-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 100




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Найти книгу

Понедельник, 15 Апреля 2019 г. 21:22 + в цитатник
Уважаемые сообщники, мучительно пытаюсь вспомнить книгу, которую читала 10-12 лет назад.
Сюжет строится на том, что люди стали продлевать активный период жизни, и в обществе есть жёсткое разделение - у "стариков" есть деньги и места работы, у молодёжи нет ни денег, ни перспектив. Главная героиня прошла процедуру омоложения, и оказалась между двух "лагерей", в итоге бросила прежнюю жизнь и деньги и отправилась в путешествие. Поменяла имя после омоложения, и то ли прежнее, то ли новое её имя - Мия (Миа).
Что за книга это может быть?

https://chto-chitat.livejournal.com/13765880.html


Апофения. Александр Панчин

Понедельник, 15 Апреля 2019 г. 10:56 + в цитатник
панчин.jpgХудожественная ценность у книги невелика.

Сюжет куцый, язык топорный, диалоги натянутые, персонажи невнятные, а главное, если ранее вы читали отличный нон-фикшн Александра Панчина или бывали на его лекция, то вам все время чтения этой маленькой повести будет видеться и слышаться автор.

А вот идея ради которой молодой биолог и популяризатор науки из научно-популярного автора попытался переквалифицироваться в художественного достойна уважения, даже не смотря на то, что автор подает ее "в лоб". Панчин – идейный доброволец на войне с антинаучным абсурдом и мракобесием. И в "Апофении" он щедро "раздает на орехи" всем своим оппонентам сразу и гомеопатам, и антипрививочникам, и астрологам, и богословам, и пустословам, разве что профильным врагам – противникам ГМО мало внимания уделено в книге.

А еще меня не покидает ощущение, что Александр все же идеалист. Нет, не в том смысле, что он сомневается в материальной природе этого мира – тут он кремень! А в том, что не смотря на те тонны ереси, через которые Панчин наверное регулярно продирается как член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований и участник экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, он все же сохраняет веру, что "разум когда-нибудь победит".

https://chto-chitat.livejournal.com/13765378.html


Никлас Натт-о-Даг "1793. История одного убийства"

Воскресенье, 14 Апреля 2019 г. 12:27 + в цитатник

Стокгольм, 1793 год. Бывший солдат Микель Кардель и судебный служащий Сесиль Винге, подрабатывающий в полиции, расследуют убийство: в озере найдено тело мужчины, лишённое рук, ног, языка и глаз. Судя по заживлению культей, отрезали конечности поочередно, то бишь несчастного где-то держали и подвергали мучениям в течении длительного времени, а затем завернули в кусок дорогой ткани и бросили в воду. Наши сыщики та ещё парочка: здоровяк Кардель на войне лишился руки, у утончённого и образованного Винге со здоровьем более, чем паршиво. Но по следу оба пошли ловко и с энтузиазмом. Куда же заведет их расследование этой жути?

Атмосфера создана превосходно : внешний антураж, нравы, социальная обстановка Стокгольма конца восемнадцатого века - все это ловко вплетено в сюжет, или, правильнее сказать, сюжет ловко помещен в отлично созданные декорации. В послесловии автор пишет, что использовал в своем романе реальные исторические факты, например, о смене полицейского начальства или о вражде пастора и инспектора в Прядильном доме. Манера изложения красочная и умеренно обстоятельная. Натуралистические описания выловленного тела и иные подробности того же рода присутствуют, как и жуть психологического характера. Тандем главгероев довольно типовой: побитый жизнью и войной Кардель - простой мужик с добрым сердцем, и интеллигентный Винге с чахоткой, классическим образованием и взглядами, опередившими время, в котором он рожден. Несмотря на это к ним быстро привязываешься и главы о них самые занятные.

События развиваются то неторопливо, то ускоряются. В повествовании плавно чередуются триллер и драма, и делится оно на несколько частей.
Первая: завязка детективной линии, знакомство с Карделем и Винге - весьма увлекательно и интригующе.
Вторая: история бестолкового юноши, поворачивающая в неожиданную сторону и переходящая в отборную жуть. Эти главы также хороши.
Третья: рассказ о бедной девушке, облыжно обвиненной в распутстве. Сама по себе история неплоха, но в этом повествовании она совершенно ни к чему - только порождает затянутость. Ощущение, будто автору просто хотелось куда-нибудь прилепить обретенные познания о жизни в Прядильном доме.
И четвёртая часть - это развязка, итог. Возвращение к Карделю и Винге радует, психологическая сторона на высоте. Правда, "исповедь монстра" можно было изложить и покороче.

Детективная линия, как выяснилось в итоге, звёзд с неба не хватает, несмотря на многообещающую затравку. Но в целом - атмосфера, декорации, психологизм, персонажи и должная степень жути - роман неплох.

https://chto-chitat.livejournal.com/13765162.html


Метки:  

Л. Слимани "Идеальная няня"

Воскресенье, 14 Апреля 2019 г. 04:51 + в цитатник

Название этой книги в русском переводе отличается от оригинального, но контраст остаётся не меньшим: с первых же страниц шокирующая история про няню, убившую детей, которых воспитывала. Как такое могло произойти? Всё было идеально: благополучная семья без каких-либо конфликтов, няня с отличными рекомендациями, которая всё делает по хозяйству и превращает жизнь детей в праздник, её даже берут разок в семейную поездку в Грецию. Почему же настала такая ужасная развязка?

Автор рассказывает всю историю семьи и взаимоотношений с няней, которые меняются, к сожалению, не в лучшую сторону. Накапливаются недосказанности, а дети подрастают, и надобность в няне исчезает. Не могу сказать, что трансформация в изложении Слимани выглядит полностью логичной и постепенной, но в целом, с ней соглашаешься. Кто няня: наёмный работник или член семьи? Наверное, где-то между, и относиться к ней потребительски - значит подвергать риску свою собственную семью. Как можно рассчитывать получить любовь, не давая её взамен?

Эти выводы на поверхности. Но, придя к ним, нельзя не задуматься о том, только ли к няням это относится? Вся наша жизнь сплетена из общения с окружающими, и её качество напрямую зависит от качества этого общения. Если между нами и остальными висит занавес, мы можем упустить что-то очень важное. И любовь в этом контексте понимается уже как христианская любовь к ближнему. Там, где правит любовь, нет места для ненависти.

https://chto-chitat.livejournal.com/13765022.html


Метки:  

Отзыв на «Полмира» Джо Аберкромби

Пятница, 12 Апреля 2019 г. 03:10 + в цитатник

"Все это - часть плана" - как сказал один известный злодей. Поначалу нам так и кажется. Одни персонажи планируют свои многоходовки и используют других, судьбою битых за свой характер и потому использование не замечающих.
Затем на первое место выходит путешествие, как часть этого плана, и мы ненадолго отвлекаемся, вместе с героями преодолеваем трудности на пути, радуемся их победам и сокрушаемся горестям.

Благодаря качественной проработке характеров мы имеем возможность с неугасимым интересом наблюдать за развитием персонажей, как второстепенных, так и центральных, вроде девушки-воина и парня-воина. Первая старается доказать, что лучше всех, в том числе и во всяких не женских делах, вроде военных походов и, соответственно, массовых убийствах; второй же страдает из-за желания творить добро и справедливость, но невозможности этого делать по целому ряду причин. То себе сделает хуже, сказав правду (или не сказав по трусости), то другим сделает больно, опять же, сказав тогда, когда следовало промолчать, и ничего не сделав, хотя ситуация требовала иного поведения.
Вследствие этого книга оказывается полной напряженных моментов, представляющих опасность здоровью, смешных моментов, когда кто-то не так понял, и, как говорится, понеслось; и драматичных моментов, заставляющих героев раз за разом преодолевать себя, переступать через свои желания и убеждения. И чем дальше по сюжету, тем сильнее мы "прикипаем" к героям, тем болезненнее воспринимаем все несчастья, сваливающиеся на них один за другим.
Особенно заметно это становится ближе к финалу, когда планировщики вновь дергают за нитки - за жизни героев становится по-настоящему страшно.
Этим книга и сильна – персонажами. Не такими уж оригинальными в плане образов, но сложными, разными и живыми. А главное – развивающимися.
Сильна демонстрацией взаимоотношений между ними и развитием их.
Историей, в которой вскоре становится ясно, к чему все идет, и все равно увлекательной. Благодаря, конечно же, действующим лицам.
Миром также, добротно собранным из простых, работающих элементов. Пусть он и с намеками на свое далеко не фэнтезийное происхождение. Не так важно по понятной причине.
Изрядной долей юмора, не слишком тонкого, но в данном случае вполне уместного и не пошлого. Хорошо разбавляющего драму и поддерживающего людей во всех их невзгодах.
Таким образом, что следует сказать о "Полмире":
Это вторая книга трилогии, но вполне самостоятельная благодаря новым главным героям. Динамичная, иногда непредсказуемая. Часто жестокая и не справедливая. Показывающая, как человек добивается высоких результатов в том, в чем видит свое призвание. И не важно, кто он по происхождению, не важно, какое мнение у окружающих на этот счет.
Кроме того, "Полмира" подойдет не только подрастающему поколению, но и вполне состоявшимся личностям, желающим отвлечься и почитать о ком-то, кто еще не приобрел за годы упорных стараний всякие хитроскроенные закидоны и не подселил в свою голову полчища различных тараканов. И это еще один довод в пользу прочтения книги.

https://chto-chitat.livejournal.com/13764827.html


Метки:  

Помогите найти рассказ

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 20:34 + в цитатник
Привет!
Как-то давно прочитала рассказ, который меня очень впечатлил, а теперь не могу нигде найти, т.к. не помню ни автора, ни название. Только сюжет смустно. Там что-то о том, как один человек понял, что мы по сути являемся кмпьютерами, созданными высшим разумом для решения его задач. Поэтому мы используем только небольшую часть своего мозга (процессора) для решения собственных задач, а все остальное постоянно делает какую-то работу для всевышнего. И этот человек как-то "взломал" свой мозг и практически стал всемогущим, но очень боялся расплаты за это. И однажды он все же исчез, но после себя оставил какие-то записи в тетради.
Мне даже кажется, что возможно этот рассказ был победителем на одном из конкурсов "Рваная грелка".

https://chto-chitat.livejournal.com/13764590.html


Метки:  

Топ-10 негативных персонажей русской классической литературы

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 20:34 + в цитатник
Здравствуйте уважаемые.
Вот,решил представить :-) Интересно Ваше мнение-совпадет с моим или нет :-)
Итак...
10 место Кирила Петрович Троекуров ("Дубровский" А. С. Пушкин)

Помещик, отставной генерал-аншеф. Праздный сластолюбец и любитель выпить. Абсолютный самодур, который ради скуки и прихоти готов пожертвовать чем угодно. Скажем, он любит свою дочь Машу, но выдает её за нелюбимого ею старика. Отсуживаем имение у своего старинного товарища. Да и вообще-крайне неприятная личность. Хотя все это исключительно от скуки- что еще противнее.


9 место - Сергей Иванович Тальберг ("Белая Гвардия" М.А. Булгаков)

Предатель, трус, приспособленец. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить. Причем придает не только службу, начальство,власть, но и друзей и даже семью. Он супруг Елены Турбиной.

Помните как он говорит жене: "Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее в мае, мы приедем в город. Ты ничего не бойся". Соврал, ибо просто бежал за границу. Тальберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917 года и, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова. Неудивительно.

8 место Грушницкий ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов)

Забавно, но в повести у Грушницкого нет имени :-)) Он создан, как некий "двойник Печероина",но отрицательный Пустой, неискренний и пафосный он "... из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение..."".

Грушницкий влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием, но потом влюбляется в Печорина. Дело заканчивается дуэлью. Грушницкий настолько низок, что сговаривается с друзьями и они не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Грушницкого. И того не жаль.

7 место Барыня ("Муму" И. С. Тургенев)

Один из самых неприятных второстепенных перснажей. Без имени, трудно сказать о ее внешности. Старуха-самодурка. Она живет в своем доме в Москве. Также у нее есть несколько деревень, где живут и трудятся ее крепостные. Барыня - старая вдова: "...жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж..." Барыня живет уединенно и редко бывает на людях, и у нее много прислуги. Она держит своих людей и крестьян "в черном теле", повторюсь -самодурка.

Помните как она выдала прачку Татьяну, в которую был влюблен Герасим, за пьяницу башмачника Капитона, чем сгубила обоих. Барыня по своему усмотрению вершит судьбы своих крепостных, нисколько не считаясь с их пожеланиями, а подчас и со здравым смыслом. Жаль и Герасима и Муму. Барыня вызывает омерзение

6 место Алексей Иванович Швабрин ("Капитанская дочка" А. С. Пушкин)
Предатель, низкий человек и трус

Швабрин был сослан в Белогорскую крепость за дуэль, на которой его противник был убит. Относился к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Нет чести и он способен оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева. Иудушка.

Не стал своим там, и окончательно потерял уважение среди своего круга: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".

5 место Федор Павлович Карамазов ("Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевский)

Помещик -глава семьи Карамазовых и отец Дмитрия, Ивана и Алексея Карамазовых, Сластолюбец, очень скуп, завистлив, бестолков. Был готов на все ради денег и женщин. Абсолютно беспринципен и у него нет понимания добра и зла. Есть только его интересы и все. К зрелости обрюзг, стал много пить, открыл несколько кабаков, сделал своими должниками многих земляков...

Стал соперничать со старшим сыном Дмитрием за сердце Грушеньки Светловой, что подготовило почву для преступления - Карамазов был убит своим незаконорожденным сыном Петром Смердяковым.

4 место Мальчиш-Плохиш ("Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове". А.П. Гайдар).
Это,конечно,не русская классическая литература. Но давайте сделаем допущение :-) Пусть это будет "почти русская классика".

Мальчиш-Плохиш - стал собирательным образом предателя и вообще мерзавца.
Как было дело: Случилось это после войны, когда Красная Армия прогнала белые войска проклятых буржуинов. И жили все тихо и спокойно. Но напали опять буржуины из-за Черных гор. И стали уходить все мужики воевать, и настало время, когда одни старики остались. Тогда Мальчиш-Кибальчиш призвал всех: "Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?" Отправились тогда они на подмогу. И лишь один Мальчиш-Плохиш захотел всех обхитрить и таким образом пробраться в буржуинство.

Чем кончилось: Не могли буржуины победить Мальчиша-Кибальчиша. А Мальчиш-Плохиш взял да и подсобил им: дров нарубил, сена натащил, зажег ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да желтыми патронами. Прогремел взрыв, и схватили буржуины Мальчиша-Кибальчиша. Внаграду получил корзину печенья и бочку варенья
Что в итоге: Предатель своего дела добился: Мальчиша-Кибальчиша пытали и убили, но не сказал он им красноармейской тайны. А Красная армия пришла и разгромила буржуинов. "А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг.
А про Мальчиша-Плохиша больше никто и не вспоминал. Избежал, значит наказания :-)

3 место Виктор Ипполитович Комаровский ("Доктор Живаго". Б.Л. Пастернак)
Богатый и безпринципный адвокат

Он виновен в разорении семьи Живаго и в гибели отца главного героя, он сожительствует с матерью Лары и с самой Ларой. Наконец, Комаровский обманом разлучает Живаго с его женой. Комаровский умен, расчетлив, жаден, циничен.

Дочь Лары и Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывала после, что Комаровский был "русским министром в Беломонголии" и при наступлении красных уехал, увезя с собой Лару.

2 место Порфирий Владимирович Головлев ("Господа Головлёвы" М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Там все прекрасны:-) Но самый противный, безусловно Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой, Он последний представитель вымороченного рода". Он лицемерен, жаден, труслив, расчетлив. Он проводит жизнь в бесконечных кляузах и тяжбах, доводит до самоубийства сына, при этом имитирует крайнюю религиозность, читая молитвы.

Под занавес своей темной жизни Головлев пьянствует и дичает, уходит в мартовскую метель. Утром находят его окоченевший труп. Отвратительный персонаж, которого не жалко.

1 место Аркадий Иванович Свидригайлов ("Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский)

Свидригайлов -активный,умный и сильный персонаж,который работает исключительно во зло. Он вдовец, в свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены. Из-за домогательств Свидригайлова сестра Раскольникова потеряла работу.

Узнав о том, что Раскольников - убийца, Лужин шантажирует Дуню. Девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается. Свидригайлов - негодяй идейный, он не испытывает нравственных терзаний. Ему просто скучно. Он зло делает ради зла, и чтобы развеять скуку. Но она его одолевает и он в итоге кончает с собой выстрелом из револьвера.

А каков Ваш список?
Приятного времени суток.

https://chto-chitat.livejournal.com/13764231.html


Посоветуйте книгу, пожалуйста

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 14:27 + в цитатник
Друзья, я сейчас дочитываю "Здесь была Бритт-Мари" Фредрика Бакмана. Уже купила все книги этого автора, которые у нас издавались. Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь похожее - добрую и умную книгу с тонким юмором. Сейчас очень тяжелый период в жизни.
Насчет стиля и направленности: люблю Гавальду. Также очень понравилась книга "Дом, в котором..." Мариам Петросян. Жаль, не вижу больше ничего подобного.
Соглашусь и на добротный детектив (как у Филипа Керра). "Седьмую жертву" Алана Джекобсона мучаю уже давно. Но живописание растерзанных тел и выколотых глаз только усугубляет состояние.

https://chto-chitat.livejournal.com/13763982.html


Посоветуйте энциклопедию для взрослых

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 14:26 + в цитатник
Есть деревенский дедушка 80 лет. Любит разгадывать кроссворды и "Поле Чудес". Много читает, но бессистемно. Хочется подарить хорошую познавательную книгу из разряда "Все обо всем", не очень сложную, но и не совсем детскую. Язык русский или украинский.

https://chto-chitat.livejournal.com/13763752.html


Метки:  

Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса»

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 11:46 + в цитатник
О книге Юн Ха Ли "Гамбит девятихвостого лиса", пожалуй, не высказался только ленивый. Вот этот самый ленивый, то есть я, решил-таки написать свой обзор. Но начну с разговор не книге, а об отзывах на неё. А они очень противоположные. Одни - восторженные, другие - мрачно-хулительные. Почему же так происходит?
А дело, на мой взгляд, в том, что автор сразу, с первых страниц книги, даёт очень яркий, поразительный в своей оригинальности мир. Календарные войны, новые техники и технологии, взаимоотношения, не привычные и не понятные читателю. Чтобы только приучить мозг ко всему этому нужно страниц тридцать, зато потом ты полностью погружаешься атмосферу нереального, чужого, совершенно лишённого привязки к обыденности мира. Но потом этот мир становиться всё привычнее и привычнее, потому что мозг под него уже адаптировался. А автор новых "чудес" не даёт, он начинает разрабатывать сюжет, раскрывает перед нами судьбы героев. И вот тут возможно разочарование, бывшие заслуги автора уже забыты и появляется некая обида, а почему так, мы же ждали большего. Других причин ругать этот роман я не вижу, да недочёты есть, но это такая малость по сравнению с общей картиной, что даже не стоит пристального внимания. Я вот лично рекомендую читать роман Юн Ха Ли "Гамбит девятихвостого лиса" потому, что он прекрасен совершенно нестандартным мышлением автора. Кроме того, мне всегда нравились истории, где один человек решает бросить вызов Империи.
Повествование идёт от лица капитана Кел Черис, в её тело вселяют немертвого генерала Джедао, который не проиграл ни одной битвы, но был лишён тела и заключён в "чёрную колыбель", как самый опасный преступник и архипредатель. Во время одного из заданий он сошёл с ума и уничтожил не только армию противника, но и свою собственную, а потом собственноручно расстрелял офицеров своего штаба.
Почему Джедао это сделал, так и осталось загадкой. Его объявили безумцем. Но так ли безумен Джедао, как кажется или его безумие – это хорошо продуманный план? Постепенно мы понимаем, что именно Джедао и есть главный герой книги.
Конец книги довольно открытый. Сразу понятно, что будет продолжение. (Оно существует, вопрос лишь в том будет ли перевод на русский). Но ждать или не ждать его, это уже зависит от читателя. Лично я читала "Гамбит девятихвостого лиса" с большим удовольствием, а это, как ни крути, основное, чего мы хотим от художественной литературы. Так что если будет выпущено продолжение, я его безусловно не пропущу.
Фотографии книги в суперобложке и без.


DSC_0053.JPGDSC_0054.JPG

https://chto-chitat.livejournal.com/13763343.html


История паровозов

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 11:46 + в цитатник
Подскажите, пожалуйста, что можно почитать о начале и первых годах паровозостроения и внедрения железных дорог в Англии? Интересует как художественная литература, так и исторические исследования. Также интересует личность Джорджа Стефенсона, его сына Роберта Стефенсона и его ученика Джозефа Лока.
Помимо этого, возможно, сможете посоветовать художественные книги и фильмы о "паровозной романтике" (интересуют именно более-менее ранние годы индустрии, до начала двадцатого века).

https://chto-chitat.livejournal.com/13763316.html


Метки:  

Джон Вердон "Не буди дьявола" (серия о Дэйве Гурни)

Четверг, 11 Апреля 2019 г. 01:40 + в цитатник

Бывший полицейский Дэйв Гурни соглашается оказать услугу давней знакомой: проконсультировать ее дочь Ким, взявшуюся снимать документальный фильм о семьях жертв серийного убийцы по прозвищу Добрый Пастырь, который десять лет назад убивал состоятельных людей и так и не был пойман.
Как несложно догадаться, работа над фильмом - сбор материала и беседы с родными погибших - ворошит нечто, что тревожить не следовало (или наоборот, следовало?) и провоцирует новый виток притихшей на десятилетие маньячной истории.

Несмотря на то, что Дэйв Гурни в отставке, в романе царит атмосфера полицейского детектива.
Завязка плавная, но интересная. Первые страницы полны описаний одолевшей Гурни депрессии, но не пугайтесь, вскоре закрутился основная интрига и повествование приобретет более бодрый характер. Просмотрев собранные Ким материалы, Гурни печёнкой чует - в деле неуловимого Доброго Пастыря что-то не так, и принимается копать, при активном участии знакомого нам по предыдущим книгам детектива Хардвика с занятным характером и красочной манерой речи. Загадок во всей этой истории - хоть отбавляй, так что наблюдать за попытками Дэйва их распутать, очень интересно. Как и за его манерой работать.

Итак, история Гурни и Доброго Пастыря увлекательна, чего не скажешь о разгадке. Ибо "чудесное озарение", пришедшее к нашему "суперкопу" ближе к финалу - это простейшая теория, до которой совершенно несложно додуматься едва ли не в начале. По крайней мере, фигурировать в числе рабочих версий она должна была, иначе создаётся ощущение, будто травма головы с прошлого расследования у Гурни куда круче, нежели описывается. Впрочем, то, что воспоследовало из этого запоздалого открытия, получилось достаточно интересным и эффектным.

В целом хороший детектив.

https://chto-chitat.livejournal.com/13762984.html


Метки:  

Ищу фантастический рассказ

Среда, 10 Апреля 2019 г. 19:56 + в цитатник
Здравствуйте, друзья!
Рассказ, который ищу, читала очень давно, в каком-то сборнике. Поэтому даже не знаю - советский был автор или иностранец.
Сюжет такой: космический корабль летит к супер-дальней звезде, в супер-длинное путешествие. Никто из экипажа не сможет увидеть больше своих близких, оставшихся на Земле.Даже связи с Землей нет. Но они все молодцы и герои, хотя и очень тоскуют.
И вот, в один прекрасный день, командир корабля замечает странные разговоры среди своих подчиненных. Они говорят о своих домашних не как раньше - с тоской, а так, как обычно обмениваются новостями люди на Земле. Например, один говорит, что у его сына появился новый зубик. Но он этого знать никак не может, во время старта жена была еще беременна.
И выясняется, что его подчиненные открыли в себе сверхспособности: они могут просто перенестись на Землю в одно мгновение и так же вернуться на корабль. Сначала ненадолго, а когда все открылось они стали отсутсвовать все дольше и дольше, пока корабль не опустел. Но, потом, они все же решают взять себя в руки и продолжить полет.
Будте добры, подскажите название, кто читал :) Лет пять уже пытаюсь вспомнить :)

https://chto-chitat.livejournal.com/13762655.html


Метки:  

читательский дневник. март

Среда, 10 Апреля 2019 г. 14:19 + в цитатник



1. Владислав Крапивин. «Дети синего фламинго». Эту книгу я прочитала в детстве наибольшее количество раз, измеряющееся десятками, многое меня в ней цепляло — и буквально географическая близость «параллельного» мира, легкость попадания туда и оттуда, и жуткие одинокие и величественные образы гигантского Спрута, огромной лестницы и катящегося по ней смертоносного шара, и будоражившие детский ум сцены публичной экзекуции, за которые Крапивина в 90-е долго клеймили; и крепость, в которой живут дикие дети, сбежавшие от контроля — из города, где нет молодых, где обреченные на послушность дети сразу становятся румяными бюргерами, минуя опасный возраст... Я прочла ее снова спустя четверть века, чтобы проверить, что изменилось в ней за это время. Каменный шар превратился в цилиндр. Остальное все так же сильно.

2. Катарина Масетти. «Парень с соседней могилы». Как ни странно — с таким-то названием — это роман нисколечко не о смерти, а целиком и полностью о любви. Прямо скажем: мелодрама про отношения! Но при этом все равно хорошая. Она о том, как пытаются ужиться друг с другом люди из принципиально разных классов — городская интеллектуалка и простак-фермер. Проявившийся в паре контраст то заводит их, то — гораздо чаще — раздражает, отталкивает, делает всякое взаимодействие невыносимым. При этом они оба по-своему очень рассудительны, и это замечательно, это не позволяет истории скатиться в чистые эмоции. Случись это — и тогда («Ах, я не могу без него!..») книжка стала бы откровенно плоха. А так — хочется следить за ходом их рассуждений по мере развития и распада романа.

3. Джеймс Бьюдженталь. «Наука быть живым». Книги из этой серии я читала в юности в Доме книги, стоя между полками. Почему-то их не было в библиотеке; денег, разумеется, не водилось и подавно; а психотерапия интересовала так, что я приходила туда и читала отрезками минут по пятнадцать, каждый раз уходя от полки, когда ко мне начинала проявлять внимание охрана. Почему-то я так читала только психотерапевтическую серию и Берроуза, не могу объяснить. Иногда на следующий день я не находила книги на полке. Может, ее успевали купить, а может, это мной-нелегалом так вели борьбу книгопродавцы. В общем, Бьюдженталь был одной из этих книг, пропавших на полпути, и я рада, что спустя двадцать лет я наконец сумела ее вспомнить и дочитать. Это хроника терапевтической работы с несколькими разными пациентами, зачастую на грани откровенности и разумности. Например, когда психотерапевт предлагает пациентке раздеться перед ним — нарушает ли он правила или в экспериментальной работе не важны правила, лишь бы помогло? Есть чем возмутиться, есть над чем задуматься. Кроме того, когда слушаешь эти диалоги — а я слушала эту книгу, и, надо сказать, это совершенно великолепная работа чтеца (Андрея Назимова), создающего такие настоящие диалоги между терапевтом и его пациентами, включая женщин (у чтецов бывают очевидные проблемы с тем, чтобы перевоплощаться в персонаж иного пола, — но у Назимова это получается с максимальной адекватностью) — очень много понимаешь не только об этих людях, но и, конечно, о самом себе. И хочется принимать совсем другие решения, и хочется быть живым.

4. Эдуард Веркин. «Облачный полк». Это проза для подростков о войне. История, которую дед рассказывает внуку — как он сам в его возрасте был партизаном. Предисловие расхваливает книгу так старательно, что в результате приводит к разочарованию; где этот «уникальный ракурс» Веркина, в чем он? В разговоре деда и внука, обрамляющем произведение? Не знаю, может, нынешнего подростка и нужно привлекать в роман о партизанах помахиванием смартфона во вступлении, этаким символом сближения: «у тебя тоже есть смартфон и есть дедушка, значит, это может быть и твоя история», — но мне не кажется этот ход чем-то особенным. Или речь о том, что это война глазами подростков, во многом наивных, отчаянных пустобрехов, заполняющих пробелы в знаниях лихими байками, ждущими своего первого убитого немца? В этом и правда есть соль, но все-таки нет уникальности. В целом — книга наверняка понравилась бы мне больше, если бы излишне цветистое предисловие не заставило меня искать в ней чего-то большего.

5. Ксения Букша. «Рамка». Не слишком далекое будущее. Как повезет. Начнут ли нас чипировать через двадцать или через пятьдесят лет, скоро ли чипы станут петь по вечерам гражданам обязательную колыбельную о том, как в государстве все хорошо. Важно, что сами люди к тому времени не изменятся. Завязка сюжета в том, что на острове должна произойти инаугурация нового правителя, и на нее приезжают самые разные люди, но когда они проходят через рамку на входе — рамка пропускает не всех. Тех, кого она отсеет, запрут в небольшой камере. И в камере каждый из них расскажет свою историю. Букша потрясающе работает со словом и со стилистикой, я восхитилась этим еще после ее «Завода», — но иначе, чем, скажем, Сорокин: в ее игре гораздо больше истинных переживаний, несмотря на сюрреалистичность мира, в котором творится событие. Очень захватывает, рекомендую.

6. Елизавета Водовозова. «История одного детства». Водовозова (урожденная Цевловская) родилась в 1844 году, часть ее мемуаров, изданная под этой обложкой, включает в себя периоды детства в дворянской семье и юности, прошедшей в Смольном институте. Она прекрасно пишет и передает реалии, какие-то моменты быта, которые создают достаточно широкую картину тогдашнего мира. Для меня же главным откровением стали именно главы, посвященные Смольному иституту для благородных девиц — мои первые школьные годы прошли в гимназии около Смольного, и этот институт всегда рисовали нам как великолепнейший образец обучения и воспитания — и вот когда видишь его, мягко говоря, особый характер глазами искренней современницы, — флер исчезает. Пансионерки жили впроголодь, все мысли только о том, где бы раздобыть еще кусочек еды; спали в лютом холоде. Им не давали книг. В них воспитывали высокомерие. Умение мыслить, действовать, противостоять подавлялось, и воспитанницы превращались в ограниченных, надменных и вместе с тем экзальтированных существ — божечки, неужели именно с них нам предлагалось брать пример?! Очень ярки страницы с приходом в Смольный институт педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который первым попытался изменить порядок вещей, и многое действительно успел изменить, прежде чем системе все-таки удалось избавиться от него, возмущающего спокойствие. Очень ценный документ эпохи эта книга, вот что. И — безумно круто — свидетельство личности, которая признала свою деформированность на определенном этапе.

7. Елена Мотова. «Мой лучший друг — желудок». Я ожидала от этой книги чего-то подобного «Очаровательному кишечнику», то есть научпопа о работе пищеварительной системы. Книга оказалась немного шире по тематике, она говорит не только о работе желудка, но, по большей части, об обмене веществ, и — много — похудении. Ну то есть главы о необходимой физической нагрузке, например, никак не подходят к желудочному названию. При этом автор ощутимо топит за интуитивное питание, но для этого подхода довольно мало внимания уделяет психологическим аспектам. В общем, ликбез неплохой, но не лучший.

https://chto-chitat.livejournal.com/13762538.html


модераторское

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 20:35 + в цитатник
Сегодня мной забанен пользователь за плагиаризм. По-моему, впервые в истории этого сообщества в качестве поста (об О. Генри) был представлен текст с сайта школьных сочинений, дополненный заметкой с сайта eksmo.ru.

Еще раз напоминаю, что это сообщество - не забор для наклеивания картинок и вырезок из издательских аннотаций и уж заведомо не из школьных шпаргалок. И даже не цитат из оригинального произведения.

Это - место для публикации ваших СОБСТВЕННЫХ, личных мыслей о том или ином писателе или произведении; все остальное - постольку, поскольку это требуется для иллюстрации собственных мыслей.

https://chto-chitat.livejournal.com/13762193.html


Метки:  

В последний раз ("Сними обувь твою" Э.Л.Войнич)

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 03:40 + в цитатник
Запойное чтение - тот же алкоголизм. Мало того, что остановиться не можешь. Но возвращаешься к старому еще и еще раз. Некоторые книги я в детстве перечитывала много раз, так что смысл чтения как восприятия и переживания прочитанного превращался в чисто физиологическое поглощение текста. В настоящее время электронная книга занимает даже виртуально так мало места, так легко иметь ее всегда под рукой, что перечитывание может стать серьезной помехой для прочтения новых книг. Поэтому я решила больше не перечитывать... ну разве еще разок. Одной из последних перечитанных книг стала "Сними обувь твою" Э.Л. Войнич, третья из трилогии про Овода и хронологически - приквел или даже преприквел к истории знаменитого книжного революционера. И вот мои мысли по этому поводу...

Собственно, самого "Овода" я перечитывать не собираюсь. Он и Павка Корчагин вызывают у меня одинаковое недоумение и отторжение. Самозабвенное служение идее (здесь более уместен оборот "борьба за") - занятие вполне почетное. Но, как известно, фанатики превращают ее в разбивание лба. В обоих указанных случаях это было еще и упорное саморазрушение. Непонятно как это может помочь делу революции, но, сдается мне, что максимой таких людей стало: "здоровый революционер - плохой революционер".
Так что пусть "Овод" покоится с миром вместе с "Прерванной дружбой".

Взялась я за "Сними обувь твою" с предвкушением встречи со старым другом. Прочитала за считанные дни. Что, к сожалению, говорит о том, что книга опять просто проглочена. Перечитывать, честно говоря, не было никакого смысла. Я все еще помню ее в малейших подробностях и испытываю те же ощущения от нее, так же отношусь к героям как и раньше. Видимо там больше для меня ничего нет. Я выпила эту книгу до дна.
Главная героиня (прабабка Овода, хотя это неважно!), девица из благородной семьи (по имени Беатриса), выходит замуж по замысловатому расчету, который ей лично никаких преимуществ, кроме возможности уехать из родного дома, не сулит. Зато дает защиту от реальных и воображаемых опасностей младшей сестре. Это ее личный расчет, но помогают ей, вольно и невольно, и мать, и покровительница, и родной брат (по имени Уолтер).
Уолтер, как выясняется позже, мог бы и лучший выход предложить, а о младшей сестре он сам позаботился. Странная вещь: как будто бы между старшей сестрой и братом полное взаимопонимание, такое, что и слова не нужны. Тем не менее, он не в состоянии понять, а она не в состоянии объяснить, что случилось и какая помощь нужна. То и дело подчеркивается, что они оба - обнаженные души, которые кровоточат от мельчайшей несправедливости. Тем не менее, при всей очевидности, что сестра идет замуж поневоле, брат чуть ли не торопит ее с браком, который ввергает ее в пучину депрессии. Ей же руководят странные понятия о чести и договоре, когда свои обязательства надо выполнять, а то, с чистым ли сердцем ты их выполняешь, в договоре не прописано.
Беатрису можно и пожалеть. Все ее представления о браке, любви и физических отношениях с противоположным полом отравлены попыткой изнасилования со стороны отчима. Что бы сейчас не говорили ироничные наши высмеиватели движения MeToo (которое я, впрочем, далеко не во всем поддерживаю), такое преступление не имеет срока давности. Жертвы изнасилования (даже если его попытка сорвалась), должно быть, в ярких деталях вспоминают его до конца своей жизни, и даже справедливое наказание насильника этого клейма не сведет и грязи не очистит. Хотя, вероятно, есть способы не переносить ненависть к тому, кто их вверг в "грязь", на других людей. Во всяком случае надо попытаться.
Наша героиня и не пытается. Она мужественно несет флаг "слова купеческого" через всю жизнь, напрочь отметая возможность прощения себя и окружающих за то, что с ней когда-то почти произошло. И как ни был эмоционально и интеллектуально туп ее муж и старшие дети, должно быть и они что-то чувствовали. Даже будучи вполне счастливым в браке: жена красавица и умница, отличная хозяйка поместья, четверо детей, благородной крови, красивые и воспитанные, муж мучается непониманием причин своего дискомфорта. Что еще нужно? Оказывается есть что-то еще, но об этом неприлично и самому подумать, а не то с доктором обсудить.
Беатриса к тому же дама ученая, что тоже лучше соседям не демонстрировать, и феминистка к тому же. Открыто (в глубине души!) возмущающаяся несправедливостью мужчино-ориентированного мироустройства, она и не замечает, что, используя все виды тяжелого вооружения, фактически управляет всем вокруг, кроме своего тела, как горько замечает она. Но когда мало что-то ценишь, разве можно полноценно сокрушаться отсутствием над этим полного контроля?
И когда, смяв последние попытки окружающих хоть как-то помешать ей делать, что она хочет, Беатриса добивается права читать запрещенные книжки (боже мой, как мелко!) и свободы от супружеских обязательств (доктор не велел), она вдруг обнаруживает, что утратила интерес к "серьезному чтению", к тем идеям, что грели ее сердце, будучи запретным плодом, утратила уважение к "авторитетам" ученого мира. Как раньше ей стали "казаться пресными утонченные греческие героини", так теперь французские философы видятся бесплодными мечтателями.
Зато понимает, как бездарно провела жизнь, как жестоко обделила своих детей (и мужа!) любовью и искренней заботой и как обокрала себя, запершись в своем стеклянном замке презрения и ненависти. Что ж лучше поздно, чем никогда.
Со стороны может показаться, что я осуждаю главную героиню, но нет, мне все еще ее жалко. Так же как ее брата. Но это бесплодная жалость. Ничто в своей жизни они не исправят. Даже Уолтер, обретший свободу делать то, о чем он мечтал всю жизнь, все равно жертва. Своего отношения к людям, своей "доброты", которая хуже жестокости. Потому что жалея ничтожного человека, ты наказываешь того, кто действительно тебя любит.
Еще один саморазрушитель в книге - это Пенвирн. Ну не повезло человеку родиться нищим. Но вместо попыток подолжить образование он выбирает отчаяние и ненависть к "господам". Ну и на жене вымещает свое несчастье, потому что "господа" далеко, а она, родная, тут, под тяжелой рукой.
Хотя почему "еще один"? Их там в книге сонмы - страдальцев, которые стиснув зубы, идут по жизни, ненавидя других и себя и упиваясь своим благородством.
Так что повторяю: идея саморазрушения в книге основная. Хотя даже герои Войнич это осознали, она, похоже, настаивает на том, что только так и можно выковать душу подлинного борца за, хотя, скорее против. Против бороться обычно сподручнее. Разрушать до основания - это то, что революционерам всех мастей удается лучше всего. А второй пункт программы то ли забывается, то ли уже некогда выполнять: ни здоровья, ни времени не осталось.
За исключением этой последней мысли, я так и воспринимала эту книгу тогда, когда прочитала ее в 101-й раз, лет 30 назад. Что еще я поняла сейчас: мне смертельно надоела эта Беатриса. Я все еще сочувствую ей, все еще считаю, жизнь свою она загубила, выйдя замуж. Раз такая гордая, могла бы в монастырь уйти (недавно с удивлением узнала, что у протестантов ЕСТЬ такие заведения), остаться старой девой, сбежать из дома, наконец (чем не прообраз Овода?). Она стала мне скучна, бедняжка. К тому же я с трудом верю в ее НЛП-силу. В 19 лет домашняя девочка, синий чулок, городская жительница вдруг стала квалифицированной хозяйкой поместья, опытной матерью и проницательной "психологиней"? Нет, не верю, простите. И претензии не к ней, а к Войнич. Речи ее совершенно не соответствуют 18 столетию (по ощущениям, поручиться за это я не могу). Все так идеальненько в ней и вокруг нее, что это выглядит нереальным. Даже ее конфликты с детьми - это крохотная кочка на ровном месте.
И еще, если вся эта книга, которая была бы интересна безотносительно родства героини с Оводом, написана только для того чтобы показать истоки его революционности, это обесценивает ее вконец. Это все равно, что написать историю мира только для того, чтобы удачно ввернуть в нее цитаты Ленина.

https://chto-chitat.livejournal.com/13761765.html


Метки:  

В том, что умираю, не вините никого. Следственное дело В. В. Маяковского

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 03:39 + в цитатник

Полностью документальная книга, выпущена в 2005 г. Государственным музеем В. В. Маяковского. Составлена С. Е. Стриженовой.

Труд, на мой взгляд, фундаментальный. Работа очень подробная, выполнена в лучших традициях архивистики и документалистики. Протоколы допросов даны не сухим, а совершенно живым языком. Взять хотя бы рассказ Вероники Полонской, которая вышла из комнаты за минуту до гибели великого поэта.

Отдельную главу составили воспоминания современников Лили Брик, ее сестры Эльзы Триоле, той самой Полонской, Пастернака, Ходасевича и других.

Естественно, смерть Маяковского не вызывает сомнений — самоубийство в чистом виде. Это не странная смерть Есенина (уверена, его убили), на которую, кстати, Маяковский дал недоуменный отклик:

Почему же

увеличивать

число самоубийств?

Лучше

увеличь

изготовление чернил!

С Маяковским все ясно, конечно, сам решил уйти из жизни, поэтому заранее написал предсмертную записку и носил все время с собой. И пусть его американская дочь утверждает в каждом интервью, что отца ликвидировал НКВД — это все ерунда. Как говорится, прочтите книгу и убедитесь сами. О причинах самоубийства в книге не говорится, только факты, документы, опросы свидетелей, протоколы осмотра места происшествия и т.п., но выводы сделать можно. Я почему-то считаю, что это все из-за любви...

https://chto-chitat.livejournal.com/13761302.html


Метки:  

Ищу книгу

Вторник, 09 Апреля 2019 г. 03:39 + в цитатник

Никак не могу вспомнить название и автора книги, которую читала как минимум раза три в молодости. Вот такая память. Действие происходит в 60-х или 70-х годах в научно-исследовательском институте, директор которого предположительно покончил жизнь самоубийством. Так, по крайней мере, думает его жена. С этого и начинается роман. Жена погибшего директора звонит ночью главному герою. Рассказ ведется от лица сотрудника института - бывшего врача, а теперь ученого, занимающегося проблемами старения. Он давний холостяк, периодически закрывающийся от всех "в башне из слоновой кости". Во время войны его невестой была жена погибшего директора института, но не сложилось. Осталась обида и ощущение предательства любимой девушки и лучшего друга (директора института). Он все же пытался наладить жизнь - быстро женился назло на дочке влиятельного генерала/партийного работника. Потом развелся. Долго встречался с беззаветно влюбленной в него студенткой, ставшей потом его коллегой по институту, но и там не получилось. Параллельно с рефлексией о прошлом в романе разворачивается борьба жены директора за спасение института от прихода нового директора - крепкого хозяйственника и приспособленца. Длительные интриги, партсобрания и поиски правды. Кроме института действие происходит еще и в заповеднике, где работают и приезжают в командировки сотрудники. В конце романа главный герой узнает, что влюбленная в него коллега-студентка давно живет вместе с дочкой от него в заповеднике. Буду очень благодарна, если вы поможете мне вспомнить название книги и автора.

https://chto-chitat.livejournal.com/13761118.html


Джон Коннолли «Музыка ночи»

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 14:57 + в цитатник
Сегодня я напишу о недавно прочитанной мною книге Джона Коннолли "Музыка ночи".
Если кротко, то "Музыка ночи" - это почти идеальный сборник рассказов ужасов, выполненных в лучших традициях этого жанра. Почему "почти" я объясню чуть позже. Некоторые из этих рассказов вызывают неподдельный восторг. На мой взгляд, самые сильные из них "Кровь Агнца", "Разорванный атлас – Пять фрагментов" и "Дети доктора Лайалл". Рассказывать о произведениях ужасов занятие неблагодарное. Но о "Разорванном атласе" я всё же поговорю.
Это самое крупное произведение сборника "Музыка ночи". Когда я начала его читать, в памяти сразу всплыл "Облачный атлас" Дэвида Митчелла. В основе мини-романа "Разорванный атлас" пять историй, рассказанных персонажами, живущих в разное время, но объединённых общей темой взаимодействия с "Атласом Неведомых Царств", книгой, которая переписывает привычный нам мир. (В "Облачном атласе" рассказиков шесть и их судьбы также невероятным образом переплетены, хотя они опять же разъединены пространством и временем). По сюжету у этих произведений, конечно, ничего общего, жанры тоже разные, да и "Разорванный атлас" Джон Коннолли написан более мастерски чем "Облачный атлас". Да, да. Подлинная музыка ночи! Запоминающиеся, пугающие образы и тонкий юмор, вот что представляет собой это произведение. И мне кажется, что автор специально хотел, чтобы возникла ассоциация с "Облачным атласом", хотя возможно это чисто моё ощущение. Иногда мы читатели, видим того, что на самом деле в произведение нет, и никогда не было. Очень показательна история с Мэггзом, который только из любопытства заглянул в "Атлас", но этого хватило, чтобы идеи, посеянные книгой, созрели в его мозгу и выбрались в мир в виде жутких членистоногих тварей, пробурив отверстия в его голове. Отличный образ, чётко показывающий то, что делаю с нами книги на самом деле, если не слишком придирчиво выбирать их для себя:) Как пишет Джон Коннолли: "Книги – не статичные предметы. Они передают слова и идеи. Они влияют на читателя. В наши умы они вкладывают картины, которые пускают корни".
Теперь вернёмся к тому самом "почти", о котором я упомянула в начале обзора. Так почему "Музыка ночи" - это почти идеальный сборник? Потому что это хороший пример того, как отличный сборник можно испортить всего лишь одним рассказом. Я говорю о последнем рассказе сборника Джона Коннолли "Музыка ночи", он называется "Я живу здесь". Это даже не рассказ, а некий обзор, больше напоминающий пост в блогах. Автор пишет о том, что его привело к написанию рассказов ужасов при этом не скупясь на "шпильки" в адрес других творцов жанра. Вот эти "шпильки" мне впечатление и подпортили. Но это вскоре позабудется, а такие рассказы, как "Кровь Агнца" или "Разорванный атлас" останутся в моей памяти навсегда.
Рекомендую.

https://chto-chitat.livejournal.com/13760983.html


"След молота" Мария Гинзбург

Понедельник, 08 Апреля 2019 г. 01:24 + в цитатник

В 1941 году экспедия эсэсовцев и магов Анненербе отправилась в русский зимний лес и пропала. На выручку им отправился ещё один, последний танк, чей экипаж очень скоро понял, что спасательная экспедиция не удалась.
Книга с холодной прямотой взгляда на смерть и войну.
Первое, что бросается в глаза: повествование "с той стороны", с точки зрения противника. Вначале – гадливое любопытство. Вот этот многорукий многоногий немецко-фашистсткий монолит – они что, тоже люди? Им что, надо сопереживать?
Но автор начинает не с сопереживания, а с любопытства. Рассказывает интересную, черт побери, историю. Безумный ученый, экспедиция эсэсовцев, смесь магии и науки, чудовищные эксперименты над людьми… Вначале выкладывает центральную часть паззла, красно-белую, кишки на елках, а потом заполняет пробелы то с одной стороны, то с другой.
И постепенно, исподволь чудовища оказываются "тоже люди", которые приберегали тортик для очень большого праздника или для очень важных гостей. И завоеватели, которые на танках вломились в лес, очень разные, и привели их к единому знаменателю войны тоже очень разные причины, как выясняется в диалоге про ограду концлагеря.
Монолит временно, в экстремальных обстоятельствах, снова раскололся на людей, да и существовал на самом деле этот монолит?
И да, вслед за любопытством приходит сопереживание.
Но если вначале понимаешь, что «чудовища тоже люди», то потом что «люди умеют работать чудовищами».
Среди экипажа первого танка есть и двое настоящих монстров-социопатов, но куда страшней те, кто пытается их копировать. Как дьявол обезьяна бога, так Блауманис обезьяна эсэсовцев. (Здесь, по-моему, единственная фальшивая нота во всей книге, на фоне остальных героев он выглядит карикатурно).
Холодный лес, полузамерзшие деревушки, бледное зимнее солнце, танк, с рычанием пробивающий себе дорогу…
Атмосфера передана мастерски, причем автор владеет матчастью, а не матчасть владеет автором. Я поняла, что автор, должно быть, немало просидела за картами местности, и внутренности танка знакомы ей не хуже собственной квартиры, - но потом, много позже. Это не примитивное ган-порно, а куда более высокое искусство «эксплуатации образа».
Интересно, как на протяжении всей книги автор играет в двух регистрах ужаса: условно говоря, мистическом и физиологическом. Это лес, в лесу лежит замерзший труп изнасилованной девушки. Это лес, и в лесной чаще мечется обезумевший, больной подручный Зимы, а танк едет мимо облитых лунным светом надгробий…
В целом, книга отлично подошла бы для экранизации в сериал. Она очень кинематографичная: белый, серый, черный и красный. Очень динамичная, с продуманным переключением между рассказчиками, с хорошо прописанными героями на любой вкус, с неожиданно ироничной концовкой… Да, очень хороший вышел бы сериал. Если бы существовал альтернативный мир, в котором возможны были столь смелые попытки пропахать сакрализованную до гранита почву. Хорошо, что книга все-таки есть.

https://chto-chitat.livejournal.com/13760512.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 372 371 [370] 369 368 ..
.. 1 Календарь