Наше путешествие началось в Риме, в понедельник ранним утром на прекрасном автобусе мы отправились в Ватикан.
Скажу сразу- наша программа была так насыщена , что по самому Риму мы просто пробежали, причем была патологическая жара, до 38 градусов , что не способствовало прогулке и пристальному рассматриванию старинных зданий. Но потом у нас было время и мы уже спокойно , сами погуляли во Вечному городу и сделали все, что нужно было обязательно сделать в Риме- посмотрели на всем известный символ Рима- Колизей, бросили монетку в фонтан ли Треви, нам показали ночной Рим и в итальянских ресторанчиках мы попробовали все виды пицы , все соусы для спагетти, все прекрасно приготовленные тирамису.
А начали мы с Ватикана.
=
Ватикан- самое влиятельное в мире государство, резиденция главы католической церкви. Расположено в западной части Рима, на холме Монте- Ватикано. Представляет собой сложный комплекс культурных , дворцовых, и крепостных сооружений, внутренних дворов и парков. Площадь Ватикана - 0,44 кв.км., население- около 800 человек.Флаг - белый с желтым, посредине два ключа. В музеях Ватикана десятки тысяч экспонатов, многие из них- шедевры мировой культуры, которые были собраны Римскими Папами на протяжении многих столетий.
Сразу обращает внимание огромное количество туристов около здания музеев, при входе контроль, как в аэропортах.Но мы были с гидом, поэтому нас пропустили как бы вне очереди. Экскурсия начиналась с Двора Сосновой Шишки, или Двора Пинии, названного так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающей собой площадку перед Бельведерским дворцом.
Затем в Октагональным дворике нам показали скульптуру Аполлона Бельведерского.
Аполлон , греческий бог, прекрасный юноша . Скульптура была обнаружена в конце XV века среди развалив виллы Нерона недалеко от Рима и Папа Юлий II повелел установить ее во дворе ватиканского дворца Бельведер. Статуя была найдена без обеих рук, их выполнил заново в середине ХV1 века Джованни Монторсоли.
Там же, во дворе Бельведера находится скульптурная группа "Лаокоон" - ее тоже приобрел Папа Юлий II. Согласно "Энеиде" , на Лаокоона в качестве наказания , были посланы огромные змеи. Тема этого произведения- борьба человека с богами.
Осмотр музеев Ватикана мы начали с зала Ротонда, построенным Микеланджело Симонетти в 1780 году
В центре зала - огромная монолитная порфировая чаша из дома Императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев.
В центре расположена статуя Геркулеса из позолоченной бронзы - единственная позолоченная статуя , сохранившаяся со времен античности.
В зале Греческого Креста стоит саркофаг с мощами святой Елены и полом , выложенным мозаичным портретом Афины- Паллады.
После галереи географии мы направились в Сикстинскую капеллу- главную сокровищницу Ватикана. Плотность людского потока непосредственно перед входом в капеллу достигает своего апофеоза , это приблизительно, как в метро в час пик. В капелле строжайше запрещено фотографировать, разговаривать и входить с оголенными плечами и коленями.
Сикстинская капелла была построена по проекту Понтелли архитектором Джованнино и получила свое название в честь папы Сикста 1V делла Ровере.
Сама капелла- это зал, потолок которого является овальным сводом. Главной особенностью и ценностью капеллы являются ее фрески, среди которых в основном работы кисти Микеланджело, он собственноручно расписал фресками 600 квадратных метров свода , и именно они считаются апофеозом ренессансного иискусства.
Одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы - «Сотворение Адама» .
Эта фреска Микеланджело, написанная около 1511 года, является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия.В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.
Через много лет после окончания росписи Сикстинской капеллы, Римский Папа Павел III пожелал, чтобы скульптор создал очередное гениальное творение под названием "Страшный суд" для украшения алтарной стены. Микеланджело работал над ней больше 4-х лет.
Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, то теперь , расписывая алтарную стену , художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы . За прошедшие годы многое изменилось в искусстве- Возрождение шло к закату . Центр композиции- фигура Иисуса Христа, лицо его непроницаемо, жест руки - карающий, как жест возмездия. В руках апостолов, толпой подступающих к Христу , орудия пыток для возмездия и наказания грешников , которые помещены в нижнюю часть композиции справа. Их подхватывает Харон, помещает в ладью и отправляет в ад.
С середины 15-го века в помещении капеллы стали проводить конклавы, на которых избирался новый Папа.
При выходе из Ватикана мы обратили внимание на охранников в яркой цветной форме - знаменитых гвардейцев Швейцарской армии Ватикана, которые охраняют миниатюрное государство с 1506 года.
Они также являются самой старой регулярной армией планеты.Это охрана Ватикана, точнее, собственная армия Папы Римского. Основоположником и создателем этой армии был Папа Юлий II.
В настоящее время гвардия Ватикана состоит из 110 человек. По традиции в её составе только швейцарские граждане; официальный язык гвардии — немецкий. Все они должны быть католиками, иметь среднее образование, пройти обязательную для всех швейцарских мужчин четырёхмесячную службу в армии и иметь положительные рекомендации от светских и духовных властей. Срок службы в армии 2 года. Чтобы попасть в ряды швейцарских гвардейцев, надо иметь рост не менее 175 см, не иметь семью и иметь швейцарское гражданство.
Гвардейцы несут службу у входа в Ватикан, на всех этажах Апостольского дворца, у покоев папы и государственного секретаря. Без их участия не обходится ни одна торжественная месса в соборе Св. Петра, ни одна аудиенция или дипломатический приём. Они одеты в красочную средневековую форму. Как утверждает легенда, эта форма сшита по рисункам Микеланджело, хотя исторических свидетельств этому нет.
Закончилась наша экскурсия в Соборе Святого Петра- самом большом Христианском Храме мира, где находятся всемирно известные творения
Микеланджело, Бернини, Кановы и других великих мастеров.