Филофоб (Moja_Polska) все записи автора
Христианство вытеснило много языческих весенних праздников, но сохранило не меньше праздничных обычаев, придав им собственную, отличающуюся от первичной, символику. К ним относятся, в частности, пасхальные обряды: обливание водой, встреча весны, битье друг друга в шутку молодыми веточками вербы или наделение яиц символическим значением, что неразрывно связано с празднованием Воскресения Христова.
В ночь Масляницы, с вторника на среду, устраиваются трапезы, являющиеся предзнаменованием наступающего 40-дневного Великого Поста, который предвещает Пасху. Этими трапезами завершается карнавал, начавшийся ночью с 31 декабря на 1 января. Итак наступает Предваряющая среда - первый день Великого Поста, именуемая также "Попельцовой", т. е. Пепельной средой. Ее наименование берет свое начало в обряде обсыпания священником верующих освященным пеплом, который в католической церкви является символом смирения. Совершая это действие, священник говорит: „ты прах и в прах ты обратишься."
В древней Польше существовал обычай упрекать в этот день незамужних молодых женщин и холостяков в том, что они не заключили брака во время карнавала и остались старыми девами и старыми холостяками. И для обозначения такого их гражданского состояния к их одежде прикреплялись т.н. чурки: прутики, куриные лапки, куколки, селедки... В деревнях жертвы этой традиции должны были тащить на цепи деревянные чурбаны в корчму и там, чтобы избавиться от этого клейма „позора" они откупались горилкой.
В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа - "жура", а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костёлах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий. По мнению теоретиков символики и магии праздничных блюд в Польше, освящение яиц связано с толкованием действий курицы, которая сначала несет яйцо, а потом его высиживает. Таким образом через Христа мы дважды возрождены. Освящение же хрена связано с горечью Страстей Господних, которая в день воскресения превращается в радость и сладость. К очень древней традиции празднования Пасхи относится т. н. Смигус-дынгус - шуточный обычай обливания друг друга водой в праздничный понедельник - второй день праздника Воскресения Господнего. Он берет свое начало в двух разных обычаях. Дынгусом назывались пожертвования (яйца, колбаса и другие продукты), которые хозяйки дарили детям, ходившим по домам, чтобы откупиться от забот и обеспечить дому благополучие. Смигусом же назывался легкий удар („к счастью") вербной веточкой с соцветиями в Вербное воскресенье. Смигус-дынгус сохранился до наших дней как обычай обливать друг друга водой. В этот день девушки плетут венки из цветов и лечебных трав, ходят с ними по домам и поют песню - „Гаик". В польской традиции еще недавно существовал обычай празднования пятого дня после Пасхи - т. н. „Весенних дедов". В этот день люди посещали кладбища, где устраивали трапезы на могилах своих близких, символически делясь с ними остатками больших пиров и праздничной еды. Сразу же после Пасхи, когда на полях растаяли зимние снега, крестьяне начинали сеять лен, а потом коноплю. После 40-дневного поста мы с надеждой ждем пасхального завтрака, а традиция освящения его отдельных блюд придает ему особенно торжественный характер. И так, в пасхальное воскресное утро на красиво сервированном столе появляются разные колбасные изделия и блюда из холодного мяса, пироги, „бабы", пироги с фруктами, маковые струдели, а посередине, выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец - в память о воскресении Иисуса Христа. И только исключительно в этот день на столе появляется особый хлеб -„пасха". Его выпекают из ржаной муки, частично на дрожжах и закваске, соблюдая при этом магический ритуал. Сверху его смазывают свиным салом и украшают крестом из теста. За неделю до Вербного воскресенья хозяйки уже не пекли хлеб из опасения, чтобы выпекаемый ими в течение всего года хлеб не плесневел. За выпечку они брались лишь в Страстную неделю. В некоторых районах Польши это была Страстная Пятница, в других - наоборот, в этот день запрещалось что-либо печь.
Если бы хоть одна хозяйка нарушила этот запрет, всей деревне угрожала длительная засуха. Предотвратить ее могло только погружение в пруд посудины, в которой месила тесто хозяйка, нарушившая запрет. Страстную пятницу соблюдались такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из домочадцев - нельзя было зарезать скот, печь хлеб, полагалось также заслонить зеркала. Нельзя было пользоваться расческой. Итак, Страстная Пятница была днем траура. Во всяком случае „пасхи" должны быть готовы к субботе. Кроме креста из теста, их украшали, по образцу свадебных пирогов, цветами, птичками... С украшением хлеба лучше всего справлялись молодухи и вообще эта традиция была связана с женщинами. Хозяин не мог участвовать в приготовлении "пасхи", потому что у него поседели бы усы и тесто не удалось бы. В Страстную Субботу „пасху" несли вместе с "писанками" - крашеными яйцами, мясом и хреном в костёл для освящения. Хозяйки соперничали друг с другом за то, чья „пасха" самая хорошая, красивая и тщательно берегли секрет ее приготовления. Они добавляли к ней для вкуса шафран, имбирь и лавровый лист. Если во время освящения оказалось, что хозяева насчитали 24 пригоревших хлеба, то это было предсказанием жаркого лета. В воскресенье каждый домочадец и домашние животные (кроме кошек) получали по куску освященного хлеба. Помазанный хреном, он должен был беречь от болезней горла, животных же - от всевозможных заболеваний и недугов. Если „пасха" не выросла или потрескалась (что объяснялось присутствием мужчины во время ее приготовления), это не только вызывало смущение женщины, но было также плохим предсказанием для благополучия семьи. В Польше наиболее распространенным методом является варка яиц в отваре из луковой шелухи, коры дикой яблони (коричневый цвет) или в стоячей воде из выдолбленного ствола дуба. Фиолетовый цвет получается из лепестков цветов темной мальвы, а зеленый - из почек осины с добавлением квасца; листиков омелы и молодой ржи. И так же, как в случае „пасхи", этим занимаются исключительно женщины и девушки, которые сами придумывают узоры, руководствуясь собственным творческим воображением. К самым важным составным частям пасхального завтрака относились пироги: гигантские дрожжевые „бабы", а также приготовленные исключительно по этому случаю „мазурки". „Бабы" бывали разные: обыкновенные ванильные, изготовленные на пару, с добавленным шафраном, протертые с желтками, „локтевые", миндальные, "тюлевые"- слоеные с разными начинками, шоколадные, пуховые, лимонные, хлебные и всякие другие. Столь же бесконечным может быть перечень возможностей хозяек, приготавливающих „мазурки" В книге „Варшавский повар", изданной 70 лет тому назад, говорится „только" о 40 видах этого сладкого пирога, начиная с миндальных, через марцепановые, шоколадные, с начинкой из изюма, сушеных фруктов, мака, апельсиновые, „цыганские", и кончая хрупящими песочными с вином, водкой или яблоками, изготовленными из французского теста, слоеными и многими другими. Основанием „мазурка" является песочный пирог, на котором укладываются, размещенные искусным образом, разные украшения в виде яиц, покрытых сахарной глазурью, веточек вербы из марципана, шоколадных цветочков и других сладостей. Красивыми буквами из крема делалась надпись „Аллилуйя!", что в иудаизме и христианстве означает возглас радости, сопровождающий праздник Воскресения Христова.
Эти десертные блюда завершали трапезу, состоявшую из холодных мясных закусок и колбасных изделий, среди которых была традиционная для польской кухни т.н. белая колбаса, изготовленная из высококачественной сырой свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. Она подавалась на стол в вареном или печеном виде, но, конечно, холодная. К хрену добавлялась свекла и так возникло одно из популярных польских блюд - "цьвикла", традиционно присутствующая на пасхальных столах.
-
-
MODLITWA DO UROCZYSTOŚCI DOMOWEJ PRZY ŚNIADANIU ŚWIĘTA WIELKANOCNEGO
-
W Imię Ojca i Syna i Ducha Świętego, Amen.! ( CZYTAĆ POWOLI)
Tego szczególnego dnia wychwalajmy Boga, naszego Ojca, za Wielką noc, w której Jego Syn Jezus Chrystus Zmartwychwstał. Przeżyjmy tamto wydarzenie opisane w Ewangelii Św. Jana
(przeczytać z Pisma, św. Nowy Testament Ew. Św.Jana rozdział 20 wers. 1-9 )
-
Dziękując Bogu Ojcu za jego miłości do nas, odmówmy modlitwę, którą nauczył nas sam Jezus Chrystus: Ojcze nasz, któryś jest w niebie..
-
Pozostając w ciszy przedstawmy z wiarą Bogu nasze podziękowania i prośby aby je pobłogosławił…..Ciebie prosimy!.. wysłuchaj nas Panie!.
-
Polećmy nas i nasze rodziny,sąsiadów i potrzebujących Św. Maryi matki Jezusa Chrystusa:Zdrowaś Mario …
Jezu Nasz Panie, blask Twego Zmartwychwstania rozprasza mroki naszych serc. Obdarz nas łaską pokory, byśmy widzieli w prawdzie swoje życie i wielbili Boga Ojca za Jego miłość do nas. Chryste nasza Pascho, napełnij nas Twym Duchem Świętym, abyśmy z radością świętowali Twoje zwycięstwo nad śmiercią, piekłem i szatanem. Niech nasze życie będzie godne Twojej ofiary na krzyżu, zmartwychwstania i otrzymanego zbawienia. Jezus Chrystus zmartwychwstał–(odpowiadają wszyscy) Prawdziwie Zmartwychwstał Alleluja! Jezu Ufamy Tobie – Amen!
Składamy sobie życzenia następnie odmawiamy przed posiłkiem tą codzienną modlitwę.
”Panie Jezu pobłogosław nas, te pokarmy, tych, którzy je przygotowywali, którzy będą je spożywali, spraw aby na tym stole nie zabrakło chleba ani miłości do Twojej Mamy. Naucz nas dzielić się tym pokarmem ze wszystkimi. Pobłogosław tych, którzy tego pokarmu dziś spożywać nie mogą. Panie Jezu zasiądź pośród nas i bądź naszym Gospodarzem, Amen!”
-
|
|
|
-
-
"Strach i smutek ,płacz i bezsilność groźne nie są,
-
Gdy przez życie idę z Nim..
-
Radość , miłość i nadzieję zawsze daje w sercu mym.
-
Tobie radość On przyniesie jeśli tylko chcesz
-
Zmartwychwstały przyszedł dzisiaj by pocieszyć Cię! " cyt. B.Z.
-
-
-
-
" W Bezsilności -Nadziei, w Smutku- Radości,
-
Płaczu –Miłości z Wiarą w Boga
-
idź przez życie. Choć Cię nie znam,
-
Zmartwychwstałego Jezusa Tobie życzę! " cyt.B.Z
|
|
|
|
|