
Борис Немцов
Владимир Милов
В феврале 2008 года мы издали доклад «Путин. Итоги». Нам тогда каза-
лось, что пора подводить итоги, ибо Путин уходит с поста президента. Мы
предполагали, что политика его преемника хоть чем-то будет отличаться
от прежней. Жизнь распорядилась иначе. Путин по-прежнему играет
ключевую роль в российской политике, и курс, который он проводил
8 лет, практически не изменился.
С 2008 года произошло немало событий. Россия оказалась погру-
женной в глубокий экономический кризис. Вместо роста экономики
начался ее спад. Профицит бюджета сменился дефицитом, миллионы
граждан потеряли работу, стремительно растут цены и коммунальные
тарифы. На этом фоне удвоилось число миллиардеров и усугубилось со-
циальное и межрегиональное неравенство.
Официальная пропаганда заявляет, что сейчас все у нас в порядке,
страна победила кризис, победила терроризм и побеждает коррупцию,
мы семимильными шагами движемся вперед по пути инноваций и мо-
дернизации, нас уважают во всем мире, благосостояние граждан растет,
бедность падает, мужчины и женщины рожают детей, а вымирание Рос-
сии «лихих 90-х» закончилось.
Цель доклада — рассказать правду о том, что происходит в России,
развенчать мифы, насаждаемые властью, донести реальную информа-
цию до граждан, которые десять лет не могли ее получить из бодрых и
зачастую лживых сообщений официального телевидения и подконт-
рольных властям газет.
(доклад также размещен на сайте
www.putin-itogi.ru
и на наших сайтах:
www.nemtsov.ru,
www.milov.info). Доклад распро-
страняется не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей стране —
от Владивостока до Калининграда.
КОРРУПЦИЯ РАЗЪЕДАЕТ РОССИЮ
Одним из черных итогов правления Владимира Путина стало погру-
жение России в беспросветную пучину коррупции. Хуже всего то, что
в России фактически узаконена коррупция в высших эшелонах власти.
Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были
никем, — Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги —
превратились в долларовых миллиардеров. Неудивительно, что страна
начинает копировать модель поведения своего лидера.
Еще в 2000 году мы находились на 82-м месте в глобальном рей-
тинге уровня коррупции Transparency International (неправитель-
ственной международной организации по борьбе с коррупцией и
исследованию уровня коррупции по всему миру). Страна была сильно
коррумпирована.
В 2009 году Россия скатилась существенно ниже — на 146-е место.
Наши соседи в рейтинге — Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне,
Восточный Тимор, Зимбабве. Даже Грузия намного опережает нас в
рейтинге — она на 61-м месте.
За время правления Путина ситуация с воровством чинов-
ников в России из очень плохой превратилась в катастрофиче-
скую. Transparency International оценивает ежегодный объем
коррупционного рынка в стране в $300 млрд. Это четверть ВВП нашей
страны сегодня!
Данные международных рейтингов коррупции подтверждаются и
официальными российскими показателями. Согласно Росстату, число
преступлений по статье «Взяточничество» с 2000 по 2009 год выросло
на 87% — с 7 до 13 тысяч.
Однако эти цифры вызывают сомнения: общее число госчиновни-
ков в России в конце 2009 года, по данным Росстата, составило около
870 тысяч человек (увеличившись с 1999 года почти вдвое — тогда
было 485 тысяч). Поверить в то, что из 870 тысяч чиновников взятки
берут 13 тысяч, — невозможно.
Коррупционеры в России в большинстве своем остаются безнака-
занными. По данным председателя Верховного суда РФ В. Лебедева, в
2008 г. в результате рассмотрения судами дел о коррупции свободы
лишились всего лишь 25% обвиняемых во взяточничестве, а 65% были
приговорены… к условному наказанию!1
Это наглядное свидетельство того, что в российской системе «бас-
манного правосудия» чиновники, берущие взятки, фактически имеют
своеобразный иммунитет от серьезных наказаний.
Мы так и не получили ответов на вопросы о выводе из-под конт-
роля государства многомиллиардных активов, поставленные в наших
докладах «Путин. Итоги» и «Путин и “Газпром”»:
· Как получилось, что из-под контроля «Газпрома» были выведены:
крупнейший негосударственный пенсионный фонд «Газфонд», второй
банк страны Газпромбанк, страховая компания «Согаз», медиахолдинг
«Газпром-медиа» (куда входят телеканалы НТВ, ТНТ и другие медиа-
активы). Почему и каким образом контроль над этими активами по-
лучил банк «Россия» и его основной владелец — друг Путина Юрий
Ковальчук? Куда исчезли более 6 процентов акций «Газпрома», нахо-
дившихся на балансе компании по состоянию на середину 2003 года?2
· Зачем «Газпром» делился сотнями миллионов долларов ежегод-
ной прибыли от транзита и реэкспорта центральноазиатского газа с
компаниями EuralTransGas и «Росукрэнерго»? Кто стоит за этими по-
средническими структурами?
· Зачем государство заплатило Роману Абрамовичу $13,7 млрд за
75% акций компании «Сибнефть», национализация которой госу-
дарству была совершенно не нужна? Есть и новый вопрос — зачем в
2009 году «Газпром» решил заплатить еще $4 млрд итальянской ком-
пании ENI за еще 20% акций бывшей «Сибнефти», если у «Газпрома»
и так уже было 75% акций? Ради этой сделки были увеличены тарифы
на газ для российских потребителей.
· Кто является истинным владельцем компании Millhouse, через
которую осуществляет свои операции Роман Абрамович?
По каким причинам государственные нефтяные компании экс-
портируют значительную часть нефти через компанию Gunvor, владель-
цем которой является друг Путина Геннадий Тимченко? Как так
получилось, что Gunvor, в 2000 году еще небольшой нефтяной трейдер,
за годы правления Путина смог сосредоточить в своих руках контроль
над экспортом российской нефти?
· Кто является истинным владельцем компании «Сургутнефтегаз»,
основного поставщика нефти для Gunvor?
Когда в своих докладах «Путин. Итоги» и «Путин и “Газпром”» мы
изложили перечень фактов о выводе из «Газпрома» активов общей
стоимостью более $60 млрд, Алексей Навальный обратился в Генпро-
куратуру с требованием расследовать эти факты. И получил отписку
за подписью помощника генпрокурора: «Оснований для принятия
мер прокурорского реагирования нет1».
Когда мы опубликовали первую версию доклада «Путин. Итоги»,
разговоры о могущественных личных друзьях Путина, ворочающих
миллиардами, — Тимченко, братьях Ковальчуках, братьях Ротенбер-
гах — лишь только ходили в виде слухов. Сейчас все эти люди вполне
официально вошли в список российских миллиардеров. По версии
журнала Forbes, Геннадий Тимченко занимает в этом списке 36-е
место с состоянием $1,9 млрд. Юрий Ковальчук — 67-е место с почти
$1 млрд. Братья Аркадий и Борис Ротенберги — 99–100-е места с сум-
марным состоянием $1,4 млрд2.
Путин пристроил на хлебные должности не только своих ближайших
друзей, но и их родственников. Сын Юрия Ковальчука, Борис, с 29 лет
(в 2006–2009 годах) возглавлял в аппарате Правительства России депар-
тамент «Национальных проектов». Когда «Нацпроекты» свернули,
Борис Ковальчук перешел на работу заместителем директора Росатома,
а в конце 2009 года был назначен главой госкомпании «ИнтерРАО» —
монопольного оператора экспорта-импорта электроэнергии. Брат Юрия
Ковальчука, Михаил, возглавляет Курчатовский институт, на финансиро-
вание которого государство в последние годы выделяет десятки милли-
ардов рублей.
Другой пример семейного подряда по-путински — обладатели
миллиардных состояний братья Аркадий и Борис Ротенберги. Арка-
дий Ротенберг в начале 1990-х в Петербурге помогал В. Путину зани-
маться дзюдо в качестве спарринг-партнера (из-за этого его часто
именуют «тренером Путина по дзюдо»). Вместе с уже упомянутым
Геннадием Тимченко он учреждал питерский клуб дзюдо «Явара-
Нева», почетным президентом которого является Путин.
Братья Ротенберги построили бизнес на поставках «Газпрому» труб
и оказании строительных услуг. Сами не производили и не строили
ничего. Борис Ротенберг еще в 2003–2004 гг. был младшим партнером
концерна в компании «Газтагед» с оборотом около $1 млрд, через ко-
торую шли закупки труб для «Газпрома», а позже приобрел акции
трубного трейдера «Северный европейский трубный проект» (СЕТП)
с оборотом около $1,5 млрд в год, который будет поставлять трубы для
газопровода «Северный поток». Аркадий Ротенберг контролирует
группу «Стройгазмонтаж», которая в 2008 г. купила у «Газпрома» конт-
рольные пакеты акций пяти подрядных «дочек», строящих трубопро-
воды «Северного потока», «олимпийский» газопровод Джубга —
Лазаревское — Сочи и другие газопроводы1.
Контроль над «Газпромом», как видим, для Владимира Путина и
его друзей стал вполне прибыльным бизнесом. Правда, платить за это
приходится российским потребителям газа, для которых цены на при-
родный газ, поставляемый «Газпромом», выросли в среднем с 358 руб-
лей за 1000 кубометров в 2001 году до свыше 2500 рублей в 2010 году.
Есть основания полагать, что все эти Тимченко, Ковальчуки,
Ротенберги — не более чем номинальные владельцы крупной
собственности, а реальным бенефициаром является сам Путин.
В 2008 году партнер Тимченко по нефтетрейдеру Gunvor, Т. Торнк-
вист, признал в письме в редакцию британской газеты The Guardian,
что у Gunvor есть некий «третий бенефициар». Кто это, неизвестно2.
Тимченко скупает ключевые нефтегазовые активы в России. Ком-
пания Gunvor стала совладельцем «Роснефтьбункера», который строит
терминал по перевалке нефтеналивных грузов в порту Усть-Луга. Gun-
vor строит мазутный терминал в Новороссийске. Фонд Тимченко
Volga Resources контролирует более 20% «Новатэка» — второй по ве-
личине газодобывающей компании в России, а также около 80%
«Стройтрансгаза» — крупного строительного подрядчика «Газпрома».
Структуры Тимченко владеют лицензиями на разработку крупного
Ангаро-Ленского газового месторождения, долей в гигантском Южно-
Тамбейском газовом месторождении на Ямальском полуострове, 30%
в проекте разработки Лаганского блока на Каспии1.
Неудивительно, что эксперты и политологи соревнуются в оценках
личного состояния Путина — $20 млрд, $30 млрд, кто больше?..
Модель «семейного подряда» получила в России при Путине повсе-
местное распространение. В 1990-е не было особых данных о коррум-
пированности мэра Москвы Юрия Лужкова. А в 2000-е его жена
Елена Батурина стала долларовым миллиардером, богатейшей жен-
щиной России — об этом мы написали в докладах «Лужков. Итоги» и
«Лужков. Итоги-2»2. В рейтинге российских миллиардеров Forbes Ба-
турина занимает 27-е место с состоянием $2,9 млрд.
Родственники известных функционеров путинского времени зани-
мают важные должности в крупнейших госкомпаниях, управляя мил-
лиардными финансовыми потоками.
34-летний Дмитрий Патрушев, сын экс-директора ФСБ, а ныне сек-
ретаря Совбеза России Николая Патрушева, — вице-президент банка
ВТБ. Его 27-летний младший брат Андрей Патрушев — советник пред-
седателя совета директоров компании «Роснефть» вице-премьера
Игоря Сечина. С Андреем Патрушевым связан возмутительный слу-
чай — в апреле 2007 года указом президента Путина3 он был награжден
орденом Почета «за многолетнюю добросовестную работу», хотя в то
время работал в «Роснефти» всего менее года после окончания Высшей
школы ФСБ.
29-летний Сергей Иванов, младший сын вице-премьера Сергея
Иванова, в феврале 2010 года назначен заместителем председателя
правления второго банка страны — Газпромбанка, где он работает с
февраля 2004 года. Старший сын Сергея Иванова Александр работает
директором департамента Внешэкономбанка, в состав наблюдатель-
ного совета которого входит его отец1. Александр Иванов — это тот
самый, который в мае 2005 года совершил наезд на 68-летнюю моск-
вичку Светлану Беридзе, скончавшуюся от полученных травм на месте
(тогда суд дело закрыл «за отсутствием состава преступления в дей-
ствиях водителя»).
37-летний Станислав Чемезов, сын Сергея Чемезова — главы «Ростех-
нологий», одного из могущественных друзей Путина, владеет долей в
«И.А.Д. бизнес-индустрия» (IT-технологии двойного назначения, проект
поддерживается «Рособоронэкспортом»), компанией «Русские про-
мышленные нанотехнологии» и долями в нескольких строительных ком-
паниях, а также входит в совет директоров компании «АвтоВАЗ энерго»2.
31-летний Алексей Богданчиков, старший сын руководителя «Рос-
нефти», с июня 2004 года работал в «Роснефти», а с 1 марта 2009 года
перешел на работу директором по развитию бизнеса… газодобываю-
щей компании «Новатэк», той самой, которую контролирует друг Пу-
тина Геннадий Тимченко.
37-летний сын губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матви-
енко — Сергей в 2006 году стал гендиректором «ВТБ-капитал» (сейчас
«ВТБ-Девелопмент»), управляющей компании, которая занимается
проектами в сфере недвижимости.
32-летний сын главы Службы внешней разведки, бывшего премьер-
министра, Михаила Фрадкова, Петр, занимает пост члена правления —
заместителя председателя Внешэкономбанка.
«Назначенный» в 2008 году на пост президента Дмитрий Медведев
объявил «борьбу с коррупцией» своим главным приоритетом. За про-
шедшие после его инаугурации два года Россия еще сильнее рухнула
в мировом рейтинге коррупции, взяточничество выросло, в управле-
нии государственной собственностью и денежными потоками про-
цветают беспрецедентные клановость и семейственность, невиданные
в 1990-е годы. Имитация борьбы с коррупцией началась с решения о
публикации деклараций о доходах и имуществе чиновников. Поверить
в то, что пишут руководители страны о своих доходах, — невозможно.
Путин сообщил, что его доход за 2009 год составил 3,9 млн рублей.
При этом премьер-министр дарит часы тувинскому мальчику-пастуху
и рабочему из Тульской области стоимостью $10 500 и при этом вол-
шебным образом уже ходит в таких же новых. Медведев, объявивший,
что заработал в 2009 3,3 млн рублей, имеет квартиру в суперэлитном
комплексе «Золотые ключи» площадью 370 кв. м, содержание которой
обходится минимум в $5000 в месяц. Часы, которые носит Медведев,
оцениваются в $32 200. Костюмы президента и премьер-министра от
Brioni и Kiton (стоимостью примерно €5000–7000) носят российские
миллиардеры. На фоне развала дорожного строительства и инфра-
структуры руководители государства строят и ремонтируют резиден-
ции для себя любимых за счет бюджета1. Их уже 13 в нашей стране! В
нищем Приморском крае, на полуострове Гамова идет строительство
президентской резиденции стоимостью 7,7 млрд рублей. Еще в начале
президентства Путина был отстроен Константиновский дворец — на
него было истрачено около $200 млн. Но рекорд по «эффективности»
использования бюджетных средств поставил любимый дворец Мед-
ведева «Мейендорф» на Рублевке. На реконструкцию замка площадью
1300 кв. м истрачено по меньшей мере $100 млн, то есть $80 тысяч
(не рублей) за квадратный метр2. Что это — памятник коррупции вре-
мен Медведева? Все действующие резиденции обходятся бюджету в
десятки миллиардов рублей.
Коррупция разъела крупнейшие мегапроекты путинского времени.
Факты коррупции при строительстве нефтепровода Восточная Си-
бирь — Тихий океан (ВСТО), признавала даже сама «Транснефть»3, а в
марте 2010 года в российской власти разгорелся крупный скандал из-
за завышения стоимости смет олимпийского строительства, приведший
к отставке заместителя главы Минрегиона Сергея Круглика4.
Под болтовню о борьбе с «реваншем олигархов» в России происхо-
дило стремительное обогащение новой, более могущественной путин-
ской олигархии. За кризисный 2009 год число миллиардеров в России
увеличилось в два раза.
Эту криминальную систему необходимо разрушить. Необходимо
резко уменьшить власть чиновников над страной, сократить их пол-
номочия. Государство должно избавиться от не свойственных ему
функций контроля над предприятиями.
Сроки пребывания конкретных чиновников у власти должны быть
ограничены на всех уровнях. Это необходимо для того, чтобы люди не
«врастали» в альянсы с предпринимательскими структурами. Прин-
цип должен быть универсальным: отработал 8 лет — в отставку, ника-
ких «третьих сроков», различных трюков для сохранения у власти
(вроде перехода на должность председателя правительства).
Нужна пожизненная дисквалификация чиновников, уличенных в
коррупции.
Необходимы обновленные правоохранительные органы, независи-
мая Федеральная служба расследований, в которой не было бы места
лицам, аффилированным с коррупционерами.
Необходимы жесткий гражданский контроль за действиями власти,
отмена цензуры на федеральных телеканалах, нормальные условия
для политической оппозиции. Общество должно получить возмож-
ность открыто обсуждать темы коррупции во власти и требовать уго-
ловного преследования коррумпированных чиновников.
Важнейшим условием для борьбы с коррупцией является наличие
в России независимых судов. Пока суды находятся под контролем ис-
полнительной власти, нет шансов на то, что дела о коррупции будут
рассмотрены объективно, а виновные будут наказаны.
ВЫМИРАЮЩАЯ СТРАНА
Путинская мифология твердит нам об успехах в демографической
сфере, росте рождаемости и т. д. При этом в стране продолжает куль-
тивироваться миф о «вымирании страны в 1990-е». Давайте посмот-
рим на факты. Численность населения страны по состоянию на 1
января 1992 г. составляла 148,5 млн человек, по состоянию на 1 января
2000 г. — 146,9 млн человек1. Сокращение за 1992–2000 гг. составило
1,6 млн человек. По состоянию на 1 января 2010 г. численность насе
ления России — 141,9 млн человек.
Сокращение численности населе-
ния в 2000–2010 гг. составило уже 5 млн
Горькая правда последних 10 лет — население России сокраща-
лось на 500 тысяч человек в год, темпами, невиданными даже для
1990-х.
Главная причина сокращения населения — сверхсмертность. В Рос-
сии ежегодно умирают около 15 человек на 1000 человек населения.
По уровню смертности на 1000 человек населения Россия в июле 2009
года находилась на 12-м месте с конца в глобальном рейтинге1. Наши
соседи в этом рейтинге — Нигерия, Зимбабве, Чад, Сомали. В России
долгие годы сохраняется африканский уровень смертности.
По продолжительности жизни, напротив, наша страна занимает
162-е место в мире (66 лет), пропуская вперед такие страны, как
Папуа — Новую Гвинею, Гондурас и даже Ирак (144-е место и около
70 лет). Особенно кричащими являются цифры средней продолжи-
тельности жизни мужчин, которые, по данным Росстата, живут всего
61,4 года! (Продолжительность жизни в странах ЕС в среднем состав-
ляет 79 лет, в США — 78, в Канаде — 81, в Японии — 82 года.)
Говоря о необходимости остановить сокращение населения, власти
все время спекулируют на теме рождаемости, подталкивают нас к
мысли о том, что россиянам нужно «больше рожать».
Рождаемость в России в целом находится на нормальном для евро-
пейской страны уровне — примерно 11 новорожденных на 1000 че-
ловек населения в год (напомним, смертность — 15 человек на 1000).
Чрезмерно бурный рост рождаемости в небогатой стране, особенно в
малоимущих слоях населения (которые получают стимулы рожать бла-
годаря путинским мерам типа «материнского капитала2»), может при-
водить к негативным последствиям: снижению уровня жизни населе-
ния, плохому содержанию новорожденных, их высокой заболеваемости.
В апреле 2008 года министр здравоохранения Татьяна Голикова, вы-
нуждена была признать, что этот рост сопровождался ростом детской
смертности в 48 регионах страны3!
Проблема в сверхсмертности. Власти России не берегут собственное
население. В стране сегодня рождаются около 1 млн 600 тыс. младенцев
в год, тогда как умирают — около 2 млн 100 тыс. граждан!
Рост смертности в России начался еще при Брежневе, в 1970-е
годы, и продолжался вплоть до середины 1990-х. С 1995 года, однако,
смертность в России пошла на спад и в 1998 году опустилась до уровня
ниже 2 млн человек в год.
Однако при Путине тенденция к росту смертности обрела новую
силу, достигнув в 2003 г. нового пика — в 2,37 млн человек. Понизить
смертность ниже уровня 2 млн человек в год до сих пор так и не уда-
лось.
Чрезвычайно высокий уровень смертности в России — следствие
совокупности причин. Почти 60% от всех смертей происходят из-за
болезней сердечно-сосудистой системы, еще около 15% — от онколо-
гических заболеваний, примерно по 4% — от заболеваний органов ды-
хания и пищеварения.
Россия занимает аномально высокое место по числу смертей от
внешних причин (12,5% от общего числа смертей, или более 260 тысяч
человек ежегодно, — это примерно вдвое больше, чем в Китае или Бра-
зилии, и в 4–5 раз выше, чем в странах Запада).
Главные из внешних причин смерти в стране — убийства, само-
убийства, смерть в ДТП. Низкий уровень личной безопасности, низкие
уровень и качество жизни, нездоровая обстановка в стране — вот глав-
ные объяснения такой высокой смертности от внешних причин.
По числу умышленных убийств на 100 тысяч человек населения
(16,5 в год) Россия занимает 19-е место в мире (соседствуя с такими
странами, как Эквадор, Свазиленд и Ирак) и первое место в Европе, с
большим отрывом от США (примерно 6 убийств на 100 тысяч человек
населения в год) и тем более европейских стран (1–2 убийства)1.
Самоубийства — еще более серьезная проблема: в России ежегодно
от них гибнет более 41 тысячи человек, по этому показателю ситуация
в России примерно вдвое хуже, чем в странах Европы, и втрое — чем
в США.
Чрезвычайно много человек гибнет в ДТП: по данным ГИБДД, в
2008 году на дорогах погибли 30 тысяч человек и были ранены более
270 тысяч человек.
Сверхсмертность вызвана высоким уровнем заболеваемости насе-
ления, основные причины которого — неправильный образ жизни,
плохая экология и, что крайне важно, некачественная медицина.
Низкое качество здравоохранения продолжает оставаться тяжелой
проблемой, и ничего для улучшения ситуации в этой сфере Путин за
10 благополучных лет сделать не смог.
Можно посмотреть, как оценивают итоги «усилий» Путина и Мед-
ведева россияне. По результатам опроса Левада-Центра «Отечествен-
ное здравоохранение в российском общественном мнении», прово-
дившемся в августе 2008 г.:
· 66% россиян считают, что не могут получить хорошее медицин-
ское обслуживание;
· 58% не удовлетворены системой здравоохранения в России.
Если обратиться к статистике, то видно, что заболеваемость в России
выросла в 2007 году1 в сравнении с 2000 годом по болезням сердечно-
сосудистой системы (основная причина смертности в России) — в
полтора раза, с 2,4 до 3,7 млн человек, по онкологическим заболе-
ваниям — на 17%, с 1,2 до 1,4 млн человек.
По уровню расходов на здравоохранение как доли ВВП Россия
делит 112–114-е место в мире с Марокко и Эквадором — всего 5,3%
ВВП против 9–11% ВВП во многих странах Западной Европы2. В бюд-
жете 2009 года на финансирование здравоохранения, физкультуры и
спорта запланировано лишь 325 млрд рублей — по сравнению с трил-
лионом на правоохранительные органы и спецслужбы. В 3 раза
меньше!
Вывод: для Путина госаппарат, госкорпорации и спецслуж -
бы много дороже здоровья россиян.
Вместо того чтобы создать работающую систему медицинского
страхования, власти пытались отделываться подачками в виде на-
цпроекта «Здоровье», подменявшего системные реформы скромными
финансовыми вливаниями.
Ежегодно десятки тысяч россиян умирают от наркотиков. В июне
2009 года глава Госнаркоконтроля В. Иванов говорил о 30 тысячах
ежегодно умирающих от наркотиков3. Иванов привел ужасающие
цифры:
· В России насчитывается от 2 до 2,5 млн наркоманов, преимуще-
ственно в возрасте от 18 до 39 лет.
· Средний возраст умирающего наркомана — 28 лет.
· Каждый год армия российских наркоманов пополняется 80 ты-
сячами «новобранцев».
По количеству наркоманов Россия опережает государства Евро-
союза в среднем в 5–8 раз. А по потреблению тяжелых наркотиков
занимает одно из первых мест в мире.
В Попытки борьбы с алкоголизмом через запретительные меры вре-
мен Горбачева или царской России провалились. Недавно, однако, вла-
сти вновь заговорили о необходимости борьбы с алкоголизмом. Правда,
борьба эта ведется в самых что ни на есть странных формах — с 2010
года власти решили в 3 раза повысить акцизы на пиво и всего на 10
процентов — акцизы на водку. К чему это приведет? К вытеснению
слабоалкогольного пива крепким алкоголем. И к дальнейшему усу-
гублению проблемы пьянства. Чем озабочены власти — здоровьем на-
селения или проталкиванием интересов водочного лобби?
Как бороться с алкоголизмом? Наш ответ — развивать средний
класс. В России потребление алкоголя является социальным явлением,
с одной стороны, и традицией — с другой. Существуют исследования,
показывающие так называемую U-образную зависимость между ко-
личеством потребляемого алкоголя и доходами граждан: больше пьют
бедные (с горя) и состоятельные (с жиру бесятся), тогда как умерен-
ное потребление алкоголя, равно как и здоровый образ жизни, харак-
терны для среднего класса. Есть и такое известное понятие, как
«французский парадокс»: Франция — одна из самых пьющих стран в
мире, здесь пьют в 11 раз больше алкогольных напитков, чем в США.
Но в то же время во Франции живет больше, чем где-либо, долгожи-
телей (2546 человек старше 100 лет, а средняя продолжительность
жизни — около 80 лет). Дело в культуре потребления алкогольных на-
питков, в значительно меньшей доле потреблений крепкого алкоголя
и значительно большей доле качественных виноградных вин. Однако
качественные напитки по карману только людям с нормальным до-
статком.
Поэтому мы настаиваем на том, что наряду с пропагандой здоро-
вого образа жизни необходимо стимулировать и поддерживать сред-
ний класс, для чего необходимо изменить характер экономической
политики в стране (см. главы «Страна кричащего неравенства» и
«Сырьевой придаток»).
Что касается борьбы с курением, то здесь изобретать ничего не
надо — необходимо перенять успешный опыт США и стран Западной
Европы, накопленный в течение десятилетий.
Сокращение населения носит долгосрочный характер. В последние
годы и в ближайшей перспективе ежегодно Россия будет терять 1
миллион человек трудоспособного населения. В силу высокой смерт-
ности и естественного старения нации. Потеря миллиона работающих
людей эквивалентна спаду ВВП в размере 1,5%, сокращению поступ-
лений в бюджет, в пенсионный фонд, что неминуемо приведет к усу-
гублению проблем с выплатой пенсий и, как следствие, к росту
социальной напряженности. Хроническая депопуляция, таким
образом, угрожает экономическому развитию страны, чревата
снижением уровня жизни населения, ставит под вопрос раз-
мер страны и ее целостность.
Власти неизбежно должны прибегнуть к эффективной миграцион-
ной политике, восполняющей убыль квалифицированной и неквали-
фицированной рабочей силы, сохраняющей Россию как государство.
Вместо этого путинский режим в 2002 году принял репрессивное
миграционное законодательство, которое, с одной стороны, увеличило
нелегальную иммиграцию, а с другой — сократило приток законопо-
слушных и трудоспособных граждан в страну. В 90-е в Россию при-
ехали около 8 миллионов русскоязычных граждан из постсоветских
республик. А с приходом Путина этот процесс резко затормозился.
Резкое уменьшение числа мигрантов и стало причиной обвального
сокращения населения России в годы правления Путина в сравнении
с девяностыми.
СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК
Когда вышло первое издание доклада «Путин. Итоги» — в феврале
2008 года, — Путин хвастался успехами в экономике. 8 февраля 2008
года он выступил на заседании Госсовета с речью об итогах своего пре-
зидентства и напирал на то, как за годы его правления вырос ВВП, что
в 2008 году в Россию притекло $83 млрд иностранного капитала.
Однако мы предупреждали, что выстроенная Путиным модель эко-
номики — спекулятивная экономика-пузырь, готовая рухнуть в любой
момент. Спустя полгода после выхода доклада так и произошло — в
августе 2008 года в стране разразился крупнейший экономический
кризис, по своим масштабам намного превзошедший дефолтный 1998
год и сопоставимый только с периодом крушения советской эконо-
мики, экономическим спадом 1992–1994 годов.
В 2009 году ВВП страны упал на 7,8%. Это рекорд. Такого глубокого
падения не было даже в дефолтном 1998 году, когда ВВП упал на 5,3%.
С подобными темпами падения экономики мы сталкивались только
в 1992–1994 годах.
Почему путиномика так быстро рухнула? Путин, пытаясь замол-
чать провалы в своей экономической политике, пытался свалить все
причины экономического кризиса на Америку. Однако трудно будет
объяснить, почему в таком случае темпы падения российской эконо-
мики намного превзошли и ведущие страны Запада, и остальные
страны так называемой «Четверки» — БРИК: Бразилию, Индию и
Китай. Россия вошла в число 15 стран, наиболее сильно пострадавших
от кризиса.
Принято объяснять особые неудачи российской экономики в 2009
году «нефтяной иглой», высокой зависимостью от нефтегазового экс-
порта и мировых цен на нефть. Это действительно проблема. Однако
почему же тогда у Саудовской Аравии, крупнейшего в мире произво-
дителя нефти, экономика которой зависима от нефтяного фактора силь-
нее, чем российская, ВВП в 2009 г. вообще не упал, а вырос — на 0,2%?
Спад в России был одним из самых существенных на пространстве
СНГ: в 8 из 12 стран СНГ в 2009 году был вообще зафиксирован эко-
номический рост! Кроме России, спад произошел только в трех эко-
номиках СНГ — Украины, Армении и Молдавии.
На фоне резкого падения экономики в России сохраняется до-
вольно высокая инфляция — 9% в год, тогда как в странах Западной
Европы рост цен сейчас нулевой, в США, Японии и Китае — вообще
потребительские цены снижаются.
Что за экономику-монстра построил Путин — и глубокий эконо-
мический спад, и высокая инфляция?
Все эти годы мы слышали непрекращающуюся болтовню о не-
обходимости «снижения сырьевой направленности экономики». И
чем это кончилось? Если
в 1999 году доля сырья в российском экспорте составляла 44%, то в
последние годы — 66–69%. Доля машин и оборудования снизилась с
11% до 5%.
За годы правления Путина Россия стала еще большим сырь-
евым придатком мировой экономики, чем когда-либо.
Путинское «экономическое чудо» второго президентского срока
было построено на притоке в Россию коротких спекулятивных денег из-
за рубежа — этим были обусловлены высокие темпы роста экономики
в 2005–2008 годах. В эти годы в Россию притекло свыше $140 млрд. В
основном это займы. Когда начался кризис, капиталы стремительно по-
бежали из России — и «экономическое чудо» закончилось.
Путинская модель роста оказалась неустойчивой, потому что не
была подкреплена инвестициями в модернизацию производства, ро-
стом производительности труда, развитием малого и среднего бизнеса.
Такая экономика может «вставать с колен», только получая посто-
янную подпитку в виде дешевых кредитов с Запада.
Оглядываясь назад, можно убедиться, что основные мифы о путин-
ских успехах в экономике были ложью. Россия ничем не выделялась
по темпам развития среди стран СНГ — это значит, что экономиче-
ский рост 2000-х был скорее следствием избавления постсоветских
стран от остатков советской экономики. Темпы экономического роста
в богатой нефтью России — одни из самых низких в СНГ: если в 2000
году мы были на втором месте в Содружестве по приросту ВВП, то в
2008-м откатились на восьмое, а в 2009-м вообще оказались среди ли-
деров падения.
Получив редкостный по масштабам внешний подарок — неви-
данно высокие цены на нефть, — российская экономика должна была
расти значительно быстрее. В период правления Путина средняя цена
экспортной нефти была почти втрое выше, чем при Ельцине, — $47
за баррель в 2000–2009 гг. ($60–90 в 2006–2009 гг.) против $16,7 в
1990-е.
При таком «нефтяном дожде» наша экономика должна была расти
темпами в 9–15% в год, как у наших соседей — экспортеров нефти,
Казахстана или Азербайджана.
Да и сам рост экономики не был заслугой Путина — он лишь
удачно оседлал позитивные тенденции, проявившиеся еще до его при-
хода. Экономический рост в России начался еще в 1997 году, а после
дефолта, в 1999 году, ВВП страны вырос на 6,4%. Путин к этому росту
никакого отношения не имел.
Если бы только прошедшие 10 лет были использованы для реальной
модернизации страны, долгосрочных инвестиций в перестройку про-
мышленности, строительство дорог, аэропортов, создание современ-
ных армии и пенсионной системы… Такого шанса больше может не
представиться — теперь болезненные преобразования (например, ту
же пенсионную реформу) будет делать гораздо сложнее.
Для модернизации необходимы были структурные реформы. Но
все было наоборот: экспроприация активов — от ЮКОСа и «Саха-
лина-2» до «Евросети», рост госрасходов на содержание растущего
госаппарата и спецслужб, финансирование вновь создаваемых госкор-
пораций.
Путин начал 2000-е годы с профицитом бюджета, а закончил его с
нарастающим бюджетным дефицитом, который в 2009 году составил
5,9% ВВП. Как залатать дыры? Путин уже придумал: повышение еди-
ного соцналога, повышение пенсионного возраста. И Россия опять за-
нимает деньги за рубежом.
При этом налоги на нефтегазовый сектор, как это ни парадок-
сально, снижаются — в 2009 году Путин предоставил налоговые
льготы нефтедобывающей индустрии более чем на $6 млрд, вновь от-
казался повышать налоги на «Газпром», хотя тот платит их суще-
ственно меньше, чем российские нефтяные компании (подробнее в
нашем докладе «Путин и “Газпром”»1). В связи со сделкой «Газ в обмен
на Черноморский флот» Путин освободил «Газпром» от экспортных
пошлин на сумму $4 млрд в год. За это решение граждане страны
должны будут расплатиться ростом налогов и ростом коммунальных
платежей.
Так называемые антикризисные меры, предпринятые Путиным,
возмущают своей однобокостью — очевидно, что приоритетом яв-
ляется поддержка банковского сектора и узкого круга крупных кор-
пораций, которым выделяется основная госпомощь. Вместо того
чтобы поддержать население, Путин предоставил финансовую по-
мощь олигарху О. Дерипаске в размере $4,5 млрд, а также своему
другу Р. Абрамовичу в размере $1,8 млрд. Он выделяет своим друзьям
из «Роснефти» Сечину и Богданчикову через госбанки финансовую по-
мощь в размере $4,6 млрд.
За поддержание на плаву построенного им сырьевого придатка —
недореформированной, монопольно-олигархической, коррумпиро-
ванной экономики — платить придется нам с вами.
КАВКАЗСКИЙ ТУПИК
Кавказ сыграл ключевую роль в восхождении Путина на политический
олимп. Сразу после назначения в 99-м премьер-министром Путин
инициировал боевые действия в отношении чеченских сепаратистов,
а после взрывов домов в Москве в сентябре 1999 года поклялся «замо-
чить террористов в сортире». На волне борьбы с террором Путин по-
лучил поддержку огромного количества наших соотечественников и
весной 2000 года стал президентом.
Все десять лет в российском обществе культивировался миф о том,
что В. Путин усмирил Кавказ и победил терроризм. В 2007 году Путин
заявил, что «благодаря мужеству и единству народа России была отра-
жена агрессия международного терроризма».
Однако истинное положение дел с террором говорит о прямо про-
тивоположном. Если сравнить число терактов в начале правления Путина — 2000 год
(135) — с ситуацией в 2009–2010 годах (786 терактов — рост в 6 раз),
то вранье о победе над терроризмом становится особенно очевидным.
Взрывы в московском метро 29 марта 2010 года показали, что рос-
сийские спецслужбы явно не способны предотвратить террор не
только в стране, но даже вблизи главного офиса ФСБ на Лубянке.
Причины непрофессионализма и беспомощности спецслужб кро -
ются в системе приоритетов их деятельности. Главным из этих прио-
ритетов является укрепление личной власти Путина и его группы,
отсюда и возрожденный политический сыск (созданное не так давно
печально известное подразделение «Э» по борьбе с экстремизмом за-
нимается слежкой и провокациями против лидеров оппозиции), от-
сюда и баснословное количество работников спецслужб и омоновцев,
разгоняющих оппозиционные митинги и демонстрации повсеместно
в России. Вторым приоритетом спецслужб является крышевание биз-
неса, участие в рейдерских захватах и непосредственная вовлеченность
в коммерческую деятельность работников правоохранительных орга-
нов и спецслужб.
Откровения на эту тему вы можете почитать в нашумевшем письме
работников ОМОНа, опубликованном в TheNew Times. Очевидно, что
борьба с терроризмом не является главным приоритетом путинских
спецслужб, несмотря на громогласные заявления. И это несмотря на
то, что расходы федерального бюджета на безопасность и правоохра-
нительную деятельность выросли с $2,8 млрд в бюджете 2000 г. до
$31,3 млрд в бюджете-2009 — более чем в десять раз. Расходы бюджета
на спецслужбы превышают расходы на здравоохранение и образова-
ние, вместе взятые в 3 раза. Суммарная численность сотрудников спец-
служб перевалила за 2 млн, вдвое превысив численность личного
состава армии. Такого не было даже в советское время.
Еще одна причина стремительного роста террора в России — про-
вал политики Путина на Кавказе. Основу этой политики составляет
ставка на лояльные и одновременно коррумпированные кланы, управ-
ляющие республиками Кавказа. По сути дела, реализуется сделка: «Я
вам — деньги, вы мне — лояльность (включая 99,9% голосов избира-
телей за «Единую Россию» на выборах) и решение вопросов с терро-
ристами».
Результат этой политики — печальный. Кавказские республики де-
факто территории, где не действуют российские законы и Конститу-
ция, где безраздельная власть принадлежит алчным, коррумпирован-
ным группам, лояльность которых покупается за счет федерального
бюджета.
Российский бюджет, то есть мы с вами, выделает баснословные
деньги — от $4,5 до $6 млрд в год — режимам, которые не только
стали суверенными де-факто, но еще и не могут обеспечить безопас-
ность как у себя на территориях, так и по всей России1. Недаром из-
вестный сепаратист, входивший в свое время в правительство Аслана
Масхадова, живущий ныне в Лондоне Ахмед Закаев публично заявил,
что Рамзан Кадыров осуществил мечту Джохара Дудаева и Аслана
Масхадова о независимости Чечни2 и при этом еще и получает басно-
словные деньги из федерального бюджета.
Рост террора в Ингушетии и Дагестане мы связываем с крупно-
масштабными кадровыми ошибками, допущенными Путиным при
назначении глав этих регионов. Долгие годы пребывания в должно-
сти президента Ингушетии генерала КГБ Зязикова закончились рез-
ким всплеском терроризма и исламского фундаментализма в этой
республике. Взрыв РОВД в Назрани, убийство Магомеда Евлоева и
других правозащитников и оппозиционеров долго оставались неза-
меченными федеральной властью. И только когда ситуация в Ингу-
шетии стала окончательно выходить из-под контроля, а многие в
республике вслух заговорили о выходе Ингушетии из состава России,
Зязикова сняли, а на его место поставили Юнус-бека Евкурова, на
которого в скором времени было совершено покушение; и сейчас
уже очевидно, что метастазы терроризма и исламского экстремизма
проникли так глубоко, что никакой Евкуров с Хлопониным про-
блемы не решат.
Примерно то же самое происходило и в Дагестане. Назначение в
2006 году Муху Алиева на место президента республики, человека
явно слабого, с репутацией коррупционера, привело практически к
ежедневным покушениям и террористическим актам на территории
республики. По сути, Дагестан, на протяжении последних лет был
охвачен гражданской войной.
Что мы имеем к сегодняшнему дню: идеи сепаратистов практиче-
ски реализованы, на Кавказе набирает силу исламский фундамента-
лизм, который подпитывается высокой безработицей, бедностью,
крайней коррумпированностью властей и отсутствием законов. За все
за это Россия расплачивается не только многомиллиардными дота-
циями, но и жизнями ни в чем не повинных мирных граждан —
жертв террористов.
По сути, Северный Кавказ стал российской Палестиной. А ситуа-
ция выглядит гораздо более тупиковой, чем это было в начале правле-
ния «национального лидера».
Обратим внимание, что наиболее резонансные террористические
акты были использованы В. Путиным для укрепления режима личной
власти и подавления гражданских прав и свобод. После теракта в Те-
атральном центре на Дубровке в октябре 2002 года было оконча-
тельно уничтожены независимые НТВ и ТВ-6. После бесланской
трагедии 2004 года Путин отменяет выборы губернаторов и выборы
в Государственную думу по одномандатным округам. Далее были при-
няты репрессивные законы в отношении оппозиции, а выборы были
превращены в абсолютный фарс.
ЭХ, ДОРОГИ…
Плохие дороги, как известно, — одна из главных проблем России.
В первой версии доклада «Путин. Итоги» мы подробно рассказы-
вали о деградации дорожного хозяйства в годы правления Владимира
Путина. Вообще, тот факт, что в так называемые тучные годы темпы
ввода автодорог только сокращались, — настоящий позор. Китай смог
буквально за 20 лет построить современную сеть скоростных шоссе —
по состоянию на 1 января 1989 года в стране было лишь 147 километ-
ров высокоскоростных автотрасс, сейчас их общая протяженность
около 60 тысяч километров.
А в России мы имеем дело с полным развалом дорожного строи-
тельства в стране.
Если в «лихие 1990-е» в стране вводилось в среднем 6,1 тысячи ки-
лометров новых автодорог в год, то при Путине — начиная с 2003 го -
да — не более 2–3 тысячи километров в год.
При этом вводы дорог федерального значения были вообще мизер-
ными: в 2009 г. — 1159 км, в 2008 г. — 560, в 2006–2007 гг. — около
400, в 2005 г. — всего 169 км.
Ужасно и качество российских дорог: две трети федеральных трасс
не соответствуют нормативам, территориальных – более 76%.
92% так называемых федеральных трасс имеют всего две полосы
движения, более чем у половины из них неудовлетворительны показа-
тели ровности и прочности. С середины 1990-х российский автопарк
увеличился более чем вдвое, а протяженность автодорог снизилась.
Российские дороги в основном строились из дешевого асфальта, ос-
нованного на двухслойной подушке с нижним слоем из песка и верх-
ним — щебеночным. Такой асфальт требует текущего ремонта в
среднем раз в 7–8 лет, а капитального — раз в 14–15 лет. В Европе
давно уже строят асфальтовые дороги на бетонной основе, требующие
капремонта раз в 30 лет.
При этом собственно дорог федерального значения в России всего
49 тыс. км — причем из них только 23 тыс. км относятся к дорогам
I–II категорий (не менее чем двухполосные с шириной проезжей части
не менее 7 метров и скоростью движения 100 км/ч). Сравните только
с более чем 75 тыс. км межштатных высокоскоростных шоссе в США.
Всего национальная шоссейная система США включает 256 тыс. км
высококлассных автотрасс, а всего в США 4 млн 200 тыс. км автодорог
с твердым покрытием (в России — чуть более 700 тыс. км).
Плохие дороги выступают важнейшим сдерживающим фактором
для экономического развития России, повышая транспортные из-
держки и создавая препятствия на пути передвижения граждан и гру-
зов. Росавтодор оценивает ежегодную сумму потерь, связанных с
недостаточным развитием дорожной сети в 550–600 млрд рублей, или
около 1,5% ВВП России1.
Китай в последние годы тратил на модернизацию дорожной си-
стемы в среднем $18 млрд в год — деньги, вполне посильные для бо-
гатого бюджета России. Но Путин предпочел потратить бюджетные
средства на другие цели — увеличивать число чиновников, финанси-
ровать спецслужбы, набивать деньгами госкорпорации… Неудиви-
тельно, что китайцы обгоняют Россию по темпам экономического
развития.
Парадоксальным образом даже выделяемые на финансирование
дорожного хозяйства средства не дают эффекта — коррумпирован-
ное чиновничество разворовывает эти средства. Сравните несколько
цифр.
В 1999 году расходы федерального бюджета на реконструкцию и
строительство федеральных автодорог составили 8,7 млрд руб. ($350 млн
по курсу того периода). Ввод федеральных автодорог составил 321 км.
Средняя стоимость километра вводимой дороги — около $1 млн.
В 2009 году федеральный бюджет выделил на реконструкцию и
строительство федеральных автодорог 230 млрд. руб. ($7,2 млрд по
курсу 2009 г.). Ведено 1159 км федеральных автотрасс. Средняя стои-
мость километра вводимой дороги — $6,3 млн.
При этом такие расценки вовсе не отражают качества российских
дорог. Они сопоставимы с американскими и немецкими — так, в
США стоимость строительства 1 км четырехполосной дороги — $4–
6 млн, первоклассного автобана в Германии — €8 млн. А вот в Китае
1 км четырехполосной автострады обходится $3 млн, в Бразилии —
$3,6 млн.
Конечно, при таких аппетитах дорожного чиновничества и связан-
ных с ними компаний-подрядчиков никаких денег на дороги в России
не хватит.
В России в 2009 году (в ходе кризисного секвестра бюджета) фи-
нансирование программы эксплуатации, ремонта и развития дорож-
ного хозяйства было сокращено на четверть, с 434 до 343 млрд рублей.
На 2010 год запланировано новое сокращение — до 274 млрд рублей1.
Объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на до-
рожное хозяйство в 2010 году урезан до 37 млрд руб. Сокращение
финансирования дорожного хозяйства приобретает обвальный ха-
рактер.
10 лет — достаточное время для того, чтобы протестировать, спосо-
бен ли политик решить ту или иную проблему. Очевидно, что В. Путин
решить дорожные проблемы России явно не способен, несмотря на
обильный «нефтяной дождь», пролитый на Россию.
СТРАНА КРИЧАЩЕГО НЕРАВЕНСТВА
Один из важнейших штрихов к портрету путинской России — тоталь-
ное неравенство, глубочайшее социальное и межрегиональное рас-
слоение внутри российского общества.
Прежде всего, речь идет о социальном неравенстве. Рост эконо-
мики при Путине сопровождался резким увеличением социального
расслоения. Если в конце 1990-х годы коэффициент дифференциации
доходов (соотношение между средними уровнями доходов 10% самых
богатых и 10% самых бедных) стабилизировался на уровне 13–14 раз,
то с 2000 года социальная дифференциация выросла более чем на
20% — до 16,9 раза!
Это беспрецедентный уровень в истории новой России — такого
неравенства доходов ранее зафиксировано не было. Подобный пока-
затель социального расслоения не характерен для цивилизованных
стран и существует только в государствах третьего мира.
Не снижалось и межрегиональное неравенство. Например, разница
между валовым региональным продуктом на душу населения в 10 самых
богатых регионах России (Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансий-
ский автономный округа и другие) и 10 самых бедных регионах (респуб-
лики Северного Кавказа, Тыва, Горный Алтай, Ивановская область)
составляла в 1999 году 6,2 раза, в 2008 году — 6,3 раза.
Разница между средней зарплатой в 10 самых благополучных и 10
самых неблагополучных по этому показателю регионах России состав-
ляла в 1999 году 5 раз, а в 2008 году — около 4 раз. Согласитесь, за де-
сятилетие можно было добиться и более ощутимых результатов.
Данные о средней зарплате по регионам России показывают, что в
стране есть всего двадцатка регионов, где средняя зарплата выше или
равна среднероссийской (примерно 17 тыс. 300 руб. в 2008 г.). По-
мимо Москвы и Санкт-Петербурга, это в основном регионы, богатые
нефтью и газом (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий ав-
тономный округа, Сахалинская и Томская области) и другими при-
родными ресурсами (Красноярский край, Якутия).
В остальных 60 с лишним регионах России средняя зарплата ниже
17 тыс. руб. в месяц. В республиках Северного Кавказа среднемесячная
зарплата составляет 7–9 тыс. руб., в областях Центрально-Чернозем-
ного района — 10–13 тыс. руб.
В это же время в путинской России были побиты все рекорды по
росту числа миллиардеров. Если в 1999–2000 годах в мировом списке
миллиардеров журнала Forbes вообще не было ни одного россиянина,
то в 2010 году, по версии журнала «Финанс», в России уже 62 человека
с состоянием свыше $1 млрд. В лидерах — щедро одаренный за «Сиб-
нефть» Роман Абрамович (4-е место с $11,2 млрд) и Олег Дерипаска
(5-е с $10,7 млрд), на помощь которому Путин выделил огромные сред-
ства в ходе кризиса. В списке миллиардеров — близкие друзья Пу-
тина: Тимченко, братья Ротенберги, Ковальчук (см. главу «Коррупция
разъедает Россию»). Путин и его друзья зря не потеряли последние
10 лет.
В путинской системе богатеют его друзья, те, кто близок к доходам
от сырьевых ресурсов. Лишь в 4–5 регионах России, имеющих доступ
к доходам от экспорта сырья, люди могут жить не хуже, чем в неко-
торых странах Евросоюза.
А остальная страна живет так же, как Мексика.
Главная причина социального и межрегионального расслоения —
в сложившейся в России экономической модели государственно-мо-
нополистического капитализма, построенного на эксплуатации при-
родных ресурсов страны. Некрупный и несырьевой бизнес в бедных
природными ресурсами регионах не имеет возможности адекватно
развиваться — из-за высоких барьеров, поддерживаемых чиновни-
ками и связанными с ними монополиями, налогового террора властей,
риска потери собственности, плохо развитой инфраструктуры.
Еще одна причина — разгром бюджетного федерализма: если в
2000 г. распределение бюджетных доходов между центром и регионами
составляло 50/50, то сегодня — 65/35. Отнятые у регионов бюджетные
средства могли бы быть направлены на повышение зарплат бюджетни-
кам, увеличивая средний региональный уровень доходов, но…
Для преодоления дифференциации очень важно поддерживать
экономическую активность населения, открывать регионы для инве-
стиций, развивать малый и средний бизнес, вовлекать как можно
более широкий круг людей в предпринимательство — только так
можно сделать значительное число россиян богатыми. Но за годы пре-
зидентства Путина число малых предприятий в России практически
не выросло и сегодня составляет 1,35 млн, или менее 10 предприятий
на 1000 человек населения. Для сравнения: в странах ЕС численность
малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населе-
ния, в Японии — 50, в США — 75! Доля малых предприятий в струк-
туре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в
Японии — почти 80%. В России в малом предпринимательстве заняты
лишь около 11 млн человек — всего 16% от общего числа работающих.
Примерно такая же доля малых предприятий в нашем ВВП (13–
15% — доля малого бизнеса). Для сравнения: в США доля малых пред-
приятий в ВВП — свыше 50%, в еврозоне — свыше 60%.
Неудивительно, что люди в этих странах богаче живут, имеется ши-
рокий средний класс, а в России — нет. Зато по числу миллиардеров
мы — третья страна в мире после США и Германии.
Для того чтобы построить в стране более справедливые экономику
и социальную систему, криминально-монопольный госкапитализм,
сложившийся при Путине, необходимо демонтировать.
ПЕНСИОННЫЙ КОЛЛАПС
Крупнейший провал Путина — угробленная пенсионная реформа.
Когда Путин пришел к власти, он обещал построить в стране со-
временную пенсионную систему, обеспечивающую пожилым людям
достойный уровень пенсий и одновременно снимающую остроту пен-
сионной нагрузки на бюджет.
Этого можно было достичь путем перехода к накопительной пен-
сионной системе — когда пенсионные выплаты финансировались бы
не из средств работающих сегодня граждан и средств бюджета, а за
счет пенсионных накоплений и доходов, получаемых от их инвести-
рования.
Однако реформа пенсионной системы полностью провалилась. Все
годы правления Путина пенсии оставались ниже официального про-
житочного минимума. Решить проблему выхода уровня пенсий на
достойный уровень, несмотря на нефтяное изобилие, Путину не уда-
лось.
Старая распределительная пенсионная система трещит по швам.
Когда мы опубликовали первое издание доклада «Путин. Итоги», там
предсказывалось, что дефицит Пенсионного фонда РФ достигнет 1 трлн
руб. к 2015 году.
Увы, этот мрачный прогноз оказался слишком оптимистическим:
уже в 2010 году дефицит Пенсионного фонда составил 1 трлн 166 млрд
руб., или почти 3% ВВП России! Финансирование дефицита ПФР сего-
дня — одна из крупнейших статей федерального бюджета.
Поскольку денег в бюджете на выплату пенсий по старой системе
катастрофически не хватает, Путин в 2009 году принял решения:
· заморозить дальнейшее повышение зарплат бюджетникам;
· повысить единый социальный налог (ЕСН) с 2011 года с 26% до
32–34%, одновременно отменив его регрессивную шкалу.
Нет нужды говорить, насколько больно такие решения ударят по
карманам россиян и перспективам российской экономики. В кризис-
ное время Путин объявил о снижении доходов работников бюджет-
ной сферы (номинальное замораживание зарплат на прежнем уровне
при сохраняющейся инфляции означает их обесценение), нанося удар
по внутреннему спросу.
Еще один болезненный удар будет нанесен по бизнесу, прежде
всего малому и среднему несырьевому бизнесу, бизнесу в сфере инно-
ваций (вот вам и «построение инновационной экономики»). Здесь, в
отличие от сырьевого бизнеса, высока доля расходов на оплату труда,
и повышение выплат по ЕСН окажется чрезвычайно болезненным.
Повышение ЕСН приведет к тому, что нагрузка на фонд оплаты труда
в России станет одной из самых высоких в мире. Помните, как в на-
чале 2000-х власти похвалялись тем, что в России «самый низкий по-
доходный налог в Европе»? Забудьте об этом!
Ради преодоления дефицита Пенсионного фонда весной 2010 года
высшие российские чиновники открыто заговорили о перспективе
повышения в России пенсионного возраста. При этом об адекватном
повышении продолжительности жизни они предпочитают не гово-
рить.
Дело не только в дефиците средств на выплату пенсий. При дей-
ствующей сегодня в России распределительной пенсионной системе
(когда работающие люди за счет отчислений в Пенсионный фонд со-
держат пенсионеров) в принципе невозможно обеспечить достойный
уровень пенсий. Этого можно было бы достичь только при соотноше-
нии работающих и пенсионеров примерно 3:1. Но сегодня в России это
соотношение составляет всего 1,7:1, а в период 2020–2030 гг., по про-
гнозам демографов, может уменьшиться до 1:1 — общество неумолимо
стареет.
Спасти ситуацию мог бы быстрый и эффективный переход к нако-
пительной пенсионной системе. Такая система существует во всех раз-
витых странах Запада и показывает себя с очень эффективной стороны.
Во всех этих странах накоплен и инвестируется крупный объем пен-
сионных резервов — в Швейцарии, например, объем накопленных и
размещенных пенсионных резервов достигает 122% ВВП, в Нидерлан-
дах — 130% ВВП, в Великобритании — более 70% ВВП.
В России объем накопленных и размещенных пенсионных резер-
вов составляет лишь 2% ВВП.
Создание накопительной пенсионной системы провалилось — уто-
нуло в болтовне и саботаже. Один из главных ответственных за провал
пенсионной реформы, Михаил Зурабов, прекрасно себя чувствует —
сейчас он посол на Украине.
В 2009 году власти, пытаясь пополнить бюджет Пенсионного фон -
да, пошли на откровенное жульничество — запустили программу го-
сударственного софинансирования пенсионных накоплений: гражда-
нам, отчисляющим от своей зарплаты для будущей пенсии 1000 рублей,
государство добавляет еще тысячу, но не более 12 000 в год. Для неис-
кушенного гражданина выглядит симпатично.
А на самом деле та тысяча, которую ежемесячно отчисляет граж-
данин, могла бы быть положена на банковский депозит, и тогда за счет
банковских процентов можно будет заработать вдвое больше, чем от
«государственного софинансирования» пенсий!1 Люди, участвующие
в такой программе, просто потеряют сотни тысяч рублей, а вся эта
жульническая схема была придумана только для того, чтобы люди
ежемесячно несли в Пенсионный фонд по тысяче рублей, пополняя
его бюджет.
Вместо достойных пенсий — проваленная пенсионная реформа,
дефицит пенсионной системы, нищенские пенсии, насквозь коррум-
пированный Пенсионный фонд плюс откровенно жульническое зале-
зание россиянам в карман под видом программы «государственного
софинансирования пенсий», а теперь — и вероятное повышение пен-
сионного возраста.
Таковы итоги десятилетия путинизма в сфере пенсионного обес-
печения россиян.
На фоне хронического дефицита Пенсионного фонда (см. главу «Пен-
сионный коллапс»), деградации дорожной сети и строительства (см.
главу «Эх, дороги…»), высокой бедности (см. главу «Страна кричащего
неравенства») вопиющими выглядят многомиллиардные путинские
проекты. Остановимся подробнее на трех из них: Олимпиада-2014 в
Сочи, трубопроводы «Северный поток», «Южный поток» и «Алтай»,
а также саммит АТЭС-2012 во Владивостоке.
Зимняя Олимпиада в субтропиках
Никита Хрущев остался в народной памяти генсеком, пытавшимся
выращивать кукурузу в Мурманской области, в Сибири и на Дальнем
Востоке. За что и получил прозвище Никита Кукурузник.
Россия — зимняя страна. Надо долго вглядываться в карту России,
чтобы найти место, где практически никогда не бывает снега и льда. Но
Путин его нашел — это субтропический курорт Сочи, где он решил про-
вести зимнюю Олимпиаду. Как россияне будут называть Путина после
2014 года — Вова Субтропический Снег или просто Вова Субтропик —
гадать не будем. Но то, что афера с зимней Олимпиадой надолго оста-
нется в народной памяти, — сомнений нет.
Первоначальная эйфория от решения МОК 2007 года провести
Олимпиаду в Сочи сменилось разочарованием, а для многих живущих
в городе и трагедией. Ибо под угрозу поставлено само существование
города-курорта, судьбы и жизни тысячи его жителей.
МЕДВЕДЕВ. ИТОГИ
Многие нас спрашивают, почему мы пишем про итоги правления Пу-
тина и практически ничего не говорим об итогах более чем двухлетней
работы президента Медведева. Если не брать в расчет статьи президента
типа «Россия, вперед!», его послания и видеообращения в блоге, а также
фразы про то, что «свобода — лучше, чем несвобода», а обращать вни-
мание только на содержательные конкретные дела, то итога всего три:
1. Была изменена Конституция, в результате чего увеличен срок
полномочий президента с 4 до 6 лет. Имея в виду, что президент, как
правило, находится в Кремле два срока, это означает как минимум
12-летнее правление одного человека. Результат очевиден: рост корруп-
ции и застой.
2. Это признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Реше-
ние, на наш взгляд, ошибочное, поскольку провоцирует рост сепара-
тистских настроений внутри самой России и угрожает ее единству.
Обращает на себя внимание тот факт, что после признания независи-
мости резко возросло число террористических актов — за 2009 год их
число выросло более чем на 50% по сравнению с 2008-м. Наши домо-
рощенные сепаратисты воспряли духом, думая, а чем они хуже абха-
зов и южных осетин.
3. Договор «Газ в обмен на Черноморский флот». По этому договору
Россия будет платить $4 млрд в год за аренду базы в Севастополе —
неслыханная сумма. Американцы за крупнейшую военно-морскую
базу на Окинаве платят $800 млн, за базу в Южной Корее $660 млн.
Теряет при этом не «Газпром», а российский бюджет — расходы га-
зового монополиста компенсируют за счет обнуления экспортной по-
шлины. Потеря доходов бюджета в $40 млрд за десять лет неминуемо
приведет к росту налогов (прежде всего единого социального), а на
фоне снижающихся цен на газ на Украине тарифы на газ и комму-
нальные услуги в России будут стремительно расти.
Безусловно, были косметические решения по замене руководства
ФСИНа после смерти Сергея Магнитского и снятие с работы генера-
лов Министерства обороны и МВД. Однако считать эти решения судь-
боносными невозможно.
Гарант Конституции так и не обеспечил возвращение отобранных
Путиным гражданских и политических прав. В стране уничтожена по-
литическая конкуренция, действует жесточайшая цензура, выборы стали
фарсом, а суды как были «басманными», так и остались. Разговоры о мо-
дернизации и инновациях, создание в олигархическом Сколкове русской
Силиконовой долины не имеют никакого отношения к реальности.
Итак, за десять лет правления Путина:
1.Коррупция достигла катастрофических размеров. Россия по уровню
мздоимства находится среди самых отсталых африканских стран и за-
нимает 146-е место в рейтинге Transparency International.
2. Россия теряет около полумиллиона граждан в год из-за крайне низ-
кой продолжительности жизни, сверхсмертности от алкоголизма и низ-
кого уровня здравоохранения.
3. За десять лет сырьевая зависимость страны только усугубилась. Если
экспорт сырья в 2000 году составлял 44% в общем экспорте страны, то в
2010 году — уже 65%.
4. Деградирует дорожная сеть. Из-за высокой коррумпированности
в дорожном строительстве ежегодный ввод дорог за десять лет сокра-
тился вдвое.
5. За десять лет число терактов выросло более чем в 6 раз. Ориентация
на коррумпированные кланы Кавказа привела к фактической потере
контроля над Северо-Кавказскими республиками, при этом федеральная
власть продолжает их дотировать на уровне $5–6 млрд в год.
6. За годы правления Путина социальное расслоение в стране вы-
росло на 15%. В кризисный 2009 год число долларовых миллиардеров
удвоилось, при этом 18,5 млн человек живут за чертой бедности, безра-
ботица достигла уровня 9%, а зарплаты бюджетников заморожены.
7.На фоне дефицитного бюджета и кричащей нищеты осуществ-
ляются многомиллиардные аферы: зимняя Олимпиада в субтропиках;
газопроводы «Северный поток» и «Южный поток», а также «Алтай»;
проведение саммита АТЭС на острове Русский.
8. Разорен Пенсионный фонд. Его дефицит больше триллиона рублей.
В связи со старением населения и сокращением численности работаю-
щих на 1 млн человек в год перспективы удручающие — власти готовы
повысить налоги, увеличить пенсионный возраст.
В настоящем докладе мы не затронули важные проблемы: преступности,
доступности жилья, положения вооруженных сил, экологии.
Несмотря на широко разрекламированную кампанию «Доступное
жилье», за 10 лет правления Путина жилье стало еще менее доступным.
Средняя по России стоимость 1 кв. м жилья за эти годы выросла в 9 раз.
Если в 2000 году покупка на вторичном рынке квартиры площадью
50 кв. м равнялась среднему годовому доходу россиянина за 6 лет, то в
2008 году — уже за 15 лет.
В начале 2010 года руководство страны в лице начальника Генерального
штаба Макарова заявило о провале программы перевода армии на конт-
рактную основу. Провал этот произошел из-за саботажа правительством
России военной реформы: контрактники зарабатывали мизерные деньги
(8–10 тысяч рублей в месяц) и не имели возможности приобрести жилье.
Итог печален — теперь в армию будут призывать всех, включая больных,
а срок службы в ней (гарантированно) в ближайшие годы будет увеличен.
В 2001 году был принят и подписан Путиным закон, позволивший вво-
зить в Россию высокотоксичные ядерные отходы (отработанное ядерное
топливо). После принятия этого закона в Россию свезены тысячи тонн
ОЯТ из Польши, Сербии, Казахстана, Чехии, Латвии, Вьетнама и других
стран. Захоронения находятся в Челябинской области (ПО «Маяк»), в
Красноярске-26 и в Томске-7. Всего в России хранится порядка 19 тысяч
тонн ОЯТ и 400 млн м. куб. радиоактивных отходов.
В начале 2010 года своим постановлением В. Путин заново запустил
Байкальский ЦБК. Ранее ЦБК был остановлен по экологическим и эко-
номическим причинам. Запуск комбината вызвал бурю протеста по все
стране, поскольку производство целлюлозы сопровождается сбросом
крайне токсичных хлоросодержащих отходов в озеро.
Теперь мы знаем ответ на вопрос: «Who is Mr. Putin?» Путин — это кор-
рупция, цензура, сырьевая зависимость России, социальное неравенство,
депопуляция.
Депутинизация России — единственный шанс вывести страну из ту-
пика.