«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...
Мария Башкирцева - (0)165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
Памяти Лидии Чарской (1875 - 1937) |
Самой популярная детская писательница начала XX века, Лидии Чарской впервые в русской литературе обратилась к проблемам женских учебных заведений, сделав главной героиней своих произведений гимназистку, преодолевающую все жизненные невзгоды.
После революции книги Чарской оказались под запретом и только в конце 80-х годов прошлого века издатели вернулись к творчеству некогда популярной писательницы.
«Княжна Джаваха», «Записки институтки», «Сибирочка», «Вторая Нина». Удивительно, но в начале XX века, судя по библиотечным формулярам и данным о продажах книг , повести Лидии Чарской были более востребованы чем классические произведения Гоголя, Тургенева или Марка Твена. За несколько послереволюционных лет из кумира подростков Чарская превратилась в абсолютно забытую литературную фигуру.
Чарская Лидия Алексеевна (урожд. — Воронова, в замужестве — Чурилова) (1875 [точная дата неизвестна] — 18.03.1937), прозаик, поэтесса. Родилась в Царском Селе в семье военного инженера, полковника. Мать умерла при родах — отсюда мотив сиротства, повторяющийся из книги в книгу. С 1886 по 1893 находится в Павловском женском институте Петербурга. После окончания института выходит замуж за офицера Чурилова, но совместная жизнь продолжается недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решает начать самостоятельную жизнь и поступает учиться на театрально-драматические курсы. В 1898 ее принимают на единственное вакантное женское место в С.-Петербургский Императорский театр (ныне Александринский), где она работает до 1924 под псевдонимом Лидия Чарская, этим псевдонимом она подписывала и свои книги. Театральная жизнь складывалась не блестяще: Чарская играла характерные роли субреток или старух, а мечтала о Катерине в «Грозе» или Луизе Миллер в «Разбойниках». Чарская была страстно увлечена сочинительством.
Первая повесть Чарской «Заметки институтки» была напечатана в журнале «Задушевное слово» (1901, отд. изд. — М., 1902), и с этого времени журнал печатал повести Чарской ежегодно, принося автору небывалую славу. Чарская стала кумиром юных читателей. Была учреждена стипендия ее имени. Чарская стала буквально властительницей дум нескольких поколений русских детей. Особенным успехом пользовалась «Княжна Джаваха». Тысячи поклонниц этой книги приходили к Новодевичьему монастырю, чтобы поклониться могиле Нины, уверенные, что это не вымышленная героиня. «Памяти Нины Джаваха» посвятила стихотворение М. Цветаева в первой своей книжке «Вечерний альбом».
Журнал "Задушевное слово" для старшего возраста. 1912 год. Стихотворение Л.Чарской
С послереволюционного времени книги Чарской не издавались. Литература, признанная буржуазной, уводящей читателя в иллюзорные миры, попала под все мыслимые запреты. Специальные пионерские рейды отправлялись по домам с целью вычисления читателей Чарской.
«Не нашлось противоядия против Чарской и в советское время... Не сумели создать», - говорит коллекционер Андрей Барановский.
В 34-м году на Съезде писателей Самуил Маршак сказал, что «убить Чарскую не так легко несмотря на всю ее хрупкость», писатель повторил тезисы Корнея Чуковского, который еще до революции назвал Чарскую гением пошлости, в упрек ставилось однообразие сюжетов, сентиментальность и экзальтированность.
«А вы знаете, поплакать нужно... чтобы не было бесчувственного чтения. И вот кто умеет так, - это Чарская. Ее читать равнодушно невозможно», - убеждена доктор филологических наук Евгения Путилова.
В 20-е годы под псевдонимом Н. Иванова Чарской удалось написать и отдать в издательства четыре повести. Гонорар был ничтожным, открывателю мира женских учебных заведений больше не о ком было писать.
«Все-таки она в своих книгах раскрыла универсальный образ...», - считает Андрей Барановский.
Известного российского литературоведа Евгению Путилову связывают с Чарской почти мистические нити. 25 лет назад ее стараниями имя и книги детской писательницы стали возвращаться к читателю.
Однажды при посещении Смоленского кладбища смотритель предложил Путиловой зарегистрировать заброшенное захоронение: «Вы же член Союза писателей, у вас паспорт с собой? Так пойдемте – зарегистрируем.
На Смоленском кладбище могилу Чарской обнимает вросшая в ограду береза. Когда-то на этой ограде находились медные дощечки с текстами стихов Лидии Алексеевны. Несмотря на многолетнее забвение, нравоучительные повести Чарской находят своих читателей в многократно изменившейся России.
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129047
Речь идет о судьбе сироты, оказавшейся в семье богатых родственников и сумевшей своей добротой и чистосердечностью завоевать расположение окружающих
Озера
Песнь ангелов
В старом саду
Фея весны
Кувшинки
Скачи, мой конь…
Рубрики: | Писатели и книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |