Праздник трёх королей является достаточно популярным в Чехии, как и в других католических странах (Испания, Германия, Польша и проч.). У этого праздника достаточно много названий:
💓Три короля - это самое распространённое название праздника в Чехии
💓День Трёх царей
💓День трёх королей-волхвов
💓Богоявление
💓Епифания
💓Крещение Господне (более распространено в православии)
Самое распространённое название этого праздника в Чехии — просто «Три короля» (Tři králové).
В католической традиции этот праздник обычно называют Богоявлением (чеш. Zjevení Páně) или греческим термином «Епифания» (чеш. Epifanie). В этот день католики празднуют сразу 3 события в жизни Иисуса Христа: поклонение волхвов младенцу Иисусу, крещение Иоанном Крестителем в реке Иордан (Иисусу было тогда уже 30 лет) и чудо в Кане Галилейской (это было первое чудо Иисуса Христа, когда он на брачном пиру в Кане превратил воду в вино, тем самым освятив таинство брака). В католической традиции и в Чехии первое событие — самое важное. Рассмотрим его подробнее.
Легенда о трёх королях
Согласно легенде, три короля-волхва или три царя были мудрецами, звездочётами, язычниками и магами с Востока. Согласно некоторым данным, это были вавилонские жрецы культа зороастризма. В шестом веке легенда изменилась так, что волхвы стали королями, а спустя столетие они получили и имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Короли принесли с собой дары - золото, ладан и смирну (благовонное масло). Именно отсюда началась традиция дарить подарки на Рождество. Сами короли символизируют три этапа в жизни человека: Бальтазар обычно изображается как юноша, Мельхиор - зрелый мужчина, а Каспар - старик. С помощью своих магических знаний о звёздах, этим мудрецам было откровение о том, что в Вифлееме родится Царь Израиля. Мудрецы отправились туда поклониться будущему царю и пришли в Вифлеем после 12 дней от рождения Иисуса. Привела их туда особая путеводная звезда на небе.
Картина Альбрехта Дюрера "Поклонение трёх волхвов.
В самом Евангелии не указано ни количество этих королей или мудрецов или волхвов, ни вообще, что они таковыми являлись. Только в 3м веке н.э. библейские историки предположили, что их было трое по количеству преподнесённых подарков: Христу как царю было подарено золото, как богу — ладан (ливан) и как человеку — миро (смирна), так как именно миром бальзамировали тела умерших в те времена.
Празднование
В каждом католическом костеле в этот день совершаются мессы, освещается вода (символ крещения), ладан и мел, которым католики на счастье пишут на входных дверях начальные буквы имен волхвов: „К+М+В“, указывают год и рисуют крест. Эти буквы также означают „Christus mausionem benedicat“ (лат. Да благословит Христос этот дом). Как и у православных, мел, вода и ладан хранятся обычно весь год. Этот день у католиков тесно связан с Рождеством и считается одновременно его кульминацией и окончанием рождественских празднований.
Обычно в Чехии рождественские ёлки в домах зажигаются в последний раз именно в ночь на »Трёх королей", последняя рождественская ярмарка в Праге также закрывается после этого праздника. Вечером устраивается богатый праздничный ужин. Меню обычно — такое же, как и на Рождество. В этот день все, у кого есть камины, сжигают «рождественское полено», что символизирует приход зимнего солнцестояния в языческие времена. Именно поэтому во Франции на Рождество и пекут необычный бисквитный торт, который так и называется —
Рождественское полено.
В это день также зажигаются епифанские огни или костры в Чехии, которые «освещают» путь волхвам.
В этот праздник также принято заниматься благотворительностью. Обычно чешские дети, наряженные в Трёх королей с посохами и коронами на голове, ходят по улицам и домам, поют коляды и собирают пожертвования для благотворительных фондов или просто сладости, благословляя хозяев домов и прохожих. Обычно один из ряженных детей вымазан сажей, это - волхв Мельхиор. Традиция в этот день заниматься благотворительностью берёт начало в 2001 году, когда в Чехии был организован благотворительный фонд «Три короля», который в том же году собрал по всех Чехии почти 32 миллиона крон. Традиция колядования на «Три короля» обычно называется процессией трех королей.
6-го января – мясопуст, начало чешской масленицы
Кроме праздника трех королей, на 6-е января приходится последний день святок. Это значит, что в католических государствах, включая Чехию, начинается масленица, пора пышных угощений, балов и развлечений. На чешском языке масленицу называют мясопустом, что означает пост от мяса.
Чешская масленица длится до начала пасхального поста. В это время в школах, университетах, замках и концертных залах проводят балы, которые очень популярны в Чешской Республике, где развита культура бальных танцев. Танцевать вальс, польку и танго умеет практически каждый чех, так как перед школьным выпускным балом все посещают обязательные танцевальные курсы в течение нескольких месяцев. На балы во время мясопуста дамы приходят в красивых вечерних платьях, мужчины надевают фраки.
Фото: Костюмированный поход по Праге во время праздник трёх королей
Главное событие мясопуста – традиционный маскарад
Кроме пиров, чешский мясопуст славится веселыми маскарадами, участники которых надевают костюмы народных героев: охотников, лавочников, мясников, жандармов, невест и женихов. В женщину с ребенком обычно переодевается мужчина. Среди этой компании должен присутствовать и медведь, который пугает маленьких детей, а также еврей, высказывающий свое недовольство по поводу плохих подарков.
Заканчивается мясопуст в Пепельную среду (в 2022 году она будет 2-го марта), а во вторник проводят заключительное маскарадное шествие, в конце которого происходят шуточные похороны контрабаса, что означает конец веселью.
Раньше об окончании мясопуста трубили в рог. Это означало, что пришла пора разойтись по домам и закончить пиршество. После Пепельной среды можно было в последний раз поесть рогаликов с кофе или молоком, а до обеда позволялось выпить домашнего вина. Но обед уже должен был быть постным.
После масленицы наступала пора строгого поста, который длился до самой Пасхи.
Этот день также завершает время Святок (как в православии, так и у католиков) и является первым днём начала так называемого «Масопуста» (чеш. masopust) или Карнавала, после которого следует Великий Пост. Масопуст — это время развлечений, баллов и танцев. Три последних дня до Великого Поста — это кульминация Масопуста, так называемые жирные дни. Празднование Масопуста является языческой традицией провода зимы (в православной традиции есть подобные гуляния — Масленница), но они стали настолько популярными среди народа, что празднуются чётко по церковному календарю.
Мясопуст в районе Пршибрам. Чехия, 2009
Богоявление в православии и католицизме
Стоит отметить, что в православной традиции этот праздник приходится на 19 января (по старому юлианскому стилю) и более известен под названием «Крещение Господне», хотя и Богоявление, и Крещение Господне по сути отмечаются в один день и являются одним и тем же праздником. Таким образом, Православие больше соотносит этот праздник с Крещением младенца Иисуса Иоанном Крестителем и полностью отделяет этот праздник от Рождества, а католики — с Богоявлением, то есть явлением Иисуса Христа перед волхвами и всем народом, и считают, что этот праздник является одновременно кульминацией Рождества и в то же время завершает его.
Источник