"Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто".
Аркадий и Борис Стругацкие
Осенняя музыка. a-ha - Under The Makeup |
Метки: музыка видео современная музыка музыкальные видео music rock |
Фото дня. На крыше мира |

Фото: (с) Scorpio
|
Метки: фото фото дня фото дождя фото природы фото детей фото кошек фото животных фото собак фото города фотопейзажи фото знаменитостей фотографика фотоживопись |
Литклуб. Алексей Макушинский "Пароход в Аргентину" |
Начну с того, что для меня проза Алексея Макушинского обладает необыкновенным, волшебным качеством - это не просто особая галактика, куда ты попадаешь, как читатель, это параллельный, абсолютно реальный и осязаемый, трехмерный мир, где ты чувствуешь запахи, слышишь музыку, тебя пробирает озноб и ты мучаешься от духоты. Все это я впитываю и ощущаю, погружаясь в написанный текст.
Роман "Пароход в Аргентину" написан стремительно уходящим из литературы русским языком. Если вы посетите писательские курсы, то вам обязательно расскажут про короткие предложения, глаголы и существительные и опасность сложноподчиненных конструкций. Макушинский рушит напрочь все эти шаблоны. Поэтому сначала его текст читать трудно, но когда ты проникаешь в течение его прозы, то ловишь себя на том, что ты думаешь языком романа, вставляешь в свою речь французские или английские слова, да и словесные конструкции становятся поэтичнее и длиннее.
Говорить о смыслах романа стоит, но тут ты будто соприкасешься с волшебной шкатулкой - новый смысловой слой открывает следующий и так до бесконечности. Действие романа разворачивается в конце XX века в Европе: главный герой путешествует во Францию, чтобы встретиться со всемирно известным архитектором Александром Воско (Воскобойникова) — другом легендарных Миса ван дер Роэ и Жана Балладюра.Это не просто встреча двух людей на Европейской земле - это преречение времен, пространств и ментальностей. Они словно и не существуют сейчас на реальной земле, но абсолютно реальны. В романе есть важная отправная точка - пароход в Аргентину, который изменил когда-то жизнь Александра Воско и меняет жизнь лирического героя романа.
Мне очень сложно говорить о романе, потому что он не просто многослоен, он еще и мультикультурен, то есть каждый новый герой романа приносит и свою ментальность и свою культуру. А еще в романе есть отдельный герой - это архитектура, она необыкновенно живая и все время меняется, преследуя героев романа и наполняя текст своими смыслами. Вот один из важных, на мой взгляд отрывков об этом: "Мы ищем в архитектуре того же, что мы ищем, в конце концов, в жизни, - говорит он (как будто решившись...). - Мы обречены, - говорит он, - на поиски некоего смысла (a sort of sense). Вновь и вновь переживаем мы откровения смысла, проблески смысла, промельки смысла... Мы не можем его высказать, но можем его осуществить (realise)".
К этому осуществление смысла и приходит главный герой романа, которому нужно поспеть на какой-то поезд, уходящий когда-то куда-то откуда-то.
Друзья, в нашем обсуждении у меня в ЖЖ (
esdra ) участвует сам автор романа Алексей Макушинский. У нас есть уникальная возможность пообщаться с самим создателем мира романа "Пароход в Аргентину".
Метки: литклуб пароход в аргентину алексей макушинский обсуждение книг книги литература современная проза толстой ммквя книжная ярмарка ввц |
Фото дня. Затерянный во времени |

Фото: (с) Scorpio
|
Метки: фото фото дня фото дождя фото природы фото детей фото кошек фото животных фото собак фото города фотопейзажи фото знаменитостей фотографика фотоживопись |
О слезах клоуна и треснувшем зеркале. Постскриптум к прямому эфиру |
Второй сезон нашего ток-шоу "Книга как поступок" мы с моим постоянным соведущим Романом Симдяновым решили начать с одного из самых неоднозначных и дискуссионных романов Генриха Бёлля "Глазами клоуна". Генрих Бёлль был один из активных участников так называемой "Группы 47". Это объединение немецкоязычных авторов, организованное немецким писателем Хансом Вернером Рихтером (Hans Werner Richter) и активно действовавшее на протяжении двадцати лет (1947—1967). Наиболее известная литературная группа в странах немецкого языка за период после Второй Мировой войны. Прообразом создателям послужило испанское Поколение 98 года. Первые попытки объединить немецкоязычных писателей, противостоявших гитлеризму и ставящих целью осмысление опыта нацизма, Холокоста и Второй Мировой войны, были предприняты Альфредом Андершем, издававшим в 1946—1947 годах в Мюнхене ежемесячный журнал «Призыв» (нем. Der Ruf). Журнал был закрыт администрацией оккупационных сил США «за нигилизм», вместо него с сентября 1947 года начал выходить журнал «Скорпион», но вскоре и он прекратил деятельность из-за недостатка финансовых средств. Воля к объединению, тем не менее, сохранилась. Члены сообщества были ориентированы на представление и осмысление реально пережитого «здесь и сейчас», противостоя любой абстракции и идеализации прошлого, настоящего и будущего. Твердого членства в Группе не было. Приглашённые открытками члены собирались дважды в год для представления и обсуждения новых произведений (читались только неопубликованные сочинения). Вещи, получившие наибольшее признание, с 1950 поощрялись премией (вначале премиальный фонд складывался из личных взносов участников, впоследствии к ним присоединились вклады нескольких радиостанций). Рихтер называл такую форму «приватной публичностью».
Эстетические и идеологические принципы этого объединения, на мой взгляд, очень повлияли на роман Бёлля. Весь роман строится на внутреннем монологе с разными инсайтами в прошлое главного героя - клоуна Ганса Шнира. В романе поднимается такое количество проблем, что только одно их перечисление займет немалое время. Основным мотивом романа является лицемерие социального окружения главного героя.
Это произведение было настолько неоднозначным, что вызвало широкий общественный резонанс. Клерикальные организации и отдельные общественные представители преследовали автора за его, как они считали, аморальное и порочащее церковь произведение. Но писатель в романе не выступает против веры и религии, он против обращения церкви в инструмент подавления личности. Это роман о частной судьбе клоуна Ганса, которого бросила любимая женщина и он испытывает из-за этого страдания. Интересно, что сам Бёлль всю жизнь оставался на позициях либерального католицизма, поэтому описанное в романе скорее критическое восприятие религиозной действительности изнутри, на что Бёлль имел полное нравственное право.
Действие романа занимает три часа и построено на описании состояния и внутренних монологах главного героя. Произведение смело можно назвать «романом состояния». Прожив с Гансом три года, девушка ушла, чтобы вступить в брак с католиком. Для главного героя это стало предательством, ведь он знает, что Мария его любит, а ее замужество продиктовано общественной моралью и кольцом осуждения, в котором жила девушка три года. Ганс испытывает чувство «брезгливого отвращения» к тем истинным католикам, которые, разрушив одно счастье, не создали другого, но радуются формальному порядку в отношениях - для героя важнее всего именно чувство. Однако рамки романа не исчерпываются любовными переживаниями Ганса.
Наряду с обличительным внутренним монологом католической церкви Ганс искренне возмущается безразличием людей к духовным качествам других людей и вниманием к формальным вещам. Буржуазное общество обесценивает душу человека, делая ее вещью. Даже к семье у Ганса нет настоящей привязанности, так, он не может простить матери того, что она с легкостью отпустила на войну единственную дочь Генриетту. Ганс не понимает, почему его богатая семья живет впроголодь, он презирает своих родных за душевную черствость: «Мои домашние сидели на своих поганых миллионах, исторгнув меня и наслаждаясь своей моральной правотой».
Главного героя, а вместе с ним и Бёлля, возмущает следование удобным общепринятым нормам, а не жизнь по совести. Символично, что такие мысли автор вложил в уста клоуна, который по своей сути является «человеком наоборот». Маска клоуна Ганса, грим - это не только символ профессии, но и символ отчуждения от мира. У Ганса кризис, нет развития, и он садится в переходе с гитарой, понимая, что это окончательно губит его карьеру. Но этим поступком он оправдывает свободу выбора в творчестве, вероисповедании и пр. Фигура клоуна трагична, финал любовной линии остается открытым, но герой понимает, что многие вопросы ему в одиночку не решить. Бёлль показывает, что человек зависит от мира, в котором живет, заканчивая книгу протестом Ганса - это и протест самого автора, что является жизнеутверждающим финалом.
Дискуссия у нас получилась горячей и интересной. Мне кажется нам с Романом получилось показать неоднозначность и многоплановость книги и ее трактовки.
Если вам не удалось послушать прямой эфир, то вы можете послушать его запись. Запись выкладываю в блоге. Передачу можно также послушать на сайте радио "Новая жизнь".
Слушайте, спорьте, не соглашайтесь, но не будьте равнодушными! Жду ваших откликов!
Из рубрики "Я плакалЪ". Дедушка приехал! |

Метки: фото природа фото природы болдино фото осени фото дождя фото собак фото людей фото города фото кошек фото зверей юмор |
Литклуб. Анонс обсуждения романа Алексея Макушинского "Пароход в Аргентину" |

Друзья! Завтра в нашем виртуальном Литклубе состоится обсуждение романа Алексея Макушинского "Пароход в Аргентину", в котором будет принимать участие сам автор! Все желающие могут присоединиться. В этом виртуальном заседании нашего литклуба будет уникальная возможность задать вопросы о книге самому автору и пообщаться с ним. Обсуждение будет проходить в моем ЖЖ (
esdra)! Завтра я размещу ссылочку на обсуждение, которое начнется в 10:00 по Московскому времени.
Метки: литклуб алексей макушинский пароход в аргентину обсуждение книг книги литература современная проза толстой ммквя книжная ярмарка ввц |
"Эверест" - для меня фильм года |
"Эверест" - фильм основан на реальных событиях. Для меня это фильм года. Жду его премьеры очень!
Метки: кино видео киноновинки трейлеры новости кино новинки кино трейлеры русские |
Фото дня. Хозяйка таверны |

Фото: (с) Scorpio
|
Метки: фото фото дня фото дождя фото природы фото детей фото кошек фото животных фото собак фото города фотопейзажи фото знаменитостей фотографика фотоживопись |
Из рубрики "Я плакалЪ" |

Метки: фото природа фото природы болдино фото осени фото дождя фото собак фото людей фото города фото кошек фото зверей юмор |
Сегодня в ток-шоу "Книга как поступок" роман Генриха Бёлля "Глазами клоуна" |
Сегодня мы открываем второй сезон ток-шоу "Книга как поступок". На этот раз герой передачи роман немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Генриха Бёлля «Глазами клоуна», поднимающий сложные социальные, этические и духовные вопросы, которые остаются актуальными и до сих пор.
В 1972 году Бёлль стал третьим из немецких писателей после Германа Гессе и Нелли Закс, удостоенным Нобелевской премии после Второй мировой войны. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века.
Мы будем говорить о том, какие вопросы поднимал Бёлль в романе "Глазами клоуна", религиозном диспуте в послевоенной Германии и этических вопросах, который затронул автор в своем романе.
Вы можете задать вопросы через смс - номер для смс +7 (910) 4444 66 8 и Google Hangouts: nlrnetwork, а также скайп: nlrnetwork или задайте свои вопросы у меня в блоге и я гарантирую, что они прозвучат в эфире передачи!
Не пропустите ток-шоу «Книга как поступок» в среду, 23 сентября в 19:00!
Метки: ток-шоу культуротека культуротка книга как поступок скачать передачи авторское ток-шоу ток-шоу культуротека с игорем поповым скачать подкасты подкасты история фантастики |
Северная стена |
Метки: альпинизм горы эверест фильм кино видео фильмы об альпинизме |
Фото дня. Улочки старого Таллинна |

Фото: (с) Scorpio
|
Метки: фото фото дня фото дождя фото природы фото детей фото кошек фото животных фото собак фото города фотопейзажи фото знаменитостей фотографика фотоживопись |
И немного Пушкинской осени |
Метки: фото природа фото природы болдино фото осени фото дождя фото собак фото людей фото города фото кошек фото зверей |
Записки Пилигрима. И пробуждается поэзия во мне |
На прошлой неделе я совершеил короткое, но феерическое путешествие в Пушкинское Болдино. Началось мое путешествие с Нижнего Новгорода, куда я уехал прямо после эфира с писателем Андреем Геласимовым. Путь был не близкий - до Болдино от Нижнего Новогорода 270 верст почитай как. Ехали мы через Арзамас. Где и сделали первую остановку.
Камень стоит на том месте, где в 1918 году крестьяне села Болдино приняли решение о сохранении имения Пушкина и его личной охране
|
Завтра в ток-шоу "Книга как поступок" - Генрих Бёлль "Глазами клоуна" |
Ток-шоу «Книга как поступок» открывает свой второй сезон. Главным героем наших передач являются книги. Мы говорим о смыслах, идеях и том влиянии, которая оказала книга на общество. На этот раз герой передачи роман немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Генриха Бёлля «Глазами клоуна», поднимающий сложные социальные, этические и духовные вопросы, которые остаются актуальными и до сих пор.
Печататься Бёлль начал в 1947 году. Первые произведения — повесть «Поезд приходит вовремя» (1949), сборник рассказов «Путник, придёшь когда в Спа…» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951, русский перевод 1962). В 1967 году Бёлль получил престижную немецкую премию Георга Бюхнера. В 1971 году Бёлль был избран президентом немецкого ПЕН-клуба, а затем возглавил и международный ПЕН-клуб. Этот пост он занимал до 1974 года. В 1969 году на телевидении состоялась премьера снятого Генрихом Бёллем документального фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург». В 1967 году Бёлль побывал в Москве, Тбилиси и Ленинграде, где собирал материал для него. Ещё одна поездка состоялась через год, в 1968 году, но только в Ленинград. В 1972 году стал третьим из немецких писателей после Германа Гессе и Нелли Закс, удостоенным Нобелевской премии после Второй мировой войны. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века.
Мы будем говорить о том, какие вопросы поднимал Бёлль в романе "Глазами клоуна", религиозном диспуте в послевоенной Германии и этических вопросах, который затронул автор в своем романе.
Вы можете задать вопросы через смс - номер для смс +7 (910) 4444 66 8 и Google Hangouts: nlrnetwork, а также скайп: nlrnetwork или задайте свои вопросы у меня в блоге и я гарантирую, что они прозвучат в эфире передачи!
Не пропустите ток-шоу «Книга как поступок» в среду, 23 сентября в 19:00!
Метки: ток-шоу культуротека культуротка книга как поступок скачать передачи авторское ток-шоу ток-шоу культуротека с игорем поповым скачать подкасты подкасты история фантастики |
Анатолий Букреев. Непокоренная вершина |
Документальный фильм про легенду советского альпинизма, одного из героев нового фильма "Эверест" Анаталия Букреева
Метки: анатолий букреев альпинизм горы эверест |
Фото дня. Перед закатом |

Фото: (с) Scorpio
|
Метки: фото фото дня фото дождя фото природы фото детей фото кошек фото животных фото собак фото города фотопейзажи фото знаменитостей фотографика фотоживопись |
Фантастические миры от Kuldar Leement |
|
Метки: фото фото дня фото дождя фото природы фото детей фото кошек фото животных фото собак фото города фотопейзажи фото знаменитостей фотографика фотоживопись |
Сила слова и бессилие слов |
Моя новая статья "Сила слова и бессилие слов", написанная для авторской рубрики "Культурный код Игоря Попова" в газете "Мирт".
Для меня выбор кинофильма для просмотра – занятие довольно мучительное. Всегда приходится преодолевать множество собственных установок, чтобы согласиться потратить полтора, а то и три часа на то, чтобы смотреть на иллюзию жизни и задавать себе вопрос о том, готов ли я обмануться и поверить в реальность этой иллюзии.
Но есть редкие кинофильмы, которые пленяют меня с первого кадра. Я еще не знаю истории, мне незнаком герой и неведомы его переживания, но что-то заставляет меня внимательно следить за происходящим на киноэкране. Наверное, это и есть самая главная тайна великого искусства, его мистерия.
Метки: мои статьи статьи журналистика авторская рубрика к Богу публицистика журнал живописная россия моя публицистика культурный код игоря попова мирт |