Артур Пипкорн о принципе Sola Scriptura... |
В противовес субъективным переживаниям сектантов-энтузиастов, видениям пребывающих в экстазе, постановлениям прелатов, канонам соборов, символам веры Церкви, преданиям отцов и системам философов, блаженные Реформаторы провозгласили свою безусловное доверие пророческим и апостольским Писаниям Ветхого и Нового Заветов как единственному правилу и стандарту, с помощью которого следует судить и оценивать всех учителей и все учения Церкви.
— A.C. Piepkorn, Sacred Scriptures and the Lutheran Confessions, pp. 76-77
Метки: sola scriptira пипкорн |
Вальтер об устройстве лютеранской общины |
§ 1. Поместная евангелическо-лютеранская община — это собранные в определенном месте верующие христиане, среди которых Слово Божье проповедуется во всякой чистоте согласно исповеданиям евангелическо-лютеранской церкви, и святые Таинства совершаются согласно установлениям Христа, записанным в Евангелии, но среди которых, тем не менее, всегда будут присутствовать лжехристиане и лицемеры, а иногда и явные грешники.§ 2. Община является независимой от государства, когда государство позволяет таковой общине осуществлять самоуправление во всех вопросах.§ 3. Для того, чтобы понять, как выглядит надлежащая организация независимой от государства евангелическо-лютеранской общины, необходимо четко определить на основании Слова Божьего две вещи, а именно: во-первых, в чем заключаются ее права и обязанности, и, во-вторых, в чем заключается надлежащее исполнение таковых прав и обязанностей.О правах независимой от государства поместной евангелическо-лютеранской общины§ 4. Все права, которые имеет поместная евангелическо-лютеранская община, содержатся в ключах Царства Небесного, которые Господь изначально и непосредственно вручил всей Своей Церкви, и таким образом, что они принадлежат каждой общине, как самой маленькой, так и самой большой, в равной мере, Мф. 18:17-20 («…скажи церкви… что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»), 16:19; Ин. 20:22-23.§ 5. Дополнительное подтверждение из Писания учения о том, что вместе с ключами Царства Небесного каждая поместная евангелическо-лютеранская община получает всю необходимую церковную власть, то есть силу и власть осуществлять все, что требуется для управления ею: истинные члены таковой общины, то есть находящиеся в ней верующие христиане, названы «царями и священниками Богу», или «царственным священством» (1 Пет. 2:5, 9; Отк. 1:6), «помазанниками» (1 Ин. 2:20, 27), обрученной Христу невестой (2 Кор.11:2), «телом Христовым», в котором и посреди которого обитает Христос (1 Кор. 12:27; Мф. 18:20); они описываются как равные друг другу братья (Мф. 23:8-11), как обладающие всем (1 Кор. 3:21-23: «Все ваше»). Более того, священнослужители названы их «слугами» и «рабами» (1 Кор. 4:1; 2 Кор. 4:5). Наконец, сама община изображается высшей судебной инстанцией (Мф.18:18: «Скажи церкви»).
§ 6. Обязанностью общины является тщательно следить за тем, чтобы Слово Божье в изобилии, полностью и свободно проповедовалось в ней. Кол. 3:16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно…» и т. д.§ 7. Обязанностью общины является заботиться о чистоте учения и жизни в ней и употреблять для этого церковные наказания. Мф. 18:15-18: «Если же согрешит против тебя брат твой... то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Рим. 16:17: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». 1 Кор. 5:1-13: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? …Извергните развращенного из среды вас». 1 Кор.6:1-8; 2 Кор.2:6-11. Гал. 6:1: «Исправляйте такового в духе кротости». 1 Фесс. 5:14; 2 Фесс. 3:6, 14-15. 2 Ин. 10-11: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» и т. д.§ 8. Обязанностью общины является также заботиться о земном благополучии всех ее членов, чтобы они не терпели недостатка в том, что потребно для жизни, и не были оставлены в какой-либо нужде. Гал. 6:10: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Втор. 15:4. Рим. 12:13: «В нуждах святых принимайте участие». Гал. 2:9, 10; Иак. 1 :27; 1 Фесс. 4:11-12.§ 9. Обязанностью общины является следить за тем, чтобы все в ней было «благопристойно и чинно», 1 Кор. 14:33, 40, и «стараться о добром не только пред Господом, но и пред людьми», 2 Кор. 8:21. Кол. 2:5.§ 10. Обязанностью общины является с усердием «сохранять единство духа в союзе мира» и со всеми частями исторической христианской Церкви, Еф. 4:3; 1 Фесс. 4:9-10; Рим. 15:26-27; 2 Кор. 8:19.§ 11. Также на общине лежит долг участвовать в созидании и поддержании благополучия Церкви в целом. Ам. 6:6; Деян. 11:21-23 («Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию», и т. д.); 15:18.
§ 12. Для того, чтобы свободная поместная община могла добросовестным, эффективным и угодным Богу образом реализовать свои права и привилегии, необходимо созывать общие собрания, должным образом подготовленные и организованные, для осуществления действий по самоуправлению. Mф. 18:17: «Скажи церкви». 1 Кор. 5:4: «В собрании вашем». Деян. 21:17-22: «Верно соберется народ». Деян. 6:2; 15:30; 1 Тим. 5:20.§ 13. Во время таких собраний все взрослые члены общины мужского пола имеют право принимать активное участие в обсуждении путем выступлений, совещаний, голосований и вынесения резолюций. Мф.18:17-18; Деян. 1:15, 23-26; 15:5, 12-13, 22-23: «Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили… „Апостолы и пресвитеры и братия…“». 1 Кор. 5:2; 6:2; 10:15; 12:7; 2 Фесс. 3:15. Однако женщины и молодежь не могут участвовать в собраниях таки образом. 1 Кор. 14:34-35: «Жены ваши в церквах да молчат». 1 Пет. 5:5.§ 14. Внешнее управление собраниями является обязанностью тех, кто в обычное время надзирает за собранием, или тех кому внешнее управление общиной было доверено как особое служение. Деян. 15:6 («Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела»); 1 Тим.5:17; Рим.12:8; 1 Кор.12:28.§15. Обсуждению и разрешению на таких собраниях подлежат вопросы учения (Деян. 15), избрание или назначение церковных работников (Деян. 1:15-26; 6:14; 2 Кор. 8:19); вопросы церковной дисциплины (Мф.18:17-20; 1 Кор. 5:1-5; 2 Кор. 2: 11; 1 Тим. 5:20), публичные правонарушения (Деян. 21:20-22), раздоры между членами общины (1 Кор. 6:1), вопросы благопристойности и чинности (1 Кор. 14:26; 16:1-2) и тому подобные.§16. В вопросах, касающихся учения и доброй совести, следует достигать единодушия за счет общего согласия с учением Божьего Слова (Ис. 8:20: «Обращайтесь к закону и откровению») и исповеданиями Церкви. Вопросы, связанные с адиафорой, т.е. с теми моментами, относительно которых Писание не содержит ни заповедей, ни запретов, решаются в соответствии с принципами любви и беспристрастности. После того как подобный вопрос был полно и чинно обсужден, решение принимается большинством голосов (1 Кор. 16:14: «Все у вас да будет с любовью»; 14:40: «Только все должно быть благопристойно и чинно»; Кол. 2:5). В случае, если какое-то решение или определение общины противоречит Слову Божьему, это решение недействительно и не имеет законной силы. Об этом должно быть объявлено, а решение должно быть отозвано.§17. Благопристойность и должная забота о правах каждого участника требуют, чтобы собрание, о котором следует оповестить заранее, проводилось в удобное время. Не пришедшие на собрание тем самым отказываются от своего права голоса. Важные резолюции, в которых затрагиваются вопросы, допускающие отсрочку, ради любви, мира и из необходимого благоразумия целесообразно считать вступившими в силу лишь после утверждения на следующем собрании.§ 18. Секретарь должен вести точные записи важных обсуждений, которые при закрытии собрания должны быть прочитаны присутствующим для внесения возможных поправок, а потом приняты в исправленном виде. Протокол должен быть вновь зачитан в начале следующего собрания, Деян. 15:23-31.§ 19. Пастор начинает и заканчивает собрание молитвой. В случае его отсутствия молитва читается назначенным для этого человеком. Мф. 18:19; Деян. 6:4: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».
§ 20. Исполнение данной обязанности заключается, прежде всего, в установлении и поддержании в общине публичного служения. Титу 1:5: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Еф. 4:11, 14.§ 21. Для того чтобы надлежащим образом исполнить очень важную задачу избрания и призвания пастора, в соответствие с указаниями Божьего Слова, община предпринимает следующие шаги: моля Бога о благословении и руководстве, она заручается, если это возможно, советом и присутствием одного или нескольких более опытных членов Церкви, вверив им руководство ходом публичного избрания, Титу 1:5. См. также Деян. 1:15-26; 6:1-6; 14:23. Всякий член общины, имеющий право голоса, вправе предложить кандидатуру. Проверив названных людей на соответствие требованиям (1 Тим.3:2-7: «Епископ должен быть непорочен » и т. д..; Титу 1:6-9; 2 Тим.2:15, 24-26), община принимает в качестве кандидатов тех, кто был найден достойным, после чего кандидат, получивший большинство голосов, признается и принимается как человек, которого Бог призвал через общину. Свидетельство о призвании, одобренное общиной и подписанное должными лицами (1 Кор. 16:3), накладывает на избранного обязанность следовать апостольским и пророческим Писаниям Ветхого и Нового Завета как Слову Божьему, а также исповеданиям евангелическо-лютеранской церкви, и верно исполнять святое служение во всех его аспектах (Кол. 4:17: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе»; cм. также Деян. 15:23; 26:22; 20:21, 26-27; 2 Тим. 1:13-14, 18; 4:2, 5; 1 Пет. 5:1-4), и воплощает в себе данное общиной обещание признавать его своим пастырем, учителем, попечителем, принимать проповедуемое им божественное слово как Слово Божье, слушаться его, любить его, быть в мире с ним, почитать его и обеспечивать его средствами для жизни и пропитания, Лк. 10:16; 1 Фесс. 5:12; 2:13; Евр.13:17 («Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»); 1 Фесс. 5:13; 1 Тим. 5:17; Лк. 10:7 («Трудящийся достоин награды за труды свои»); 1 Кор. 9:13-14; Гал. 6:6. После того как избранный принимает призвание, его в соответствии с обычаем апостолов (1 Тим. 4:14; Деян. 6:6; 13:2-3) рукополагают или, если речь идет о рукоположенном служителе, публично и торжественно поставляют на служение. (Обряд ординации [поставления] — это торжественная и публичная ратификация призвания, и он включает в себя торжественную и публичную клятву ординируемого.) Тех, кто будет нести служение, необходимо «испытывать» (проверять), 1 Тим. 3:10.§ 22. Для того чтобы Слово Божье проповедовалось в общине свободно, следует учредить и ревностно, однако не как под принуждением Закона (Гал. 4:10-11, Кол. 2:16-17: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник» и т. д.), проводить публичные богослужения по воскресеньям и в праздничные дни, а также в некоторые будние дни, в особенности в период Адвента и Великого Поста, в ежегодные дни смирения и молитвы, в праздники урожая, в дни благодарения и в другие святые дни (Лк. 11:28: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»; Деян. 2:11, 46; Евр. 10:24-25), а также публичную катехизацию детей и молодежи (2 Тим. 3:15: «Ты из детства знаешь священные писания»).§ 23. Далее, для того чтобы Слово Божье проповедовалось в общине во всей полноте, община должна следить за тем, чтобы ее члены без промедления приносили детей для крещения к священнику, который является домостроителем тайн Божьих (1 Кор. 4:1; Мк. 10:13-16); чтобы они приводили к нему молодежь для приготовления к полному использованию средств благодати и для принятия в должное время конфирмации (Мф. 21:15-16); чтобы они часто обращались к нему за утешением отпущения грехов и Таинством Тела и Крови Христа (Ин. 20:23; 2 Кор. 2:10, 1 Кор. 11:20, 26: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет») и принимали эти благословения после предварительного испытания и исповеди (Евр. 13:17: «Они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»; см. также 1 Кор. 4:1; Мф. 7:6); чтобы они приводили к нему обрученных для публичного утверждения и благословения супружества (1 Кор. 7:39; 1 Тим. 4:3); чтобы в немощи и при смерти, а также во время других скорбей и испытаний, они звали его для получения наставления и утешения из Слова Божьего (Иак. 5:14-15); и, наконец, чтобы они даровали своим усопшим христианское погребение (Деян. 8:2).§ 24. Далее, для того чтобы Слово Божье проповедовалось в общине в изобилии, общине следует, по возможности, организовать евангелическо-лютеранскую школу для детей и для этого призвать по христианскому обычаю ортодоксального, благочестивого и компетентного учителя (Мф. 18:10; Еф. 6:4: «Вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем »; Быт. 18:19; Втор. 6:6-7; 2 Тим. 3:15: «Ты из детства знаешь священные писания»; Рим. 2:20), привести его к присяге в том, что он будет твердо держаться божественного Слова Ветхого и Нового Заветов и исповеданий лютеранской церкви, и поместить его под присмотр священнослужителей (1 Ин. 2:13; Евр. 13:17; Деян. 20:28: «Внимайте… всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями»).§ 25. Наконец, для того чтобы Слово Божье проповедовалось в общине полностью, община не должна допускать никаких разделений в виде частных встреч, т. е. собраний для наставления и молитвы помимо божественно установленного публичного служения, 1 Кор. 11:18; Иак. 3:1; 1 Кор. 12:29; 14:28; Деян. 6:4; Рим. 10:15: «Как проповедовать, если не будут посланы?»
§ 26. Все члены общины должны стремиться возрастать и обогащаться всяким словом и всяким знанием (2 Пет. 3:18; 1 Кор. 1:5), чтобы им не быть более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Еф. 4:14; Евр. 5:12), но проверять и испытывать учение, проповедуемое им, Словом Божьим (Деян. 17:11: «Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так»; Мф. 7:15-16; 1 Ин. 4:1: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они»; 1 Кор. 10:15).§ 27. Община также должна избрать из среды себя таких старейшин, которые не трудятся в Слове и учении (1 Тим. 5:17), но помогают священнослужителю, имеющему служение Слова, в управлении Церковью и поддержании дисциплины и доброго порядка (Рим. 12:8: «Начальник ли, начальствуй с усердием»; 1 Кор. 12:28). То, что сказано в Деян. 6:3 («Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости») и 1 Тим. 3:8-12 о требованиях, предъявляемых к дьяконам (служителей милосердия), относится также, и даже в большей степени, к старейшинам из мирян (старостам).§ 28. Община должна следить за тем, чтобы никакие книги, за исключением чистых церковных книг и школьных учебников, признанных ортодоксальной Церковью, не допускались к обращению и использованию в ее среде (1 Фесс. 5:21; 2 Тим.1:13: «Держись образца здравого учения»), и чтобы конфессиональные обряды продолжали исполняться (Гал. 2:4-5).§ 29. В свои члены община может принимать лишь того, кто (1) был крещен (Еф. 5:25-26; 1 Кор. 12:13); (2) исповедал, если речь идет о взрослом человеке, свою веру в то, что Святые Писания Ветхого и Нового Заветов являются Словом Божьим, и что учение, содержащееся в исповеданиях евангелическо-лютеранской церкви, в особенности в Кратком Катехизисе Лютера, и в неизмененном Аугсбургском Исповедании, является чистым христианским учением (Гал. 2:4; 2 Кор. 6:14-15,17; 2 Ин 10-11; Еф. 4:3-6: «Один Господь, одна вера, одно крещение»); и (3) ведет безупречную христианскую жизнь (1 Кор. 5:9-13: «Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем… с таким даже и не есть вместе»; 10:21; Мф. 7:6).§ 30. Обязанностью общины является рассматривать на публичных собраниях, согласно Слову Божьему и с заслушиванием свидетелей, (2 Кор. 13:1), проступки тех членов, о которых стало известно, что они непокорны Слову Божьему в учении или жизни, и которые, после увещевания согласно Мф. 18:15-16 в частном порядке и в присутствии свидетелей, отказались прислушаться к братьям, или тех, чье лжеучение или греховное поведение явно и известно всем; убеждать таковых в том, что они заблуждаются или грешат, увещевать и обличать тех, кто был найден виновным (2 Кор. 2:6; 2 Фесс. 3:14-15; 1 Тим. 5:20; Гал. 2:14); с единодушного согласия публично изгонять из общины, отлучать от церковного общения через служителя Слова тех, кто не желает прислушаться к общине, не проявляет раскаяния и упорствует в принципиальных заблуждениях или в явном смертном грехе (Мф. 18:17-20: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»; 1 Кор. 5:1-5; Рим. 16:17: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них»; Титу 3:10-11; см. также 1 Кор. 5:9-13; 2 Тим. 2:17-21); впредь относиться к таковым не как к братьям, а как к язычникам и мытарям, отказывать им в праве именоваться братьями и разорвать братские взаимоотношения с ними; а также применять христианские наказания в отношении тех, кто отказывается принять такое отлучение (1 Кор. 5:1-2). Тем же, в ком отлучение достигло цели, и кто возвращается с покаянием, община должна публично отпустить грехи и вновь принять таковых в братское общение (2 Кор. 2:6-11).§ 31. Общине не позволено, и она не смеет в гордыне брать на себя право по своему произволу смещать пастора и других, несущих в ней церковное служение. Но если таковые впадут в пагубное заблуждение и после должного исследования (1 Тим. 5:19: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях») будут найдены виновными, но пренебрегут увещеванием со стороны общины и приглашенных со стороны твердых в истине служителей; или если откроется, что они упорствуют в нежелании раскаяться и грехе, или если они согрешили таким образом, что более не имеют «доброго свидетельства от внешних» (1 Тим. 3:7) и дали врагам Господа повод богохульствовать, община в соответствии с христианским обычаем (который в некоторых случаях может включать в себя предварительное отстранение от служения) лишает таковых служения как низвергнутых Самим Господом (Мф. 7:15: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде» и т. д.; Ос. 4:6; Ин. 10:5).§ 32. Наконец, община должна следить за тем, чтобы ни община в целом, ни кто-либо из отдельных ее членов не оказался виновен в синкретизме, вступив в церковное единство или братское общение с неверующими или теми, кто придерживается ложного учения (2 Кор. 6:14-18: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными.... Выйдите из среды их и отделитесь»; 2 Ин. 10-11: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом». См. также. Отк. 14:9-11.)
§ 33. Прежде всего, обязанностью общины является по мере сил выделять средства на существование пастору, чтобы он сам и его семья были обеспечены едой, одеждой и кровом (в жилье должна быть предусмотрена комната, где он может заниматься и встречаться с прихожанами в спокойствии и уединении), Мф. 10:9-10; чтобы у него была возможность проявлять гостеприимство, 1 Тим. 3:2; Титу 1:8; чтобы он мог жить только для проповеди Евангелия 1 Кор. 9:14 («Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования»); чтобы он не испытывал побуждения пренебрегать изучением Писания, отказываться социальных контактов и братского общения или увлекаться мирскими делами, 1 Тим. 4:13; 2 Тим. 2:3-4; Еккл. 38:26-27. Все это в определенной мере относится и к наставникам молодежи.§ 34. Подобным же образом обязанностью общины является помогать едой, одеждой, кровом и другими необходимыми вещами бедным, вдовам и сиротам, престарелым и немощным, не способных обеспечить себя этими благами, и не имеющих родственников, особой обязанностью которых было бы обеспечивать их таковыми, 2 Фесс. 3:11-12; 1 Тим. 5:16. См. также 1 Ин. 3:17; Мф. 25:35, 36, 40, 42, 45; Иак.1:27. Община также должна оказывать помощь в нужде и стесненных обстоятельствах, вызванных серьезными несчастьями, такими как пожар, смерть, голод, ограбление и т. п. (2 Кор. 8: 13-14: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка»; Рим. 12:15; 1 Кор. 12:26), чтобы ни у какого брата или сестры не возникло искушения обратиться с мольбой о помощи к внешним, к посрамлению Евангелия, или даже вступить в тайные общества ради помощи, которую те обещают (1 Фесс. 4:11-12). Для этих целей община должна назначить специальных раздавателей милостыни, Деян. 6:1-7.§ 35. Община должна следить за тем, чтобы больные получали необходимую помощь, заботу и утешение днем и ночью, Мф. 25:36: «Был болен, и вы посетили Меня»; см. также ст. 43; 1 Тим. 5:10: «Если она… помогала бедствующим».§ 36. Община также должна позаботиться о достойном, почетном и христианском погребении каждого, даже самого бедного своего усопшего члена, Мф. 14:12; Деян. 8:2; Иер. 22:18-19; Тов. 1:20.
§ 37. В дополнение к тому, о чем уже было в этой связи упомянуто, в этом разделе следует упомянуть о следующем: пастор должен вести и иметь в своем распоряжении две книги, реестр, содержащий имена всех членов общины, имеющих и не имеющих право голоса, и церковную книгу, в которую он должен записывать все богослужебные акты, крещения, конфирмации, публичные отлучения, венчания, отпевания, а также причастия, указывая имена, даты, места и прочие важные обстоятельства. Обе книги должны быть заведены общиной и оставаться ее собственностью.§ 38. Оригиналы (если возможно) или заверенные копии всех бумаг и документов, имеющих отношение к общине, адресованных ей или ей посланных, а также протоколы собраний, должны храниться официально назначенным секретарем общины.§ 39. Надлежащее управление финансовыми делами общины, сбор пожертвований, выплата жалованья и т. п. Создают необходимость в служении казначея. На эту должность следует назначать сведущего человека, известного добрым христианским поведением. Казначей должен ежемесячно или ежеквартально представлять отчет на открытом собрании, и его отчеты время от времени — через равные и неравные промежутки времени — должны тщательно проверяться специально назначаемой для этого комиссией, 2 Кор. 8:20-21.§ 40. Для надлежащей заботы о бедных, вдовах и сиротах, престарелых, немощных, больных и т. п. община должна назначить раздавателей милостыни, обязанностью которых является следить затем, чтобы никто не оказался в пренебрежении при оказании помощи в каждом конкретном случае, Рим. 12:8 («Раздаватель ли, раздавай в простоте... благотворитель ли, благотвори с радушием»); Деян. 6:1-7; 1 Тим. 3:8-13.§ 41. Община, если она располагает средствами, должна приобрести недвижимость, соответствующую потребностям общины, включая хорошо оборудованную церковь достаточного размера, школу, дом священника, кладбище и т. п., а также избрать мужчин, которые как доверенные лица будут не только представлять общину во взаимоотношениях с государством в имущественных вопросах, но и осуществлять надзор за недвижимостью и следить за тем, чтобы она была исправна, содержалась в хорошем состоянии, и чтобы в ней производились необходимые усовершенствования и переделки.§ 42. Община должна приобрести все необходимое доя публичных богослужений, как то престольную Библию, сборник гимнов, служебник, сосуды для Крещения и Причастия, официальные облачения и т. п., и назначить ризничего, обязанностью которого является хранить это имущество, поддерживать чистоту и порядок в церкви, делать необходимые приготовления для Крещения и Причастия и оказывать пастору другую помощь во время богослужения. Места на скамейках не следует сдавать в аренду прихожанам, однако для должностных лиц общины должны быть отведены места, а у пастора должна быть ризница.§ 43. Время начала всех собраний общины должно назначаться конкретно и точно соблюдаться.§ 44. На собраниях общины никакой важный вопрос не должен ставиться на голосование без предварительного обсуждения, разъяснения и обдумывания.§ 45. Как правило, по все вопросам, не определенным, не предписанным и не запрещенным Божьим Словом, решение должно приниматься большинством голосов, согласно правилу, которому «сама природа учит» нас, 1 Кор. 11:14. Однако если станет очевидно, что исполнение решения, принятого большинством голосов, может привести к разладу или нанести другой вред, большинству, ради любви и мира, следует уступить меньшинству, 2 Кор. 10:8.§ 46. Председатель собрания должен настаивать на соблюдении правила, что выступающие могут говорить только по одному, 1 Кор. 14:30, и только после того, как закончил предыдущий оратор, чтобы у каждого была возможность выразить свое мнение, а дискуссия не превратилась в ссору, 1 Кор. 11:16.§ 47. Прежде чем открыть голосование по кандидатурам, следует произвести перекличку членов общины, имеющих право голоса, и те, чьи имена будут названы, должны сразу же подать свой голос. Отсутствующие прихожане, имеющие право голоса, могут голосовать лишь посредством избирательных бюллетеней.§ 48. Все выписки, представленные на собрании общины, должны быть в письменной форме, и представлять их должен надежный человек.§ 49. Все те, за исключением пастора, кто занимает какую-либо должность в общине, должны иметь точную должностную инструкцию, составленную общиной и точно определяющую размеры и пределы их полномочий. Каждый член общины должен, если у него есть возможность, с готовностью принять служение, на которое он был избран. 1 Пет. 4:10-11: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией».§ 50. Если община принимает письменный устав, этот документ должен включать в себя только самые необходимые положения, которые уже были проверены на жизни общины, и никакое положение, касающееся тех вопросов, относительно которых в Слове Божьем нет ни предписаний, ни запретов, не должно считаться неизменным, но все такие положения должны быть открыты для исправления или аннулирования в любой момент — надлежащим образом и по требованию значительного большинства.§ 51. Хотя каждый член общины должен сознавать, что должен вносить соответствующий вклад в содержание церкви и школы и оказывать помощь нуждающимся членам общины (Мф. 10:10; 1 Кор. 9:41; 2 Кор. 8:l2: «Смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет»), размеры этого вклада должны оставаться вопросом совести и добровольного милосердия каждого человека, 2 Кор. 9:7: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».
§ 52. Община должна прилежно и единодушно молиться обо всех святых, Еф. 6:18.§ 53. Поскольку каждая истинная евангелическо-лютеранская поместная община располагает теми же общедоступными исповеданиями веры, что и вся евангелическо-лютеранская церковь, она должна стараться сохранять единодушие с Церковью и «говорить одно», оставаясь «соединенными в одном духе и в одних мыслях», 1 Кор. 1:10.§ 54. Каждая община должна договориться с соседними общинами о границах своей территории (Титу 1:5; Гал. 2:9), и никакая община не должна принимать в свои члены тех, кто проживает на территории другой общины, 1 Пет. 4:15; 5:2 («Пасите Божие стадо, какое у вас»; Heb. 10:25).§ 55. От тех, кто переходит из других христианских общин, община должна требовать рекомендательное письмо (письмо о том, что они были отпущены с миром) и признавать такие письма. Она также должна выдавать такие письма тем, кто переходит в другую общину, Деян. 18:27; 3 Ин. 8-10.§ 56. Община не должна принимать в члены тех, кто был справедливо отлучен другими христианскими общинами, 1 Тим.1:20; см. также 2 Тим. 4:14-15.§ 57. Община должна принимать как братьев тех, кто был изгнан или несправедливо отлучен, и тех, кто приходит в качестве гостя и других общин, и заботиться о таковых как о своих собственных членах, 1 Пет. 4:9 («Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота»; Евр. 13:2; Рим. 16:1-2; 1 Кор. 16:10-11; Ин. 16:2; ср. 9:22-39), Мф. 25:35.§ 58. Если община призывает к себе пастора другой общины, она должна попросить, чтобы та община позволила пастору принять призвание, стремясь достичь обоюдного согласия в том, что это призвание исходит от Бога. Если пастор призван на служение другой общиной, община должна изучить это призвание в свете Слова Божьего и охотно отпустить пастора, если этот призыв можно признать исходящим от Бога, 1 Тим. 3:13.§ 59. В особенно трудных ситуациях общине следует обратиться за советом к одной или нескольким братским общинам и быть готовой по возможности помочь советом, когда с такой просьбой обращаются к ней. См. Деян. 15.§ 60. Община должна относиться к нуждам братской общины как к своим собственным, оказывая ей всю возможную помощь и поддержку, 1 Кор. 16:1-2 («При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских»); 2 Кор. 8:1-14; 9:1-15.§ 61. Община должна охотно позволить своему пастору, если только это возможно, по совместительству осуществлять попечение над близлежащей общиной, которая не имеет возможности ни содержать собственного пастора, ни объединиться с основной общиной.
§ 62. Община должна следить за тем, чтобы одаренные мальчики и молодые люди получали посвящение для служения Церкви, и чтобы у них была возможность готовить себя к такому служению, 1 Кор. 12:7.§ 63. Община должна следить за тем, чтобы преломление Хлеба Жизни совершалось для тех братьев по вере, которые испытывают духовную нужду, а потому должна поддерживать тех, кто осуществляет этот труд любви, Деян 11:21-22.§ 64. Община должна ревностно участвовать в деле распространения Библий, 1 Фесс. 3:27; Кол. 4:16; см. также 1 Фесс. 1:8.§ 65. Община должна присоединиться к работу по проповеди Евангелия тем, кто все еще остается во тьме и тени смертной, бедным язычникам и иудеям, Мф. 28:18-20 («Научите все народы»); 1 Пет. 2:9 («Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»); 2 Кор. 11:8; см. также Деян. 13:1-5.§ 66. Община должна быть готова присоединиться к евангелическо-лютеранским общинам этой страны, когда появится возможность для такого объединения, и когда это послужит к славе Божьей и укреплению Его царства, Еф. 4:3-6 («Стараясь сохранять единство духа в союзе мира»); 1 Кор. 12:7 («Каждому дается проявление Духа на пользу »). См. также Деян. 15.
|
XI воскресенье после св. Троицы |
Одиннадцатое воскресенье после св. Троицы
Испытывайте себя
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:27-32).
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 1:8-2:2).
Большинству людей, живущих на земле, не приходит в голову постоянно следить за своим здоровьем — измерять пульс, кровяное давление, температуру, содержание сахара в крови. Здоровому человеку непросто понять того, для кого эти процедуры стали регулярными и обязательными. С острыми приступами болезней мы все хорошо знакомы: заболела голова или живот, поднялась температура — выпил пару таблеток, повалялся пару дней в постели и опять на работу. Наверное, всем здоровым людям кажется, что их здоровье — навсегда, а болезни краткосрочны и мимолетны.
Но рано или поздно большинству и нас предстоит (а с кем-то это уже произошло) познакомиться с хроническими болезнями — когда поневоле приходится изо дня в день и из месяца в месяц делать одни и те же процедуры, принимать одни и те же таблетки. Смириться с таким положением всегда трудно — особенно если до этого ты всегда был здоров. Мы убеждаем себя, что все это не страшно, не серьезно, что нашего здоровья хватит еще надолго. Но если человек, у которого нашли хроническую болезнь, не примет всерьез поставленный ему диагноз и продолжит вести такую же беззаботную жизнь, пропускать прием лекарств, не делать регулярно нужные измерения, он вскоре окажется на больничной койке с тяжелыми осложнениями.
У меня для вас есть плохая новость: все мы страдаем хронической и неизлечимой болезнью. Эта болезнь называется «грех». Она тем опаснее и страшнее, что симптомы ее гораздо менее заметны, их труднее распознать. В этом отношении грех очень похож на раковую опухоль, которую трудно диагностировать на ранней стадии, пока она еще операбельна. Но хуже всего то, что даже когда мы видим симптомы болезни греха, мы нередко не хотим ничего предпринимать, потому что они (как ни ужасно) доставляют нам плотское удовольствие. Однако это болезнь ничуть не менее, и даже гораздо более смертельна, чем рак, СПИД или птичий грипп.
Однажды каждый христианин услышал из уст великого Врача, Господа Иисуса Христа, страшный приговор: ты грешен и обречен на вечную погибель, и от твоей болезни нет иного лекарства, кроме благодати Божьей, Его незаслуженной милости, купленной для нас дорогой ценой — смертью Сына Божьего. И этот приговор настолько ужаснул и испугал нас, мы увидели в себе такие страшные метастазы греха, проникшие в каждый уголок нашего существа, что мы упали на колени и просили Господа даровать нам чудесное исцеление, спасение от греха и смерти. И Господь откликнулся на нашу просьбу — в Святом Крещении Он вырвал грех из нашего сердца и подарил нам надежду на вечную жизнь. Однако опухоль греха все еще продолжает жить в нашей плоти — и Господь говорит нам о том, что мы ежедневно и ежечасно должны бороться с унаследованными от прежней жизни похотями и страстями.
И Господь говорит нам, что если мы хотим избежать рецидива, если мы не хотим, чтобы смертельный яд опять начал расползаться по нашей душе, мы должны регулярно принимать дарованные им лекарства: Слово Божье и Таинства. Лекарства всегда горьки и неприятны на вкус — но мы пьем их не ради удовольствия. Так и Слово Божье и Таинства, если мы правильно принимаем их, приносят нам пользу прежде всего тем, что обличают и обвиняют нас, тревожат нашу совесть, чтобы мы не впали в кому и не умерли. Обличение всегда неприятно (кому хочется, чтобы его тыкали носом в его грехи и преступления?), но только так можно не допустить, чтобы рак греха вновь начал разъедать нашу жизнь и душу.
Господь также хочет, чтобы мы изменили наш образ жизни. Да, если мы хотим жить, и жить полноценной жизнью, то многие вещи, которые ранее мы считали совершенно нормальными, для нас должны быть табу. Вам нужен список этих вещей? Вспомните Десять Заповедей.
Господь хочет, чтобы мы регулярно приходили к Нему на «осмотр», излагали Ему свои жалобы и проблемы, рассказывали о своем самочувствии и о том, как движется лечение. Как мы это делаем? Через молитву. И очень важно не откладывать визит к нашему небесному Врачу до тех пор, пока нам не станет совсем плохо — настолько, что кому-то придется на руках тащить нас в больницу. Очень важно прийти к Нему на прием заранее, чтобы Он смог заметить в нас только-только начавшиеся проблемы и предотвратить их. Однако мы ходим к врачу не для того, чтобы только пожаловаться ему. Мы хотим услышать его советы и рекомендации, мы хотим, чтобы он выписал нам рецепт. Как можно услышать голос Бога? Через Писание. Если мы не возьмем за правило регулярно читать Библию, как мы расслышим Его наставления, которые только и могут сохранить нам жизнь?
Кто-то сказал: «Даже воду пить неприятно, если ее прописал врач». Рано или поздно наше греховное существо, привыкшее к вольной и беззаботной жизни, начнет бунтовать и требовать свободы — нам опять захочется жить той привольной безбожной жизнью, которой мы жили раньше, жизнью без лекарств, градусников и режима. Но если мы прервем лечение и отступим, мы поставим крест на однажды начатом лечении и просто обречем себя на медленную смерть. Не это ли делают те, кто позволяет себе не ходить в церковь, пропускать Причастие, не читать Библию и не молиться?
Очень важно вовремя заметить любые, даже малейшие признаки того, что начинается новый приступ болезни. Ведь если не принять меры вовремя, новый приступ может оказаться смертельным.
Наша сегодняшняя тема — «Испытывайте себя». Удивительно, но в Новом Завете это повеление крепко-накрепко связано с Таинством Причастия, в котором сегодня мы можем, по милости Божьей, участвовать. Господь устами Павла говорит:
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:28-30).
В рамках нашей аналогии с болезнью можно сказать, что мы должны измерить свое «духовное» давление и температуру, проверить «уровень греха в крови», прежде чем прийти к Причастию, иначе лекарство может оказаться для нас смертельным — в самом буквальном смысле.
Что же значит «испытывать себя»? Кто достойно принимает Причастие? Тот, Кто верует в искупительную смерть Господа Иисуса Христа, кто раскаивается перед Богом в содеянном и имеет искреннее сердечное желание оставить свой грех и жить праведно. Если в вас нет этой веры и этого желания, если вы не считаете себе виновными перед Богом и не желаете покаяться и отказаться от греха, то вам лучше не подходить к столу Причастия, чтобы не быть осужденными. Но если вы верите в спасительную жертву Христа, если вы искренне раскаиваетесь в своих грехах и хотите оставить их, то, как бы тяжелы и черны ни были ваши грехи и преступления, Господь приглашает вас к столу Причастия, чтобы вы могли подкрепить свою душу Его милосердным прощением.
|
Очень красивая колыбельная... |
|
Иоганн Герхард: размышления о приготовлении к Причастию... |
XX. О ревностном приготовлении к участию в Святой Вечере
Будь прилежным гостем Христа
Эта Вечеря — не какая-то общая трапеза или пиршество, но представляет собой святейшее таинство тела и крови Христовых, предлагаемых нам, когда мы празднуем ее. Следовательно, вне всякого сомнения, необходимо подобающее приготовление, чтобы с нами не приключилась смерть вместо жизни, чтобы нам не принять осуждение вместо милости.
Как сильно трепещет святейший патриарх, как сильно он боится, при всей замечательной силе его веры, когда Сам Сын Божий является ему в человеческом обличье и объявляет о близящемся разрушении Содома (Бытие 18:2)! Агнец Божий представлен здесь не для того, чтобы подвергнуть Его умозрительному исследованию, но для того, чтобы стать пищей и питием. Когда Озия безрассудно приблизился к ковчегу завета [чтобы воскурить фимиам], Господь тут же поразил его проказой (2 Паралипоменон 26:16). Удивительно ли, в таком случае, что тот, кто вкушает от хлеба сего и пьет от вина сего недостойно, ест и пьет осуждение себе (1 Коринфянам 11:29)? Здесь мы поистине имеем ковчег Нового Завета, прообразом которого был тот старый ковчег. Апостол одним словом показывает, что такое настоящее приготовление: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Коринфянам 11:28). Однако, как и всякое божественное исследование, Павел требует, чтобы оно исполнялось согласно норме Святого Писания.
Давайте, в таком случае, прежде всего, вспомним о нашей немощи. Что есть человек? Прах и пепел (Бытие 18:27). Мы вышли из праха. Мы живем от праха. Мы возвратимся в прах. Что есть человек? Смрадное семя, навозный мешок и пища для червей. Человек рождается для труда, а не для славы. Человек рождается от женщины и по этой причине рождается с виной, заслуживающей наказания. Он живет недолго, но и эту жизнь проводит в страхе, во многих скорбях и, следовательно, со многими слезами (Иов 14:1). Да, во многих настоящих скорбях как души, так и тела. Человек не знает ни своего начала, ни своего конца. Мы словно летние цветы, которые скоро увядают, поскольку наша жизнь тоже коротка и исполнена многими страданиями и трудами, которые не назовешь краткодневными.
Давайте, во-вторых, вспомним о нашем недостоинстве. Всякое творение — это только тень, сон, ничто пред лицом Создателя (Псалом 38:7). Это в полной мере относится и к человеку. Однако недостоинства человека гораздо более многочисленны и серьезны. Своими грехами он поистине оскорбил своего Творца. Бог праведен по природе и по сути Своей. Что мы, как не трут, возжигающий этот поядающий огонь (Второзаконие 4:24)? Как может невыносимейший смрад наших дел быть в Его присутствии? Боже, как могут наши беззакония, которые Ты положил перед Собою, и наши заблуждения, которые Ты привел во свет лица Своего, находиться в Твоем присутствии (Псалом 89:8). Бог всегда бесконечен, как и Его справедливость и гнев. Если Он абсолютно велик и достоин благоговения во всех Своих делах, то Он также абсолютно велик и достоин благоговения в Своих гневе, справедливости и мщении. Пощадит ли творение Тот, Кто не пощадил Своего собственного Сына? Пощадит ли грешного раба Тот, Кто не пощадил Святого? Божья ненависть ко греху так велика, что Он наказывает его даже в Своем любимом творении, как мы видим на примере Люцифера, князя ангельского.
Однако давайте в этом испытании вспомним не только о себе, но и об этом благословенном хлебе, который есть участие в теле Христовом. И тогда мы увидим в нем подлинный источник благодати и неистощимый родник милости. Конечно, Господь не способен отвергнуть нас — тех, кого Он сделал причастниками Своей плоти. Действительно, кто когда-либо испытывал ненависть к своей собственной плоти (Ефесянам 5:29)? Аналогичным образом, эта святая трапеза преобразит нашу душу. Это божественное пиршество сделает нас божественными людьми до тех пор, пока, в конце концов, мы не сделаемся причастниками будущего блаженства, «всецело богоподобными, вмещающими в себе всецелого Бога и Его единого» [Григорий Богослов. Слово 30 — о богословии четвертое, о Боге Сыне второе]. То, что здесь мы имеем верой и таинственно, там мы будем иметь вещественно и видимо для всех. Эти тела наши, которые теперь есть храмы Святого Духа, оживляемые и освящаемые телом и кровью Христа, в них обитающего, обретут следующее достоинство: в них мы сможем видеть Бога лицом к лицу (1 Коринфянам 13:12). Это святейшее лекарство лечит все язвы греха. Эта животворящая плоть покрывает всякий смертный грех. Это наисвятейшее знамение божественных обетований, на которые мы можем сослаться в присутствии божественного Судии. Это самодостаточный залог вечной жизни, которой мы хвалимся. Если же тело и кровь Христа открываются нам таким образом, мы, несомненно, также будем участниками благословений, даруемых этими святейшими телом и кровью. Как Тот, Кто даровал нам большие благословения, потом откажет нам в меньших? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Римлянам 8:32)?
Радуйся же, Невеста, ибо близко время, когда тебя позовут на бракосочетание с Агнцем (Откровение 19:7). Облекись в драгоценное. Надень свадебное платье, чтобы Он не нашел тебя нагою (Матфея 22:12). Это платье — праведность Жениха, в которую мы облекаемся в Крещении. Наша собственная праведность совершенно неприемлема в качестве свадебного платья, поскольку она похожа на тряпки, запачканные во время кровотечения (Исаия 64:6). Давайте же опасаться того, чтобы нам не оказаться приведенными на этот торжественный брачный пир Агнца в позорных и смрадных одеждах наших собственных дел. Одень нас, Господь, чтобы не оказаться нам нагими (2 Коринфянам 5:3).
— Johann Gerhard. Meditationes Sacrae (1606)
Метки: причастие герхард |
День памяти Иоганна Герхарда |
|
Артур Пипкорн о почитании Марии |
До тех пор, пока в центре внимания находится Господь Иисус Христос, чем больше отраженного сияния падает на Его Мать, тем лучше. Нас не оскорбляет то, что Гавриил обратился к ней со словами: «Радуйся, Благодатная!» — или что св. Елисавета по божественному вдохновению дважды называет ее блаженной, выражая при этом смиренное изумление тем, что ей дарована милость принимать в своем доме Мать ее Господа; или что по тому же вдохновению сама Святая Дева говорит: «Будут ублажать Меня все роды».
— Arthur Carl Piepkorn. The Church, p. 329.
|
Хемниц, Меланхтон и Лютер: из блога о. Пола Мак-Кейна (LCMS) |
В последние годы зазвучали некоторые голоса, пытающиеся утверждать, что Хемниц в действительности не столько занимал сторону Лютера или Меланхтона, сколько шел своим собственным путем посередине. Это попросту не так. И вот лишь одно тому доказательство. Ах, да, кроме того, этот материал прекрасно демонстрирует, что второе издание Апологии, Octavo, было отвергнуто Хемницем и другими лютеранскими богословами еще при жизни Меланхтона и не использовалось в качестве вероучительного документа. Очевидно, в некоторых кругах представляется чем-то новым превозносить рассуждения Меланхтона о двух видах праведности. Говорят даже, хотя и в несколько неуклюжей манере, что это «лучший способ» объяснения действительности, нежели различение между Законом и Евангелием. Хемниц и его коллеги, конфессиональные лютеранские богословы, были бы шокированы таким утверждением, поскольку они-то знали, кто был «главным учителем церквей Аугсбургского Исповедания», и это был вовсе не Учитель Филипп!
Одним из ранних документов, предшествовавших Книге Согласия и приведших к ее созданию, были различные «изложения учения» (Corpus Doctrinae), составленные и принятые в разных областях Германии. В нескольких случаях они были составлены в ответ на собственное собрание исповеданий Филиппа Меланхтона, получившее известность как Corpus Doctrinae Philippicum. Philippicum был принят довольно недоброжелательно, и это положило начало процессу создания альтернативных исповеданий. Один из таких документов был подготовлен Мёрлином и Хемницем в 1563 году. Впоследствии, рассказывая о развитии брауншвейгского Corpus Doctrinae, Хемниц замечает: «В 1561 году, по нужде и способности тамошних церквей, достопочтенные города Саксонии направили своих политических делегатов и своих ведущих богословов в Люнебург, где они составили некоторое число Артикулов. И для того, чтобы сохранить христианское спокойствие и крепкое единство в тамошних церквях, достопочтенный совет благородного города Брауншвейга издал распоряжение опубликовать свой «Церковный порядок» в составе корпуса документов, включавшего в себя Аугсбургское вероисповедание и его Апологию, которая впервые была послана Карлу V в 1530 году и еще раз в 1531 году после первого издания». Так что уже в 1561 году второе издание Апологии было отвергнуто и не включено в готовившийся к печати Corpus Doctrinae. Почему так случилось? Городской совет Брауншвейга в своем предисловии, которое было составлено от его имени Хемницем, пишет: «В последние годы надлежащий и истинный смысл Аугсбургского Исповедания время от времени встречался с необычными и непредвиденными возражениями… Текст этого Исповедания (CA) и его последующей Апологии не всегда передавался точно во всех деталях, но подвергался некоторым изменениям по мере выхода в свет новых изданий». Хемниц резко критикует привычку Меланхтона обращаться с церковным исповеданием как с собственным частным сочинением и пишет: «Подобный Corpus Doctrinae не может состоять из частных документов». Он подчеркивает тот факт, что «первое издание CA 1530 года следует считать самой надежной и подлинной версией». Хемниц, будучи учеником Меланхтона, и уважая профессиональную ценность его сочинений, тем не менее, считал Лютера более важной фигурой и вывел следующий принцип: «Сочинения Лютера не следует понимать или толковать в свете писаний Филиппа, но писания Филиппа должно понимать и толковать в свете сочинений Лютера».
Источник:
Inge Mager, The Doctrinal Confession (Corpus Doctrinae) of the City of Braunschweig in Relationship to Other Collections of Lower Saxon Doctrinal Documents
|
Чтение на 11-е воскресенье после св. Троицы |
Утвердительные тезисы
Истинное христианское учение относительно данного спора
|
Лютер о служении проповедника... |
|
Молитва в сакристии. |
Господи Боже, Ты поставил меня епископом и пастором в Твоей Церкви, но Ты видишь, как мало я подхожу для выполнения столь великого и трудного поручения. Если бы не Твоя помощь, я бы уже давно все испортил. Потому я взываю к Тебе: я хочу посвятить Тебе мои уста и мое сердце; я буду учить народ. Я сам буду учиться и прилежно размышлять над Словом Твоим. Используй меня как Твое орудие — но не оставляй меня, ибо если я когда-нибудь окажусь предоставленным самому себе, я могу легко все это разрушить.
— Мартин Лютер
|
10-е воскресенье после св. Троицы |
|
«Погубит ли строгость нашу церковь?» |
ОТВЕТ: Давайте допустим, что наша Церковь из-за строгости своих взглядов действительно плохо вписывается в нынешний век. В таком случае, нам следует помнить, что спасать Церковь или созидать Церковь — совершенно не наше дело. Это дело Господа. У пастора и прихожан есть только одно дело: быть свидетелями Иисуса Христа. От них требуется только одно — любить своего Господа и быть послушными Его воле. Тогда, по их свидетельству о Его учениях, Бог созиждет и сохранит Церковь. Это совершенно не их дело — думать о том, популярны ли эти учения, и будут ли считать тех, кто следует этим учениям, слепыми фанатиками и узколобыми фарисеями. От них требуется верить, что благой Господь не совершил ошибки, повелев им проповедовать именно то, что Он поручил Своим евангелистам и апостолам, поставленным свыше учителям до судного дня, изложить в Писаниях. Если мы станем слушать эти плотские жалобы на «строгость» и «узость мышления», чем это, по-вашему, закончится? Разве вы не знаете, что мир не видит никакой разницы между учениями Папы и учениями Церкви Реформации? Даже эти различия, которые затрагивают почти каждое учение, проповеданное Иисусом, они называют «спорами по пустякам».
— Theodore Graebner. Pastor and People — Letters to a Young Preacher
Метки: ортодоксия либерализм богословие церковь |
Артур Пипкорн о важности догматических определений... |
И все-таки мы не можем обойтись без этих догматических определений — хотя бы по той причине, что они описывают единственного Спасителя, Который действительно способен спасти нас — единственного Искупителя, Который есть Сам Бог, и Который есть поистине Человек. Да сохранит же Бог Святой Дух, Господь и Податель Жизни, приведший отцов Халкидонского собора к постижению полноты откровенной истины, эту спасительную Веру во всех членах всей Воинствующей Церкви Христовой!
— A.C. Piepkorn, The Sacred Scriptures and the Lutheran Confessions, p. 71.
Метки: халкидон пипкорн |
С каждым разом все интереснее... |
Составление вашего психологического портрета окончено. Результаты: Тихий Гений |
Довольно редкая и положительная психологическая группа людей. В одежде эти люди не стремятся к гламурному блеску, но умеют найти свой стиль. Волосы, например, красят редко, предпочитая натуральность и уход за кожей. Характер в целом "в штиле", но бывают редкие скачки, выливающиеся в недовольство окружающих. Их мирок кишит неуловимыми замыслами, которые они, однако, не всегда воплощают. Про таких говорят "деньги его любят". В работе Гении делают ставку на свою коммуникабельность, и редко проигрывают. У них отлично получается рисовать и пространственно мыслить, однако задания, требующие усидчивости, им будут не по плечу. Редкие люди, видящие душу Тихого Гения насквозь, ценят и уважают его как друга. Люди этого типа чувствуют свою связь с богом и людьми. Опасными друзьями могут стать попытки забыться от мира: телевизор, компьтер, алкоголь, наркотики. |
Пройти тест |
|
Не то, чтоб это много значило, но все равно приятно :) |
Поздравляем! Вы прошли тест, и теперь мы знаем, что вы почетный член нашего клуба! |
Вы с гордостью можете сказать, что да, вы точно знаете, кто такой Горбовский. Вы улыбнетесь, услышав от кого-то "Можно, я лягу!". Вы иногда ругаетесь словом "Массаракш" и слово Странник для вас не только синоним "бродяги". Вы молодец! Вы знаете толк в хороших книгах. |
Пройти тест |
|
Алистер Мак-Грат о богословии креста... |
Только те, в ком есть вера, понимают истинное значение креста. Там, где неверующий не видит ничего, кроме беспомощности и безнадежности всеми оставленного человека, умирающего на кресте, богослов креста (theologus cruces) распознает присутствие и действие «распятого и сокровенного Бога» (Deus crucifixus et absconditus), Который не просто присутствует в человеческих страданиях, но активно действует через них. Именно с таким Богом, и ни с каким иным, должно примириться христианское богословие. Как подчеркивал сам Лютер, вера — единственный ключ, с помощью которого можно открыть сокровенную тайну креста: «Крест — это самое безопасное прибежище. Блажен человек, понимающий это».
Метки: лютер богословие креста |
Лютер о богословии креста и богословии славы... |
Отсюда вы можете видеть, каким образом, с того момента как появилось схоластическое богословие — обманное богословие (ибо таково значение греческого слова), — богословие креста было отвергнуто, и все оказалось полностью перевернуто с ног на голову. Богослов креста (тот, кто говорит о распятом и сокровенном Боге) говорит, что наказания, кресты и смерть — это самая драгоценная сокровищница, что это самые святые реликвии, которые Сам Господь богословия креста освятил и благословил не только прикосновением своей святейшей плоти, но и изъявлением своей наисвятейшей божественной воли, и что Он оставил здесь эти реликвии, чтобы их лобызали, искали и принимали. Поистине счастлив и блажен тот, кого Бог сочтет настолько достойным, чтобы даровать ему эти сокровища Христа; точнее, тот, кто понимает, что они ему даруются. Ибо кому они не были предложены? « С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» [Иак. 1:2]. Ибо не всем дается благодать и слава обретения этих сокровищ, но только самым избранным из детей Божьих.
Богослов славы не признает, в отличие от апостола, одного лишь распятого и сокровенного Бога [1 Кор. 2:2]. Он видит Божье славное явление среди язычников и говорит о том, как эту невидимую сущность можно познать из того, что видимо [см. Рим. 1:20], и о том, как Бог присутствует и действует повсюду и во всем. Однако этот богослов славы усваивает из учения Аристотеля, что объектом воли является добро, и что добро достойно любви, тогда как зло, напротив, достойно ненависти. Он уясняет, что Бог есть высшее добро, и Его можно любить превыше всего. Не соглашаясь с богословом креста, он определяет сокровищницу Христа как упразднение и устранение наказаний, того, что представляется ему наибольшим злом, достойным ненависти. Напротив, богослов креста определяет сокровищницу Христа как неизбежность и необходимость наказаний, считая их наивысшим добром, достойным любви. Однако при этом богослов славы продолжает брать деньги, чтобы положить в свою сокровищницу, а богослов креста, напротив, предлагает заслуги Христа безвозмездно. И все же люди не считают богослова креста достойным внимания, а в конечном итоге даже гонят его.
— Martin Luther. Explanation of the Disputation Concerning the Value of Indulgences (1518)
Метки: лютер богословие креста богословие славы |
О роли исторических доктринальных формул... |
…Чем же, спрашивается, еще может быть формула Халкидонского собора — со всей ее четкостью, достигнутой таким трудом, — если не отправной точкой, методологическим и эвристическим принципом, который затем должен быть развит в учение о Христе? А разве не будет справедливо сказать о множестве канонов и определений Церкви, что они сами по себе являются не столько богословием, сколько строгими руководящими указаниями, которые намечают путь для развития богословской мысли, руководящими указаниями, которые закладывают основу для правильного понимания и истолкования божественного откровения?
— Hans Urs von Balthasar. The Glory of the Lord, pg. 77.
Метки: богословие |
Мартин Лютер о выдуманных людьми формах поклонения... |
Бог через Моисея самым серьезным образом высказался против дерзости изобретения новых форм поклонения — например, такими словами: «Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего; но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши…» (Втор. 12:4–6). В то время, местом предназначенным для поклонения был храм в Иерусалиме. Там находился ковчег завета, и Бог обещал, что Он будет говорить с крышки ковчега, чтобы привлечь людей от множества разных идолов к единодушному поклонению Богу, вокруг которого Он хотел собрать всех вместе — если не в телесном присутствии и внешних делах, то хотя бы в сердце и молитве, если кто-то находился слишком далеко оттуда.
Однако лжепророки сопротивлялись такой точке зрения и говорили: «Бог повсюду, поэтому Его можно почитать, и Ему можно поклоняться во всяком месте — как в Вефиле, так и на любой другой горе». Они без уважения относились к заповеди Бога. Ибо когда Бог устанавливает определенный способ и назначает определенное место для поклонения Ему, не следует говорить: «Где бы я ни поклонялся Богу, это будет Ему приятно, если только я буду поклоняться благочестиво и преданно», или «Я буду делать приношения Ему везде, где мне удобно». Исаия, к примеру, очень сурово обличает это безумие, называя таких людей «разжигаемыми похотью… под каждым ветвистым деревом» (Ис. 57:5). В наши дни так обычно говорят турки и евреи, утверждающие, что они могут служить Богу вне единства веры и Церкви Христовой. Мухаммед утверждает, что каждый спасается в соответствии со своей религией, если молится, дает милостыню и творит другие добрые дела. Человеку нет необходимости быть христианином или находиться в единстве Христа или Церкви. Также и в папстве все углы были заняты часовнями, монастырями и идолослужением всякого рода.
Поэтому Осия вопиет: «Этот пример Иакова никоим образом не оправдывает вашего идолослужения. Да, он боролся с ангелом, но вы должны были помнить, что Господь Бог Саваоф вывел Израиль из Египта посредством пророка. Но где искать этого Бога? Где Он устроил память имени своему? Где это памятное место? Там, где находится ковчег завета» (см. также Исх. 20:24).
Поистине верно, что Бог не связан границами ни Иерусалима, ни какого-либо другого места, и что Он способен спасать и в других местах. Никто не станет отрицать этого. Но попытайтесь и посмотрите, что получите! Если вы изобретаете формы поклонения по собственному разумению, вам угрожает гнев Божий. Своей безграничной силой Бог мог бы спасти человечество без Христа, без Крещения и без Слова Евангелия. Он мог бы просветить сердца людей изнутри Святым Духом и простить их грехи без служения Слова и проповедников. Однако же Он не захотел сделать так. И Бог строго-настрого запретил любые ошибочные способы почитания и поклонения.
Когда лицемеры говорят: «Все, что делается с добрыми намерениями, угодно Богу», — эти взятые из головы формы богослужения следует осудить, а людям напомнить, что глаза следует обращать туда, где Бог открыл Себя. Мы не должны говорить: «Павел проповедовал в Риме, значит, Христос там. Иаков погребен в испанской Компостеле, значит Богу нужно поклоняться там, призывая святого Иакова». Никоим образом! Там совершается много чудес? Мой ответ таков, что Бог ненавидит и осуждает все ошибочные мысли за пределами одного-единственного откровения, данного в Слове и Таинствах, вокруг которого Он хотел собрать нас, и частью которого Он хотел нас сделать. По этой причине Христос послал Своих учеников, дав им такую заповедь: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20), и «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Он хочет, чтобы мы объединились вокруг Слова и Крещения как надежного и безошибочного знака, потому что Он хочет спасти нас и помочь нам, так же как Он обещал сынам Израилевым, что будет слушать их с ковчега.
Если вы хотите таким образом получить разрешение от грехов, идите к своему пастору, или к своему брату и ближнему, если пастор не может вас выслушать; ему дана заповедь отпустить вам грехи и утешить вас. Не выдумывайте для себя какого-то особенного отпущения грехов. Если вы хотите участвовать в Вечере Господней, идите в церковное собрание и примите Причастие там. Не выдумывайте для себя какого-то особого способа раздаяния и принятия даров. Бог не хочет, чтобы мы сбились с пути, увлекшись придуманными нами делами и собственными спекуляциями, а потому Он собирает нас вместе и ограничивает нас рамками Слова, чтобы мы не увлекались всяким ветром учения (см. Еф. 4:14).
Это уже было с нами во времена папства, когда мы c пренебрежением относились к Крещению, к Вечере Господней и отпущению грехов, а тем временем совершали паломничества к Святому Иакову и в Иерусалим, словно Бог не присутствовал во всех церквях и собраниях, в которых были Его Слово и Таинства. Наконец, существовало бесконечное множество сект и орденов, у каждого из которых были свои собственные, особые ритуалы, отличающиеся от обрядов и установлений Божьих. Избежать этих бесчисленных разновидностей скверны, как называет их Писание, можно было не иначе, как отбросив наши собственные дела. Итак, Бог хочет, чтобы все это было упразднено, и Он посылает Свое Слово, которое гласит: «Здесь ты должен почитать, поклоняться и приносить дары. В Слове, в Вечере Господней и в Крещении у вас есть отпущение грехов. Если вы хотите спастись, вам придется удовлетвориться этим».
— Luther's Works, Vol. 6: Lectures on Genesis: Chapters 31-37.
Метки: поклонение лютер |