Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.
Исходная информация - http://belan-olga.livejournal.com/. Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??d1b587c8, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты. По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.[Обновить трансляцию]
Вот ведь поучительная личность – французский революционер Жан-Поль Марат! Человек не без способностей, он с детства мечтал лишь об одном – о славе. Все его помыслы, все его желания и увлечения направлялись в одну цель – прославиться. Он много учился и долго взвешивал, в какой области знаний легче всего прославиться. И, в конце концов, понял: политика! Тут как раз и революция подоспела – великая французская, и Марат с головой бросился в ее пасть. А ведь был хорошим доктором. Лечил людей. Сделала немало открытий в области офтальмологии, написал на эту тему много ученых трудов. И ему удалось стать одним из немногих знаменитых докторов Европы, имя Марата было известно любому полковому врачу. Однако ему было этого мало. Он не просто хотел, он жаждал славы. Как только началась революция, Марат забросил все свои научные изыскания, и подался в революционеры. Что случилось с бывшим доктором, и какая моча ударила в его кривую голову, что он начал изучать гильотину и то, как сделать ее наиболее эффективной, проводил испытания на овцах – резал им головы под разным углом наклона топора гильотины?Онпризывал рубить головы роялистам, жирондистам и всем противникам нового режима, чтобы "раздавить гадину контрреволюции". Сам Марат высокопарно вещал, что он выступает за обновление общества, для чего необходимо бы "всего лишь" казнить десяток тысяч изменников. В жестокости и убийствах он видел средство достижения власти над "примитивным" народом. И он добился того, что в это смутное время стал популярной личностью среди парижских санкюлотов. Но нашлась одна смелая девушка по имени Шарлотта. Она купила на рынке кухонный нож и сумела пробиться нааудиенцию к Марату. Тогда он, уже сильно больной экземой, большую часть времени проводил в ванной: вода облегчала его страдания. Шарлотта Конде убила Марата. Ее тут же схватили и через два дня отрубили голову по решению революционного суда. Девушка была исключительной отваги и мужества… Во Франции нет ни одной улицы Марата, ни одного памятника ему. Зато есть у нас. Известна улица Марата в Питере. Есть такие улицы и в других городах. До 1936 года в Москве у завода "Динамо" стоял памятник Марату. Его разобрали, потому что он мешал расширению завода. Но вообще на тему жизни и смерти Марата написано немало художественных творений ( самое известное из них - картина Жак-Луи Давида "Смерть Марата" (1794 год) И даже снят фильм ""Шарлотта Корде" - режиссер Анри Эльман. 2008. Франция.
Памятник Марату на Симоновском Валу простоял в Москве почти 20 лет.
В 1972 году Иосиф Бродский покинул Россию навсегда - и не по собственной воле.Ему было страшно оставлять здесь немолодых родителей. До сих пор никто толком не объяснил, не прояснил – за что выгнали из страны Бродского? Его высылка из страны - самая нелепая за всю историю эмиграции, ведь Бродский не был диссидентом, ничего и никогда не сделал и не сказал вредного про свою страну. И все-таки его вышвырнули из СССР после показательного позорного суда. "Мне горько уезжать из России... Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством... Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге". В эмиграции Бродский познал настоящую славу, стал состоятельным, получил Нобелевскую премию. Но невозможность встретиться с родителями грызла поэта до конца его дней. Своих отца и мать Иосиф больше так и не увидел. Они 12 раз обращались к властям с просьбой вместе или поодиночке съездить повидать сына, но каждый раз получали отказ за "нецелесообразностью" такой поездки. Мать не дожила до перестроечных времен двух лет, отец - одного года. Много раз Бродский обсуждал возможность нелегального посещения Ленинграда (через Финляндию на один день), но так и не решился. После перестройки, несмотря на приглашение новых российских властей, обещание вернуть гражданство, личное приглашение мэра Собчака, Бродский в Россию так и не приехал.
Воротишься на родину. Ну что ж. Гляди вокруг, кому ещё ты нужен, кому теперь в друзья ты попадёшь? Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина, смотри в окно и думай понемногу, во всём твоя, одна твоя вина, и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Как хорошо, что некого винить, как хорошо, что ты никем не связан, как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму ничья рука тебя не провожала, как хорошо на свете одному идти пешком с шумящего вокзала.
Как хорошо, на родину спеша, поймать себя в словах неоткровенных и вдруг понять, как медленно душа заботится о новых переменах.
Песни группы "Машина времени" в нашем Свердловске переписывали с кассету на кассету и продавали по страшной цене 20 рублей. Но в общежитии на Большакова голос Макара звучал непрерывно, и "вот, новый поворот" во мне, кажется, с пеленок. Потом я оказалась в МК, и еще оказалось, что у Макаревича день варенья 11 декабря. То есть в один день с МК ( Замечу в скобках, что тогда МК был молодой, задорный, и ничего общего не имел с тем, что представляет из себя он сейчас) Так вот каждый раз 11 декабря Макар приходил в редакцию и пел, сколько нашим душам было угодно, потому что дружил с Юркой Филиновым, кто не знает, первым ведущим "Звуковой дорожки", самой авангардной странички про рок музыку в то время. МК несколько раз чуть не закрыли из-за это самой "Дорожки". И Юрка Филинов, кажется, рассказывал, как ходил на концерт Машины в какой-то ДК 23 февраля. Концерт был благотворительный, потому что праздник, а в праздник нельзя было, чтобы за деньги. И у них там сгорела вся аппаратура, осталась только гитара-бас и два микрофона. Зал вмешал человек 300, набилось 600, и еще тысячи три человек, несмотря на сильный мороз стояли на улице. Понаехала милиция, пыталась все это разогнать, но толпа выбросила одну из милицейских колясок прямо в Москва-реку. И, главное, их за это никто не наказал, руки не повязал, в ментовку не отвез. Популярность у Машины была адская. Не знаю, может ли сейчас кто-нибудь сравниться с ними. Мне жалко, что у нынешних молодых нет таких кумиров, ради которых можно стоять на морозе до опупения и бросать милицейские коляски в реку. К чести Андрея надо сказать, что он оказался еще и порядочным бесстрашным человеком, чего почти не встретишь в актерско-музыкальной среде.
Известный факт: император Павел Первый не жаловал полководца Александра Суворова. После Итальянских и Швейцарских походов, которые прославили имя полководца, Павел не только запретил торжественную встречу Суворова в Петербурге, но и не дал возможности появится ему в центре города. Сильно уже тогда больной Суворов поселился в доме своего старого приятеля графа Хвостова. Дмитрий Иванович Хвостов был милый, добрый человек, но имел один недостаток: он писал стихи. Вирши безобразного качества он посвящал разным занчительным событиям из жизни общества, написал пару од и в честь побед Суворовской армии. Суворов умирал. Хвостов сидел у его постели и захлебывался слезами. Генералиссимус открыл глаза и сказал другу: "Милый Дмитрий, ради всего святого, не пиши вирши на мою смерть. И вообще больше никогда не пиши стихов!" После этих слов полководец умер. Когда Хвостов вышел на улицу – на набережную Крюкова канала, где находился его особняк, его окружила толпа почитателей Суворова. Все хотели знать, какими были последние слова великого полководца. Хвостов трагически заломил руки: "Он бредил…" Последнее завещание друга Хвостов не исполнил, продолжал писать стихи, возомнил себя великим поэтом – и стал посмешищем для современников и героем сатирических эпиграмм…
Ну, а я жила рядом с домом 23 на Крюковом канале и каждый день , проходя мимо, вспоминала эту историю...
Хотя писательницу Тэффи не очень жаловали в Советском Союзе, ее книги издавались, а сборник "Юмористические рассказы" был обязателен к чтению по курсу русская литература на журфаке университета. Помню, преподавательница по литературе говорила о ней: "Тэффи ошибочно считала революцию разрушительной и пагубной силой". Это только потом стало понятно, как была права прозорливая писательница, назвав революцию 1917 года "великим триумфальным шествием безграмотных дураков и сознательных преступников". Я очень долго находилась под впечатлением ее сокрушительного чувства юмора и блестящего литературного таланта, даже курсовую писала по ее коротким рассказам. Удивительно, что у такой блистательной и красивой женщины совершенно не сложилась личная жизнь. Она побывала замужем, родила двух дочерей и очень скоро рассталась с мужем, весьма успешным и симпатичным господином. Всю оставшуюся жизнь прожила одна, с головой погрузившись в литературу и общественную жизнь. Но ни ее поклонники, ни исследователи ее творчества не могли поверить, что у нее не было влюбленностей и тайных воздыханий. Доподлинно об этом ничего неизвестно, а там , где тайны – там предположения и выдумки. Некоторые литературоведы считают, что Надежда Александровна Лохвицкая ( таково настоящее имя Тэффи) всю жизнь тайно была влюблена в Ивана Алексеевича Бунина, но эта любовь была безответной, Бунин так запутался в своих женщинах, что даже не заметил влюбленности близкой ему по духу Тэффи. Их жизнь в эмиграции , действительно, прошла рядом. Они дружили, Бунин обожал творчество писательницы и ее юмор. Тэффи , например, писала в рассказе "Городок": "Городок был русский, и протекала через него речка, которая называлась Сеной. Поэтому жители городка так и говорили: живем худо, как собаки на Сене…" Бунин гомерически хохотал, забывая о проблемах, горестях, болезнях… Их потом и похоронили недалеко друг от друга на парижском кладбище Сен Женевьев де Буа… А я думаю, что невероятно талантливая женщина просто не встретила в своей жизни мужчину, достойную ее. Так бывает довольно часто, к сожалению…
У моего друга Аркашки Узилевского была кошка, которую все звали Собака. Такое у нее было прозвище. Сама лично слышала, как бабушка в нашей деревне звала свою кошку домой и кричала на всю улицу: "Писька, Писька!"Я поинтересовалась: оказывается у кошки было вполне приличное имя Писанка. В 90-е годы я была знакома сразу с несколькими животными, которых звали Мэйсон и Сиси ( кто не помнит – это имена главных героев сериала "Санта Барбара"). А моя коллега по ТОЙ газете выпендрилась и назвала кота Мендисабель – это, кажется, герой другого какого-то длинного бразильского сериала. С нами гуляет толстый такс по имени Батон (очень ему подходит). Знаю кошку Гадю и кота по имени Шифер. Даниил Хармс очень любил маленьких гладкошерстных собачек. Маленькая собачка, чаще всего такса, которую он вел на поводке, подчеркивала его высокий рост. Он давал им необычные имена, и эти клички постоянно менялись. Например, одну собаку звали "Бранденбургский концерт" ласково Бадя, другую он называл "Чти память дня сражения при Фермопилах" (сокращенно — "Чти"). А как вы назвали свое животное?
Когда родилась будущая мировая звезда Элизабет Тейлор, врач, потупив взор, сказал ее матери: "Видите ли, произошла мутация…" Естественно, сердце родительницы упало в пятки. "Боже, что с моей девочкой?" "У нее реснички растут в два ряда". Позже эта "мутация" сделала девочку первой красавицей мира, и она удерживала этот титул много-много лет. Написать книгу о своей жизни Тейлор сподвигла смерть другого мирового кумира – Майкла Джексона. Они дружили, и Тейлор видела в их жизни множество совпадений. (Огромное количество пластических операций, как минимум…) Эта книга потрясла многих ее поклонников и знакомых, да. Они увидели другую Тейлор – ироничную, иногда даже злую, умную, всё понимающую – в том числе и про себя. Книга не про многочисленные ее романы, как можно подумать ( Кстати, сама актриса утверждает, что все ее романы заканчивались браком и никаких других романов в ее жизни не было). Книга – и трудной изнанке того общества, которое превозносила ее до небес всю ее жизнь. "Когда ты на вершине, ты мишень, и у слишком многих появляется желание плюнуть или бросить комок грязи. Каждый делает это в меру своей собственной загаженности. В утешение могу напомнить только одно: когда плюют или кидают дерьмо вверх, оно редко доверху долетает, зато шлепается обычно на того, кто это сделал". "Элизабет Тейлор. Жизнь, рассказанная ею самой"
Ах, какая дивная фотография! Не каждый, наверное, сходу узнает, кто на ней. А это прекрасные питерские актеры – Дарья Юргенс и Евгений Дятлов. Когда-то их связывали не только бурные любовные отношения,но и брак, и общий сын… Дарья Юргенс – я помню ее еще как Дашу Лесникову, любимую актрису моего дорогого Семена Яковлевича Спивака. (Юргенс - фамилия дашиной матери, театральной актрисы) Именно Спивак открыл эту прекрасную драматическую артистку Санкт-Петербургу. Театралы ходили в театре на Фонтанке именно на нее, и мое знакомство и роман с этим театром начался с Даши, ее потрясающей роли в спектакле "Маркиза де Сад" ( Даша и была той самой маркизой). В тандеме Даша и Спивак было создано много прекрасных, эпохальных спектаклей в Молодежном театре на Фонтанке. Но театр приносит удовольствие, да, но не приносит финансового благополучия. В тот момент Юргенс осталась одна с маленьким сыном на руках. Было тяжело. И она дала согласие на съемки в сериале "Морские дьяволы". Сначала в театре пытались заменять спектакли, потом заменять Дашу, потом ей перестали давать роли в новых постановках… Она получила долгожданную зрительскую любовь и деньги. Но потеряла театр. С Женей Дятловым Даша познакомилась в институте и к 4 курсу они поженились. Я когда-то делала фильм про Дашу, и все ее мужья с легкостью согласились поговорить о ней. Кроме Дятлова. Он эту страницу перевернул и забыл (так и сказал). Хотя в разводе виноват скорее был он: увлекся другой, а Даша не простила. Но вскоре она снова была влюблена, и не в кого-нибудь, а уже тогда в очень известного рокера Юрия Шевчука. Это был красивый роман, но кончился крахом: Дарья не смогла простить Шевчуку то, что он не захотел их общего ребенка и ей пришлось сделать аборт ( Даша жалеет об этом всю жизнь). Потом она не надолго вышла замуж за актера своего театра Петра Журавлева. А потом встретила на съемках "Морских дьяволов" каскадера и спортсмена Сергея Великанова. И этот брак , наконец, оказался крепким, у пары растет дочь. Но давайте не забудем все-таки, что в кино ее открыл Алексей Балабанов. Сначала он снял ее в небольшой роли в фильме "Про уродов и людей", а потом – в "Брате-2". "Мальчик, водочки нам принеси, мы домой летим" - стало крылатым выражением уже ни у одного поколения зрителей.
Спектакль "Священные чудовища" Молодежный театр на Фонтанке режиссер Семен Спивак Рок-н-ролл Дарья Юргенс и Семен Яковлевич Спивак
Александр Гордон женился в пятый раз. И пятый раз повел под венец не просто молодую – юную женщину. Всем его женам на момент свадьбы едва исполнилось 20 лет ( плюс-минус). Самой молодой из пяти его жен пока остается его третья - Нина Щипилова. На момент свадьбы тогда студентке Московского института телевидения и радиовещания "Останкино" исполнилось 18 лет. Нынешней супруге, опять же студентке Государственного музыкально-педагогического института Ипполитова-Иванова Софии Каландадзе исполнилось 20 лет. А познакомился с юной арфисткой Александр Гарриевич 4 года назад, стало быть, девушке тогда было всего 16. Предыдущая жена Нозанин Абдулвасиева на момент женитьбы была студенткой ВГИКА, ей тоже было 20 и в браке они прожили 6 лет ( родили двоих детей). Существует определенная проблема у мужчин, которые постоянно хотят видеть рядом с собой только юное создание. Когда это создание стареет, ему тут же находят замену на опять юную. Сексологи называют эту проблему "бессознательной оценкой репродуктивного потенциала". То есть мужчине хочется думать о себе, как о секс-гиганте, а на деле ему с каждым разом все труднее "поднимать коня в бой" (выражение доктора Сергея Агаркова, с которым мы много сотрудничали в ТОЙ газете). Потому что на самом деле старение мужчины происходит уже начиная с 30 лет, когда постепенно снижается уровень тестостерона примерно по одному проценту в год. Юные девушки на какое-то время возвращают старому мачо былую славу и надежду на свою былую силу. Но, предупреждают сексологи: это не надолго.
"Здравствуй и прощай" - один из лучших фильмов режиссера Виталия Мельникова ( а у него в активе еще пара-тройка гениальных фильмов вроде "Начальника Чукотки" и "Старшего сына"), и вообще - один из лучших фильмов отечественного кино. Нигде больше с такой любовью, чуткостью и юмором не показана суть русской женщины, и нигде больше с таким поразительным самобичеванием не выведены три типа русского мужика - охламон муж в исполнении Михаила Кононова, трус милиционер - Олег Ефремов и разухабистый подлец - Виктор Павлов. Вроде как учебное пособие для девушек, выбирающих спутника жизни: вам попадется либо то, либо другое, либо третье, а четвертого просто не существует в природе. Вот и думайте, милые девушки, собираясь замуж - что предпочесть из столько скромного выбора... Такого, как Мельников, - тонкого, ироничного, глубокого в нашем кинематографе больше нет. Чувство юмора - это редкое качество вообще, а для режиссера и подавно. Георгий Данелия обладал им сполна, из молодых – Жора Крыжовников, это да, а больше я и не вспомню, кто...
Обманите меня... но совсем, навсегда... Чтоб не думать, зачем, чтоб не помнить, когда... Чтоб поверить обману свободно, без дум, Чтоб за кем-то идти, в темноте, наобум... И не знать, кто пришел, кто глаза завязал, Кто ведет лабиринтом неведомых зал, Чье дыханье порою горит на щеке, Кто сжимает мне руку так крепко в руке... А очнувшись, увидеть лишь ночь да туман.. Обманите и сами поверьте в обман.
Над актерами Кириллом Плетневым и Алексеем Бардуковым в фильме "Диверсант" кто только не поиздевался! Два толстых солдата, на которых шинели застегиваются с трудом, а на спине и вовсе трещат, вызвали шквал эмоций в социальных сетях. Совсем не старые еще актеры распустили себя до невозможности, хотя хорошая фигура такое же условие актерской работы, как голос или память. Про талант уже не говорю… Но куда смотрели режиссеры, продюсеры? Почему не посадили актеров на жесточайшую диету за три месяца до съемок? Помнится, Никита Михалков, когда он еще был в разуме, перед съемками "Неоконченного пианино" буквально приказал актеру Калягину похудеть минимум на 15 кг. Калягин похудел на 25! Американский актер Мэттью Макконахи так хотел сыграть роль умирающего от СПИДа в фильме "Далласский клуб покупателей", что похудел на 21 килограмм. Вчера увидела отрывок из фильма ( очень плохого и скучного) "Без памяти" Кирилла Сафонова, главного "мальчиша-плохиша" отечественных сериалов. Как всегда, играет он "мачо", но мачо этот сильно опух и прибавил в весе так, что даже широкая одежда не скрывает очень лишние килограммы. Что случилось с нашими актерами? Почему они так распустились? Почему срочно не бегут в спортивный зал? Наверное, думают ( и не без основания), что для фильмов в категории УГ ( унылое говно) и так сойдет. Возможно, они и правы…
В нашей дивной стране живым людям приходится не сладко. А покойникам еще страшнее. Надо пройти цепь унижений, чтобы достойно похоронить родственника. И уже прозвучал последний звук прощального марша, уже поплакали и помянули, и портрет повесили на стенку… Все, казалось бы, все. Но нет. Надо пройти еще круги ада и неограниченных унижений, теперь чтобы получить разрешение на установку памятника. Оказывается, разрешение на захоронение – это не главный документ. После него вы должны получить удостоверение на захоронение (почему нельзя выдать его сразу, в толк не возьму). Потом надо взять в гранитной мастерской бумагу, каким по размеру будет надгробие ( или памятник) и еще одну бумагу ( внимание!) – справку о том, что камень, из которого сделано надгробие и плитка перед ним – не обладают опасным излучением. Да-дам! Вот когда вы это все соберете ( это отдельный аттракцион) – топайте в МФЦ. Там у вас все ваши бумаженции проверят, занесут в реестр. Потом их опять отправят в ритуальную контору ( в которой вы только что были, получали удостоверение на захоронение), они дадут ( или НЕ дадут) разрешение, которое опять отправят в МФЦ. Бумаги ходят по кругу, как та самая песенка, которая адресованная другу… Наконец, бумага получена. Скорее всего, у вас никто и никогда ее не проверят, не попросят предъявить. Во всяком случае, на деревенском кладбище, где упокоилась моя мама, уж точно не проверят. Но порядок есть порядок, его совсем недавно установили депутаты областного заксобрания. Делать им там нечего, что ли?
На фото: картина Василия Перова "Проводы покойника"
У актрисы Яны Соболевской потрясающее лицо. Оно меняется даже не от грима и макияжа, не от настроения – от луча света. Редкое счастливое актерское качество, позволяющее актрисе играть романтичных героинь и коварных злодеек. Кстати, я увидела ее первый раз именно в отрицательной роли. И фильма уже не помню, конечно, и роль была не главная – но забыть это необыкновенное лицо невозможно. Я вообще люблю не классических красоток с идеальными пропорциями лица, а лица вот такие – не обычные, запоминающиеся то ли своей тонкой нервностью, то ли особым светом глаз. Такое лицо было у Вивьен Ли. И у Одри Хэпберн… Это была не просто красота – красота одухотворенная. Яна Соболевская родилась в Донецке. В Киеве получила два образования – музыкальное ( она прекрасно поет) и актерское. Уже много лет живет в Москве и работает в театре Вахтангова. Театр не особо балует ее ролями, да и кино, если честно, предлагает ей роли второго плана, но это неправильно и несправедливо: не так уж много у нас актрис, в которых сочетается дивным образом талант и красота. Скоро Яна блеснет в новом спектакле "Обратная сторона медали" французского драматурга Флориана Зеллера и покажет всем свой еще и комединый талант. Очень красивая актриса. Жаль, что тысячу раз приходится повторять: не любят у нас красивых актрис…
Совершенно потрясающее интервью Марии Машковой. Никаких особых откровений, никаких публичных обнажений. История раскола дружной семьи, разговор о том, почему сейчас невозможна фраза "не все так однозначно" (я уже писала об этом), об отце, прекрасном русском актере Владимире Машкове, который, по мнению дочери, "порядочной заколдованный человек". История о том, как победить свой страх… И еще: Машу спросили, в чем разница между работой в кино в России и в Америке. Маша бесхитростно ответила, что большой разницы нет. Только там продюсеры деньги не воруют и актеры не приходят на съемки с невыученной ролью. Ну, иногда еще пьяные приходят или с похмелья – такое в Америке невозможно. И еще: иногда российские режиссеры приходят на съемочную площадку и не знают, что будут снимать – читают сценарий по ходу самих съемок. И сразу снимают. А вы думали, почему у нас такое унылое говно плывет по всем телеканалам? Ну, про кино – это так, между прочим. Разговор был о другом. Два часа пролетают на одном дыхании. Смотрите – не пожалеете.
Известно, что немецкий барон Карл Мюнхгаузен служил в русской армии. Когда Екатерина Вторая прибывала с визитом в Ригу, почетным караулом командовал как раз Мюнхгаузен. Врал ли он тогда напропалую или нет - сие неизвестно, знаменитым врулем сделал барона писатель Распе. Причем симпатичным врулем. Особенного шарма в образ беспросветного лгуна внес Олег Янковский с Григорием Гориным и Марком Захаровым в ставшем классикой фильма про Мюнхгаузена. Барон родился в Ганновере. Это был абсолютно настоящий барон. Известны даты его рождения и смерти, названия полков, в которых он служил. Сначала он отправился в Россию в качестве пажа герцога Антона Ульриха. Потом сделал блестящую карьеру в русской армии. Потом, вернувшись уже отставным офицером в свое имение, начал рассказывать о своих подвигах и … немного привирал. Сейчас в Ганновере есть музей знаменитого земляка. Его именем даже названо психическое заболевание (когда человек не может достоверно передать конкретную информацию). А вообще-то - что хорошего во вранье? С другой стороны - а как прожить без вранья? Да никак! Каждый человек врал хотя бы раз в жизни. Чаще всего люди врут от страха. Многие врут - чтобы казаться лучше, чем они есть на самом деле… Правители врут и от того, и от другого вместе взятого, а, может, от психического заболевания - "синдрома Мюнхгаузена". Барон врал от бурной фантазии. Я в детстве тоже много врала от буйной фантазии. Или от страха признаться в правде строгой маме. Мама за вранье наказывала очень строго. Папа меня защищал и говорил: не трогай ее, вдруг писательница получится.
"Упраздненный театр" - стыдно признаться, но биографическую книгу Булата Окуджавы я прочитала лишь недавно. Проза поэта нисколько не ниже по уровню таланта его стихов! Читается взахлеб, а ведь это не только биография, это попытка исследования трагедии своей семьи, родителей, преуспевающих в советском государстве, достигших высоких должностей и званий, и попавших под молох сталинских репрессий. Как и все. Мне показалось – или так было на самом деле? – что имя Окуджавы, очень честно и талантливо рассказавшем о времени и о войне, стало замалчиваться последнее время, его как будто вспоминали неохотно, или не вспоминали вовсе. А я ведь помню времена, когда в Переделкино проходили фестивали его имени в этот день, день его рождения. Но ему не повезло родиться в день победы, и этот праздник очень скоро вытеснил все остальные события этого дня. Но есть и еще одна причина. Я думаю, она в этом: "… А вообще, если говорить об отношении к этой войне, я был очень советский молодой человек, добровольно ушел на фронт, сражался с фашизмом, остался жив, вернулся, многое пересмотрел, вдруг понял, что если отбросить слово "фашизм", то это были две одинаковые системы, которые вели между собой конкурентный спор... Поэтому я считаю, что великой войной эту бойню называть нельзя, это неприлично. Бойня не бывает великой. Если отнести слово "великая" к размерам, то это другое дело."
На фото: Не знаю автора этого замечательного портрета поэта. Кто знает - напишите.
Ну, что вам сказать про обновленную программу"Сегодня вечером"? Скучно, вяло, неинтересно. Сочувствующее лицо Цискаридзе не вызывает отторжения, но и симпатии тоже не вызывает. Чтобы быть ведущими таких шоу, нужен особый талант, особое обаяние и чувство юмора. И это только товарищ Сталин, что у нас в стране незаменимых нет. Есть незаменимые, конечно, есть. Лучше бы они закрыли эту программу совсем и не позорились.
Мне так стыдно перед тобой. За то, что мы так бездарно все просрали потеряли. Забыли, упустили, не заметили, испугались, проспали. "Слава богу, - говорил мне ты ( но только, когда выпивал, вообще на тему войны ты всегда избегал говорить), - слава богу, что хоть на твоем веку не будет войны. Потому что я навоевался за много поколений вперед". Но ты ошибся... Папа прошел всю отечественную, потом еще дослуживал в Японии и Корее. И если бы не началась война, был бы он мирным доктором, как и хотел, а пришлось стать доктором военным. Но никаких подробностей его военной жизни он не рассказывал ни мне, ни даже маме. Так что я про военную жизнь отца ничего не знаю. Прости меня, папа. С этой виной перед тобой – и еще перед целым народом - мне теперь жить до конца своих дней. И я не знаю - как
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал. А может, это школьник меня нарисовал: я ручками размахиваю, я ножками стучу, и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал. А может, просто вечером в кино я побывал? И не хватал оружия, чужую жизнь круша, и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою. А может быть, подстреленный, давно живу в раю, и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам... А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
Я у него не училась, не играла с ним на одной сцене, не заседала в президиумах. Поэтому я не знаю "грозного" Этуша, о котором рассказывают его ученики. Говорят, когда он шел по щукинскому училищу, ректором которого был много лет, студенты так прижимались к стенкам, что практически в них растворялись. А один актер рассказывал, как однажды на репетиции Этуш запустил в него стулом, потому что он, студент, не знал роль. Хорошо, что промахнулся…Зато с тех пор этот актер знает роль на зубок уже после первой читки. Я знала другого Этуша. Домашнего. Мягкого и уютного. Который был ни разу не строгим, наоборот, веселым, озорным и даже хулиганистым. Да, в свои 90. Ну и что? Возраст такая штука, которая многих людей вовсе даже и не касается. Бывают такие счастливчики… Мы ехали с ним на сапсане в Питер на концерт его любимой Мирей. Этуш был в превосходном настроении. Рядом ехала съемочная группа первого канала – снимала кино к 95-летию актера. "Слушай, - шепнул мне заговорщически Владимир Абрамович, - а давай сделаем селфи". Я ответила, что на этом самом селфи изображения получаются не очень… "Ну фу ты, - замахал руками Этуш, - причем тут изображения! Тут важен сам процесс!" Мы с ним делали это самое селфи, и он строил гримасы, совсем как мальчишка. Народный артист! Кавалер орденов! Кумир миллионов! Зато, когда он выходил на сцену… Он просто молча выходил. И стоял так же молча, пристально вглядываясь в зал. И зал не дышал. То есть в прямом смысле затаил дыхание. И как будто каждый ловил его взгляд. И как будто этот взгляд обращен конкретно к нему. Так длилось несколько минут. И потом – овация! Зал неистово хлопал и даже вставал. А ведь на сцене Этуш не сказал еще ни одного слова. Что за магия такая? Что за талант? И еще: Этуш на сцене почти всегда, если роль не требовала крика, говорил очень тихим голосом. Иногда почти шепотом. Но слышно его была даже на галерке. Это особенность его голоса – или свойство опять же таланта? А кто знает… Я очень люблю этого человека. И моя любовь не переместилась вместе с его телом на Новодевичье кладбище. Она осталась живой, как и он сам. И я слышу его голос. Чувствую едва уловимый запах его духов. Вижу его лихо закрученную бровь, усмешку в краешках губ. "Лена, - кричал он жене, едва я входила в его дом, - ты поставила проссеко в холодильник? Уже пора нести!" Он любил все красивое – одежду, парфюм, машины, женщин… Но не из чего не делал фетиш, ничего не превращал в божество. Только сцену. Только театр. Бог – там, говорил он.