-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 100




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

ИЩУ КНИГУ

Вторник, 07 Мая 2019 г. 23:51 + в цитатник
книга современная, наверняка малоизвестный автор, но точно по ней были аудиокниги, да и насколько помню, там серия книг. По памяти-парень погиб, просыпается в могилке гулем и начинает жрать всех подрят и тут его ловит кот в сапогах, далее он обучается в академии, проходит испытания

https://chto-chitat.livejournal.com/13781438.html


Хэйди Перкс "Теперь ты ее видишь"

Вторник, 07 Мая 2019 г. 23:51 + в цитатник

Шарлотта приводит на детский праздник троих своих детей и четырехлетнюю Алису - дочку своей подруги. Дети резвятся и просятся на надувные аттракционы, а затем Алиса бесследно исчезает. Шарлотта в панике, и усугубляется ситуация тем, что не так давно в этих краях пропал пятилетний мальчик.

Гарриет, мама Алисы, до этого дня ни разу не оставляла дочку ни с кем даже на вечер. Однако ей понадобилось время для посещения бухгалтерских курсов, и было естественным позволить Шарлотте присмотреть за ребенком, тем более, подруга сама неоднократно это предлагала. И вдруг случается такое...
Шарлотта в шоке, Гарриет вне себя от тревоги. Так что же случилось с маленькой Алисой?

Как всегда в романах такого типа, повествование неспешно и психологично, любителям быстрого развития событий подобная манера вряд ли понравится. Хотя в сравнении с другими романами этой же серии, лишнего в "Теперь ты ее видишь" немного. Текущие события перемежаются воспоминаниями, чувствами, мыслями, какими-то мелкими нюансами - вот и сплетается сюжет, создаётся интрига на психологической основе.

До определенного момента происходящее увлекает ввиду наличия неких странностей и неопределенности - истолковать их можно и так, и этак. Но вскоре картина начинает вырисовываться - как по мне, слишком быстро. Затем происходит некий всплеск напряжённости, влекущий за собой развязку, которая вполне ожидаема: никто из персонажей особо не удивил.

Этот роман по сути не детектив, а психологическая драма. Ничего необычного, но в принципе неплохо - в меру эмоционально, плюс подобные истории обычно цепляют.

https://chto-chitat.livejournal.com/13781126.html


Метки:  

Дяченко, Vita Nostra

Вторник, 07 Мая 2019 г. 11:40 + в цитатник
Фантастика. Роман.


Книга о магической школе и, скажем так, педагогике. Сначала романа не отпускало ощущение студенческого капустника.Все очень небрежно. Роману явно не хватает хорошей редактуры. В действие окунает сразу, действие нелепое, впоследствии оно кажется не таким нелепым как вначале, но вначале желание бросить читать очень сильное. Вначале история идет в стиле ужаса. Но ужаса как раз и не хватает. Потому получается цирк/фарс. Как в известном анекдоте: "Коллега, что за чушь нам тут рассказывают"? Когда роман переходит в фантастику становится чуть лучше, появляющаяся загадка держит.

Обучение в школе сильно затянуто. При этом особых проишествий/событий/конфликтов нет. А те, что есть, не получают должного развития и не завершены. Просто брошены на половине.

Тем не менее в романе интересная идея, хоть и рассказанная довольно слабо. С такими творческими навыками авторам лучше писать рассказы, максимум повести. Но, к сожалению, на романы сейчас мода.

https://chto-chitat.livejournal.com/13780869.html


Метки:  

"Я, которой не было" Майгулль Аксельссон

Вторник, 07 Мая 2019 г. 08:07 + в цитатник
Может, и с дружбой, как и с любовью - если у тебя есть друзья, то легче завести новых, точно так же, как если ты кем-то уже любим, тебя полюбят и другие? Не знаю.


"Апрельская ведьма" дивно хороша, потому с "Я, которой не было", вопросов не возникало, надо читать. Нет, не насторожили слова Насти Завозовой в медузовском подкастео том,что структура книги весьма необычна - нам ли бояться сложностей, всякое видали. Распутывать интеллектуальные головоломки отдельное читательское удовольствие, а подайте сюда Ляпкина-Тяпкина (в смысле - дайте две). И это оказалось самонадеянным заявлением.

Потому что тема главной героини, линии жизни которой раздвоились в шестнадцать лет, внешним толчком к чему послужила встреча с юношей, который стал любовью всей ее жизни, и нужно попеременно следить за обеими героинями двадцать лет спустя, когда одна из них находится в женской тюрьме за убийство, а вторая член правительства; все перемежается множественными беспорядочными флэшбэками в детство и юность... Так вот, уследить за всем этим, пытаясь создать целостную картину происходящего - задача не для слабонервных.

Аксельссон, словно ей еще мало радости, награждает ту героиню, что министр, расстройством речи - род дислексии, при котором единственное слово, которое та может произнести -альбатрос (почему не гладиолус?). А той, что убийца, дает в соседки по тюрьме молодую женщину, покончившую с собой аккурат в день выхода героини по УДО. Неутомимо оплетая обеих женщин паутиной перекрестных связей: Анна, жена посла Пера, с которой у мужа Мэри-Мари Сверкера был роман (один из множества его адюльтеров); Магнус, аморальный художник, исповедующий принцип столь полного надстояния искусства над жизнью, что если для хорошей картины нужно в муках убить ребенка, последовательно запечатлев стадии умирания - то стало быть надо. Этот самый Магнус в одной из реальностей служит косвенной причиной самоубийства заключенной (в знак протеста,надо полагать?)

Все вместе создает чудовищно невразумительную мешанину, из которой постепенно начинают выпрастываться детали, способствующие пониманию. 1. Мать героини была узницей концлагеря, а отец служил там водителем и после освобождения женился на ней. 2. Расстройство психики, обусловленное пребыванием в лагере, осталось с женщиной навсегда и периодически, во времена обострения, ее отправляли в дурку, девочку, соответственно, в приют. 3. Родители были так заняты друг другом и собственными сложными (в духе "Ночного портье") отношениями, что совершенно не занимались дочерью. 4. Девочка росла умненькой, но одинокой. Это что касается детских психотравм.

Дальше юность. 5. В возрасте шестнадцати лет Мэри-Мари становится победительницей регионального тура конкурса на лучшее сочинение на социально-политическую тему и в составе группы из еще шести старшеклассников едет в Стокгольм, где получает возможность в течение недели наблюдать работу Риксдага. 6. Все подростки одиноки и для всех эта неделя становится переломной, потому что каждый из них в лице остальных шести обретает друзей на всю жизнь, бильярдный клуб "Будущее" - так они назовут свою обретенную общность. 7. Мэри-Мари насмерть влюбится в Сверкера, чья семья уровнем благосостояния и положением на общественной лестнице на порядок выше средних семей участников Клуба. Для нее он станет Принцем отныне и навек, они поженятся и он станет мучить ее, гоняясь за каждой юбкой.

Вот в целом и все. В смысле - пучок путеводных нитей желающему блуждать этим лабиринтом, я подбросила. Если кто захочет прочесть. берите и пользуйтесь, с этим будет в разы легче понимать. Потому что Майкуль Аксельссон стоит того, чтобы ее читать. Даже такие замороченные книги.

https://chto-chitat.livejournal.com/13780529.html


Метки:  

Владимир Тимофеев, "Дорога на Сталинград. Экипаж лёгкого танка."

Понедельник, 06 Мая 2019 г. 11:36 + в цитатник

М.: Эксмо, Яуза, 2014 г. (май)

В ЖЖ Что читать уже интересовались, Вопрос в преддверии 9 мая.

Мне лично, из прочитанных за 3 последние года НОВЫХ книг вспоминается только Владимир Тимофеев. Сюжет очень динамичный, все начинается 17 сентября 1942 года и заканчивается 23 сентября 1942 года на КП 1-й гвардейской армии. АИ в книге на ноготок - воспоминания из не состоявшегося будущего, Природные Аномалии, а так будни войны (кроме уж очень неаккуратно раздавленного Мерседеса в 1942 году).

Если кто знает книги лучше - подскажите...

https://chto-chitat.livejournal.com/13780397.html


Метки:  

Оно. Том 1. "Тень прошлого" Стивен Кинг

Воскресенье, 05 Мая 2019 г. 13:23 + в цитатник


Еду я на родину
Дом - место, где ты должен, когда придешь туда, столкнуться с тварью в темноте.

"Оно"? А ты разве не...?
Ну конечно да. Только было это давно и неправда. Объясняю: читала лет тридцать назад и тогда казалась себе вполне зрелым читателем, да и что там особо понимать, не "Поминки по Финнегану". Но книга, прочитанная в девятнадцать сильно отличается от той, что читаешь в сорок девять, разумеется при условии, что за прошедшее время ты не остановилась в развитии. Только необходимо отказаться от снобского интеллектуального высокомерия и для начала признать, что ты, в общем, не все поняла, когда читала в первый раз или хотя бы плохо помнишь. Нужен внешний толчок, для меня им стало появление аудиокниги, прочитанной Игорем Князевым. Он один из лучших в профессии, и он талант, который постоянно совершенствуется, а динамика всегда интереснее статики. Когда книгу твоего любимого писателя читает твой любимый исполнитель, устоять невозможно.

И вот, что я вам скажу: роман на тыщу с лишним страниц - сам по себе изрядное испытание читательскому долготерпению, а когда речь в нем идёт о вещах, о которых человек, живущий в иной социальной страте вовсе не имеет представления или имеет самое приблизительное, вроде реалий жизни в американской глубинке конца пятидесятых и середины восьмидесятых: системе образования, транспорте, продуктах, покупках, лечении и лекарствах, социальном страховании, ипотеке и жизни в кредит...

Когда структура книги сложна - а она весьма непростая: многофигурная композиция, где большую часть времени герои действуют автономно, каждый в своей реальности. Действие разворачивается в двух временных пластах, со множественными реминисценциями, с включением персонажей, которые не сыграют сколько нибудь значительной роли в основном действии, окажутся статистами, создающими фон, и однако же прописаны с потрясающей кинговой детальностью. Когда роман трассирующими пулями прошивают элементы литературного постмодерна, вечер перестает восприниматься как томный, становясь тем, что он есть.

Сложной и глубокой социальной прозой, поднимающей чудовищно тяжёлые для восприятия темы, которых в середине восьмидесятых прошлого века мало кто осмеливался коснуться. Как пожар в "Чёрном пятне" сопоставимый по драматизму с трагедией Хатыни. Как невыносимая история пятилетнего мальчика, забитого отчимом до смерти молотком (безоткатным, кошмарная в своей обыденности деталь). Как юноша гей, до полусмерти избитый и сброшенный с моста местными гомофобами. И все эти фрагменты не относятся напрямую к сюжету, хотя для книги необходимы.

В общем, немудрено, что в памяти от первого чтения основная линия да кое какие разрозненные подробности, вроде Бена, пьющего виски, предварительно залив в ноздри лимонного сока, илиБев, которая думает о соседе по самолёту, что член у него, должно быть, достаточно длинный, чтобы не стыдиться, но не такой толстый чтобы наглеть. Так и вышло, что в 2019 я слушаю (а впереди вторая часть) совсем другую книгу, чем та, которую читала в юности. Хотя, об этом стоит сказать отдельно - перевод тот же.

И вот тут я должна не просто поблагодарить Виктора Вебера, но в землю ему поклониться. Не знаю почему сейчас стало хорошим тоном ругать Виктора Анатольевича, но это человек, который привел к русскому читателю Стивена Кинга, в его интерпретации мы узнали и полюбили Короля и я достаточно читала Кинга в оригинале, чтобы утверждать: мелодику, ритмический строй, особую поэтику его текстов переводы Вебера передают отменно. И, что важнее - переведенное тридцать лет назад не выглядит сегодня анахронизмом. Вневременная актуальность шедевра остается с нами.

Спасибо всем, кто подарил новую радость встречи с романом. Стану слушать дальше.

https://chto-chitat.livejournal.com/13780222.html


Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 05 Мая 2019 г. 10:15 + в цитатник
Смотрю сериал условно говоря про разбойников (нсд про партизан, но не суть). Заинтересовал сюжетный ход, подскажите книги с подобным (фильмы тоже можно). Там помощник главаря выдаёт себя за этого главаря и даёт властям себя арестовать, но не чтобы его спасти, а чтобы усыпить их бдительность и дать возможность банде совершить нападение.
Хотелось бы найти что-то такое же - пожертвование собой для усыпления или отвлечения внимания. В крайнем случае - ради спасения жизни того,за кого себя выдают, но приоритет первому случаю.
Спасибо.
(Теги позже, с телефона неудобно)

https://chto-chitat.livejournal.com/13779815.html


Книги апреля

Суббота, 04 Мая 2019 г. 23:26 + в цитатник






1. Нил Гейман «Американские боги»

Это самый знаменитый роман Нила Геймана, который сразу получил несколько премий (Хьюго, Небьюла) за лучший роман, а недавно был экранизирован. Сюжет лихо закручен, главный герой Тень освобождается из тюрьмы, и узнает, что его любимая жена Лора погибает в атомобильной катастрофе при пикантных обстоятельствах. Тень принимает предложение поработать охранником, и обнаруживает себя одним из игроков на поле битвы новых и старых богов. А его покойная жена Лора неожиданно превращается в зомби и ходит за ним хвостом, периодически спасая его в трудных ситуациях, и мечтая снова стать живой. Скажу честно, если бы я ничего не слышала про этот роман, я бы его давно бросила, чтение давалось мне нелегко, и даже аудиокнига не спасала. Но я его домучила, и мне даже понравилось. Книга на любителя, к счастью, любителей у этого романа много.
Я "читала" аудиокнигу в исполнении Петра Смирнова, начитано хорошо.


2. Фредерик Бекман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»


Модный роман модного писателя, я не могла пропустить. От Уве я была в восторге, эта книга мне тоже понравилась, хотя далеко не сразу. Сразу и не поймешь, для кого она написана, потому что очень похожа на детскую книжку, но она не для детей. Интересно было бы подсчитать, сколько раз в тексте встречаются слова «почти восьмилетний ребенок» - по моим ощущениям, не меньше ста раз. Девочка Эльза с ума сходит по книгам Гарри Поттера. Но у меня дома тоже есть восьмилетняя девочка, и я могу с уверенностью заявить, что Гарри Поттер и все восемь его книг — это не чтение для младшего школьного возраста, это чтение для детей постарше. Моя восьмилетняя девочка наотрез отказывается читать Гарри Поттера, она его боится! У нее много подруг, и я не знаю ни одну девочку этого возраста, которая читала бы эти книги, иначе моя бы давно уже за них взялась. Возможно, такие дети существуют, но я их не встречала. Но, видимо, чтение Гарри Поттера сильно повлияло на восприятие мира девочкой, и обычные люди-соседи воспринимаются ею как сказочные герои далекой страны. Прелесть этой книги я почувствовала далеко не сразу, и могу понять тех, кто начал и бросил. Мне очень понравилось, особенно когда я начала понимать сюжетные линии и связи между персонажами. Мне тяжело давались сцены издевательств над Эльзой в школе, но, к счастью, потом начались каникулы, и мучители исчезли, а к концу книги школьный конфликт чудесным образом разрешился. А бабушка нее была просто отличная, и книга получилась светлая, добрая, хоть и немного печальная.
Я "читала" аудиокнигу в исполнении Марины Лисовец, мне очень понравилось.


3. Фредрик Бакман "Здесь была Бритт Мари"

Эту книгу нужно читать после предыдущей, главная героиня книги Бритт-Мари — один из второстепенных героев книги про «Бабушку», и действие в ней происходит хронологически после окончания действия первой книги. Книга очень симпатичная, в ней рассказывается про женщину, которая в 60 с лишним лет начала новую жизнь, совсем не похожую на предыдущую. Ее занесло в маленький поселок, где она неожиданно становится... тренером футбольной команды. Героиня немного похоже не Уве, только женского пола.
Читала аудиокнигу, читал Кирилл Радциг, читал хорошо.


4. Фредерик Бакман "Межвежий угол"


Новая свежая книга Фредерика Бекмана про жизнь в маленьком городишке в лесу, где вся жизнь его обитателей вертится вокруг хоккея. Из мальчишек с детства растят хоккеистов, если ты хорошо играешь, то ты царь и бог, и тебе все позволено. Женской команды в Бьернстаде нет, и девочкам позволено увлекаться не спортом, а хоккеистами. Очень медленно, не спеша, мастерски писатель расставляет фигуры на доске, описывая характеры, рассказывая истории, пока не случается конфликт.
Вы знаете, это такая книга... Ее обязательно нужно прочитать! Читать ее нелегко, в ней слишком много хоккея, но потом это проходит. Это лучшая книга Бекмана, и очень непростая история.
Слушала аудиокнигу в исполнении Кирилла Радцига, его голос мне уже как родной.


5. Пелевин «Омон Ра»


Я столько слышала про эту книгу, что впитала ее содержание из ноосферы, и даже не читая откуда-то знала, о чем она будет, а новеллу про подвиг егеря и его сына даже где-то читала. Пелевин очень ехидный автор, а эта книга будет очень неприятна людям, ностальгирующим по советскому прошлому. Особенно забавно было ее читать в день космонавтики. Скафандры из ватника, ракета на ручной тяге, звезды из фольги, бессмысленность подвигов. Мне очень понравилось, книга в лучших традициях антиутопий. Мне кажется, конспирологическая теория лунного заговора началась именно с этой книги. Это один из первых романов Пелевина, и один из самых известных, он был написан в 1991 году, впервые опубликован в 1992 (и с тех пор много раз переиздавался), и получил две литературные премии "Интерпресскон" и "Бронзовая улитка". Если вы его по какой-то причине пропустили, то я очень рекомендую.
Читал книгу Михаил Горевой, озвучка на 5.


В этом году я приняла книжный вызов на ливлибе и обязалась прочитать 50 книг за год. Это значит читать по книге в неделю, звучит вполне реально. Все книги я начинаю читать в аудиоварианте за рулем и во время прогулок или спорта, но за неделю почти никогда не успеваю дочитать, и в начале следующей недели начинаю читать новую книгу, а недочитанную, которая к этому времени останавливается на самом интересном месте, проглатываю глазами буквально за пару часов. Сайт показывает, что я иду по графику, полет нормальный. Но это все равно очень мало, в таком темпе я едва успеваю следить за новинками, и мой список книг, которые я хочу прочитать, не уменьшается, а все время растет.

https://chto-chitat.livejournal.com/13779556.html


Метки:  

Роковая тургеневская женщина

Суббота, 04 Мая 2019 г. 23:26 + в цитатник

Иван Сергеевич Тургенев писал не только про нигилистов. Значительное место в его творчестве занимает любовная тема, которая, конечно, просачивается и в его гражданские произведения. Помните из школьного курса испытание Базарова любовью?

Не вызывает сомнения, что Тургенев был тонким психологом. Лучше всего ему удавались образы роковых женщин, сводящих всех с ума одним только взглядом (ну это, конечно, преувеличение). Он и сам был влюблен в такую фам фаталь — Полину Виардо — и сопровождал ее (и ее мужа!) повсюду. Даже умер во Франции, откуда Виардо была родом.

Наиболее яркий образ тургеневской роковой женщины, кажется, это Марья Николаевна Полозова из «Вешних вод». Она окрутила Санина так быстро, что тот не успел опомниться, как расторгнул помолвку с любимой женщиной, бросил все и стал только что не рабом Марьи Николаевны. Когда-то в блоге Эволюции обсуждался этот тургеневский персонаж как обладающий хищными чертами.

Любопытно выяснить, из чего складывается роковая женщина в «Вешних водах». На мой взгляд, образ состоит из следующих компонентов.

1. Марья Николаевна была красива и богата, и эта слава бежала впереди нее. Хотя красота и богатство — это, без сомнений, огромная фора в жизни, не все находят ей правильное применение, а некоторые так и вообще используют ее исключительно себе во вред. Марья Николаевна, впрочем, стала роковой женщиной не потому, что была красавицей и богачкой, а благодаря своему уму и предприимчивости. Сильной и уверенной в себе женщиной — вот кем она была, а сила и уверенность — это всегда красиво. Об этом-то и говорит ее муж:

— Н-да, — проговорил он наконец... — Я имений не покупаю: капиталов нет. Пододвинь-ка масло. Разве вот жена купит. Ты с ней поговори. Коли дорого не запросишь — она этим не брезгает... Экие, однако, эти немцы — ослы! Не умеют рыбу сварить. Чего, кажется, проще? А еще толкуют: фатерланд, мол, объединить следует. Кельнер, примите эту мерзость! — Неужели же твоя жена сама распоряжается... по хозяйству? — спросил Санин. — Сама. Вот котлеты — хороши. Рекомендую. Я сказал тебе, Дмитрий Павлович, что ни в какие женины дела я не вхожу, и теперь тебе то же повторяю.

Кстати, потом, когда Санин познакомится с ней, он увидит, что и красоты-то особой там нет (черты ее названы плебейскими), но сила характера Марьи Николаевны из неказистой девушки сделала ослепительную красавицу, о привлекательности которой ходят легенды.

2. Она знает свои слабые и сильные стороны и умеет себя подать. Причем не скрывает того, что хочет нравиться. Это можно понять по тому, как описана первая встреча Санина с ней. Она знала, что у нее красивые волосы и не преминула подчеркнуть это, причем так, что Санин понял, что перед ним разыгрывают мини-спектакль. И дальше, в продолжении всех отношений она умело пользуется арсеналом своих женских прелестей.

3. Санин ей понравился и она ясно дала понять это, живо интересуясь всеми его делами. Здесь, кажется, она действует прямо по Карнеги, утверждающему, что люди любят говорить о себе. Она расспрашивает его о женитьбе, шутит, фамильярничает. Личные вопросы, которые она беспрестанно задает, заставляют Санина вроде даже как-то и оправдываться, и таким образом внимание его течет к ней. И вот он уже думает о ней все больше и больше.

4. Она понимает, что дело Санина ставит его в некоторую зависимость от нее, и умело пользуется этим фактом (вероятно, она находит что-то такое и у других своих жертв, какой-то крючок, за который их можно подвесить). Говорит, что не собирается наживаться на нем, и купит имение за хорошую цену. Так Санин становится вроде как ей обязанным и единственное, что она за это просит — побыть с ней 2 дня. Этой тигрице понадобилось всего лишь 2 дня, чтобы проглотить Санина со всеми потрохами!

5. Марья Николаевна умеет «умно слушать», об этой ее черте говорит сам автор-повествователь. Эта черта, безусловно, — основной компонент в роковой привлекательности:

Марья Николаевна очень умно слушала; да к тому же она сама казалась до того откровенной, что невольно и других вызывала на откровенность. Она обладала тем великим даром "обиходности" [...]. Санин говорил о своих путешествиях, о житье в Петербурге о своей молодости... Будь Марья Николаевна светской дамой, с утонченными манерами — он никогда бы так не распустился; но она сама называла себя добрым малым, не терпящим никаких церемоний; она именно так отрекомендовала себя Санину. И в то же время этот "добрый малый" шел рядом с ним кошачьей походкой, слегка прислоняясь к нему, и заглядывал ему в лицо; и шел он в образе молодого женского существа, от которого так и веяло тем разбирающим и томящим, тихим и жгучим соблазном, каким способны донимать нашего брата — грешного, слабого мужчину, одни — и то некоторые и то не чистые, а с надлежащей помесью — славянские натуры!

6. У нее штабеля поклонников, и это вносит солидную лепту в привлекательность ее образа. Появляется дух соревнования.

7. Она умеет жить и наслаждается жизнью, ее простыми радостями. Любит долгие прогулки, русские песни, пить обжигающий кофе «в саксонских чашках, на белоснежной скатерти», скакать бешено на лошади, от души смеяться, приказывать — и все это наслаждение жизнью очень заразительно. Человека, любящего жизнь, хочется сжать в объятиях и никогда больше из них не выпускать.

8. Марья Николаевна умна, интересна, у нее есть чувство юмора. С ней не скучно и всегда есть о чем поговорить:

Марья Николаевна умела рассказывать... редкий дар в женщине, да еще в русской! Она не стеснялась в выражениях; особенно доставалось от нее соотечественницам. Санину не раз пришлось расхохотаться от иного бойкого и меткого словца. Пуще всего Марья Николаевна не терпела ханжества, фразы и лжи... Она находила ее почти повсюду. Она словно щеголяла и хвасталась той низменной средою, в которой началась ее жизнь; сообщала довольно странные анекдоты о своих родных из времени своего детства; называла себя работницей, не хуже Натальи Кирилловны Нарышкиной . Санину стало очевидным, что она испытала на своем веку гораздо больше, чем многое множество ее сверстниц.

9. Марья Николаевна хорошо знает людей, человеческую натуру. Она сразу же определила в Санине слабую личность с зависимой самооценкой (это не я таким Санина считаю, это Тургенев про него так пишет:

Разговор между им и Марьей Николаевной происходил вполголоса, почти шепотом — и это еще более его раздражало и волновало его...
Когда же это все кончится?
Слабые люди никогда сами не кончают — все ждут конца.)

поэтому-то и закрутила его в вихре, знала, что тот будет мучиться, страдать, задыхаться, но никогда не скажет — «Довольно, давайте только о деле!» А ведь сделал бы так, и остался целехонек.

Подводя итог, собственно вопрос: а вы считаете Марью Николаевну роковой женщиной? Почему?

https://chto-chitat.livejournal.com/13779448.html


Метки:  

Роберт Брындза "Смертельные тайны" (Эрика Фостер -6)

Суббота, 04 Мая 2019 г. 23:25 + в цитатник

Рождество. Эрика Фостер с командой занимаются делом об убийстве Мариссы Льюис - двадцатидвухлетней танцовщицы бурлеска. Неизвестный человек в длинном темном плаще и противогазе (экий затейник, ага) подкараулил девушку у дома и напал на нее с ножом. Марисса сражалась за свою жизнь, но увы...
В процессе расследования выясняется, что желающие отправить девушку в мир иной в очередь, конечно, не выстраивались, но все же имелись, ибо временами она была той ещё штучкой.

А пока следователи изучают подробности жизни и гибели Мариссы Льюис, человек в противогазе продолжает резвиться, нападая на самых разных людей. Наш парень явно сексуальный садист, но убил он только Мариссу... почему?

На первых страницах происходит убийство, дальше сразу начинается расследование - автор не тратит время на раскачку и это хорошо. Признаться, после довольно посредственных последних романов, я сочла успешную "Девушку во льду" (первую книгу цикла) единичной удачей, и смирилась с тем, что ничего занятного мы больше от Брындзы не дождемся. Ан нет, дождались. "Смертельные тайны" - вполне добротный полицейский детектив, в центре которого находится именно расследование, а не личная жизнь и психологическое состояние героини или внутриведомственные интриги. По крайней мере, по большей части - в определенный момент в сюжет вклиниваются таки личные проблемы героини, но детективная сторона от этого совершенно не страдает. Расследование интересно, жёстких подробностей мало, разгадка двухуровневая и довольно любопытная.

Неплохой полицейский детектив.

https://chto-chitat.livejournal.com/13778964.html


Метки:  

"Девушка с веслом" Вероника Кунгурцева

Суббота, 04 Мая 2019 г. 15:50 + в цитатник


Такова Вероника Кунгурцева, пусть вас не обманет нарочитая легкость жанра авантюрного романа о городе-курорте. Неважно, что действующими лицами книги будут пенсионерка. бухгалтерша, две пятиклассницы, телережиссер и парень с чайной плантации. Говорить здесь станут о русской литературе, о египетской Книге Мертвых (не путать с тибетской), о "Розе Мира" Даниила Андреева. Неназойливо, не стремясь придавить читателя эрудицией, и не только об этом, разумеется - у нас тут не эзотерический диспут, а приключенческий роман, не забыли?

И приключений, проводить через которые своих героев Кунгурцева большая мастерица, будет в достатке. Автор говорит о себе, что с детства ушиблена Достоевским, которого начала читать в шестом классе, одновременно с Марком Твеном. С тех пор так и повелось: Достоевский и Том Сойер. Если бы кто задался целью в двух словах определить стилистические особенности ее книг, то вот они. Солнечный Том Сойер, отправляющийся в путешествие на край ночи. Характерно, что не более опытный и битый жизнью лунный Гек, но сияющее счастьем, вопреки сиротству, детство.

Оп, стойте, я кажется поймала за хвост мысль, которую нужно додумать. Герои Кунгурцевой всегда дети, живущие без одного или обоих родителей (как Том Сойер), не ощущая тягот сиротства, отчасти потому, что есть тот, кто о них заботится, большей частью в силу солнечного темперамента и самодостаточности, даруемой ранним осознанием своего таланта. Не тип Джен Эйр, если вы понимаете, о чем я. Но сумрак сиротства, его горькая тень коснулась их чем-то, вроде прививки, дав иммунитет от многих вещей, немыслимых для понимания ребенком. е пережившим потерь. И эта закалка позволяет проходить запредельную достоевскую чернотуиспытаний, не ломаясь. Такое пограничье.

Однако к роману. О чем "Девушка с веслом"? В значительной мере это ностальгия по советскому детству (которой не могу разделить с автором). Среди моих друзей есть люди, даже и моложе меня, с нежностью вспоминающие Советский Союз, я из него помню только липкую ложь, что пропитывала собой все, унылую серость, вечные очереди и погоню за дефицитом. Сейчас лучше? Да, из жизни ушла безнадежная предопределенность и мир в целом движется в правильном направлении. Но это моя точка зрения, которой никому не навязываю.

Вернемся к книге. Предолимпийский Сочи. Немыслимый масштаб строительства дорог и развязок обрекает героев на выселение, а неоформленный должными документами дом грозит, что условия будут много худшими. Анна, мать двоих детей, разведенная женщина не первой молодости и потускневшей красоты, борется с системой, пытаясь отстоять его, но это все равно, как лягушонку пытаться остановить асфальтоукладочный каток. Бодался теленок с дубом. И это при том, что забот без того хватает: старший Сашка, отчисленный из института, выращивает чай - стыд и срам, для того ли она сына растила? Младшая пятиклассница Варька совсем слетела с катушек в увлечении японскими анимешками. А бывший муж,даром. что телережиссер, не участвует в воспитании, не помогает бороться за дом. И что с ними будет дальше!

Ну. единственное, что я могу вам гарантировать - будет многое. "Девушка с веслом" немыслимого масштаба оммаж "Мастеру и Маргарите", возможно даже в большей степени, чем "Агафонкин и время" Олега Радзинского. Хотя сравнить преломление темы воланда со свитой у двух столь непохожих авторов, представляющих цвет современной русской литературы, было бы интересно. Но то не здесь и не сейчас.

Очень смелая книга, для того, чтобы открыто произнести десятую часть вещей об уровне коррумпированности местного начальства, нужно обладать запредельным гражданским мужеством. Я тоже живу в провинции (а Сочи, несмотря на статусы олимпийской и курортной столиц остается провинцией), и знаю, что унтер-офицерские вдовы до сих пор имеют обыкновение пороть себя в российской глубинке. Тем более такие, которые осмеливаются поднять голос против городничего.

Однако не будем о грустном. Книга феерически яркая, занятная, интересная. И это очень точный слепок с реалий нашей жизни образца начала десятилетия, позволяющий взглянуть на изменения с пусть небольшой, но дистанции.

https://chto-chitat.livejournal.com/13778744.html


Метки:  

Ищу книгу

Пятница, 03 Мая 2019 г. 15:32 + в цитатник
Скорее всего книга издана в 70-80х.

Помню только эпизод, когда девушка стреляет из ружья из окна особняка. Когда-то он был достаточно богатый, а потмо осталось, то ли две сестры, то ли подруги. И они поссорились с местными жителями, остались в агрессивной изоляции.
Место действия скорее всего английская деревня.

https://chto-chitat.livejournal.com/13778432.html


Метки:  

"Как править миром" Тибор Фишер

Пятница, 03 Мая 2019 г. 15:31 + в цитатник
– Ты видел его рожу? – спросил Вики, хрустя перцем чили. – Поэзия, ептыть.
Это был первый и последний раз, когда я услышал от Вики слово "поэзия".


Если вам давно не встречалась книга, с которой можно было бы хорошо посмеяться, возьмите "Как править миром." Это по-настоящему смешно. При том, что ни комичных ситуаций, ни натужного стремления хохмить. поражая читателя шутками юмора. Попытайся пересказать - получишь довольно мрачную картину: толстяк, оставивший позади не только первую, но и вторую (вообще все возможные) молодость: денег нет, семья, того гляди семья лишится дома; работы. нет, то есть, как бы есть и он числится в штате, но для того, чтобы получить задание, приходится пресмыкаться перед гнидой шефом.

Да, живет в Лондоне и имеет британский паспорт, за каковую возможность многие душу бы прозакладывали, но для него это данность "где родился, там и...", а жить в одной из самых дорогих мировых столиц. постоянно ощущая себя чужим на этом празднике жизни, сомнительное удовольствие. Все плохо, и все время, пока читаешь, смеешься. Вспоминая книгу после (у меня неделя прошла и впечатление успело отстояться), тоже не грустишь. Почему так? Ну, наверно у Тибора Фишера уникальный взгляд на вещи и такая манера подачи материала, которая может вытащить смешное из обыденной безнадеги. Некоторым дано, из них получаются звезды стенд-ап. Которые в перспективе и при толике везения занимают место среди тех, кто правит миром.

Наш герой не таков. То есть, ему точно не светит. Бакстер Стоун - режиссер кинодокументалист, и небесталанный. Даже, не побоюсь этого определения - весьма талантливый. Из тех, кто умеет вытащить интересное из самого безнадежного в смысле занимательности задания. Вот сделал же из репортажа о надувных замках, которым босс хотел заткнуть дыру в сетке вещания в самое нерейтиновое время - сделал же такую конфету, которая в несколько раз подняла количество просмотров. Или тот фильм о мужике с ложкой в ухе. В общем, он может. И с ним соглашается работать лучший из операторов, Вильгельм Штерн, Вилли – Бешеный Веган. Широко известный среди телевизионщиков как "этот псих", "псих бесноватый" или просто Семтекс.

На самом деле, это книга может многое поведать взыскующему знаний о кинодокументалистике и особенностях различных ее жанров. О том, что каждый документалист мечтает сделать художественное кино, даже имея в виду, что возможность выстрелить в десятку, сделав блокбастер или интеллектуальное фестивальное кино, которое посмотрят восемь с половиной зрителей, но твое имя утвердится в списке режиссеров-концептуалистов - даже при том, что такая возможность для рабочих лошадок стремится к нулю. Даже если твой фильм ляжет на полку, неважно где, в гохране или в кладовке профинансировавшего съемки русского нефтяника.

О кризисе профессии во времена, когда каждый сам себе кинодокументалист с камерой в кармане, а любая информация доставляется в любую точку Земли по одному клику мышкой совершенно бесплатно. Профессионалам в меняющемся мире надо бежать очень быстро, чтобы только остаться на месте, а если хочешь попасть куда-нибудь - нужно бежать вдвое быстрее. О том. что позитивная психология, будучи весьма приятной и облегчающей взаимодействие с миром, подходит не для всех; о том, что есть люди, для которых мрачный взгляд на мир такая же неотъемлемая их часть, как рука или голова. Что не мешает им быть блестящими профессионалами. Хотя сильно мешает наслаждаться жизнью.

Классная книга, умная и часто смешная. Говорят, Тибор Фишер во всех своих книгах таков. Значит буду читать его еще.

https://chto-chitat.livejournal.com/13778194.html


Метки:  

Отзыв на «Пепел Вавилона» Джеймс Кори

Пятница, 03 Мая 2019 г. 07:39 + в цитатник


Шестая по счету книга знаменитого цикла "Пространство" оказалась проходной.
К счастью, не по качеству текста, а всего лишь сюжетно. Здесь завершается одна масштабная история, связанная с бесчинствами так называемого "Вольного флота", не так давно едва не уничтожившего Землю, и берет начало новая, предпосылки к которой, различные намеки также были ранее.
Об этом мы узнаем в самом финале, и с удовольствием поймем, что от команды "Росинанта" так просто не отстанут, а значит, проблемы человечества они снова решат. Но прежде – во всей красе увидим противостояние Земли и экипажа самого известного корабля Солнечной системы с одной стороны и восставших астеров при поддержке почти всего Пояса – с другой.

Книга интересна в первую очередь наличием множества разных точек зрения на происходящее, буквально в каждой главе, глазами, словами и мыслями очередного участника событий с той или иной стороны конфликта. Таким образом, в тексте преобладают диалоги и рассуждения, а активных действий совсем мало, но ведь войны состоят не только из столкновений отрядов, эскадр, флотилий и прочего. Простые разговоры или принятые решения определенных людей также имеют вес.
Тем более, в данном случае все вовлечены в этот процесс, всё здесь взаимосвязано, каждый на что-то влияет своей деятельностью или отказом от этого. С ситуацией справился бы только отменный стратег, просчитывающий все варианты на много шагов вперед. И в определенный момент мы начинаем понимать, что такой человек существует. Осознаем, что все происходящее, "Вольный флот", разрушение экономики Солнечной системы, угроза голода как на планетах, так и на станциях, земляне, марсиане и астеры, пребывающие в замешательстве, и уже не понимающие, кто враг, а кто друг – все это часть долгосрочного плана.
Кроме того, книга увлекательна еще и потому, что прекрасно выписаны действующие лица и их мысли, рассуждения. Да, складывается порою ощущение, что одни персонажи, представленные в книге, совсем не нужны для развития сюжета, а другие недостаточно раскрыты; что команда Росинанта осталась неизменной, и даже пополнение экипажа новым и теперь постоянным его участником представлено как незначительный и свершившийся факт. Однако все равно, читать о старых знакомых, о том, как меняются их взгляды (у многих) приятно.
А ведь еще следует добавить сюда сложные и правдоподобные взаимоотношения внутри Вольного флота, особенно связку "отец-сын", когда младшее поколение с ужасом для себя обнаруживает, что старшее поколение не так уж и авторитетно в продвигаемом им мнении. И что делать в таком случае, когда веры в близких людей больше нет? Когда приходит осознание неправильности совершаемых по указке старших поступков? Когда выбранная сторона ничуть не лучше противников?
Все ответы будут даны. Само собой, заданы новые, но это, как говорится, уже другая история.
В общем, что следует сказать о книге:
"Пепел Вавилона" хорош, при том, что это уже шестая книга – иные писатели непременно "скатились" бы. А эти авторы постарались, и качество, если и снизилось, как могло показаться кому-то, то лишь на самую малость. И то по отдельным мелочам, в плане замедления развития некоторых персонажей или, скажем, изначального сомнения в адекватности "вождя" Флота – то, чем закончилась его деятельность, закономерно и очевидно.
В остальном интрига все еще сильна, стиль по-прежнему замечательный, от книги не оторваться, пока не прочтешь до финала, приносящего большое удовлетворение от того, что нужные люди получили по заслугам.

https://chto-chitat.livejournal.com/13778140.html


Г. Григорьев, "Сказка про Алю и Аля"

Пятница, 03 Мая 2019 г. 07:39 + в цитатник
В детстве у меня была книжка "Сказка про Алю и Аля". Тогда она показалась мне какой-то скучной, я прочитал только начало. И запомнил лишь некоторые эпизоды, а из персонажей - огромного пса по имени Парадокс. Некоторое время искал книгу в Интернете по запросу как раз о псе - ничего не находил. Отыскал только запись в блоге какой-то девушки, которая тоже не могла найти книгу в сети.

А потом мне на помогли её найти. Сейчас же и вовсе её нетрудно отыскать на нескольких сайтах. И я решил прочитать сию сказку. Просто вот хотелось прочесть то, что не было прочитано в детстве.

Конечно, она рассчитана на людей несколько иного возраста. Поэтому, вероятно, изложение очень простое, многое не объясняется никак. Ну я другого и не ждал. Оценить произведение мне сложно. С одной стороны, мне кажется, что написано оно все-таки не лучшим образом. С другой, как для сказки, так сюжет необычный. С третьей, в ней немало достаточно жёстких сцен, и я не уверен, что это хорошо для детей. В общем и целом в качестве сказки, думается, неплохая книга. Причём там, как я понимаю, немало сатиры и пародии на политиков, торговцев, военных, мироустройства в целом. Сказка писалась в советские время, так что, возможно, это была и сатира на капитализм, я не знаю.

Интересно, сам автор имеет/имел предмтавление о том, кто же такой Пес Парадокс? И чем Брынза питалась на Луне? А ведь сова осталась жива, это ясно из послесловия.

Кстати, у меня было впечатление, будто в детстве имелось несколько книг про Алю и Аля. Но нет. Автор планировал продолжение, об этом он прямо пишет в послесловии и даже указывает сюжетную деталь, вокруг которой будут разворачиваться дальнейшие события. Однако с тех пор прошло почти тридцать лет, продолжения нет, и я даже не знаю, жив ли автор.

Кстати, об авторе. Это Григорьев Григорий Игоревич. Не могу найти о нем никакой информации. Либо ссылки на книгу, либо на другого Григория Игоревича Григорьева - протоиерея.

https://chto-chitat.livejournal.com/13777774.html


Вопрос в преддверии 9 мая

Пятница, 03 Мая 2019 г. 07:20 + в цитатник
А какая для вас самая значимая книга о Великой Отечественной Войне? Выберите одну, пожалуйста. Ту, что оставила наиболее сильный след.

И этот же вопрос, но о Второй Мировой.

Заранее благодарю.

https://chto-chitat.livejournal.com/13777586.html


Метки:  

Eric Flint, 1632

Пятница, 03 Мая 2019 г. 07:19 + в цитатник


В нашем уютном ЖЖ в комментах частенько пинают жанр Альтернативная История. Диапазон претензий ну очень большой – от «это придумал Сталин и Суслов в 19-м году» до «совки ностальгируют - раньше у них и трава была зеленее и девки красивее». В общем, где-то такой спектр мнений…

Классическую и добротную АИ очень люблю. Махорцев органично не перевариваю.

И тут наступила ночь (с). Начал читать 1632 Эрика Флинта.

И тут мне махровцы мне показались милыми пионЭрами. В 1632 год проваливается целый городок из Западной Вирджии. Там по национальному составу вообще пипец, на 3000 жителей только 2 еврея. Негров и латиносов нет как класса. Оценили не политкорректность автора?

Есть перевод от аматоров на русский
http://budclub.ru/s/stepanow_k_e/1632.shtml

https://chto-chitat.livejournal.com/13777241.html


Метки:  

Бессонница. А.Крон

Среда, 01 Мая 2019 г. 11:21 + в цитатник
Необычное для меня чтение...Нахвалила мне этот роман одна хорошая знакомая, я долго собиралась -и все же прочитала. Впечатления неоднозначные...Это воспоминания о жизни, о войне, о любви, попытка анализа себя, своих поступков и чувств и своего окружения- от лица вполне себе успешного человека- известного ученого, врача, и даже генерала. Все хорошо у человека, он занят любимым делом, он в целом не разочарован социализмом и политикой своей страны, не слишком тяготится своим одиночеством-он сам его выбрал...Но не ощущает он себя счастливым- может быть от того, что любовь не сложилась, или от того, что в общем-то его как человека никто в этом мире не любит-просто за то, что он есть- он постоянно анализирует свои ощущения, чувства- и это очень увлекательно наблюдать, как ни странно. Этим мне роман понравился, там я нашла много созвучного лично мне.

Но есть вещи, которые автор рассказывает так просто, даже с иронией- которые вызывают чувство очень беспросветного ужаса тех лет-ну например история о председателе военного трибунала. Он типа такой вот слегка ограниченный, но честный, старательный советский юрист-ну да, решал кому жить, а кому помереть-ну что ж, закон есть закон. История о разведчике, не приведшего "языка" и попавшего под трибунал не кажется автору воспоминаний чем то особенным- это будни, да жестокие- но так надо...Ну повезло этому разведчику, по блату практически отправили его в штрафбат. Об этом рассказывается спокойно, даже с улыбкой (ну там такие обстаятельства, связанные со "смешной" операцией на интересном месте).... А у скольких не было такого блата? Весь такой рефлексирующий над всем подряд гл.герой-об этом ни секунды не размышляет. Это меня не то что покоробило, мне стало противно.
Последние главы романа выбились как-то из общей картины- там вдруг появляется действие, меньше рассуждений, вдруг появляется даже какая-то мелодрама- ощущение, что автор вдруг решил перестать мучить читателя "чувствами" и закрутил сюжетик.
Общее впечатление- для своего времени наверное очень смелая книга, сегодня некоторые мысли так же актуальны, а некторые смотрятся просто дико.

https://chto-chitat.livejournal.com/13777109.html


О биографии Ивана Ефремова

Среда, 01 Мая 2019 г. 00:25 + в цитатник
Ерёмина О. Смирнов Н. Иван Ефремов. (Серия ЖЗЛ, выпуск 1660 (1440), 2013 год)



Книги Ивана Ефремова я люблю с раннего детства, они во многом помогли мне стать самой собой. Но о жизни писателя я знала не так уж много, поэтому не могла пропустить биографию ученого и писателя, написанную Ольгой Ерёминой и Николаем Смирновым, и выпущенную в знаменитой серии ЖЗЛ.

Книга вызывает двойственное ощущение. Она на самом деле очень интересна, опирается на архивные данные, зачастую уникальные. И в то же время её нельзя считать только биографией.

Сначала о биографической стороне книги. Начинается она кратким очерком о жизни отца учёного, Антипа (Антона) Ефремова. И здесь меня ждало открытие. Долгое время я была уверена (это впечатление возникло из-за обмолвки, главного героя "Лезвия бритвы" Ивана Гирина), что Иван Ефремов родом из крестьян. С удивлением я узнала, что отец писателя, хотя и родился в крестьянской семье, своим трудом достиг положения купца второй гильдии, имел доходные дома в Санкт-Петербурге, и много средств вкладывал в создание школы в Вырице, где и родились его дети - дочь и оба сына. Но дальнейшая жизнь Ивана Ефремова полностью соответствовала тому, что я знала ранее. Беспризорный подросток, участвовавший в тринадцатилетнем возрасте в штурме Перекопа, учившийся у талантливых учёных, но урывками. Главы, посвящённые юности и молодости учёного читаются, как увлекательный приключенческий роман. Жизнь Ефремова намного интереснее, а главное - полезнее для всего мира, - чем жизнь героев Джека Лондона (при всей моей любви и уважении к американскому писателю). Главы о море (Иван Ефремов был знаком с капитаном Лухмановым, несколько лет служил матросом на Дальнем Востоке, бывал в том числе и в Японии) сменяются рассказами о начале научных исследований - самостоятельных разведок на Северной Двине, в степях Оренбуржья и Средней Азии. Невероятным сейчас кажется, что двадцатилетний парень без высшего образования становится руководителем геологических и палеонтологических экспедиций в Киргизии и Якутии. Недели переходов в сорокаградусные морозы, стычки с бандитами и дикими животными, борьба с чиновниками, во все времена старавшимися задержать финансирование экспедиций. Ефремов был одним из первопроходцев, прошедших по трассе будущего БАМа, изучал перспективы строительства будущего Комсомольска-на-Амуре; позже именно Иван Ефремов первым прошёл по реке Чара - в ноябрьские сорока-пятидесятиградусные морозы, пешком, почти без продовольствия.

Не менее интересно читать о научной работе Ефремова, об открытии новых видов ископаемых позвоночных, о создании новой науки - тафономии, признанной сейчас одной из основополагающих и для палеонтологов, и для геологов. Именно благодаря созданию тафономии Иван Ефремов считается в мире одним из основоположников научной палеонтологии XX века. (Последнее могу утверждать лично, поскольку общалась с иностранными палеонтологами).

Главы о науке, сохранении музейных коллекций в годы войны, жизни в эвакуации (Иван Ефремов участвовал в научных экспедициях, связанных с нуждами обороны) перемежаются с рассказами о начале писательской деятельности - созданием знаменитых "Рассказов о необыкновенном", послуживших основой для нескольких научных открытий уже 1950 - 60-х годов: открытия алмазов в Якутии, создания голографии, подводного телевидения (того самого, благодаря которому любительницы романтики в конце 1990-х наслаждались точнейшими съёмками Кэмерона в "Титанике"), прочного покрытия на основе бора - боразона. Именно благодаря рассказу Ефремова о клипере "Катти Сарк" в Англии обратили внимание на состояние парусника и, восстановив его, превратили в музей.

Невероятно интересны главы о знаменитой Гобийской экспедиции, вошедшей в мировую историю палеонтологии. Однако эти главы основаны на книге Ефремова "Дорога ветров", и скорее дополняют её.

Эта линия книги заканчивается подробным рассказом о написании знаменитых и, к сожалению, так и недооценённых романов, созданных писателем в период с 1955 по 1972 годы. Авторы биографии на основе семейных архивов, переписки с друзьями и читателями, других источников опровергают многие слухи, касавшиеся личности Ефремова и возникшие ещё при жизни писателя. Из этой части книги можно узнать о взглядах писателя на коммунизм (думаю, тогда отпадут претензии к "заидеологизированности"), некоторых прототипах героев Ефремова, о его отношениях с третьей женой, поддерживавшей его всё время болезни (писатель надорвал здоровье в экспедициях и с конца 1950-х находился на инвалидности из-за проблем с сердцем). Именно жене Таисии Ефремов посвятил свой последний роман "Таис Афинская".

Всё это, а также впервые публикуемые цитаты из писем писателя делают книгу Ерёминой и Смирнова не просто интересным чтением об одном из достойнейших людей XX века, но и историческим исследованием, и это несомненный плюс книги, то, ради чего её стоит перечитывать, и неоднократно. Но есть и серьёзные минусы, касающиеся в основном последних глав и отражающие мировоззрение скорее авторов книги, что в исторической биографии не может считаться допустимым.

Первое, что насторожило меня - явный анахронизм в главах о первых рассказах писателя, а именно о рассказах "Белый Рог", "Обсерватория Нур-и-Дешт" и "Эллинский секрет". Рассказы написаны 35-летним палеонтологом в 1943-44 годах, в эвакуации, после тяжёлой болезни. В то время и в тех условиях он не мог знать о теории, наиболее полно описанной Риан Айслер в книге "Чаша и клинок" (Сан-Франциско, 1987) - эта теория оформилась уже после смерти учёного. Однако авторы биографии проводят параллели в образах, созданных Ефремовым, именно с предложенными Айслер символами (мужчина - клинок, женщина - чаша). Наиболее простое объяснение, что Ефремов описывал обычные в археологических исследованиях предметы, авторы почему-то даже не упоминают.

В главах, посвящённых истории создания романов, авторы биографии вообще допускают невозможные для исследователей вещи. Да, Иван Ефремов, как и многие его образованные современники, увлекался индийскими духовными практиками и философией Рерихов, читал Блаватскую. В его романах, особенно в "Лезвии бритвы", этот пласт культуры и философии затронут очень серьёзно, вопросы духовных практик поднимаются и в других его книгах, в том числе в любимом мной "Часе быка". Но Ефремов - учёный, отлично понимавший ответственность за каждое своё слово. Как обычный человек, он мог увлекаться эзотерикой, мог быть последователем Живой Этики Рерихов. Как учёный, он понимал, насколько серьёзно его слова могут повлиять на читателей, а также то, что духовные практики не имеют пока научного подтверждения и не могут напрямую переноситься в книги, тем более научные и научно-фантастические. Наоборот, он постоянно подчёркивает главную мысль: любое открытие основывается не на откровениях, а на научных данных, знании психологии и физиологии человека. Эта мысль подчёркивается постоянно и ясно прописана в диалоге Гирина с индийскими йогами ("Лезвие бритвы"). Авторы биографии, наоборот, в последних главах довольно агрессивно проповедуют философию Рерихов, выступая уже не биографами учёного и писателя, а адептами Живой Этики. И это вызывает диссонанс, более того, плохо знакомые с творчеством Ефремова могут принять мнение биографов за взгляды самого писателя. Это может свести на нет значение на самом деле достойной книги.

Ещё одним минусом, характерным вообще для многих сторонников Ефремова, стала безоговорочная вера в его правоту по всем вопросам, касающимся будущего человечества. Любой человек живёт в определённых исторических условиях, он - дитя своего времени, своего опыта. Ефремов - тоже человек своего времени. Он, как и многие его современники, верил в то, что изменение климата или уничтожение хищных животных - благо. Он был сторонником воспитания детей отдельно от родителей. Это идеи середины XX века, характерные не только и не столько для нашей страны (СССР), но и для многих других стран, в том числе США и Европы (евгеника как основа общества была принята в том числе в США ещё в конце XIX века). Время изменилось, мы намного больше знаем о сложности экологических систем (и сам Ефремов в "Часе быка" затрагивает этот вопрос, высказывая противоположные своим же словам из "Туманности Андромеды" мысли). Известно и о глубокой психологической связи ребёнка с матерью, нарушение которой грозит психическими заболеваниями. Но авторы биографии почему-то упорно утверждают правоту Ефремова во всех вопросах, что превращает биографию реального человека в какое-то подобие жития святого, а то и пророка. Это напрягает даже тех, кто искренне любит книги Ефремова и считает его своим учителем. Более того, такая форма рассказа об учёном даёт повод критикам творчества Ефремова и даже его врагам (да, они реально существуют, и очень злобно и необъективно отзываются о его творчестве) не просто критиковать, а извращать слова писателя, выводя из них прямо противоположное первоначальному смыслу. И необдуманные слова авторов биографии не помогают, а мешают пониманию книг Ефремова.

Подводя итог, могу сказать: биография Ивана Ефремова написана интересно, живо и с искренней любовью к личности учёного и писателя, но последние главы и трактовка некоторых моментов творчества вызывают вопросы. Читать книгу рекомендую, и даже очень рекомендую, но сначала советую прочитать хотя бы две-три книги самого Ивана Ефремова (лучше всего фантастические романы "Туманность Андромеды" и "Час быка" - они связаны логически и хроногологически, - и исторический роман "Таис Афинская").
Всвязи с разгоревшимися в комментах дискуссиями, не касающимися отзыва, а затрагивающими идеологические взгляды Ефремова, настоятельно прошу комментировать только сам отзыв о биографии!

https://chto-chitat.livejournal.com/13776822.html


Метки:  

Помогите найти книгу

Среда, 01 Мая 2019 г. 00:25 + в цитатник

Добрый день. Помогите найти книгу. Книга об искусстве управления государством и политике на основании мудрости древнего Востока. Книга была издано в твердом переплете, примерно 1990 -1992 г.

https://chto-chitat.livejournal.com/13776600.html



Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 375 374 [373] 372 371 ..
.. 1 Календарь