангарда" (в соавторстве с В. И. Ракитиным); Наталья Мюррей (Лондон) - искусствовед, куратор, лектор лондонского Института искусства Курто; Анна Шакина (Киров) - искусствовед, кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. А. М. и В. М. Васнецовых; Анастасия Винокурова (Москва) - ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Продолжение будет...