Балерина, творившая на сцене волшебство - Галина Уланова (1910 - 1998) |
Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в семье балетных артистов прославленной Мариинки. Отец, Сергей Николаевич Уланов, танцевал, потом служил в театре помощником режиссера. Первым педагогом будущей балерины стала мать – Мария Федоровна Романова, двадцать лет исполнявшая в театре сольные партии. По словам ее учениц, была она «доброй, уютной, сердечной» женщиной. В нелегкие послереволюционные годы отец и мать выступали в кинотеатрах перед сеансами. Маленькую Галю неизменно брали с собой: оставить ее дома было не с кем. Через весь Петербург, пешком, в дождь и снег они с маленькой дочкой на руках шли в нетопленые залы, где Мария Федоровна, ежась от холода, стаскивала валенки и надевала атласные туфельки, чтобы вскоре, улыбаясь, выйти к зрителям…
Воспитанница Агриппины Яковлевны Вагановой, юная Галя Уланова вышла из стен училища 16 мая 1928 года, станцевав в выпускном спектакле Сильфиду из балета «Шопениана». Пройдут годы – и в образе этой же Сильфиды (в пятьдесят лет!) она выйдет на сцену в прощальном спектакле.
Жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину – из слова «нельзя», – говорила Галина Уланова. – Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью...»
Мария (балет "Бахчисарайский фонтан" Асафьева)
К тому времени, когда на сцене Кировского театра появился балет «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партию Марии Захаров создавал с учетом её особенностей.
В роли Марии, красивой невольницы гарема, Уланова принесла в повесть Пушкина мощный драматизм любви, ревности, убийства
Трогательную и бесконечно печальную Марию, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая все более отчетлив выступала за внешней покорностью и безответностью девушки. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой.
Джульетта ("Ромео и Джульетта" Прокофьева).
Нежный образ Джульетты Уланова сумела наполнить волей и страстью, став первой исполнительницей этой роли на сцене Кировского театра.
Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно… Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту».
Мосфильм, 1954 год. При участии балетной труппы и оркестра Государственного академического Большого театра СССР.
Режиссеры: Лев Арнштам, Леонид Лавровский. Дирижер Рождественский
В главных партиях: Галина Уланова, Юрий Жданов, Сергей Корень, Алексей Ермолаев, Александр Лапаури
Золушка ("Золушка" Прокофьева)
Дорогая Галина Сергеевна! – писал Улановой Борис Пастернак. – Вы большая, большая артистка, и я со все время мокрым лицом смотрел Вас вчера в «Золушке» – так действует на меня присутствие всего истинного большого рядом в пространстве. Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты... Старое сердце мое с Вами...
Про нее говорили: она делает не больше того, что нужно, а всё то, что нужно, делает гениально. Ее называли обыкновенной богиней, человеком другого измерения, душой русского балета и его поэзией, одной из самых знаменитых и непостижимых балерин ХХ века. «В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность
«Первые годы мной владела только одна мысль: лишь бы дотанцевать и лишь бы все сделать, что задано, – так вот по-школьному сделать движения, которым нас учили. А когда впервые делала на сцене фуэте, вообще все происходило, как в тумане... Свое первое выступление в "Лебедином" я просто не помню: что было, как было, я это или не я...
По поводу какой-то работы над образом... Никакого понятия я об этом не имела. Партию Одетты-Одиллии – порядок движений, танцевальный рисунок показала мне Елизавета Павловна Гердт: известная балерина, дочь премьера Мариинского театра Павла Андреевича Гердта, она только что оставила сцену и стала преподавать. Я старалась лишь точно исполнить то, что показывала Елизавета Павловна. А Лопухов рассказывал мне о музыке Чайковского и о том, что это за образ – Одетта-Одиллия. Но доходили до меня его объяснения плохо. Поняла только, что Одетта – сказочное существо; девушка, превращенная в птицу, и что в ней – двойственность человека и лебедя. Но в голове не укладывалось: как же эдакое можно совместить и показать?! Позже, постепенно, как-то думалось над этим...
Раз за разом что-то прибавлялось к уже сделанному, исправлялись какие-то вещи... Первое "Лебединое" танцевала с Михаилом Дудко – тогда уже ведущим артистом. Принца Зигфрида он танцевал не в первый раз и меня очень поддержал в прямом (как партнер в поддержках) и переносном смысле».
Галина Уланова
Если проанализировать впечатления современников, поражает одна деталь: говорят не о танце, не о виртуозности или одухотворенности балерины, говорят об ожоге, ознобе, ошеломлении, восторге, слезах — говорят о себе. Что-то такое было в улановском искусстве, что восприятие его становилось фактом биографии зрителя… , отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни - редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова». Ее тайну никто не разгадал и никогда не разгадает. Потому что на самом деле она была одна и не пускала в свой мир никого. Даже мы с Катей, ее близкие друзья, не знали ее до конца. Хотя, казалось бы, с нами она была по-настоящему откровенна, раскрепощена. «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым», - это формула, которой Уланова следовала всю жизнь. Не влезать ни в какие интриги, ни с кем не бороться - эти правила были для нее святыми.
Владимир Васильев
Описать танец Улановой трудно и профессионалу. Ее движения, поза, поворот головы, жест описать невозможно. Все это меркнет на бумаге. Образ, ею созданный, оживленный ею, просто входил в тебя, в твое сердце.
Ольга Лепешинская
Танец Улановой я даже не могу обсуждать, она – это нечто такое великолепное, что словами я выразить не смогу.
Марго Фонтейн
Оператор-любитель своей примитивной 16-миллиметровой любительской камерой снял из оркестровой ямы несколько отрывков «Жизели». Общие планы, где виден рисунок танца — малоинтересны, но среди них, вдруг, один — примерно 10—12-секундный — крупный, почти во весь экран — кадр безумной Жизели-Улановой. И действительно, как ожог, ибо Уланова-Жизель там на самом деле безумна — глаза, пластика, безвольная унесенность музыкой — она и есть в эти секунды Жизель. И чье помутившееся сознание во взгляде — улановское или персонажа, — такая мысль даже не приходит в голову. Это такое «я в предлагаемых обстоятельствах», что сам Константин Сергеевич Станиславский снял бы шляпу.
Алексей Симонов
Балет Большого театра в Лондоне. Включены балетные фрагменты и Жизель с Улановой и Фадеечевым, показанные на первых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956 году
Режиссер/Хореограф: Пол Циннер. Дирижер: Геннадий Рождественский; Юрий Файер
Исполнители: Галина Уланова, Раиса Стручкова, Николай Фадеечев
1. Boris Asafiev (1884 - 1949) Dance of the Tartars (The Fountain of Bakhchisaray)
2. Peter Ilyich Tchaikovsky (1840 - 1893) Swan Lake, (Spanish Dance) Mariinsky Theatre Version
3. Sergey Vasil'yevich Rachmaninov (1873 - 1943), 12 songs Op.14 Orchestral arrangement Spring waters
4. Mikhail Ivanovich Glinka (1804 - 1857), Polonaise and Cracovienne (A Life for the Tsar)
5. Charles Gounod (1818 - 1893), Faust, Ballet Music (1869) Danse antique (Allegretto)
6. Charles Gounod (1818 - 1893), Les Troyennes (Moderato con moto)
7. Camille Saint-Saens (1835 - 1921) Le Cygne, (Le Carnaval des Animaux)
8. Adolphe Charles Adam (1803 - 1856) Giselle
Галина Уланова Художник Евгений Устинов
Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий! Я сидел и ревел от восторга перед этим страшным искусством. Так потрясать мог только Шаляпин! Это был даже не танец, а пенье! За много лет я первый раз был потрясен. Почему я ее не видел раньше? Нельзя передать словами это впечатление. Тысячи мыслей были у меня в голове. Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?
Александр Вертинский
Уланова – несличима и несравнима с другими танцовщиками. По признаку самого сокровенного. По природе тайны… Она принадлежит другому другому измерению.
Сергей Эйзенштейн
Серия сообщений "женщины в истории":женщины в историиЧасть 1 - Поистине, коса - всему миру краса!!!
Часть 2 - Незабываемая Има Сумак
...
Часть 32 - Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951) - балерина и великий педагог
Часть 33 - Легендарная балерина Марина Тимофеевна Семенова (1908 - 2010)
Часть 34 - Балерина, творившая на сцене волшебство - Галина Уланова (1910 - 1998)
Часть 35 - Мадам де Лафайет - родоначальница любовного романа
Часть 36 - Анна Ярославна в памяти Франции
...
Часть 48 - Танец, вошедший в классику разведки, или тайная жизнь детской писательницы Зои Воскресенской
Часть 49 - Дискредитация образа матери в современной масс-культуре
Часть 50 - Невероятная история Розмари Браун
Рубрики: | Мир танцабалет, танец |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |