Чуть-чуть вернемся назад...
В 1904 году умер отец художника, и после этого печального события Джон Уильям Годвард купил для себя участок погребения на Бромптонском кладбище, позади своего дома. Однако это событие не повлияло на невероятный темп работы Годварда, и в том же году он написал три лучшие свои картины -
«Сладкое ничегонеделание». («Dolce Far Niente»),
«В дни Сафо» («In the Days of Sappho») и
«Старая, старая история» («The Old, Old Story»).
Все три картины сразу были признаны как выдающиеся произведения, и что интересно, хотя многие критиковали и распускали различные слухи о личной жизни Годварда, но мало кто решался критиковать его картины, особенно этого периода!
В 1905 Годвард последний раз выставился на летней выставке РА - возможно, он отказался от попыток привлечь внимание еще большего числа британского населения, хотя он все еще продолжал участвовать в Парижской выставке и еще в нескольких выставках на континенте. В этом году он совершил свою первую поездку в Италию и считается, что он остался на Капри, откуда он отправлялся в поездки по окрестностям Сорренто и Помпеи, а также ездил к Неаполитанскому заливу.
Работы этого периода включают монументальные картины маслом на холсте «Нерисса» («Nerissa») и «Друзилла» («Drusilla»), возможно, на написание этих картин Годварда вдохновили поездки в Помпею.
В период с 1906 по 1910 годы репутация художника быстро росла, что подтверждается, в частности, появлением многочисленных копий картин этого уже достаточно известного автора.
В 1908 году умер многолетний партнер Годварда Томас МакЛин, чей бизнес был поглощен компанией «Эжен Креметти и Сыновья».
К счастью, они продолжили сотрудничать с Годвардом, чьи картины уже начали появляться в продаже в Северной Англии.
Одной из его лучших работ этого периода является картина маслом на холсте «Полуденный отдых» («Noonday Rest»), которая отображает прекрасную девушку, лежащую на мраморной скамье, за которой виден прекрасный, но ядовитый куст олеандра, выглядывающий из-за колонны – яркий и показательный символ викторианской эпохи непостоянства женщин – вся композиция завязана на резком контрасте текстур мрамора, меха, тканей и плоти.
В 1910 году Уильям Кларк Вонтнер и его жена Джесси переехали из своего дома в Кенсингтоне в дом Годварда. Вполне вероятно, что Годвард предал им для проживания основное здание, в то время как сам перебрался в свою студию, находящуюся в нижней части сада. Вонтнеры, будучи в очень затруднительном финансовом положении, оставались там до 1921 года. С этого времени Годвард оказывал сильное влияние на стиль работы своего друга.
В 1912 году Джон Уильям Годвард покинул Англию и поселился в Риме. Причина его переезда неизвестна, хотя усилившееся критическое давление на «классическую школу живописи» в Англии заставляло многих известных художников менять место жительства, в то же время романтический античный дух Италии всегда позитивно влиял на классических художников.
В этот период в Риме как раз находилось много известных художников из разных стран, а классические школы были особо развиты. К сожалению, касательно пребывания Годварда в Италии известно очень мало.
Большая картина «Любовь в разлуке крепнет» («Absence Makes the Heart Grow Fonder») положила начало периоду его римского творчества. Удачное применение в картине принципа «trompe d'oeil» позволило передать типичную чувственную невинность девушки, находящейся еще в самом начале жизненного пути.
К сведению: французский термин «trompe d’oei"l» переводится как «обман зрения». Это означает, что изображения выполняются в такой манере, чтобы ввести в заблуждение наблюдателя и заставить его думать, что он видит не изображение, а реальность.
Одной из лучших его работ того же года была картина маслом на холсте под названием «Свидание» («Tryst»).
Находясь в Риме, Джон Уильям Годвард жил и работал в художественной студии, находящейся в доме № 2 Виллы Строл-Ферн, который был расположен на Монти Париоли, возле главного входа в сады виллы Боргезе. Эта студии была специально построена в соответствии с самыми высокими стандартами, в ней была широко распространена богемная атмосфера, в глубине студии проходили затененные террасы в окружении редких растений, выходящие в большой сад с римскими скульптурами. На этой вилле проживали многие художники, в частности, наш Илья Ефимович Репин (1844-1930).
В 1913 году Джон Уильям Годвард был награжден золотой медалью на Международной выставке, прошедшей в Риме, за картину на холсте «Бельведер» («The Belvedere»).
Большинство работ этого периода были написаны в студии, например, известная картина маслом «Безмятежность» («Tranquillity»).
С 1914 года фоновый пейзаж для большей части холстов Годвард начинает писать с натуры. Однако с 1915 года количество выставленных на продажу картин значительно сократилось, возможно, это было связано с ухудшением здоровья Годварда, но это были годы войны (1914-1918), и вполне возможно, что связь с его партнером Креметти просто стала более проблемной. Наиболее значительной работой этого периода является картина на холсте 1917 года «Под цветами что висят на суку» («Under the Blossom that Hangs on the Bough»),
которую Годвард написал, будучи вдохновленным произведением Шекспира «Буря». В этой картине потрясающе гармоничные цветовые переходы накладываются на великолепие мрамора.
Последующие годы осложнили жизнь Годварду не только ростом огромного числа художников, работающих в студии на территории виллы Боргезе (около 100 человек), но также упадком и обветшанием самой виллы, что совпало со старением владельца и основателя Альфреда Строл-Ферна. В течение четырех лет Джон Уильям Годвард, как полагают, приезжал в Лондон четыре раза - сразу после войны в 1918 году, на похороны своего племянника в 1919 году, свадьбу своего брата в 1920 году, и, наконец, он окончательно вернулся в Англию в 1921 году.
По возвращении Годварда в свой дом Вонтнер съехал из главного здания, вернувшись в Кенсингтон, и уступил его брату Чарльзу Артуру и его беременной жене Гертруде. Годвард же опять поселился в своей студии. Однако его здоровье ухудшалось все больше и больше, вероятно, от недоедания и спартанского существования, что привело к диспепсии (той же болезни, которая унесла жизнь Лоуренса Альма-Тадема десять лет тому назад).
Без сомнения, на него крайне негативно действовала воинственная критика модернистской группы Блумсбери, которая особенно усилилась после смерти Эдварда Пойнтера в 1919 году. Пойнтер, будучи президентом РА, являлся последним оплотом классической школы.
Джон Уильям Годвард ушел из жизни в среду 13 декабря 1922 года. Возвращаясь с работы вечером, брат нашел его мертвым в своей студии, в стиральной комнате, с газовым шлангом в руке. Слово "ГАЗ" было написано почерком Годварда на двери как предупреждение. Джон Уильям Годвард был погребен на участке, который он приобрел в 1904 году на старом кладбище Бромптона, недалеко от студии, рядом с могилами других художников викторианской эпохи, таких, как сэр Генри Коул, Джеймс Годвин, Валь Принсеп и Фредерик Сэндис.
К счастью, по прошествии многих лет стало абсолютно понятно, что ни модернизм, ни другие веяния и течения не смогут стать заменой истинному совершенству классической живописи, а имя Джона Уильяма Годварда навсегда вписано в плеяду величайших художников мировой истории!
(Использованы материалы статьи художника Ольги Базуновой)